Важней всего погода в доме
SICAM-2024: Пятнадцатый шаг на пути к лучшему будущему
Середина октября на севере Апеннинского полуострова выдалась ненастной. Сразу несколько регионов накрыли мощные ливни, пошли сбои в расписании поездов, благообразные синьоры то и дело хватались за зонты, а венецианские каналы грозились выйти из берегов. Но разгул стихии нисколько не помешал успешному проведению SICAM-2024: выставка состоялась в Порденоне уже в пятнадцатый раз.
В международном смотре компонентов, аксессуаров и полуфабрикатов для мебельной промышленности приняли участие 692 экспонента (для сравнения: в 2023 году их было шестьсот пятьдесят) из 34 стран. При этом 31% экспонентов приехали из-за рубежа, и Германия, Турция, Австрия и Испания лидируют в списке. Но превалирует, безусловно, итальянский контингент, и по регионам страны он распределяется так: 31% национальных экспонентов прибыли из Ломбардии, 25% из Венето, по 12% из Марке и Фриули-Венеция-Джулия, домашнего региона SICAM. 90% участников ранее уже представляли в Порденоне свои товары и услуги, а оставшиеся 10% дебютантов – это необходимая рынку свежая кровь, поступившая из длинного «списка ожидания» желающих стать участниками SICAM. Стенды разместились в 10 павильонах общей площадью 19135 м2 (1820 м2 в 2023 году).
А посетили SICAM за 15–18 октября ни много ни мало 9243 компании из 113 стран (напомним, здесь гостей подсчитывают именно так – компаниями, которые те представляют), по статистике организаторов, год назад их было меньше, 8912 из 112 стран.
Рецептура успеха
Четыре дня интенсивных деловых встреч, презентации идей и технологических новинок, яркий карнавал интерьерного дизайна. Кажется, никогда прежде девиз мероприятия «Здесь технологии встречаются с дизайном» не был настолько точным отражением реального положения дел в отрасли, представляющей десятки тысяч новаторских предложений, которые в ближайшем будущем станут готовыми решениями и неотъемлемой частью обстановки в домах по всему миру.
«Многолетний опыт проведения мероприятий и отзывы участников доказывают: октябрь – наиболее удачное время для выставки: именно теперь самые активные компании мебельного сектора готовы предложить рынку свои новинки, показать лучшие образцы продукции, – говорит основатель выставки Карло Джобби. – Но прежде всего важны даже не изделия, а новые идеи, которые всегда ищут архитекторы, дизайнеры, технические специалисты компаний и менеджеры по инновациям».
Мероприятие неизменно привлекает экспонентов и посетителей со всего мира, помимо очевидной пользы для бизнеса, особой элегантностью подачи, комфортной атмосферой – и это всецело способствует эффективному достижению целей участников. Все задумано и построено так, чтобы поставить продукт в центр внимания. Организаторы много лет придерживаются идеи «выставки под ключ», где экспоненты и посетители могут не отвлекаться на посторонние хлопоты, а посвятить себя исключительно делам, ради которых приехали. А все остальное – от парковки до печати бейджей и каталога, от кейтеринга (бесплатного для всех присутствующих!) до автобусов, курсирующих между площадкой и аэропортами с вокзалами (теперь там появились еще и брендированные стойки с встречающими гостей сотрудниками), от культурных мероприятий в центре Порденоне до дегустаций и вечеринок – является частью услуг, предоставляемых организаторами. И это называется «моделью SICAM». Исключительно успешной, надо сказать, моделью.
Устроители считают, что поставленный во главу угла комфорт присутствия гостей на SICAM связан еще и с незаметностью усилий по его достижению. «Организаторы выставок призваны уделять самое пристальное внимание тому, чтобы влияние их деятельности было минимальным для постороннего взгляда, – уверена директор по маркетингу и коммуникациям Каролина Джобби. – Именно так мы стараемся проводить SICAM, считаем это направление стратегически важным: человеку хорошо тогда, когда ему не нужно думать о том, как же это получилось».
