Как вологодские инженеры на «Лигну» съездили…
Из российских компаний, работавших в этом году на выставке «Лигна+», выделилось ООО «Монзенский ДОК». У предприятия не было своего стенда, и оно не закупило оборудования на крупную сумму. Но… дирекция комбината вывезла на крупнейшую мировую выставку большую делегацию инженерно-технических работников своего предприятия.
В состав делегации вошли главным образом технологи, механики подразделений комбината, занимающихся лесопилением и дальнейшими переделами пиломатериалов. Число участников делегации составило более 20 человек. Не секрет, что стать участником столь представительного международного лесотехнического форума полезно любому – будь то руководитель среднего звена, инженер или станочник. На выставке, которая проходит один раз в два года, традиционно делается полный обзор международного лесопромышленного технологического рынка, инноваций, разработанных представителями лесного бизнеса всего мира. В следующем году аналогичная выставка будет проводиться в Милане (Италия). Называется она XYLEXPO.
Та, сравнительно небольшая, но очень значительная для работников Монзенского ДОК часть выставки, которую они осмотрели, была в основном направлена на деревообработку. Станки, оборудование были показаны непосредственно в работе: на них изготавливали готовую продукцию, и все могли оценить её качество.
Работники Монзенского ДОК поехали в Ганновер не для того, чтобы выбрать и сразу купить современные высокопроизводительные станки и оборудование. Для этого, пожалуй, можно никуда и не ездить, зайти в Интернет, просмотреть каталоги, прайсы и сказать: «Вот этот аппарат хочу использовать на своем производстве!» Представители Монзенского ДОК поехали для того, чтобы уловить саму атмосферу европейской деревообработки, оценить новые технологические веяния.
То, чего достигли наши зарубежные коллеги, далось немалым трудом. И мы должны работать не хуже, поскольку по большому счету условия у нас теперь равные. Конечно, можно говорить о непродуктивно потраченных на поездку большой группы работников деньгах. Однако эти затраты в будущем обернутся прибылью. Деревообработчики должны на живом примере понять, что деревообработка рентабельна, выгодна, перспективна. Присутствие на выставке – это лишь один из шагов, предпринимаемых администрацией комбината для воспитания продуктивной мотивации к труду. В истории предприятия подобное посещение выставки стало первым удачным опытом, и администрация комбината планирует продолжить такую практику.
После визита в Германию на Монзенском ДОК состоялся круглый стол, на котором участники поездки в присутствии коллектива и приглашенных гостей отчитались о поездке, рассказали о своих впечатлениях, обсудили возможности применения увиденного на производстве.
А. Н. Лысманов, механик : «На выставке пробыли два дня, посмотрели почти все, что планировали. Особое внимание привлекла переработка отходов. Эта технология действительно развивается. В рубительную машину попадут и мусор, и ветки – все что попало, даже железо. Металлические включения автоматически отделяются, горючие древесные отходы превращаются в гранулы, которые потом используются в виде топлива. Были представлены и комплексы, включающие сразу дробилку, прессовку, сушку. Интересны мобильные комплексы для переработки древесных отходов. Тут не нужно транспортировать сырье (отходы) – само производство подъезжает к свалке древесных отходов. В России нечто подобное используется уже давно. Но на выставке новые технологические разработки, более экономичные, рациональные».
М. П. Колузанова, технолог производства деревянных клееных конструкций: «Немцы не раскрывают технологических секретов. Их задача – продать оборудование. Причем они с удовольствием расскажут о слабых сторонах, присущих технике конкурентов».
Н. В. Яковлев, заместитель генерального директора: «Все перед командировкой получили определенные задания. И каждый должен определиться со своим конкретным направлением, узнать, какое на мировом рынке появилось оборудование. Потом приехать на завод и применить заимствованные идеи в производстве в наших условиях».
В. Н. Барабанова, директор по персоналу: «До рабочих, до своих коллективов вы должны донести ганноверский настрой».
