Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Тема номера: Деревянный дом

Кризис обнадежил застройщиков

Объемы деревянного домостроения в России в прошлом году снизились на 20%. Несмотря на это, производители недорогих деревянных домов уверены: кризис дает шанс завоевать любовь потребителей и солидную долю рынка.

В прошлом году объем построенного деревянного жилья приблизился к объему введенных в строй малоэтажных кирпичных домов. По данным компании WOODWAY GROUP, в прошлом году в России было построено более 72 тыс. деревянных домов. Это почти 37% всего построенного в нашей стране малоэтажного жилья. Однако по общей жилой площади деревянные дома (6,6 млн м2) почти в два раза уступают кирпичным (12,6 млн м2). В НП «Ассоциация деревянного домостроения» отмечают, что темпы роста деревянного жилищного строительства в России в 2008 году составили 6,4%, и это в семь раз ниже, чем в 2007-м.

Регионы любят дерево

Индивидуальное жилье из дерева более востребовано в регионах. Близ столицы его строят меньше, зато с размахом. В глубинке, несмотря на кризис, деревянные дома возводят в больших объемах и быстро. Высокие темпы деревянного жилищного строительства отмечаются в Нижегородской и Челябинской областях, а также в Республике Башкортостан. «По общей площади введенных деревянных домов на первом месте Московская область (около 780 тыс. м2), а по количеству домов в лидерах − Башкортостан (более 7,7 тыс.), − говорит генеральный директор НП „Ассоциация деревянного домостроения“ Александр Черных. − Очевидно, что благодаря своей доступности деревянное строительство в регионах более популя рно. Пусть здесь и востребованы дома меньшей площади, чем в Московской области».

Есть в России и регионы, в которых доля жилья, построенного из дерева, близка к 100%. Как правило, это районы, которые являются лидерами по лесозаготовке. Например, доля деревянных жилых домов в Республике Саха (Якутия) − 96,6%, в Бурятии − 94,8%, в Архангельской области − 93,4%, в Вологодской − 86,1%, в Республике Коми − 84,9%, а в Иркутской области − 77,4%.

Эконом-класс идет вперед

В период кризиса строители вынуждены были снизить активность. Те из них, кто возводил дома классов «бизнес» и «элита», пострадал больше всего. Состоятельные россияне решили подождать дальнейшего снижения цен, тем более что покупку загородного дома вполне можно отложить.

«С осени 2008 года наблюдается резкое снижение спроса в сегментах „бизнес“ и „элита“. Кроме того, четко прослеживается желание заказчиков разбить стройку на несколько этапов, чтобы не тратить много денег сразу. Например, приобрести участок и заложить фундамент в этом году, а достроить дом в следующем, − рассказывает совладелец компании „Гуд Вуд“ Александр Дубовенко. − Потенциальные заказчики стали осторожнее и разборчивее, больше внимания уделяют концепции коттеджных поселков и репутации девелопера. В случае строительства на отдельном участке более тщательно анализируют цены».

А вот в сегменте «эконом» деревянный дом, напротив, постепенно становится альтернативой городской квартире или кирпичному дому для постоянного проживания. «Сокращение выдачи ипотечных кредитов привело к тому, что жилье сегодня приобрести все сложнее даже людям со средним достатком», − отмечает генеральный директор компании «Фаэтон» Виктор Шмаков.

В условиях, когда большинство строек многоэтажных домов заморожены, деревянное домостроение становится все привлекательнее. Ждать окончания строительства дома гораздо меньше, а просчитать расходы намного легче. «Более активно стали строить дома частные заказчики. Многие строительные фирмы выжили в это сложное время только за счет индивидуальных заказов», − говорит заместитель генерального директора по связям с общественностью Woodway Group Юлия Потапова.

Это подтверждают и в компании «НЛК-Домостроение». «Частные заказчики активно интересуются деревянным домостроением. Подешевели цемент и бетон, стало выгоднее делать фундаменты, а следовательно, и строить дом. Но в целом цены на деревянные дома незначительно отличаются от докризисных», − говорит генеральный директор фирмы Семен Гоглев.

В компании «Фаэтон» отмечают, что на рынке снизились цены и на пиломатериалы, что должно сказываться на стоимости домов. Однако так происходит не всегда, поскольку сейчас производства загружены не полностью, и компании порой включают накладные расходы, связанные с простоем, в стоимость производимых материалов.

«Цена деревянного жилища, конечно, зависит от качества строящихся домов, степени их готовности, применяемых материалов, легальности строительства (уплаты налогов, применения иностранной рабочей силы) и от того, в каком регионе России оно строится, − поясняет Юлия Потапова. − Цены разнятся в зависимости от предназначения дома (дачный, летний, для постоянного проживания, таунхаус повышенной комфортности и т. д.) и начинаются от 5 тыс. руб./м2».

Шанс для деревянного дома

Застройщики, продающие деревянные дома − эконом-класса, не только не унывают, но и считают, что кризис им на руку. «Нужно только правильно ориентироваться в желаниях потребителей и реагировать на меняющийся спрос», − уверены они.