Надо отметить, что эта простая, казалось бы, мысль, зачастую не так уж очевидна даже для устроителей самых мощных выставочных мероприятий, а вот в Порденоне действительно понимаешь, насколько разумно и до мелочей все продумано, насколько необходимо-но-достаточно устроено: ощущаешь заботу без назойливости и уважительное внимание с предвосхищением любых потребностей. Особым искусством соединять полезное с приятным команда ExpoSICAM владеет в полной мере, удобная во всех отношениях выставка – это про SICAM.
«Задача успешной торговой выставки – быть витриной инноваций и в то же время местом для чрезвычайно конкретных встреч и принятия решений, которые определят на ближайшие годы ведение бизнеса для подавляющего большинства присутствующих операторов», – считает Каролина Джобби.
SICAM в 2024 году стала самой масштабной за всю историю. Несмотря на то, что все площади выставочного комплекса Fiera di Pordenone были заполнены экспозицией уже в минувшем году, его дирекции и устроителям выставки удалось найти решение и, немного «потеснившись», создать с помощью облегченных конструкций дополнительные пространства, расширив зал №5 (в 2023 году) и зал №8 (в 2024-м), что позволило многим желающим компаниям выставляться на SICAM.
«Вопрос был даже не в том, что территория комплекса ограниченная. Мы напряженно работали в сотрудничестве с Fiera di Pordenone, чтобы получить как можно больше выставочных площадей и достигнуть объективного максимума в 20 000 м2, что, несомненно, следует считать успехом, – отметил технический менеджер мероприятия Микеле Джобби. – Таким образом мы постарались дать возможность разместить стенды хотя бы некоторых из компаний, находящихся в списке ожидания.
К этому мы стремились все годы работы. Но не нужно забывать, что искусственное раздувание экспозиции идет во вред главной идее – удержаться в рамках выставки "человеческого масштаба", то есть такой, которую удобно и легко посетить и которая позволяет увидеть все и всех в одно время и в одном месте.
Мы воздерживаемся от соблазна любых других решений, убежденные в том, что комфорт для участников и гостей – это одна из безусловных ценностей SICAM, которые создали выставке ту репутацию, которую она имеет сегодня».
Именно с учетом этого были сделаны важные шаги в перепроектировании и изменении базового дизайна стендов. В частности, они стали выше, чем обычно, – 2,5 м, что позволило лучше представить целый ряд продуктов (прежде это было технически невозможно).
Устойчивое развитие
Были предприняты и концептуальные изменения. В представленных на выставке тематиках появились новые категории продуктов: «Продукция из переработанного сырья», «Продукция с экологической сертификацией (LCA или EPD)» и некоторые другие с общим уклоном в устойчивое развитие.
Повышенное внимание к окружающей среде нашло также отражение в совместном проекте «Спасите пчел», который выставочная организация развивает совместно с Savingbees.org, в числе многих других компаний поддержавших инициативу, которая защищает само существование пчел и ту незаметную, но незаменимую работу, которую они выполняют. Согласно прогнозам ученых, если на Земле не станет этих насекомых, мы придем не только к острому продовольственному кризису, но и к другим огромным проблемам, связанным с биоразнообразием, которое создается в том числе благодаря опылению растений.
Устойчивое развитие для выставочной команды Exposicam не просто абстрактное понятие, а ряд конкретных действий, оказывающих ощутимое влияние на окружающую среду. Промышленный сектор может активно способствовать защите природной экосистемы, как считают в команде. И потому «усыновили» пять пчелиных семей, которые населяют четыре разных оазиса пчеловодства (в Ровиго, Визербе, Ноале и в Томаселла) – так называют территории, более 15 тыс. м2 каждая, восстановленные после хозяйственного использования и преобразованные сотрудниками Savingbees.org в цветочные луга, безопасные места обитания для диких пчел и других насекомых-опылителей в критический для выживания этих видов момент. Экспоненты смогли оценить заботу о пчелах весьма предметно: в приветственный набор для каждого была положена «на сладкое» баночка свежего меда.
