Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Тема номера

«Лесной эталон»

Сохранение лесов и биоразнообразия не прекращается!

FSC остается в России в усеченном виде, чтобы сохранить «на земле» возможность положительного влияния на леса, биоразнообразие и людей, связанных с лесом. Но рыночные механизмы, мотивировавшие российских лесопромышленников следовать строгим правилам международной системы в текущей ситуации «отключаются». Решением проблемы может стать «Лесной эталон».

8 марта 2022 года под давлением общественного мнения Международное правление FSC International приняло решение о приостановке всех торговых сертификатов в России на неопределенное время. Для отечественных компаний лесного сектора это означает, что свою продукцию они не смогут продавать как FSC-сертифицированную.

Вводные данные

Решение, принятое FSC International, вступило в силу 8 апреля. Оно может привести к печальным последствиям в России: сокращению рабочих мест на предприятиях лесного комплекса, частичной утрате лесов высокой природоохранной ценности и сокращению социальных обязательств предприятий перед работниками и местным населением лесных поселков и городов.

Коллектив офиса FSC России и его Координационный совет сочли, что такое «отключение» России от международной системы недопустимо, и приняли решение о разрыве отношений с FSC International, а также о закрытии офиса FSC России. Но коллектив квалифицированных специалистов российского офиса остался, не потеряны силы, энергия, 20-летний опыт сертификации и желание продолжать работу по сохранению биоразнообразия и ценных лесов, продолжать налаживать механизмы, которые помогают местным жителям лесных поселков, зависящим от леса.

Именно сейчас рушатся рыночные связи, логистические цепочки, предприятия стоят перед выбором – прекратить деятельность или переориентироваться на рынки сбыта, где экологическим и социальным вопросам не уделяют столько внимания. Возникает опасность, что лесопользователи перестанут придерживаться экологических и социальных обязательств, взятых в рамках добровольной сертификации. Также появляются риски отказа торговых сетей от своих обязательств в сфере устойчивого развития и достижения ЦУР ООН.

Чрезвычайная обстановка потребовала неординарных и решительных мер. Как техническое решение, «здесь и сейчас», чтобы не потерять все наработки и достижения системы сертификации FSC, мы создали российскую схему добровольной лесной сертификации «Лесной эталон» и предлагаем продолжать использовать все стандарты FSC без изменений в рамках новой системы. Продукция, соответствующая этим стандартам, не будет маркироваться знаками FSC (с 8 апреля для продукции российского происхождения это не разрешено FSC International), но будет позиционироваться как продукция «из ответственно управляемых лесов и других ответственных источников» и может иметь маркировку «Лесной эталон» и заявление в товаросопроводительной документации.

Цели такого шага – временная поддержка ответственного лесопользования в России в экстраординарных условиях, поддержка положительного имиджа российского ЛПК и (что особенно важно!) сохранение рынков сбыта для ответственных лесопользователей, а также возможность отделения цепочек из ответственно управляемых лесов в России от всех остальных. Мы хотим, чтобы у крупных потребителей древесины и продукции из нее по-прежнему была возможность демонстрировать приверженность целям устойчивого развития с использованием аудируемой нефинансовой отчетности и без самодеклараций и гринвошинга.

Основой для новой схемы стала возможность, которую мы и заинтересованные стороны смогли отвоевать у FSC International, – сохранение «чистого» FSC-сертификата, без внутренней цепочки поставок. Предприятия могут переоформить свои сертификаты FSC FM/CoC (лесоуправление с цепочкой поставок) на сертификаты FSC FM («чистое» лесоуправление). «Лесной эталон» такие сертификаты будет признавать, но также будет признавать и приостановленные в этот период не переоформленные сертификаты FM/CoC.

В схеме «Лесной эталон» не нужно платить двойной сбор за сертификаты лесоуправления, если уже есть сертификаты, выданные FSC, – только за сертификаты цепочек поставок. Это позволит предприятиям избежать лишних затрат.

Схема добровольной лесной сертификации «Лесной эталон» в настоящее время проходит регистрацию. Владелец схемы – ООО «Ответственное управление лесами» (ООО «ОУЛ»), образованное в 2015 году и до 6 апреля 2022 года остававшееся одним из юридических лиц FSC России. Схема и стандарты регистрируются по всем правилам. Предусмотрено в том числе использование товарных знаков.

Схема сертификации «Лесной эталон» позволит сохранить все лучшее, что накоплено за два десятилетия работы FSC в России, а в случае скорого завершения конфликта в Украине и улучшения международной обстановки – обеспечить относительно быстрое и легкое возвращение российских производителей в систему FSC. Если FSC International снова активирует российские сертификаты, временная схема сможет прекратить работу за ненадобностью.

