Партнеры журнала:

Мебельное производство

Мастерская TreeStar

Столярное производство для ресторанов и кафе

Столярная мастерская TreeStar выросла в небольшое, но успешно развивающееся производство из хобби его создателя Артема Большакова. А точнее, супруги Артема – Ники Ворониной, кандидата психологических наук.

Началось с производства детских развивающих игрушек из древесины для частного детского сада. Изделия были несложные, требовался минимальный набор оборудования: лобзик и распиловочный станок. Затем основатель фирмы задумал самостоятельно сделать мольберт, чертеж которого удалось найти в сети Интернет. Это была уже сложная складная конструкция, и для изготовления ее составных частей требовалось большое количество операций, которые выполнить «на коленке» оказалось невозможно.

Тогда Артем начал серьезно обустраивать мастерскую: сделал верстаки, купил несколько станков. В ноябре 2016 года появился фуговально-рейсмусовый станок Jet JPT-10b, и появилась возможность выполнять мелкосерийные заказы, то есть хобби превратилось в небольшой, но полноценный бизнес.

Сначала Артему удавалось совмещать увлечение деревообработкой с основной работой – директором по развитию кондитерской компании. Хватало вечеров и выходных. С увеличением количества заказов пришлось полностью посвятить себя столярному производству.

Название мастерской TreeStar объясняется тем, что работают в ней трое – это семейная компания в форме ИП.

Почти с самого начала заказчиками были рестораны, кафе, производители пищевой продукции – эта ниша столярного бизнеса оказалась свободной. И сейчас основным направлением деятельности TreeStar стало производство по индивидуальным эскизам столярных изделий для ресторанов и кафе: сервировочных и разделочных досок, а также различных предметов сервировки – под приборы, салфетки и т. п. Сначала заказы поступали от петербургских компаний, затем появились и московские. Среди заказчиков TreeStar сеть ресторанов «На парах», ресторан «Мы дружим», Союз художника и кондитера «Марфа», московский ресторан «Море внутри», компания «Цифра», EnergOn – производитель энергетической жевательной резинки и конфет.

Кроме того, TreeStar выпускает сувенирную продукцию премиум-класса.

В начале в качестве сырья использовали в основном фанеру, но сейчас почти полностью перешли на работу с массивом древесины. В основном это отечественные твердолиственные породы: дуб, бук, ясень, карагач и т. д. Для некоторых заказов приобретается экзотическая импортная древесина. Поскольку компания производит малогабаритные изделия, для них вполне подходят короткие – до 1,5 м – высушенные обрезные доски, которые у поставщиков заметно дешевле длинных.

К массиву сосны в TreeStar относятся довольно прохладно, так как не удалось найти сосновые пиломатериалы достойного качества: обращались больше чем к десяти поставщикам. Из-за большого количества сучков и низкого качества сушки материал часто коробится после раскроя на заготовки. Да и не очень подходит мягкая сосна для специфической продукции компании: официанты или посетители ресторанов иногда роняют деревянные изделия, и на них не должно оставаться вмятин весь срок службы – не менее трех лет.

Сырье компания приобретает у поставщиков из Санкт-Петербурга, где их довольно много, что создает благоприятную конкурентную среду и обеспечивает комфортный по цене и качеству выбор пиломатериалов. Хотя в TreeStar отмечают постоянный рост цен на импортную древесину, обусловленный привязкой к валютному курсу. Например, менее чем за год американский орех подорожал более чем на 30%, с 200 тыс. до 260 тыс. руб. за один кубический метр. Тогда как цена древесины бука за последние три года практически не изменилась. Из-за постоянных валютных скачков в TreeStar в последнее время стараются не предлагать заказчикам изделия из экзотических пород, поскольку это грозит работой в убыток: сложно прогнозировать стоимость сырья к моменту выполнения заказа.

