Партнеры журнала:

Лесной кодекс

Лесная промышленность в Коми

Коми’кадзе или Коми’вояжеры?

Владимир Торлопов

Немногим менее года назад, беседуя с министром промышленности и энергетики Республики Коми Николаем Герасимовым, я ещё раз убедился в том, что эта республика – одна из высокоразвитых российских провинций, регион-донор. По вкладу в формирование бюджета Республики Коми лесная отрасль традиционно занимает второе место. За минувшее столетие на территории республики заготовлено около 1,5 млрд м древесины, но при этом запасы древесины здесь не только не уменьшились, но и увеличились на 500 млн м . Коми, пожалуй, единственный регион России, из которого вывоз круглого леса не превышает 2% от общего объема заготовки, доля же глубокой переработки составляет 89%. Таким образом, приоритетное направление развития лесной отрасли – углубленная переработка древесины – в Республике Коми определилось уже давно. О развитии лесной промышленности этого региона мы беседуем с главой Республики Коми Владимиром Торлоповым.

Владимир Александрович, сравнительно недавно с целью ознакомления с положением в лесных делах в Сыктывкар приезжал Президент страны, а совсем недавно первый заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов. Как Вы думаете, почему для этих визитов была выбрана именно Ваша республика?

– Действительно, 15 мая Сыктывкар с однодневным визитом посетил первый вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов. Он побывал на производственных площадках ООО «Сыктывкарский фанерный завод» и ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК», встретился со студентами и преподавателями Сыктывкарского лесного института. И регион наш для посещения был выбран не случайно, что и подчеркнул сам вице-премьер.

Во-первых, Республика Коми является одним из благополучных регионов, куда пришли крупные инвесторы, сделавшие ставку на внедрение новых технологий, на финансирование проектов развития лесной инфраструктуры, причем за собственные средства. К ним можно в первую очередь отнести ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» со значительными инвестициями в развитие комбината, ЗАО «Леском», которое разработало проект строительства завода древесностружечных плит, реализовало первый в России проекта OSB (твердых плит с ориентированной стружкой) и запустило в эксплуатацию завод по производству древесных гранул.

Во-вторых, как отметил Сергей Иванов, в России сегодня более 35% экспорта составляет кругляк, цена которого в 3 раза ниже стоимости обыкновенной доски. Республика Коми, пожалуй, единственный в России регион, где вывоз круглого леса за пределы региона составляет всего-навсего 1,5% от общих объемов заготовки.

В-третьих, и это, пожалуй, главное, власти Республики Коми после вступления в законную силу нового лесного законодательства смогли оперативно решить важнейшие вопросы, связанные с отпуском древесины различным пользователям. Регион один из первых в России провел реорганизацию структуры ЛПК и сейчас активно решает вопросы по всему перечню поставленных законодательством проблем по использованию лесов, их управлению, сохранности и восстановлению.

После памятного визита Президента в Республику Коми и после поставленных им задач по глубокой переработке древесины на мес­тах прошло более года. С одной стороны, вроде бы небольшой срок, но с другой все же достаточно порядочный, особенно в наше быстротечное время. Что изменилось за этот год в республике в плане реализации задач, поставленных Президентом страны?

– Действительно, чуть больше года прошло после визита Президента в Республику Коми. Все, наверное, помнят, что визит проходил в преддверии подготовки нового лесного законодательства и какие жаркие дебаты были вокруг этого документа. В итоге с 1 января 2007 года Лесной кодекс РФ был введен в действие. Годом раньше был принят закон № 199-ФЗ «О передаче полномочий» в области управления лесами от федеральных органов субъектам Федерации. Практическое и реальное его применение началось с вступлением в действие нового Лесного кодекса. Это, пожалуй, самый большой и смелый шаг в лесной отрасли России, который ещё, наверное, до конца не понят на местах и сегодня.

