Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

План по валу

Нужны ли регионам документы перспективного лесного планирования

Правительство Санкт-Петербурга через суд обязало разработать Лесной план региона. Природоохранная прокуратура города уже обратилась с иском к Комитету по благоустройству, и суд удовлетворил ее требования.

«Установлено, что Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга не разработал Лесной план – документ, определяющий цели и задачи лесного планирования на территории субъекта, – говорится в сообщении надзорного ведомства. – Исковые требования удовлетворены. Исполнение решения суда поставлено Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга на контроль».

Напомним, обязанность региона составлять Лесной план (ЛП), в котором будут определены цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны интенсивности такого освоения, закреплен статьей 86 Лесного кодекса РФ. Вместе с тем в пункте 2 этой статьи указано, что «Лесной план субъекта РФ определяет зоны интенсивности освоения лесов из состава земель лесного фонда на основании критериев их зонирования, установленных лесоустроительной инструкцией». Согласно проекту ЛП, разработанному еще в 2017 году, в границах города федерального значения Санкт-Петербург действительно есть так называемые городские леса, которые относятся к категории защитных. Есть также и собственно защитные леса, на момент разработки документа не включенные в состав городских лесов (в Выборгском, Курортном и Всеволожском районах) и ставшие зонами интенсивного жилищного строительства, сегодня часть таких земель имеют неопределенный юридический статус.

«Учитывая существующую возможность перевода части земель в другую категорию целевого назначения, правительству Санкт-Петербурга, рекомендуется решить вопрос о включении таких земель в состав городских лесов Санкт-Петербурга. С утверждением юридического статуса земель конкретный состав и площади переводимых в другую категорию целевого назначения земель определяются при согласовании вопроса с органами государственной власти, уполномоченными в соответствующих областях деятельности», – указано в ЛП.

Документ, разработанный в 2017 году, состоит больше чем из 150 страниц. При этом в нем в основном цитируются положения соответствующих официальных документов, а содержание сводится к простому заключению: вовлечение городских лесов в привычный хозяйственный оборот (заготовка древесины, освоение недр) невозможно. Вероятно, поэтому Лесной план Санкт-Петербурга так и не был принят.

Соседствующая с Санкт-Петербур¬гом Ленинградская область – более дисциплинированный регион. Возможно, из-за того, что в ее отдаленных районах – Волховском, Бокситогорском, Подпорожском – промышленная заготовка древесины до последнего времени велась постоянно и достаточно интенсивно. Согласно данным Лесного плана Ленобласти на 2019–2028 годы, к моменту его разработки арендные отношения в регионе были хорошо развиты. «По заготовке древесины площадь аренды составляет 87,8% лесного фонда области. Для этих целей заключены 210 договоров на площади 4,98 млн га. На период действия Лесного плана планируется в основном сохранить на достигнутом уровне количество и площадь арендованных участков», – указано в документе.

Однако в последнее время лесозаготовительная отрасль региона по понятным причинам испытывает серьезные трудности, ведь исторически она была ориентирована на западных партнеров. После начала СВО заготовители стали отказываться от договоров аренды лесных участков либо надолго задерживали арендные платежи. К сообщили в Комитете по природным ресурсам Ленинградской области в апреле 2023 года, задолженность по платежам по действующим договорам аренды с целью заготовки древесины составляла 109,2 млн руб., в том числе 94,0 млн руб. в федеральный бюджет и 15,2 млн руб. в бюджет региона.

Сейчас эти цифры еще выше. Максимальная задолженность за аренду с целью заготовки древесины у ООО «Кириши лес» – почти 25 млн руб. Большинство должников задолжали примерно по 5 млн руб., а в списке их больше двадцати.

Так что соответствующего жизненным реалиям Лесного плана у Ленинградской области тоже, считай, нет. В предыдущем документе предполагалось увеличить производство пиломатериалов на 76%, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит – на 14 и 21% соответственно, целлюлозы и древесной массы – на 11%, бумаги и картона – на 12%, топливных гранул и брикетов – на 7%. Объем экспорта пиломатериалов планировалось увеличить на 37%, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит – на 270 и 257% соответственно, бумаги и картона – на 56%. Достигнуть этих показателей сегодня не представляется возможным. И поэтому Ленинградская область пытается сделать ставку на развитие рекреационного туризма.

«Невозможно говорить о полноценном развитии туризма, пока не решен вопрос с переводом участков из Гослесфонда, которому принадлежат подавляющие объемы лесных участков вблизи водоемов», – отметил вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов, выступая на Инфраструктурном конгрессе в Москве.

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко возглавил рабочую группу Госсовета по развитию туристической инфраструктуры на землях лесного фонда, которая сформирована в апреле этого года по итогам заседания комиссии Госсовета по направлению «Туризм, физкультура и спорт». В состав группы вошли представители федеральных и региональных структур, специалисты и эксперты туристической индустрии. «Представители туристической сферы в своей деятельности сталкиваются с рядом ограничивающих факторов, связанных с увеличением туристических потоков и развитием туристической инфраструктуры, и это требует изменения нормативно-правовой базы, – пояснил глава Ленобласти. – Задача нашей рабочей группы – выработать решения нормативно-правового характера по созданию благоприятных условий для развития туристической инфраструктуры на землях лесного фонда».

На сегодня туристические тропы, создаваемые на землях лесного фонда, имеют неопределенный правовой статус, входят в противоречие с лесным законодательством и способствуют возникновению конфликта интересов с арендаторами, которые используют лесной фонд для заготовки древесины или в иных целях.

Текст Юлия Долганова

Другие статьи рубрики Регион номера: Ленинградская область

Обзоры ЛПК регионов России