Постоянное внимание к эффективному использованию ресурсов, сокращению отходов и внедрению устойчивых методов на SICAM проявляется, например, в применении коврового покрытия из переработанных материалов, изготовлении бейджей из экологически чистых пластмасс (а к 2025 году поставлена цель и вовсе отказаться от пластика), а также значительном сокращении использования бумаги – впрочем, каталоги выставки пока еще можно видеть в традиционном формате блокнота на пружинке.
Темы устойчивости и экологичности затрагивались также и в рамках организованного компанией Recycla мероприятия «Устойчивое управление отходами: готовые решения для сектора элементов и компонентов мебели», на нем представители компаний мебельного сектора могли больше узнать о технологичном, сертифицированном, эффективном и экологически безопасном управлении отходами и лучших практиках по преобразованию промышленных отходов в полезные ресурсы.
Разумеется, старались держаться в теме и экспоненты. Так, турецкая компания Gentas Dekoratif Yuzeyler представила G-Inno – новаторскую линейку ламинатов высокого давления, изготовленных с применением биоматериалов и переработанных крафт-материалов; для создания продукции используют переработанные бумажные волокна (50% в составе), при этом экономя на 22% потребляемой энергии. Кроме того, в связующем для этого материала 30% фенольной смолы заменили смолой на основе натурального лигнина, в результате чего G-Inno позиционируется как «экологически чистое решение, которое дает значительное сокращение выбросов CO2 (на 39%) и заметное (23%) снижение потребления воды». Признаюсь, я не особо разбирался, что означают эти проценты, но выглядит привлекательно.
Или вот: Be.Yond – особо экологически чистые ДСП от Swiss Krono, производятся с использованием клея на биооснове нового поколения и состоят не менее чем на 98% из натуральных материалов. По заверениям производителя, «в них ровно столько формальдегида, сколько естественным образом содержится в натуральной необработанной древесине». Неплохо звучит!
Поскольку в этом году на SICAM принимали большую делегацию Национальной ассоциации США по производству мебели для кухни и ванной во главе с ее генеральным директором Биллом Дарси, логично, что серьезное внимание было уделено рынку Северной Америки. На семинаре «Кухни и ванные комнаты – сделано в США» можно было познакомиться с заокеанским промышленным сектором мебели для кухни и ванной, который претерпевает быстрые и глубокие трансформации, причем оказалось, что в процессе этой эволюции его самые важные игроки все пристальнее следят за европейской «моделью». Американцы тоже представили программу Global Connect для налаживания отношений потенциальных поставщиков с американскими производителями.
Из прочих событий деловой программы стоит отметить встречу, организованную региональной ассоциацией дизайна ADI Friuli-Venezia-Giulia для студентов профильных вузов и посвященную перспективам развития мебельного рынка – с точки зрения как дизайна и современных материалов, так и управления производственным процессом или оптимизации цепочки поставок деревянной мебели. Там же были представлены примеры лучших проектов, рожденных в школах дизайна.
Рынок ждет улучшений
А что тем временем происходит с индустрией за стенами выставки, работающей на перспективу? Специалисты итальянской отраслевой ассоциации Acimall отмечают, что резкий рост показателей экономики, последовавший за пандемией и длившийся около двух лет, сменился обратным вектором, и, применительно к деревообрабатывающей и мебельной отраслям, вот уже девять кварталов фиксируется сокращение заказов – и, соответственно, объемов производства. Это не падение в абсолютных значениях, а скорее откат к допандемийным уровням, однако ситуация не может не беспокоить аналитиков, поскольку пока никаких признаков улучшения на рынке не видно.
