Упущенная выгода или точка роста для российского бизнеса?
Ответственное управление лесами может быть выгодно для целой цепочки производителей: лесопользователи – ЦБК – упаковка – бренды потребительских товаров
Почему почти все ЦБК пока отказываются от сертификации по системе «Лесной эталон»? Ожидают ли компании, что система получит большее признание на рынке, или компании хотят быть «экологически и социально ответственными» только на словах? Как в условиях такого «бойкота» ответственному ритейлу и производителям продукции оградить свои цепочки поставок от древесины сомнительного происхождения, из экологически и социально ценных лесов?
Многие бренды товаров повседневного спроса (FMCG), особенно международные бренды, продолжающие работать в России, хотят по-прежнему придерживаться подходов устойчивого развития. От держателей сертификатов (производителей упаковки) мы знаем, что их клиенты – международные компании все также стремятся выбирать упаковку ответственного происхождения и спрашивают именно ее. Такие компании не готовы взять на себя риски использования в своих цепочках поставок сырья из экологически или социально ценных лесов либо древесины неизвестного происхождения. Поэтому такие корпорации стараются закупать для своих товаров упаковку, ответственное происхождение которой подтверждено независимой третьей стороной.
Однако отечественные производители упаковки, в том числе и получившие сертификаты российских систем лесной сертификации, пока не могут удовлетворить этот запрос, поскольку в России крайне мало сертифицированных ЦБК, производящих продукцию с дополнительными экологическими и социальными характеристиками. Поскольку российские лесозаготовительные компании не спешат сертифицироваться по российским системам добровольной лесной сертификации, FMCG-компании часто вынуждены заказывать в Азии сертифицированную упаковку для своих российских подразделений.
И это печально, поскольку ЦБК в России никуда не делись, а многие из них годами работали по лучшим подходам с точки зрения ответственного отношения к лесным ресурсам, по требованиям, включающим не только соответствие законодательству РФ, но и дополнительные аспекты: работу с местными сообществами, коренными народами, консультации с природоохранными НПО, сохранение ценных малонарушенных лесных территорий, дополнительное сохранение биологического разнообразия на вырубках и др.
Таким образом, российские предприятия – производители качественной современной упаковки теряют добавленную стоимость самых высоких переделов. Лесозаготовительные компании в ситуации, когда их экспорт существенно снизился, тоже теряют объемы!
По данным Рослесинфорга, в 2022 году общий объем заготовки древесины в стране упал по сравнению с объемом предыдущего года на 13,5% и составил 194,6 млн м3.
Примечательно, что ЦБК не спешат проходить сертификацию по системе «Лесной эталон», предписывающую сохранение малонарушенных лесных территорий (МЛТ), которых еще много в Сибири и на Русском Севере, где компании получают новые участки в аренду. Совпадение? Между тем, надо отметить, что, несмотря на периодически возникающие проблемы вокруг сохранения МЛТ, система FSC в России, которая предписывает сохранение МЛТ, всегда находила возможность построить продуктивный диалог лесопромышленников и экологов, прийти к решениям, устраивающим обе стороны. Наиболее яркий пример – создание Двинско-Пинежского заказника в Архангельской области. За счет этого получилось и сохранить наиболее ценные малонарушенные леса, и удовлетворить потребность предприятий в сырье. «Лесной эталон» как преемник FSC готов служить площадкой для достижения консенсуса экологических, социальных и экономических интересов.
Вся суть сертификации в прозрачности и прослеживаемости цепочек поставок. Несертифицированное лесное сырье не может в процессе переработки превратиться в сертифицированное, ведь происхождение лесобумажного сырья в фокусе внимания таких систем.
Чтобы удовлетворить спрос на сертифицированную упаковку, условный китайский производитель упаковочных решений должен будет купить сертифицированное (по любой системе) сырье, произведенное в другой стране, не в России. Почему так? Потому что из России экспортируется несертифицированная по добровольным системам целлюлоза и химико-термомеханическая масса, поскольку для их производства нужна сертифицированная древесина из сертифицированных лесов. Поэтому китайский производитель упаковки для международного бренда, представленного России, будет закупать полуфабрикаты в третьей стране, что совсем не выгодно российской промышленности.
Когда крупные российские лесозаготовительные компании, вокруг которых строится работа отечественных ЦБК, сертифицируются, появится шанс вернуть полные производственные цепочки ответственной бумажной и картонной упаковки в РФ. Это и выручка российского бизнеса, и добавленная стоимость, и налоги, и рабочие места!
Такие экономические соображения могут быть интересны и выгодны бизнесу и государству, и сертификация привыкла говорить на языке, понятном этим игрокам. Однако конечная цель и миссия систем добровольной лесной сертификации – сохранение здоровых и процветающих лесов для будущих поколений, смягчение изменения климата, сохранение биологического разнообразия лесных экосистем и помощь людям и сообществам, жизненный уклад и жизнь которых зависят от леса. И лесной бизнес может в этом помочь. Для этого необходимо, чтобы крупный лесозаготовительный бизнес и ЦБК вернулись на рельсы устойчивого развития и прошли сертификацию по российским добровольным системам.
Мы надеемся, что российские ЦБК и сосредоточенные вокруг них лесозаготовители снова войдут в эту реку.
Мы видим интерес к сертифицированной по «Лесному эталону» древесине и запрос на нее на внешних рынках дружественных стран. Последнее время в офис системы с разных сторон поступают просьбы о разъяснении требований системы и переводе сайта, стандартов и других материалов на английский язык. Мы уже начали работать, чтобы удовлетворить этот спрос, предоставить необходимую информацию и способствовать международной торговле лесобумажными материалами, которая бы не наносила ущерба природе и наиболее зависимым от леса сообществам.
Поддержка сертификации – как со стороны регуляторов, так и со стороны рынка – поможет развитию российских производителей упаковки, и не позволит азиатским производителям занять ту часть российского рынка, где клиенты требуют дополнительные гарантии о происхождении упаковки. Пока эту нишу могут заполнить лишь импортные товары или сырье – поскольку международные системы сертификации по факту прекратили свою работу в России. Однако есть выход – изучение требований и признание наиболее эффективных и востребованных российских систем сертификации.
Текст:
Евгений Плямоватый
Юлия Бурнышева