Счетная палата выявила ряд проблем в лесной политике России
Недавняя проверка Счетной палаты показала отсутствие достоверной информации об объемах лесозаготовки, оборота и экспорта лесопромышленных материалов в России. В службе отметили, что все эти данные сильно разнятся в субъектах РФ, Рослесхозе и Росстате. Кроме того, эксперты Счетной палаты говорят, что приоритеты развития лесной политики реализуются не в полной мере. Децентрализация полномочий привела к снижению эффективности единой системы управления и контроля за лесами.
Подводя неутешительные итоги проверки, аудитор Михаил Мень отметил: «Большинство регионов не достигают показателей исполнения переданных полномочий. Так, в 2016 году из 11 установленных показателей выполнены только шесть, или 54,5%, в 2017 году – семь, или 63,6%, в 2018 году – пять, или 45,5%. На постоянной основе около половины регионов не выполняют показатели по выявлению нарушений лесного законодательства и возмещения ущерба от них». По оценкам специалистов, основными причинами этого являются неукомплектованность штата и недостаточное финансирование переданных полномочий.
Кроме того, внедрить единые подходы к обеспечению устойчивого лесоуправления не позволяет структурные различия региональных органов власти.
Что касается информации об объемах лесозаготовки, оборота и экспорта, в Счетной палате отметили отсутствие достоверных данных. Сведения разнятся в субъектах федерации, Рослесхозе и Росстате. «Давность 85% материалов по лесоустройству превышает десять лет. Это значит, что о состоянии лесного фонда на площади 974 млн га нет достоверной информации. Кроме того, отсутствует единая информационная база об использовании лесных ресурсов. Не организована возможность взаимодействия ЛесЕГАИС и информационных систем заинтересованных органов исполнительной власти», – подытожил г-н Мень.
В качестве рекомендуемых мер по устранению проблем в Счетной палате предлагают предусмотреть единые подходы к определению нормативов патрулирования лесов, установить общие требования к порядку организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины. Также целесообразно было бы пересмотреть нормативы заготовки древесины для собственных нужд, установить ответственность за недостоверность данных лесоустройства и рассмотреть вопрос об изменении порядка определения размера возмещения ущерба, причиненного лесам.
Также по теме:
Лесной сектор России: как выйти из кризиса и не наломать дров?
Шведский опыт регулирования лесопользования
Лесное хозяйство Бурятии ждет развитие по пессимистическому сценарию