По словам генерального директора архитектурно-строительной компании IZBA De Luxe Антона Косарева, сегодня все деревообрабатывающие предприятия ведут работу по минимизации издержек. Актуальными для всех домостроительных компаний являются действия, направленные на оптимизацию производства, расширение номенклатуры выпускаемой продукции, снижение стоимости квадратного метра готового строения.

Некоторые компании пытаются разработать и предложить покупателю свою версию малобюджетного дома. Так, в «Гуд Вуд» решили сделать недорогое жилье из клееного бруса, который всегда считался элитным товаром. «В кризис невозможно выжить без изменения маркетинговой политики, − делится опытом Александр Дубовенко. − Ещё до него, в 2007 году, мы начали проект под названием „Народый дом“ и создали рабочую группу, которой поставили задачу создать дом площадью около 100 м² с планировкой 4-комнатной квартиры и по минимальной стоимости».

Компании сегодня работают над снижением трудозатрат, увеличением скорости строительства, а также детально прорабатывают конструкции строений, экономя буквально на сантиметрах. В «Гуд Вуд» утверждают, что их разработки окупились: «народные дома» стали очень популярны.

Однако эксперты утверждают, что, заняв выгодные позиции на рынке, не стоит терять бдительности − конкуренция в этом сегменте будет очень высока. И не только с российскими производителями.

«Что касается экономической эффективности производств, сегодня выживают предприятия, использующие прогрессивные методы продвижения продукции − от разработки маркетинговой стратегии до участия в отраслевых выставках. Идет настоящая борьба за покупателя. Победителем будет та компания, которая сумеет активно использовать всю совокупность приемов по привлечению заказчиков, − говорит Александр Черных. − Проблемы, возникшие из-за кризиса финансовой системы, дают отличную возможность производителям в сегменте деревянного малоэтажного домостроения не только предложить рынку доступное и качественное жилье, но и освоить иные сегменты рынка, занятые домами из других материалов».

Оптимисты и вовсе пророчат деревянному дому успех в государственном масштабе. «Думаю, что реальной альтернативы дереву, тем более в масштабах страны, нет. Дерево не только уникально по прочностным, экологическим и эстетическим характеристикам, но и является быстровосстанавливаемым ресурсом», − объясняет свою точку зрения Семен Гоглев.

Каркасы − в массы

То, что деревянное домостроение остается актуальным, вроде бы уже не подвергается сомнению. Остается понять, какие материалы и технология будут в ближайшее время востребованы на строительном рынке. Очевидно, что выживут самые экономически эффективные (что хорошо для производителя) и самые «быстрые» по срокам возведения (что хорошо для потребителя).

«Наиболее экономически эффективны каркасно-панельные дома. Их производство, каждый шаг которого контролируется, осуществляется в цехах, под крышей, − говорит Виктор Шмаков. − При этом применяются современные инструменты проектирования и расчета конструкции с использованием компьютерных программ.

Конструкции дома изготавливаются на станках с ЧПУ. За счет этого значительно сокращаются сроки монтажа дома».

Выигрывает каркасно-панельная конструкция у домов из оцилиндрованного бревна и клееного бруса за счет более низкой стоимости, что подтверждают в WOODWAY GROUP. «Думаю, самым популярным домом для людей со средним уровнем достатка станет каркасный, − считает Юлия Потапова. − Сегодня цена 1 м² бревенчатого дома составляет $150−200, а каркасного − $80−120. За последний год большинство производителей ставят перед собой задачу сокращения себестоимости строительства дома. Одновременно решается проблема увеличения технологичности, энергоэффективности и экономичности обслуживания. Для увеличения спроса на каркасное домостроение многие производители заменяют синтетические утеплители на натуральные». Впрочем, по мнению специалистов компании «НЛК-Домостроение», первенство каркасно-панельных домов не так однозначно, и этой технологии придется конкурировать с домами из клееного бруса. Эксперты резонно замечают, что популярность и экономическая эффективность − показатели из разных областей. И здесь нужно учитывать разнообразные сравнительные характеристики, такие как «цена − качество», «цена − долговечность», «цена − быстровозводимость» и т. д. «По большому счету цена дома, готового к проживанию, практически не зависит от материала стен − разница обычно составляет менее 10%. Поэтому условно в качестве лидирующих можно выделить два конструктива − каркас и клееный брус. Выбор же будет зависеть от личных предпочтений покупателей, − рассказывает Семен Гоглев. − Если же говорить об экономике производства, то тут, вероятно, клееный брус будет выгоднее для производителя, чем каркас. Дело в том, что каркасная стена − сложная многослойная конструкция, которая вряд ли может быть выполнена без использования дополнительно закупленных материалов. Клееный брус − это всего лишь древесина и немного клеевого состава».

В любом случае для домостроительной компании, которая хочет, чтобы её жилье было востребованным, лучше иметь в своем ассортименте и те, и другие дома.

Оксана КУРОЧКИНА