Впрочем, если сложная ситуация и блокировка российского ЛПК на европейском и североамериканском рынках затянутся, система сертификации «Лесной эталон» вполне сможет стать постоянным решением и даже выступить основной национальной системой лесной сертификации. Коллектив «Лесного эталона» имеет колоссальный опыт в развитии лесной сертификации, в том числе по вовлечению и медиации противоборствующих сторон (например, бизнеса и защитников природы) для совместных решений, и это отличает нас от других инициативных групп.

Запрос и готовность рынка

В связи с санкциями, наложенными на Россию ЕС и США, самые большие проблемы для российских лесопромышленников на данном этапе заключаются в обрыве цепочек поставок и переориентации экспорта. Однако, несмотря на закрытие экологически чувствительного европейского рынка, многие игроки на других внешних рынках не хотят (а вернее, не могут) прямо сейчас потерять поставки древесины из России, поскольку цены и на сертифицированную, и на несертифицированную древесину резко увеличатся – по отдельным сегментам, возможно, до 50%. В этом случае древесина или товары из нее российского происхождения по-прежнему будут интересны зарубежным компаниям и потребителям. Однако одновременно с этим многим зарубежным партнерам понадобится подтверждение легальности и устойчивости происхождения российской древесины. Поскольку международные системы добровольной сертификации прекратили работу в России и «подвесили» сертификаты, подтверждения третьей стороны, заверенного аудиторами, наши лесопромышленники предоставить не смогут. Таким образом, система «Лесной эталон» останется единственной в России схемой добровольной лесной сертификации, верифицируемой независимыми аудиторами.

Решающим для развития российской схемы на данном этапе будет внутренний рынок.

Критически значимой для сохранения наших лесов и развития схемы «Лесной эталон» будет позиция крупных потребителей лесобумажного сырья и продукции, а также ритейла. Они также сталкиваются с беспрецедентными сложностями, но не собираются отступать от обязательств по устойчивому развитию, взятыми ранее. А значит, им потребуется подтверждение ответственного происхождения для их нефинансовой отчетности.

Также очевидно, что именно поддержка органов по сертификации (аудиторов) и лесопромышленников, и участников всей цепочки переработки древесины, определит, жизнеспособна ли схема.

6 апреля на закрытой онлайн-встрече с российскими держателями сертификатов FSC, куда пришли более 250 человек, мы, как разработчики «Лесного эталона», опросили участников, как им нравится идея и готовы ли они включиться в новую сертификацию. Проголосовали 75 респондентов, из них держатель сертификатов FSC – 72%, органы по сертификации – 13%, консультанты, НКО и ритейл – 15%. Мнения, разумеется, разошлись. 70% опрошенных специалистов сказали, что им нравится идея системы «Лесной эталон», 18% еще не определились,10% идея не понравилась. 70% рассматривают вариант сотрудничества, 22% еще не определились, будут ли сотрудничать, и только 6% сотрудничать не хотят.

В целом можно отметить, что сейчас важно консолидированное решение всех (или активного большинства) игроков рынка, хотят ли они сохранить в России достижения добровольной лесной сертификации как механизма со всеми дополнительными выгодами – для бизнеса, людей, лесов и их обитателей.

Комментарии специалистов

Проведенный на встрече опрос, а также вопросы, которые специалисты задают во время обсуждения, и запросы отраслевой прессы показывают нам, какие сложности и перспективы они видят и как оценивают шансы на успех. Во многом они ориентируются друг на друга и прислушиваются к партнерам, конкурентам или представителям дальше по цепочке. Для развития полноценной системы сертификации нам нужны разные мнения, в том числе и критические, все они помогут принять более взвешенные и правильные решения для сохранения лесов России и возвращения доверия к нашей продукции на международных рынках.

Результаты опроса российских держателей сертификатов FSC

Результаты опроса российских держателей сертификатов FSC
Нравится ли вам идея системы «Лесной эталон»
Рассматриваете ли вы возможность сотрудничества с «Лесным эталоном»
Рассматриваете ли вы возможность сотрудничества с «Лесным эталоном»

Алексей Ярошенко, Greenpeace России

К созданию системы сертификации «Лесной эталон» я отношусь скептически. Тридцатилетний опыт развития в мире добровольной лесной сертификации выявил некоторые концептуальные проблемы, которые пока так и не удалось решить. Например, проблема финансовой зависимости сертифицирующих (органов сертификации) от сертифицируемых (лесовладельцев и лесопользователей) и связанный с ней конфликт количественных показателей сертификации (от которых зависит финансовое благополучие всей системы) и качественных (отражающими реальное соблюдение принципов, критериев и стандартов). Ни у одной из существующих систем добровольной лесной сертификации не получилось решить эти проблемы сколько-нибудь удовлетворительно. Хотя сертификация стала во многих регионах чуть ли не обязательным требованием, лесные проблемы, которые она когда-то была призвана решать, не только никуда не делись, но даже и усугубились. Я не вижу, как с этим может справиться новая система сертификации.