Что касается положения в лесной отрасли республики, то доля лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей в производимой общереспубликанской товарной продукции составила в 2006 году свыше 25 млрд рублей. По вкладу в формирование республиканского бюджета лесная промышленность стоит на втором месте. При этом расчетная лесосека осваивается не полностью, а объем лесозаготовок в Коми напрямую определяется емкостью мощностей по переработке низкосортной и мелко­товарной древесины. И хотя объемы поставляемой на отечественный рынок и на экспорт лесобумажной продукции за последние годы увеличились в несколько раз, этого недостаточно.

В такой ситуации органы власти республики вынуждены делать ставку на структурную модернизацию лесопромышленного сектора, что в конечном итоге способствует увеличению темпов экономического роста. В такой ситуации определяющей становится инициатива на местах, когда отдельные предприятия развивают лесной бизнес как за счет собственных, так и заемных капиталовложений.

На совещании в администрации главы и правительства Республики Коми Сергею Иванову были представлены те проекты лесного комплекса, которые уже реализуются или имеют большую готовность для реализации.

Была проведена презентация совместного инвестиционного проекта группы SAFWOOD (Италия) и Республики Коми по строительству завода по производству плит OSB – уникального в своем роде проекта, так как аналогов такому производству в России ещё нет. А суть нового проекта состоит в том, что OSB находит все большее применение в мебельной промышленности и домостроении, вытесняя фанеру и ДСП. OSB – это фактически «улучшенная древесина»: более прочная и эластичная, водостойкая и огнестойкая и изготовляется в основном из балансовой и несортовой древесины сосны и осины. Необходимость строительства этого завода была продиктована прежде всего увеличением использования несортовой древесины, получающейся в избытке при основном лесопильном производстве.

Мощность завода – 1200 м³ продукции в день. Общий объем инвес­тиций в проект составляет 145 млн евро. Завод планируется возвести всего за 2 года, и к концу 2009 года – выпустить первую партию продукции. Чтобы снять проблему с отходами лесопиления в 2006 году, эта же компания ООО «Леском-ДСП» принимает решение о создании ещё одного предприятия, которое будет заниматься производством ДСП и плит с ламинированным покрытием. Сегодня идет строительство завода, который будет выпускать 150 тыс. м³ плит ДСП в год.

Одним из перспективных проектов развития мощностей по глубокой переработке древесины на территории республики является инвестиционный проект «СТЕП», разработанный ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК». В рамках этого проекта предусматриваются инвестиции в размере 475 млн евро. С реализацией проекта «СТЭП» производство бумаги и картона увеличится до 940 тыс. тонн в год, товарной целлюлозы – в размере 60 тыс. тонн. Кроме этого, отчасти решится проблема использования мелкотоварной древесины, которая в структуре лесфонда составляет 55%. При реализации только данного проекта общий объем лесозаготовок по республике возрастет до 8,5 млн м³.

Основной же задачей преобразования лесной отрасли из сырьевой в высокотехнологичную остается создание современных мощностей по глубокой переработке древесины. Среди направлений по развитию перерабатывающих мощностей на территории республики рассматривается проект с наибольшей степенью готовности – Удорский картонно-бумажный комбинат (перепрофилированный из целлюлозного), позволяющий выпускать до 500 тыс. тонн конкурентоспособной, импортозамещающей бумажной продукции в год. Также рассматриваются варианты строительства Троицко-Печорского целлюлозно-картонного комбината и нескольких предприятий по производству топливных гранул.

Многие лесопромышленники и специалисты лесного дела, безусловно поддерживая курс Президента относительно торговли кругляком, тем не менее считают, что в этом деле спешка неуместна, что вначале надо создать соответствующую базу по переработке древесины, а уж потом вводить запретительные пошлины на кругляк. Например, члены некоммерческой организации «Дальэкспортлес» со страниц издания «Лесная газета» обратились с открытым письмом к председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову. Они пишут, что у них пока нет достаточного количества перерабатывающих предприятий, из-за чего введение запретительных пошлин на кругляк крайне отрицательно скажется на малом и среднем лесном бизнесе, деятельность лесопромышленного комплекса сократится в 4 раза, без средств к существованию останутся около 200 тыс. человек. На недавнем съезде лесопромышленников и лесоэкспортеров тоже говорилось о катастрофической нехватке перерабатывающих мощностей, особенно низкокачественной и лиственной балансовой древесины. Специалисты не понимают, куда девать миллионы кубометров леса, которые мы пока не в состоянии перерабатывать у себя. Что Вы думаете по этому поводу и какая картина в этом плане складывается в Республике Коми?