Малогабаритные столярные изделия имеют специфику экономики производства. Если при изготовлении мебели из массива твердолиственной древесины соотношение стоимости пиломатериала и работы может доходить до 1:1, то для продукции TreeStar в среднем 1:10. Стоимость изделий в компании рассчитывают по технологической карте производства. Для этого определяется количество операций для изготовления изделия и время их выполнения, рассчитывается требуемое количество нормо-часов, затем исходя из месячной ставки оплаты труда устанавливается стоимость изделия с учетом затраченных на него материалов и норматива прибыли.

Такая практика соответствует стратегии TreeStar, которая нацелена на расширение, переход от работы «на себя» к найму персонала. Развитие бизнеса в компании видят в двух параллельных направлениях: производство серийных столярных изделий и штучное изготовление эксклюзивных изделий.

Сегодня в компании стараются держаться золотой середины между дешевыми изделиями крупносерийного производства и дорогими эксклюзивными изделиями, выполняя в основном мелкосерийные заказы от 10 штук – обычно 20–40 штук. Это позволяет сократить время изготовления единицы продукции и заметно снизить стоимость изделий в сравнении со штучным производством.

В TreeStar гордятся, что все оборудование для хоть и небольшого, но хорошо оснащенного цеха приобретено без привлечения заемных средств – только из прибыли. Часть оборудования куплена под выполнение крупных заказов. Все оборудование недорогое, предназначено только для обработки небольших заготовок, что ограничивает расширение ассортимента выпускаемых изделий, скажем, до мебельных, и т. п.

Обычно дизайн изделий диктует заказчик, хотя иногда коллективу приходится вместе с ним разрабатывать оптимальный эскиз изделий в соответствии с поставленной задачей. По эскизу или фотографии в программе Autodesk Inventor Professional создается 3D-модель, которая согласуется с заказчиком, а затем запускается в производство.

Конечно, для эффективного и качественного выполнения разнообразных заказов приходится постоянно учиться. Тем более что специального образования по столярному делу никто в коллективе не имеет. В компании нашли довольно оригинальный выход, выбрав в качестве наставника, справочника и учителя видеохостинг YouTube. По словам Артема Большакова, 99% используемых знаний по деревообработке он получил, смотря ролики этого интернет-канала. Видеоуроки YouTube преподносят информацию намного доступнее, чем специализированные учебники, позволяют учиться на чужих ошибках, правда, не исключая собственных. Помог YouTube и самостоятельно сделать аспирационную установку.

Конечно, в столярном бизнесе, как и в любом, есть свои сложности и подводные камни. В первые годы надо заработать себе имя, освоиться в выбранном сегменте. Артем Большаков считает, что при открытии столярной мастерской критичны первые два года работы, которые определяют жизнеспособность проекта.

TreeStar пережила эти два года, хотя и не без упаднических настроений. Одна из основных задач – поиск клиентов и заказов. Со временем TreeStar удалось оптимизировать его. Сейчас для привлечения клиентов создан и развивается сайт компании – один из основных каналов продаж и поддержания узнаваемости бренда. В узком сегменте рынка постепенно помогает и сарафанное радио. Кроме того, TreeStar ежедневно рассылает минимум десять коммерческих предложений в действующие рестораны и кафе. Эффективность такой рассылки варьирует в очень широких пределах.

Приходится учитывать специфику работы с ресторанами и кафе: собираясь открыть заведение, денег владельцы обычно не жалеют, но потом начинается оптимизация расходов для ускорения окупаемости проекта. Поэтому TreeStar приходится постоянно отслеживать, где планируется открытие новых ресторанов и кафе. Хотя и уже давно работающие рестораны со временем приходят к необходимости замены сервировочных изделий, когда-то закупленных за рубежом. И тут высокий курс иностранных валют помогает столярному производству получить заказы. 

Текст Игорь Григорьев, д-р техн. наук,
профессор кафедры «Технология и оборудование лесного комплекса» Якутской ГСХА