Биоэнергетика

Топливные брикеты

Рынок растет

С повышением стоимости круглых лесоматериалов и ростом спроса на биотопливо на мировых рынках лесопильные и деревообрабатывающие предприятий стали массово запускать участки по выпуску пеллет и топливных брикетов, в результате чего за последние пять лет видимое производство этой продукции в России почти удвоилось.

Вместе с тем довольно много малых предприятий, выпускающих небольшие объемы топливных брикетов, до сих пор остаются вне поля зрения официальной статистики.

Официальные данные

Объем производства древесного биотоплива в Российской Федерации растет быстрыми темпами и на первое полугодие 2019 года достиг 766 тыс. т, превысив показатель того же периода 2018 года на 19% и не добрав всего 16% до объема годового производства в 2014 году.

При этом, по данным проекта «Сделано у нас» (на основе данных ФТС России), объем отгруженных на экспорт пеллет превысил видимое производство и достиг 848 тыс. тонн.

Еще более странная ситуация на рынке топливных брикетов, на котором работает много малых предприятий с объемом годового производства до 1000 т, но сведения о них не попадают в официальную статистику, что затрудняет комплексную оценку и прогнозирование развития сегмента.

По оценкам Ассоциации «Лестех», совокупная годовая емкость рынка топливных брикетов, которые выпускаются более чем на 280 предприятиях, может достигать 450 тыс. т, и около половины этого объема реализуется на внутреннем рынке.

Целью настоящего исследования явилась качественная оценка рынка топливных брикетов на основе анкетирования предприятий. Респондентами стали представители 93 компаний, выпускающих в совокупности более 200 тыс. т. брикетов в год.

Рис. 1. Распределение производственных мощностей по видам брикетов
Рис. 1. Распределение производственных мощностей по видам брикетов

Продукция

В промышленном производстве превалируют брикеты RUF, которые составляют почти 74% продукции опрошенных предприятий.

Остальную долю рынка обеспечивают брикеты следующих видов:

  • Nestro (в совокупности с продукцией, выпускаемой на линиях Nestro, но укомплектованных прессами RUF) – 8%;
  • Pini Kay – 7%;
  • совокупная доля брикетов Nielsen и брикетов других типов – 10%.

Необходимо отметить весьма небольшой объем производства – менее 1% рынка – угольных брикетов, которые в промышленном объеме выпускает только одно предприятие.

Суммарное производство биотоплива в России
Суммарное производство биотоплива в России

Сырьевое обеспечение

Большинство предприятий используют собственное сырье – опилки и стружки, получаемые от основного технологического процесса: лесопиления или деревообработки. В общем объеме доля таких брикетов составляет 71%.

С использованием сырья из внешних источников производится 29% брикетов, в том числе 11% из смеси собственного и покупного сырья и 5% с вовлечением бесплатного сырья других предприятий.

Ряд компаний с совокупным объемом производства примерно 13% отечественного рынка брикетов, не имея собственной лесосырьевой базы, зависят от поставок опилок, щепы и стружки с других предприятий.

Основные объемы топливных брикетов – 85%, выпускаются на производственных участках, входящих в состав других деревообрабатывающих производств.

Распределение этого объема выпуска брикетов по видам головного производства выглядит следующим образом:

  • на лесопильных предприятиях – 39%;
  • на лесопильно-деревообрабатывающих предприятиях – 42%;
  • на фанерных предприятиях – 18%;
  • на мебельных производствах – 1%.

В рамках самостоятельных, не связанных с деревообрабатывающими компаниями предприятий, выпускается только около 15% брикетов.

Для изготовления брикетов производители чаще всего используют древесину двух пород: сосны и ели.

Характерно, что 61% предприятий не отдают приоритета ни одной из этих пород, выпуская продукцию либо по очередности поставок сырья, либо в смеси.

В последние годы увеличивается доля березы, вовлекаемой в производство биотоплива, на долю которой в первой половине 2019 г. пришлось 18%. Преимущественно из березы изготавливаются брикеты RUF.

Менее востребованной является древесина лиственницы – 5% и бука – 0,14%, из которой преимущественно выпускаются брикеты Pini Kay, а также осины, брикетируемой в прессах RUF, на долю которой приходится около 1%.

Рис. 2. Сырьевое обеспечение предприятий по выпуску брикетов в первой половине 2019 г.
Рис. 2. Сырьевое обеспечение предприятий по выпуску брикетов в первой половине 2019 г.

Загрузка производственных мощностей

Несмотря на то, что рынок биотоплива растет, только 62% компаний-респондентов в первой половине 2019 г. смогли обеспечить полную загрузку имеющегося производственного оборудования.

По различным причинам, основными из которых являются отсутствие дешевого сырья, высокая стоимость доставки продукции до потребителя, низкая покупательная способность населения, около 6% предприятий временно законсервировали производственные мощности и не осуществляют выпуск брикетов.

В качестве основных причин простоев и недозагрузки оборудования респонденты указали следующие:

  • недостаток спроса – 34%;
  • нехватка сырья – 31%;
  • нерентабельность производства – 17%;
  • технические проблемы – 17%.
Рис. 3. Производства, при которых организуется участок брикетирования
Рис. 3. Производства, при которых организуется участок брикетирования
Рис. 4. Выпуск брикетов из различных пород древесины
Рис. 4. Выпуск брикетов из различных пород древесины
Рис. 5. Загрузка производственных мощностей по выпуску брикетов
Рис. 5. Загрузка производственных мощностей по выпуску брикетов
Рис. 6. Способ поставки брикетов потребителям
Рис. 6. Способ поставки брикетов потребителям

Отгрузка готовой продукции

Большинство производителей отгружают готовую продукцию большими партиями на поддонах – 65% объемов совокупного производства.

Небольшими партиями и упаковками для розничных магазинов и частных потребители отгружается 31%.

На долю индивидуальных покупателей, приобретающих топливные брикеты россыпью, приходится 4% от объема выпускаемой продукции.

Реализация топливных брикетов осуществляется в нескольких направлениях и во многом зависит от местоположения производства и объема выпуска продукции.

Исходя из анализа данных респондентов, общий объем экспорта брикетов находится на уровне 68%. Однако, эти сведения весьма вариативны, поскольку большое количество производителей отгружает продукцию оптовым покупателям и не знает ее дальнейшего назначения.

Большая часть респондентов имеет несколько каналов реализации продукции, соотношение между которыми изменяется в течение года в зависимости от рыночной конъюнктуры.

Рис. 7. Распределение объемов поставок по каналам продаж, %
Рис. 7. Распределение объемов поставок по каналам продаж, %

Средняя стоимость брикетов

Минимальная и максимальная стоимость топливных брикетов внутри регионов на разных предприятиях существенно отличаются в зависимости от объемов производства и расположения конкретного завода.

Рис. 8. Средняя стоимость 1 тонны топливных брикет
Рис. 8. Средняя стоимость 1 тонны топливных брикет

Текст: Александр Тамби, д-р техн. наук
Андрей Забелин, ассоциация «Лестех»