Данные квартального опроса, проведенного Исследовательским бюро ассоциации свидетельствуют: за апрель – июнь 2024 года общее сокращение заказов составило 2,8% относительно уровня аналогичного периода 2023 года, при этом сделки на внутреннем рынке просели даже сильней – на 5,9% по сравнению с показателем прошлого года. Цены с 1 января 2024 года выросли на 0,9%.
45% опрошенных компаний ожидают существенной стабилизации в производственной сфере, в то время как 50% прогнозируют дальнейшее сокращение и только 5% – рост.
Что касается внутреннего рынка, то 50% участников опроса видят существенную стабильность в краткосрочной и среднесрочной перспективе, 5% ожидают тенденцию к росту, а 45% – к снижению.
«Конечно, мы не должны поддаваться пессимизму, поскольку показатели эффективности остаются на значительных уровнях, – прокомментировал директор Acimall Дарио Корбетта. – И хотя международная ситуация не дает оснований для радужных ожиданий, итальянская промышленность по-прежнему сильна. Вместе с тем повод для беспокойства очевиден: даже самые замотивированные на развитие компании могут пересмотреть инвестиции в оборудование, инструмент и подобные средства производства».
Как сообщил представитель ассоциации в кулуарах SICAM, Acimall постоянно занимается оценкой ситуации в отрасли и подготовкой оптимальных сценариев ее выравнивания. «У нас уже есть готовое, довольно перспективное решение, – сказал он. – Вы узнаете о нем очень скоро».
Что ж, подождем.
Enjoy with SICAM
«SICAM – самая важная выставка в нашем городе, – отмечает исполняющий обязанности заместителя мэра Альберто Париджи, – она привлекает сюда многотысячный поток гостей, и было бы немыслимо не приветствовать их со всем возможным радушием: совместно с организаторами мероприятия мы развиваем проект Enjoy with SICAM, представляющий Порденоне как гостеприимное и способное предложить много интересного место, хотя наш город и не является мегаполисом. Предложить посетителям SICAM приятное времяпровождение после напряженной работы на выставке – лучший способ заставить их почувствовать себя желанными гостями».
Президент выставочного комплекса Pordenone Fiere Ренато Пуятти добавляет: «SICAM уже 15 лет привлекает в регион, где традиционно производится более 40% итальянской мебели, предпринимателей со всего мира. Благодаря ей, в районе Порденоне развивается много мелких, но важных сопутствующих инфраструктурных бизнесов. Размещение, транспорт, питание, развлекательные услуги, торговля – все это выигрывает от приезда множества деловых людей, которые, в свою очередь, благодаря SICAM открывают для себя Порденоне, его красоты и возможности».
В рамках проекта Enjoy with SICAM для гостей были организованы концерты и выставки (с бесплатным посещением по бейджам участников), дегустации и мастер-классы, шумные ночные вечеринки и приятные скидки в ресторанах и магазинах.
Экспоненты большие и маленькие
В выставке приняли участие ведущие компании сектора: Blum, Egger, Grass, Häfele, Hettich, Kastamonu, Kronospan, Rehau, Schattdecor, Swiss Krono и многие другие. На их стендах постоянное роение народа наводило на мысли о тех самых вышеупомянутых пчелах, впрочем, деловая активность, обилие новинок и размах экспозиций вполне соответствовали масштабу игроков рынка. Но там и без нас дел хватает, а я предложу «заглянуть» на пару более скромных стендов, тоже заслуживающих внимания, по мнению автора этих строк.
История компании P. Components началась с большой страсти ее основателя ко всему, что связано с деревом. Роберто Питасси в деревообработке с 15 лет – начинал токарем по дереву на разных малых предприятиях в родном Удине, а затем вместе с братом Джулиано рискнул затеять собственный бизнес. Поначалу делали различные аксессуары и деревянные компоненты для мебели, затем перешли к производству готовых деревянных столов. Постепенно продукция стала востребованной не только в Италии, но и в других странах Европы – в частности, Англии и Германии.