Главный риск связан с невозможностью получения объективной оценки заинтересованных сторон, независимых экспертов, местного населения, работников предприятий. Когда за критику власти можно получить такое же наказание, как за умышленное убийство, мало кто решится объективно говорить о проблемах государственного управления лесами (а у нас все сертифицированные леса государственные). Когда рынок труда резко сокращается, мало кто решится объективно говорить о нарушениях работодателя. Социологи говорят о небывалом проценте отказов при проведении социологических исследований в последние два месяца. Нет никаких оснований думать, что при аудите лесоуправления будет как-то по-другому, а значит, оценить соблюдение некоторых критериев и индикаторов будет просто невозможно. Да и самим аудиторам может просто не хватить смелости для оценок и принятия опасных для них решений.

С внешним контролем тоже будут проблемы: многие «инакомыслящие» СМИ, в том числе писавшие о проблемах лесного комплекса, закрыты, деятельность общественных организаций тоже подавлена. А внешний по отношению к сертификации контроль – важнейший мотив к повышению качества работы. Сертификаты могут появиться, но вряд ли они получат широкое признание, и вряд ли сертификация будет существенно влиять на реальную практику хозяйствования.

Илья Вервейко, руководитель отдела по лесной политике, АО «Группа "Илим"»

Создание национальной системы добровольной лесной сертификации нам видится одним из предпочтительных вариантов действия в сложившихся обстоятельствах. При этом такая система должна быть постоянной, самодостаточной, то есть со своими разработанными стандартами, и независимой от других систем сертификации. Стратегически было бы правильнее создавать именно такую систему. Что касается «Лесного эталона», пока заявленная система не отвечает указанным критериям национальной системы сертификации.

Кроме того, если «Лесной эталон» – это временная замена FSC в России, мы видим риск в признании FSC International новой системы. Другой риск – непонятная востребованность системы «Лесной эталон»: станет ли эта схема сертификации значимой для наших клиентов, а «временность» добавляет сложности в объяснении ее особенностей нашим клиентам.

Также стоит отметить трудоемкость перестройки большой компании на новую систему сертификации и передачи правильной понятной информации о сертификации каждому следующему звену в длинных цепочках поставок. Это обуславливает риск потери информации и непринятия системы «Лесной эталон» одним из звеньев цепочки поставок.

Если говорить о шансах на успех «Лесного эталона», все зависит от того, какую поддержку система получит внутри страны от каждой заинтересованной стороны, в первую очередь держателей сертификатов и органов по сертификации. Пока, по нашим данным, крупные компании не готовы поддерживать «Лесной эталон». Также важно учитывать обстановку в мире, действующие и вновь принимаемые санкции против России – насколько в этих условиях вообще возможен экспорт лесной продукции.

Наталья Трушевская, генеральный директор органа по сертификации «Лесная сертификация»

Отношение к созданию системы «Лесной эталон» положительное. Однако лучше всего говорить не о замене FSC в России, а о системе, основанной на FSC. Поскольку система FSC содержит много моментов, неприменимых к России, хотелось бы оптимизировать требования под современные реалии страны. Было бы хорошо, чтобы это был немного измененный взгляд на сертификацию.

Риски у новой системы, конечно, есть. Прежде всего непринятие ее лесопромышленниками. Сейчас отрасль столкнулась с проблемами поставок и переустройства рынка. У предприятий много своих сложностей – это и вопросы с персоналом, и остановленные производства, и кредитные обязательства, которые сейчас увеличились. Заботы по сохранению сертификации в такой ситуации, к сожалению, уходят на второй план. Это печальная тенденция, но такова реальность. Новая система сертификации имеет шансы на успех. Но тут важно, чтобы звезды сложились удачно.

Успех будет гарантирован, если представители разных экспертных групп все-таки не станут перечеркивать прежние наработки и достижения существующих систем сертификации лесоуправления. Для жизнеспособности сертификации необходимо разъяснять партнерам, работникам, органам управления, общественности, что смысл сертификации устойчивого развития не в бюрократии, а в ответственном управлении лесным ресурсом. На эти разъяснения требуется много сил и времени. Мы, как орган по сертификации, полностью поддерживаем начинание «Лесного эталона», поскольку это шанс сохранить в новой реальности то, что работало в рамках системы FSC. 

Текст:
Николай Шматков, Юлия Бурнышева