Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Деревянное домостроение

Серьезно отстаем, но намерены догнать

Предлагаем вашему вниманию интервью директора по научно-техническому развитию Ассоциации деревянного домостроения Владимира Стоянова порталу «ПроНовострой». Его основной темой стали многоэтажные деревянные здания: мировой опыт, российские перспективы, стоит ли вообще строить небоскребы.

– Можно ли строить многоэтажки из древесины сейчас?

– Опыт российских инженеров, советские и российские технологии производства и соединения деревянных конструкций, нормативная база, которая была пополнена большим количеством результатов научно-исследовательских работ, проведенных Минстроем в последние годы, позволяют возводить деревянные многоэтажки, соответствующие всем стандартам качества современного жилья.

Но, к сожалению, на данном этапе, чтобы построить такое здание, нужно пройти целый ряд определенных процедур, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Эти процедуры существенно увеличивают стоимость строительства, начиная с проектных работ. Одной из главных проблем является необходимость конструктивной огнезащиты древесины негорючими материалами. То есть вы построили дом из конструкций, которые сами по себе уже готовы под чистовую отделку, но вы должны зашить их негорючими материалами.

К сожалению, очень много избыточных требований в этом направлении. Бесспорно, во многих случаях я поддерживаю такие требования, и они вполне обоснованы, например, защита негорючими материалами путей эвакуации или запрет отделки фасадов из древесины в много­этажных жилых домах, хотя мы все знаем печальные примеры, когда как спичка вспыхивала фасадная отделка многоквартирников. С древесиной такого бы точно не произошло.

Владимир Стоянов
Владимир Стоянов

Но есть же и довольно абсурдные требования, например, необходимость закрывать такой защитой внутриквартирные стены мне не совсем понятна. Так, мы можем построить многоквартирный дом из древесины, обшить его негорючими материалами, получить все необходимые разрешения на ввод такого дома в эксплуатацию и продавать квартиры. Далее покупатель квартиры в этом доме начинает делать ремонт и в качестве чистовой отделки может все стены, пол и потолок обшить древесиной, ламинатом, паркетной доской по этой конструктивной защите, и все это будет разрешено. При этом в помещении все равно присутствуют материалы, которые более опасны в плане возгорания, например, те же шторы, одежда и т. д.

Немаловажен и еще один фактор, который влияет на сохранение жизней людей в случае пожара, – это скорость эвакуации из горящего здания. Многочисленные исследования и печальный опыт говорят, если человек не успел эвакуироваться из горящего здания в течение 15 минут, то с каждой следующей минутой его шансы выжить очень сильно уменьшаются.

Поэтому, на мой взгляд, необходимо все-таки расставить приоритеты: что важнее – сохранение жизни людей или здания. И работать над тем, чтобы люди могли безопасно покинуть здание, – улучшать системы пожаротушения на путях эвакуации, улучшать планировку зданий, увеличивать количество эвакуационных лестниц, систем вентиляции. А вопросы сохранности и восстановления здания можно вполне возложить на страховые компании – ввести обязательное страхование жилья, как это сделали с автомобилями. Это бы разом решило целый комплекс проблем. Во-первых, за счет страховой премии можно было бы компенсировать последствия как пожара, так и затоплений и прочих бытовых неприятностей. А во-вторых, службы страховых компаний могли бы заниматься и контролем работы управляющих компаний по поддержанию исправности инженерных систем и проведению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, ведь большой процент негативных последствий аварийных ситуаций можно было бы не допустить или купировать в самом начале, если бы все системы дома работали исправно. На сегодня такой контроль не осуществляется на должном уровне в значительном количестве домовладений.

– Могли бы вы привести примеры деревянных ЖК-небоскребов?

– Мировая практика ушла в этом вопросе далеко вперед. И Россия, где богатейшая история деревянного домостроения, очень сильно отстала в многоэтажном деревянном домостроении. Хотя технологически реализовать у нас такие же проекты не составило бы никакого труда еще 20 лет назад. Разработанная С. Б. Турковским и А. А. Погорельцевым технология соединений на вклеенных стержнях одна из лучших в мировой практике и обеспечивает самую высокую прочность, она успешно применяется по всей России с 1980-х годов в 90% возводимых в России большепролетных зданий. Проблема распространения деревянных многоэтажек сегодня упирается исключительно в требования МЧС.

Если говорить о мировых примерах деревянных многоэтажек, то одним из ветеранов будет Stadthaus в Лондоне – девятиэтажный дом, построенный в 2009 году.

В 2017 году в Ванкувере, Канада, было завершено строительство высотного студенческого общежития Brock Commons – 53 м высотой, состоящего из 404 комнат.

А в 2019 году в норвежском городе Брумунндал была возведена на тот момент самая высокая в мире деревянная постройка Mjøstårnet («Мьёсторнет») высотой 85,4 м. Норвежская высотка состоит из колонн, балок и поперечных конструкций из клееного бруса. В 18-этажном здании разместились апартаменты, общественные пространства, отель, ресторан, офисы и бассейн.

В столице Австрии Вене в 2019 году построили 24-этажный деревянный небоскреб под названием HoHo Tower. Его высота 84 м.

Башня Ascent, построенная в 2022 году компанией Korb + Associates Architects, официально признана Советом по высотным зданиям и городской среде обитания (CTBUH) самой высокой деревянной башней в мире. Это жилое здание в Милуоки, штат Висконсин, достигает впечатляющей высоты 86,6 м (284 фута).

– Каковы российские перспективы развития деревянных многоэтажек? Насколько они могут быть востребованы?

– Что касается перспективы развития многоэтажного домостроения в России, думаю, мы не увидим, как 25-этажные деревянные многоквартирные дома будут вытеснять используемые на рынке многоквартирных домов технологии. Просто в этом нет необходимости. Застройщики уже прекрасно проработали в теории и на практике удобные для них технологии. И если мы говорим о деревянных «многоквартирниках» в РФ, то это 4–5-этажные дома в загородной застройке.

Не зря же сегодня растет спрос на ИЖС. Люди устают от городского шума, пробок, вечного стресса, тяжелого воздуха. Все хотят жить ближе к природе, при этом не лишая себя удобств городской инфраструктуры, коммуникаций. Индивидуальный жилой дом в поселке, который расположен очень близко к городской инфраструктуре, могут позволить себе далеко не все, и вот тут как раз отлично зарекомендуют себя многоквартирные дома из древесины небольшой этажности. Также подходящей нишей для построек такой этажности могут служить общественные здания, школы, больницы и, конечно, здания туристического назначения.

Это будет лучшее применение такого экологичного материала, как древесина. Те, кто был в современных деревянных домах, знают, что по качеству они не уступают другим технологиям, но атмосферы, комфорта, уюта и тепла в них намного больше, ведь только дерево делает здание домом.

Что касается настоящих небоскребов, то они, безусловно, могут появиться во всех крупных городах России как демонстрация возможностей современных деревянных конструкций. Уже достаточно большое количество медицинских исследований доказали рост производительности труда персонала, работающего в деревянном здании. И применяться такие здания могли бы как многофункциональные комплексы, объединяющие ТЦ, офисные помещения для бизнеса и государственных структур, гостиницы и др. 

Текст npadd.ru