Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Экономический и промышленный потенциал Забайкальского края используется незначительно

Забайкальский край входит в состав Сибирского федерального округа Российской Федерации. Это один из самых молодых регионов РФ, он был образован весной 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, за которое жители обоих регионов проголосовали на референдуме.

В состав России территории Забайкальского края вошла с конца XVII века. Наиболее известны в истории Забайкалья Нерчинские рудники, куда были сосланы участники восстания декабристов 1925 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. В 1971 году на «Ленфильме» был снят фильм «Даурия», рассказывающий о событиях в предреволюционный период 1900-х годов и годы Великой Отечественной войны. Сегодня Даурия - это наиболее обжитая и развитая в экономическом отношении территория региона, на которой проживает около 90% населения Забайкальского края.

Административным и крупнейшим промышленным центром края является г. Чита, расстояние от него до Москвы по трассе - 6305 км.

Статистика

Площадь Забайкальского края составляет 431,9 км2, что соответствует 2,5% территории России. Край занимает выгодное географическое положение в системе взаимоотношений Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. На западе регион граничит с Республикой Бурятия, на севере и северо-западе - с Иркутской областью, на северо-востоке - с Республикой Саха (Якутия), на востоке - с Амурской областью, на юге - с Китайской Народной Республикой и Монголией по государственной границе.

Муниципальное устройство Забайкальского края включает 31 район и четыре городских округа, 10 городов и 37 поселков городского типа. Помимо Читы, крупнейшими городами региона являются Краснокаменск, Борзя, Агинское, Нерчинск.

Согласно данным Госкомстата России, в 2015 году население края составляет чуть более 1 млн человек, треть проживает в Чите. С 1990 года население края неуклонно сокращалось, и в 2009 году здесь была принята долгосрочная целевая программа «Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае в 2009-2015 годы». Согласно планам краевого правительства, по результатам реализации программы к 2015 году удастся добиться стабилизации численности населения Забайкальского края на уровне 1,12 млн человек. Итоги будут подведены в конце текущего года.

География и климат Забайкальского края

В крае преобладает гористый рельеф. Поверхность изрезана хребтами, высота некоторых достигает 3 тыс. м. Хребты расположены почти параллельно друг другу и ориентированы в основном с юго-запада на северо-восток. Абсолютная высота большинства горных хребтов колеблется от 1200 до 1800 м, а днища межгорных впадин расположены на высоте 500-900 м, к последним относятся и долины крупных рек Ингоды, Онона, Шилки, Хилока, Чикоя. Однообразие среднегорного рельефа нарушается на севере высокогорными хребтами Байкальской горной страны, а на юге хребтами Чикой-Ингодинской высокогорной страны.

К юго-востоку горный рельеф сменяется слабо всхолмленными равнинными степями Забайкалья, расположенными на отметках 500-600 м, однако равнинные пространства невелики, низменности занимают весьма незначительные территории. По сути, единственной равнинной площадью считается вклинившееся со стороны Монголии обширное плато, которое является продолжением монгольских степей.

Поверхность степей на крайнем юге края осложнена большим количеством бессточных котловин, в которых нередко образовывались горько-соленые озера.

Климат Забайкальского края обусловлен его географическим положением - регион расположен в зоне стыка и активного взаимодействия западных и восточных воздушных масс. В зимний период здесь формируется гребень Азиатского антициклона, и зима отличается низкой температурой воздуха, малым количеством осадков и относительным безветрием. Зима в Забайкалье может длиться до семи с половиной месяцев, январская температура варьирует от -19,7°С на юге до -37,3°С на севере. Весна обычно затяжная - с конца марта до середины апреля, лето короткое, но жаркое и засушливое.

Ресурсы Забайкальского края

Забайкалье относится к старейшим горнорудным районам России, на территории края обнаружены значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов. Согласно официальным данным, в недрах Забайкалья имеются запасы почти всех видов полезных ископаемых, однако развитие минерально-сырьевой базы и освоение месторождений края сдерживается отсутствием перерабатывающих мощностей, неразвитой инфраструктурой, нехваткой современного производительного оборудования и отсутствием эффективных технологий добычи, а также сложностью оформления разрешительной документации и увеличением платежей за экспертные услуги.

Тем не менее в настоящее время подготавливаются к эксплуатации, но пока не разрабатываются два месторождения: уникальное комплексное Чинейское и железорудное Березовское. Готовится к освоению Быстринское месторождение, запасы меди которого учтены Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых в 2006 году. В 2008 году определен недропользователь Удоканского месторождения меди (более 23% российских запасов) - ОАО «Михайловский ГОК». Добыча тантала и ниобия пока прекращена из-за отсутствия спроса.

«Несмотря на незначительную долю местных запасов угля в минерально-сырьевой базе РФ (1,2%), угольная отрасль играет в экономике Забайкальского края большую роль, - отметили в региональном министерстве природных ресурсов и промышленной политики. - Многие угольные месторождения интенсивно разрабатываются, полностью покрывая нужды края и частично сопредельных регионов».