– Я уже сказал, что в республике такой проблемы, как реализация круг­лого леса на экспорт, нет. Она у нас заключается в другом – в увеличении переработки низкосортной балансовой древесины. И мы ищем пути решения по её переработке, некоторые из этих путей я уже назвал. Что же касается положения в целом по России, то оно похоже на положение в нашем регионе, и я не вижу причин для изменения принятых решений. Если ещё отложить на несколько лет принятие этих пошлин и подождать пока появятся мощности по переработке, то у большинства регионов ещё несколько лет будет отсутствовать мотивация к инициативе создания перерабатывающих производств. Считаю, что меры Правительства правильные и от них отступать нельзя.

Многие лесопромышленники выражают открытое недовольство новым Лесным кодексом. В самом деле, в этом законе нет почти ни одной нормы прямого права, да и вообще без принятия многих десятков подзаконных актов его пока полноценным законом и назвать-то нельзя. Хотелось бы знать Ваше мнение по этому поводу, а также то, как Вы оцениваете передачу полномочий по управлению лесами на уровень субъектов Федерации? В частности, в таком поистине горячем вопросе, как борьба с лесными пожарами. Теперь ведь все это легло на плечи местной власти. Справляетесь ли, хватает ли субсидий из центра, что, на Ваш взгляд, нуждается в корректировке отношений на оси «центр регионы»?

– Новый Лесной кодекс переполнен нормами непрямого действия. Для реализации кодекса необходимо принять более 70 подзаконных актов, которые касаются всех важных моментов регулирования лесных отношений. Отсутствие прямого регулирования законом лесных отношений позволяет постоянно менять правила лесопользования, не согласовывая это с законодателями. Изменение закона процедура довольно сложная, изменить же порядок использования лесов достаточно просто. Вряд ли такое положение будет способствовать притоку инвестиций. Хотелось бы, чтобы Лесной кодекс вступил в действие одновременно с нормативными актами, – неопределенность не стимулирует эффективную охрану, защиту, использование и воспроизводство лесов.

Передача полномочий по управлению лесами на уровень субъектов Федерации произошла формально, поскольку Федерация практически полностью оставила за собой определение основных правил пользования лесом, передав субъекту Федерации право принимать законы по малозначительным вопросам типа правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов для собственных нужд. Что касается лесных пожаров, то в Лесном кодексе не прописан порядок их тушения арендаторами (за счет каких средств). Несмотря на это, в Республике Коми успешно прошла реорганизация органов управления лесами, удалось сохранить лесную службу, наделить её полномочиями, принять временные, но необходимые нормативные акты, чтобы не остановить промышленность, создать базу авиационной охраны лесов, разместить государственный заказ и заключить контракты на работы, связанные с обнаружением и тушением лесных пожаров, подготовить и создать систему предупреждения и тушения лесных пожаров.

Однако субвенций на тушение лесных пожаров явно недостаточно: при необходимых 24 млн рублей выделено лишь 12,7 млн рублей. В финансировании тушения лесных пожаров много непонятного: постоянно говорится о том, какие наказания будут за перерасходование средств, но не говорится, как законно добиться увеличения финансирования в кратчайшие сроки, если ситуация по пожарам будет критической.