В 2008 году синьор Питасси вместе с дочерью Еленой основал новую фирму P. Components – чтобы консолидировать все накопленные знания и предложить покупателям современный уровень производства и сервиса. Компания специализируется на производстве мебели из массива древесины таких пород, как бук и дуб, выполняет по запросу сложные эксклюзивные работы с применением деревянного шпона и элитных пород древесины – вишни, ореха, различных экзотов. Изделия приобретают как для частных домов, так и для отелей, еще, к примеру, для нужд военно-морского ведомства. Компания также производит полуфабрикаты и компоненты для изготовления деревянной мебели в широком ассортименте типов и размеров. В маленьком цеху на традиционном столярном оборудовании работают всего четыре человека плюс всеобщая любимица – хаски по кличке Нала.
Елена Питасси говорит, что ее отец, поныне преданный адепт деревообработки, исходный материал для своих изделий находит в самых разных местах, и очень часто это не результат промышленной заготовки древесины, а спиленное соседом дерево, которое тот не знает, куда девать, или «наследие» локального ветровала. Идут в работу и мореная древесина выброшенных на берег бревен, и засохшие на корню переспелые великаны – срез одного такого дерева представлен на стенде в виде небольшой оригинальной столешницы с будто бы взорванной изнутри сердцевиной. Это природный эффект, поясняет синьор Питасси, так получается, когда дерево одновременно лишается подпитки влагой и подвергается сильному воздействию высокой температуры.
Роберто и Елена, активно жестикулируя, с охотой демонстрируют все представленные ими на выставке предметы, среди них нет ни одного похожего: столы, стулья, банкетки – кажется, они сделаны умелыми руками доброго папы Карло. Возвращаясь из фантазии в реальность, невольно любуешься этими людьми, явно получающими удовольствие от общения и повседневной работы.
На площадке словенской компании Melu оказываешься в окружении фактурных дверей из массива, а внимание сходу привлекает система открывания слайд-дверей, вся из деревянных колес и шестеренок. Рассказать о ней подходит молодой сотрудник и, узнав, что его собеседник из России, заявляет: «О, я сейчас позову отца – он непременно захочет с вами пообщаться!» Так мы знакомимся с господином Селишником. И он действительно рад: как-никак, в три элитных отеля (Москва, Сочи) нашей страны поставляли свою продукцию! Не против и сейчас, но санкции, сложности доставки, проблемы с платежами – сами понимаете… «А вообще, – говорит он, – наш предок когда-то в Петербурге директорствовал на крупном пивоваренном заводе. Потом пришли большевики и дали три дня на выезд».
Мы смеемся, хотя это так себе шутка, если вдуматься. Особенно для семьи Селишников в тот момент. Зато, благодаря столь неловкой услуге революционеров, она спешно возвратилась на родину и…
«Бизнес был основан в 1933 году нашим прадедом Раймундом Селишником, – рассказывает мой визави. – Он оказался успешным ремесленником, но погиб во время Второй мировой войны, после чего мастерская была национализирована. Сын Раймунда – Алоиз продолжил дело отца, вновь открыв столярную мастерскую в 1956 году. Постепенно оснащая ее лучшими по тем временам станками и накапливая опыт, он пришел к пониманию необходимости сосредоточиться на одной группе продуктов – специализированный бизнес более эффективен, особенно при переходе к серийному производству». Так от изготовления столярных изделий мастерская пришла к выпуску деревянных жалюзи, а затем раздвижных дверей-«гармошек». Алоиз вышел на пенсию в 1990 году, передав дела Алоизу Селишнику-младшему, получившему специальное образование в области деревообработки. Тот модернизировал производство и сориентировал его на выпуск высококачественных межкомнатных дверей из массива (дуб, бук, орех), в основном для рынков Германии, Австрии и Словении. Сегодня компания Melu – это два завода: лесопильный Melu Prima в городе Бочна, где осуществляется первичная переработка древесины, от резки бревен до изготовления полуфабрикатов, и главный завод Melu в Луче, производство готовых межкомнатных дверей.