В Забайкалье сосредоточено около 34% всех российских запасов молибдена. Подготавливается к освоению Бугдаинское месторождение, запасы которого были утверждены в 2007 году, ведется разработка Жирекенского месторождения. Попутная добыча осуществляется на молибден-урановых месторождениях Стрельцовского рудного района, где также добывается 96% российского уранового сырья, поставляемого отечественным предприятиям.

Золото добывается на Погромном, Савкинском, Богомоловском, Амазарканском, Талатуйском и Дарасунском месторождениях, комплексном Новоширокинском и многочисленных золотороссыпных месторождениях.

Экономика Забайкальского края

Горнорудная отрасль определяет направление развития промышленности в регионе, остальные лишь обслуживают ее нужды. Тем не менее в Забайкалье есть предприятия топливно-энергетической и лесной промышленности, машиностроения, производства строительных материалов, легкой и пищевой промышленности, развит агропромышленный комплекс.

«На территории Забайкальского края выделяют три экономических подрайона: Центральный (Хилокско-Ингодинский), Юго-Восточный (Шилкинско-Аргунский) и Северный (Витимо-Олекминский), - сообщили в министерстве природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края. - В Центральном подрайоне сосредоточена половина обрабатывающей промышленности, но слабо развиты горнорудные отрасли. У Юго-Восточного подрайона сырьевая специализация, там развиваются обрабатывающие производства. Северный подрайон освоен слабо, но его ресурсы представляют потенциал для развития горнорудных производств».

На состояние промышленного сектора экономики края оказывают влияние геополитические события текущего момента. Так, ОАО «Завод горного оборудования» в 2014 году потерял основной рынок сбыта на Украине и остался без заказов на основную продукцию - горношахтное оборудование, что привело предприятие к критическому положению. Однако власти стараются смотреть на ситуацию с оптимизмом.

«Несмотря на проблемы, машиностроение Забайкальского края не только живет, но и стремится развиваться, взяв курс на импортозамещение, - полагает министр Олег Поляков. - Сформирован региональный план импортозамещения, разработаны паспорта проектов, которые направлены в Минэкономразвития и Минпромторг РФ. Планируется включение малых и средних предприятий в систему кооперационных связей с крупными корпорациями на общероссийском уровне, а также создание межотраслевой региональной кооперации».

Транспорт в Забайкальском крае

По территории Забайкальского края проходит более 20,5 тыс. км дорог, из которых около 2 тыс. км относятся к трассам федерального значения. Определенные сложности для движения автотранспорта создает рельеф местности, имеются участки с ненормативными радиусами кривых (150-200 м вместо положенных 600), запредельными уклонами (80-120% при допустимых до 50%), а также участки, проходящие по населенным пунктам и пересекающие железную дорогу. Проблемой являются и деревянные мосты, которые составляют более 60% общего количества мостов в регионе. Как отмечают специалисты, решить эти проблемы можно только за счет реконструкции и строительства дорог.

Основная функция железнодорожного транспорта в Забайкалье - перевозка грузов. Протяженность путей общего пользования составляет 2399 км, это примерно 16% общей протяженности железных дорог в Сибирском федеральном округе. Согласно официальным данным, крупнейшим инвестиционным проектом в сфере железнодорожного транспорта, реализуемом в Забайкалье, является реконструкция участка железной дороги Карымская - Забайкальск, которая ведется с 2004 года.

Воздушное сообщение в Забайкалье пока осуществляется только из одного аэропорта в столице региона. В 2014 году международный аэропорт Чита обслужил 329,5 тыс. пассажиров, пассажиропоток увеличился на 5% по сравнению с 2013 годом.

Сейчас правительство региона держит курс на возрождение и развитие местной авиации, существовавшей до 1990 года, когда в Читинской области действовали пять аэропортов местного значения. Однако в планах на 2015 год только реконструкция аэровокзального комплекса в Чите и пос. Кадала.

«В настоящее время необходимым условием для развития местных, региональных и межрегиональных воздушных перевозок и аэропортовой деятельности как в Забайкалье, так и в Сибирском ФО в целом является формирование эффективных базовых механизмов государственной поддержки деятельности авиаперевозчиков и операторов аэропортов, - отметили в министерстве транспорта региона. - Для этого разработана государственная программа "Развитие транспортного комплекса Забайкальского края на 2014-2020 годы", которая включает в себя меры по развитию авиационного комплекса».

Подготовила Мария АЛЕКСЕЕВА


Другие статьи рубрики Регион номера: Забайкальский край

Берегите лиственницу!
Забайкальский край делает ставку на сотрудничество с Китаем
ЛПК Забайкальского края: для развития нужны решительные меры
Значимые предприятия ЛПК Забайкальского края
Список предприятий ЛПК Забайкалья

Великолепное Забайкалье
Впечатляющее разнообразие
Забайкалье заповедное
Курс — на переработку древесины
Список предприятий ЛПК Забайкалья

Обзоры ЛПК регионов России