Имеются нестыковки с другими законами. Так, в декабре 2006 года принят Лесной кодекс и поправки в закон «О животном мире». В Лесном кодексе написано, что для ведения охотничьего хозяйства должен быть заключен договор аренды лесного участка. Договор аренды заключается по результатам аукциона. В законе «О животном мире» территория, акватория предоставляются для пользования животным миром по результатам конкурса, но тут же написано: «В соответствии с земельным, водным, лесным законодательством». Непонятно, как преодолевать это противоречие.

Мы с Вами сейчас говорим о лесной промышленности, но ведь она не может существовать без лесного хозяйства. Что у Вас делается для того, чтобы отношения этого тандема нормально развивались и чтобы обе стороны способствовали успеху друг друга?

– Ведение лесного хозяйства арендатором в настоящее время – непосильное бремя для большинства из них. Лесное хозяйство должно вестись в основном за счет части лесного дохода и специалистами лесного хозяйства, иначе мы потеряем некрупных арендаторов. Можно найти компромисс, если компенсировать затраты по воспроизводству лесов, тушению лесных пожаров, как и строительству лесных дорог, за счет изменения арендной платы.

Для ведения лесного хозяйства арендаторам необходимы знания и время, и не все из них пока способны выполнять этот объем работ. А предельно сжатые сроки для перезаключения договоров аренды лесных участков при отсутствии нормативных актов и непосильном бремени налогов вносят дополнительную сумятицу и могут стать причиной остановки лесозаготовок.

Повсюду в России весьма остро стоит вопрос строительства лесных дорог, без чего дальнейшее нормальное развитие отрасли просто немыслимо. Не знаю, как с этим обстоит дело в вашей республике, но, думаю, и у вас картина с лесными дорогами далека от идеальной. А между тем строительство лесовозных дорог у нас определено как инвестиционная деятельность. Откуда будут браться эти инвес­тиции, в кодексе не уточняется. Непонятно, кто планирует и финансирует строительство таких дорог. По кодексу получается, что арендатор планирует, а финансирует государство. Не кажется ли Вам несколько абсурдной эта ситуация? Что, на Ваш взгляд, надо сделать, чтобы в стране появилось потребное количество нормальных лесных дорог?

– Действительно, среди самых актуальных проблем развития лесной отрасли и даже наряду со строительством предприятий по переработке древесины остается транспортная. Без строительства лесных дорог, без конкурентоспособного транспорта невозможно говорить о развитии отечественного леспрома. В России на 1000 га лесных угодий приходится 1,2 км лесных дорог, в то время как в странах Северной Европы и Северной Америки, являющихся прямыми конкурентами и партнерами России, этот показатель в 20–30 раз выше.

Вы правильно заметили, что картина с лесными дорогами и у нас в рес­публике далека от идеальной. И хотя ежегодно у нас строится около 150 км дорог, из них с твердым покрытием – только 30−35 км. А нужно строить втрое больше, так как среднее расстояние «плеча» вывозки древесины только по республике с 60 км в начале 90-х годов увеличилось до 250 км. Лесной бизнес сегодня готов к долевому участию в строительстве дорог круглогодового действия. Поэтому в федеральной целевой программе, готовящейся Правительством России, необходимо предусмотреть решение вопросов по выделению средств для создания сети лесовозных дорог для освоения новых лесных массивов.

Кроме этого, для предприятия, реализующего долгосрочный инвестпроект, необходимо создать, на наш взгляд, определенные гарантии закрепления за ним в перспективе лесного фонда. Также на федеральном уровне необходимо найти такой механизм определения и изменения цены на лесные ресурсы, чтобы на период строительства и освоения проекта цена на лес для инвестора не обгоняла темпы инфляции. Со стороны государства следует внедрить временные ограничения. Это даст возможность инвестору часть средств при реализации проекта использовать на строительство тех же лесных дорог.

Среди причин необходимости строительства лесовозных дорог и сдерживающих развитие лесной отрасли необходимо отметить и такую, как высокие тарифы на услуги железнодорожников, которые делают продукцию неконкурентоспособной, а нехватка и плачевное состояние подвижного состава, особенно полувагонов, задержки с отправкой грузов приводят к сбоям отгрузки и ставят под угрозу дальнейшее сотрудничество в области экспорта лесоматериалов.