А. Н. Поройский, директор ООО «Древпром»: «Рубительные машины были представлены разного класса, разной мощности. Мне понравилась мобильная рубительная машина, расположенная спереди трактора, а сзади идет бункер-накопитель. Особенности этой машины в том, что в нее не подается материал, она сама его поднимает с земли. У машины стоят дисковые пилы, шнеки: все, что попадается по пути, она перерабатывает. Кустарник, порубочные остатки. Это, собственно, высокопроизводительный комбайн. Он был бы очень удобен непосредственно на делянках. Делянка будет прибрана, и коэффициент полезного действия делянки заметно подрастет – мы получим оттуда кроме хлыстов и сортиментов ещё и технологическую щепу. Работает на „комбайне“ один водитель-оператор. Есть рубительные машины на большегрузных автомобилях, они оборудованы прицепом для перевозки щепы. Агрегаты на базе трактора подберут остатки диаметром до тридцати сантиметров, а на большегрузных машинах – уже до метра. При заготовке пиловочника „юбку“ хлыста отрезают и бросают на делянке. Сколько мы бросаем материала, теоретически годного в дело, в щепу? На наших делянках остается много вершинника, вывезти его не можем, потому что он короткомерный. Ещё такая техника была бы хороша по мелким пилорамам. Можно не везти сюда горбыль – с горбылем приходится везти воздух, горбыль – материал не укладистый. Каждая фирма – производитель машин – предлагает к тому же и щеповозы разных модификаций. Есть и на седельных тягачах».
Корреспондент: «А если не покупать такую машину, а самим нечто подобное сделать?»
А. Н. Поройский: «Это надо с конструкторами решать, смогут ли они такую линию смастерить и разумно ли её делать в единичном экземпляре в условиях неприспособленной мастерской».
С. А. Першанов, механик ламинирования: «Я обратил внимание на цепной транспортер. Мне кажется, что наши транспортеры лучше, эффективней. Так что кое-что на выставке и отстает, на мой взгляд, от нашего оборудования. Мне понравился там клей. Он работает на молекулярном уровне, склеивает за секунду – не разорвать».
Н. В. Яковлев: «Такой клей мы используем. Сегодня все движется вперед, просто так не стоит на месте. Какие-то технологии мы ещё не знаем, не видели. А что-то уже давно применяем!»
С. А. Хапов, конструктор: «Осматривали все. Но особое внимание уделили переработке и утилизации отходов. Брикетирование, сжигание горючих отходов. У нас в процессе производства образуется пыль, которую тоже можно сжигать. Ну, кое-то что для этого нужно закупить, разработать. Мини-котельные с использованием пыли в качестве топливного компонента можно применять для наших сушильных камер, которые тогда могут работать совершенно автономно».
В. Н. Барабанова: «Практически все наработки, которые возникнут впоследствии, как результат посещения выставки в Ганновере, потом попадут в конструкторское бюро»…
М. П. Колузанова: «На брикетировании зацикливаться нельзя, потому что в Вологодской области есть несколько заводов по изготовлению горючих пеллет. Некоторые их них простаивают, хотя опилок предостаточно. В наших условиях это не всегда выгодно, несмотря на даровое сырье: пилорамы готовы опилки возить за „спасибо“, лишь бы не захламляться».
Е. В. Кораблев: «Да, нужно больше внимания уделять переработке отходов».
М. П. Колузанова: «У нас и есть вроде бы рубительная машина, но не все в нее загрузишь. Она предназначена для переработки техсырья. Рейка из нее просто выскакивает».
Е. В. Крылов: «Если говорить о ламинировании, то на выставке было заметно большое внимание к мебельному производству. Станки сами программируют, делают нужные для производства мебели детали. На ДСП наклеивают не облицовочную пленку, а слой пластика. Ну, как мастер по ремонту, я больше интересовался запчастями, запасался каталогами. И вообще, я думаю, рационально было бы вернуться к производству мебели на нашем комбинате. В конце концов, мебель – конечный продукт, товар народного потребления. Она включает больше переделов, она дороже стоит на рынке. Да, эта ниша на рынке достаточно плотно забита, но ведь все дело тут в соотношении цены и качества. У нас собственное очень хорошее сырье – ламинированная плита. Без лишней перекупки наша мебель должна быть дешевле. А в современном оборудовании для производства мебели нет ничего фантастического – специалистов для работы на нем вполне можно найти. А не найти, так обучить».
Н. В. Петухова, механик ООО «Профиль»: «Очень много фирм, которые занимаются сушилками. Характерная черта представленных на фирме сушилок – фронтальная загрузка в больших объемах. Весь режим сушки виден на компьютерном мониторе. И сушильные камеры оснащены множеством датчиков. Очень интересной показалась термическая обработка древесины, после которой светлое дерево радикально меняет цвет, причем во всей массе, а не только снаружи обрабатываемого бруска. Берут дуб, ясень – любую породу дерева, подвергают её воздействию температуры в 200−300 градусов, и древесина очень эффектно тонируется, будто бы её морилкой покрыли. Но, повторю, не только снаружи, а во всей массе, насквозь обрабатываемой детали».