«Мы закупаем древесину из местных лесов, уделяя пристальное внимание вопросам устойчивого развития и отслеживанию цепочки поставок. Древесина сертифицирована в соответствии со стандартами FSC и PEFC. Единственный вид древесины, который закупаем за пределами страны, – северная ель, она поставляется из Финляндии. Из отходов производства получаем побочные продукты – пеллеты и брикеты, тем самым сделав его безотходным, – рассказывает Алоиз Селишник. – Запуск отдельного производства полуфабрикатов в Melu Prima дал возможность увеличить продуктовый ассортимент. И мы решили добавить к стандартному предложению межкомнатных дверей такой продукт, который дополнит и сделает уникальной каждую дверь. Причем не связанный напрямую с производством дверей, чтобы можно было купить его отдельно и установить самостоятельно.
Объединив наши знания в области деревообработки и машиностроения, мы разработали деревянную раздвижную систему в двух вариантах: WooDrive M (ручная) и WooDrive E, с электроприводом. Это первая деревянная раздвижная система в своем роде, на нее мы получили патент на дизайн и торговую марку WooDrive. С помощью этого продукта мы хотим выйти на другие рынки и расширить круг покупателей».
WooDrive быстро и легко устанавливается на любое дверное полотно, добавляя к глубине конструкции всего 40 мм. Для автоматизированной версии не требуется никаких дополнительных электропроводок: наверху двери монтируется маленькая коробочка с датчиками и аккумулятором, а управляется вся система по беспроводному соединению со смартфона, при помощи специального приложения. Прямо на экране можно регулировать режим работы, проверять состояние батареи, даже устанавливать время открывания дверного полотна – я сам попробовал это делать, и деревянные шестерни послушно открывали и закрывали мощную дубовую дверь. Сразу захотелось домой такое устройство, что, в принципе, вполне достижимо: вся конструкция (опорное колесо, приводное колесо с ведомой шестерней, напольная направляющая с блоками, необходимая электроника, аккумулятор и компоненты беспроводной зарядки, а также шаблон, который поможет расположить отверстия на дверном полотне и вырезать отверстия для электронной части привода) в разобранном виде помещается в небольшую плоскую коробку с прозрачным окном и по запросу направляется покупателю вместе с инструкцией по самостоятельной сборке. Жаль только, дверь при этом в комплект поставки не входит.
В последние годы компания активно развивается, углубляя специализацию на производстве функциональных дверей из экологически чистых материалов, а также современных вспомогательных устройств и конструкций. Сейчас бизнес перенимает уже четвертое поколение семьи, в компании работают два сына Алоиза – Матия и Блаж.
Семейные ценности
А ведь организаторы выставки Exposicam – тоже компания семейная. Ее основатель и бессменный президент Карло Джобби, настоящий энтузиаст своего дела и просто замечательный человек, постепенно передает дела детям – Микеле и Каролине. Вероятно, с тем дальним прицелом, чтобы когда-нибудь они перепоручили выставку уже своим детям и дело SICAM продолжало жить, непрерывно развиваясь и преуспевая. Подход этот очень правильный, ведь разве не ради семьи люди вообще берутся за какие-либо серьезные дела? Как ни банально это прозвучит, но в самом деле семья в жизни – и опора, и сила, и причина, и двигатель, и смысл. На это указывают бесчисленные примеры и опыт моих собеседников. Да и мой собственный тоже.
И на этом я готов поставить точку.
Впрочем, нет. Чуть не забыл о главном: уже идет полным ходом подготовка к SICAM-2025 – семья Джобби и вся слаженная команда ExpoSICAM принимают заявки на участие в смотре, который намечен на 14–17 октября будущего года. Гостеприимные хозяева приглашают в Порденоне всех желающих соприкоснуться с «настоящим будущим» рынка мебели и интерьера. Добро пожаловать!
Текст Максим Пирус