Новые правила работы в лесу требуют, чтобы арендатор платил за древесину на корню, производил все работы по воспроизводству, а, кроме этого, охранял и защищал лес. По сути, это ведь тройное налого­обложение, которое вряд ли кто выдержит. Как Вы думаете, есть ли у субъекта Федерации возможность как-то повлиять на эту ситуацию, и если да, то какая именно?

– Один субъект повлиять на ситуацию не сможет, но если они объединятся, то кое-что сделать можно. Сейчас ведь уже обсуждаются поправки в Лесной кодекс, а это говорит о том, что закон этот надо совершенствовать. И процесс работы над этим законом затягивать просто недопустимо.

Владимир Александрович, я, как и все, кто связан с лесом, только приветствую то повышенное внимание к лесным проблемам, которое в последнее время проявляют высшие руководители государства. Но, с другой стороны, вот лично у меня, и думаю, что не только у меня, закрадывается сомнение: а дело ли столь высоких руководителей вникать в тонкости той или иной отрасли, тем более что их в стране достаточно много и «хромает» отнюдь не только лесная, но и многие другие отрасли. И что-то я не слышал, чтобы президент, например, той же Финляндии ездил по лесосекам, а между тем дела у финнов в лесу идут так, как дай Бог нам и каждому другому. Я это к тому клоню, что не пора ли подумать о возрождении общероссийского лесного министерства? Неужели лесная отрасль страны не стоит того, чтобы её проблемами занимались на профессиональном уровне профессионально подготовленные люди?.. Что Вы думаете по этому поводу?

– Действительно, в России можно только приветствовать интерес к промышленной политике и повышенное внимание к лесным проблемам. Все больше специалистов считают, что экономика приблизилась к пределам развития в рамках сложившейся модели, и все больше приходит понимание, что лес не просто природное богатство, а одно из важнейших экономических преимуществ России. Его грамотное использование может и должно приносить государству и нашим гражданам устойчивый и солидный доход. И, действительно, возможности для развития у нашего лесопромышленного комплекса огромные.

Тем не менее общеизвестно и другое: мы пока плохо используем наши лесные богатства, хотя необходимость интенсивного пути развития диктует нам и постоянно растущий спрос на древесину и изделия из нее на внешнем рынке.

Накопившиеся в отрасли проблемы и их решения Министерством промышленности и энергетики РФ, к сожалению, часто содержат неприемлемые для лесопромышленников решения. Это, в первую очередь, сложности с принятием нового лесного законодательства, вопросы, связанные с передачей полномочий по управлению лесами, почти полным отсутствием нормативно-правовых документов по вводу нового законодательства, невыполнение поручений Президента по Федеральной целевой программе развития лесопромышленного комплекса России.

Застарелая болезнь отрасли говорит о том, что и в самой структуре управления лесным комплексом России давно назрела проблема с его реорганизацией.

И решение многих проблем отрасли, видимо, находится в создании или возрождении отдельных самостоятельных структур управления. Безусловно, лесная отрасль стоит того, чтобы её проблемами занимались на профессиональном уровне профессионально подготовленные люди.

До сих пор в стране на государственном уровне не сформулирована экономическая модель, за счет которой может эффективно развиваться лесная промышленность. И новый Лесной кодекс не указал путей достижения этой цели, а лишь ещё больше их запутал. И поэтому конкретные и четкие перспективы развития ЛПК во многих регионах нашего Отечества тоже отсутствуют. Но в Республике Коми легких путей не ищут. Здесь по-прежнему, как год, пять, десять лет назад, идут своим путем, путем проб и ошибок. И, справедливости ради, признаем: почти все из задуманного специалистами республиканского правительства здесь удается реализовать.

Беседовал Владимир ПЕТУХОВ, наш соб. корр.