В. Н. Барабанова: «Значит, можно сделать такой вывод, что сушка у нас, в отличие от европейской, неконтролируемая?»
М. П. Колузанова: «Да, она практически неконтролируемая. Мы её контролируем за счет накопленного опыта, во многом – за счет интуиции, но не за счет приборов. Да, по сушилкам у нас будет отдельное совещание. Это производство для нас сегодня во многом проблемное».
О. А. Тараторина: «Самое большое внимание привлекли оптимизаторы, которые на данный момент собираемся у нас устанавливать. Теоретически мы о них знали, теперь посмотрели на практике. Применение оптимизаторов позволит серьезно увеличить производительность имеющегося у нас оборудования. Пиломатериалы, которые мы видели в Германии в принципе имеют те же дефекты, какие проявляются и у нас: поперечная кривизна, сучки. Выравнивая диаметр бревна, мы существенно увеличим выход пиломатериалов».
Голос из зала: «А наша-то вагонка на порядок лучше, чем там!»
Н. В. Яковлев: «Нет, я специально дощечку оттуда привез – показать, к какому качеству нужно нам стремиться!»
Л. Н. Матреничева: «Меня интересовала линия для крупнопанельного домостроения. Один человек с нею управляется, все автоматически выпиливается, вырезаются отверстия под окна, под двери, сверлятся конструктивные отверстия. Аппарат стреляет скобой, саморезы вкручивает. У нас пока крупнопанельное домостроение находится в стадии зародыша. Из мелких деталей можно выпускать мелкие предметы ширпотреба, игрушки, сувениры».
Р. П. Козырев: «Нужно сжигать пыль!»
А. В. Франков, старший механик ООО «Радиал»: «Высмотрел замечательный торцовочный станок, из-за отсутствия такого у нас происходит 90% технологических простоев на лесопилке! Представленные на выставке сортировочные линии аналогичны нашей шведской сортировочной линии, а она у нас и так работает».
А. В. Фадеев: «Без внедрения новейших технологий предприятие обречено. И их нужно, не стесняясь, завозить с запада. Конечно, можно и в российской глубинке „Мерседес“ собрать. Но на дровах и с деревянными колесами».
Е. Н. Епифанов, инженер ДКК: «Очень понравилась машина в виде робота, заделывающая дефекты на клееном брусе».
С. А. Барышев, главный инженер ДКК: «Считаю перспективным сращивание мелких деталей. Аналогичная линия будет интересна и для производства мебельного щита. Хорошая техника – боковые погрузчики: маневренные, не нуждающиеся в „широких дорогах“. Но пока они смогут работать у нас только внутри помещений – им требуется ровная площадка. А машины очень удобные, позволяют рационально использовать производственную территорию. Очень важна подготовка режущего инструмента. Это в деревообработке вообще самое важное!»
В. Н. Барабанова: «Мелочь будем сращивать, тогда и отходов почти не будет, на диковинных рубительных машинах рубить будет нечего!»
В заключение в адрес коллектива Монзенского ДОК прозвучал призыв, веющий оптимизмом: «Уже в этом довольно коротком диалоге видны новые технологические идеи. Вполне возможно – есть же на комбинате творчески мыслящие кадры! – что-то новое придумаем, такое новое, какое ни Ганновер, ни Милан не видели. Основное направление технической мысли наши специалисты на выставке в Германии уловили. Теперь нужно работать в этом направлении, идти в ногу со временем, обгонять время».
Другие статьи рубрики Тема номера: LIGNA+ 2007
LIGNA+
Душа и дерево едины
«Шоу монстров»
Группа Weinig: укрепляя первенство!
«Щекиноазот»: от возрождения к развитию
LIGNA+ – взгляд из «каменного» века
MDF’изация Томской области
Хранители мебельных традиций Северо-Запада
WoodEye завоевывает Европу
Фотографии с выставки LIGNA 2009
Фотографии с выставки LIGNA+ 2007
Фотографии с выставки LIGNA+ 2005
Статья Ligna 2009. Шоу поворотливых слонов
Статья LIGNA+ HANNOVER − 2005