Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

В центре внимания

Валерий Сайковский: «Россия идет по следам Финляндии и Швеции»

Некоммерческое партнерство «Конфедерация ассоциаций и союзов лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности» было создано в 2005 году для консолидации деятельности всех российских лесопромышленников. Ситуацию в российской лесной отрасли мы обсуждаем с президентом конфедерации Валерием Сайковским.

− Валерий Александрович, если бы мы вас попросили подвести итоги 2005 года, какие бы вы отметили положительные и отрицательные тенденции в развитии российского ЛПК?

− В качестве положительных результатов 2005 года я бы назвал в первую очередь то, что в стране, несомненно, усилился контроль за нелегальной рубкой древесины. Как вы знаете, Министерство природных ресурсов и Федеральное агентство лесного хозяйства РФ начали активно наблюдать за лесными территориями из космоса, а на местах активизировалась работа по предотвращению лесонарушений.

Вселяет большие надежды увеличение доли деревообрабатывающей промышленности. Согласно статистическим данным, за 2005 год она возросла с 33,1 до 35,0%. Также в прошлом году увеличился совокупный выпуск товаров и услуг крупными и средними предприятиями ЛПК, который составил в денежном эквиваленте 321 млрд рублей, что на 17,6% выше показателя 2004 года.

В 2005 году началось бурное обсуждение вопросов использования неликвидной древесины с целью получения биотоплива. Биоэнергетика становится одним из важных направлений для предприятий ЛПК. Вводятся новые мощности по производству биотоплива, предприятия переводят на него свои котельные. Безусловно, ратификация Россией Киотского протокола в 2005 году стала дополнительным стимулом для такой модернизации котельных.

Однако мы вынуждены признать, что проблем и трудностей в отрасли остается очень много. К сожалению, в 2005 году так и не был принят долгожданный и бурно обсуждаемый Лесной кодекс. В ЛПК не прекращаются лесные войны, особенно это касается Архангельской области. Целлюлозно-бумажная промышленность показала не такие высокие темпы роста, как прежде. Рост ЦБП, в общем, замедлился и остался примерно на уровне прошлого года (3,3% − в 2005‑м, 5,4% − в 2004‑м, 5,5% − в 2003‑м, 14,9% − в 2000 году).

Разумеется, у этого процесса есть ряд объективных причин. В настоящее время на действующих предприятиях практически отсутствуют резервы мощностей. Основное оборудование целлюлозно-бумажных предприятий России имеет высокую степень износа. Увеличение выпуска целлюлозно-бумажной продукции в основном обеспечивается за счет роста уровня использования имеющихся мощностей, а модернизация основного оборудования и ввод новых производств − за счет собственных средств предприятий. Крупной нерешенной проблемой остается неудовлетворительное состояние инфраструктуры и убыточность более 60% лесозаготовительных предприятий.

Хотелось бы отметить и еще одно важное событие 2005 года. Это произошедший на внешнем рынке лесобумажной продукции локаут в Финляндии, который объявили компании-члены Финской лесопромышленной федерации в мае 2005 года. Он самым серьезным образом сказался на нашем российском рынке.

− А если немного «заглянуть в будущее», какие перспективы ожидают российский ЛПК?

− Если говорить о перспективах, надеюсь, что в будущем все же будет происходить плавный переход к глубокой переработке и комплексному использованию сырья. Чтобы обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках в условиях растущей себестоимости, нам следует подумать не просто о производстве, а о том, чтобы даже отходы производства использовались комплексно, например: щепа − в целлюлозно-бумажном производстве, кора − для выработки энергии и т.д.

Мы ожидаем, что в ближайшие 2−3 года, скорее всего, начнется бум домостроения на базе деревянных конструкций. Анализируя развитие деревообрабатывающей промышленности соседних стран, мы видим, что в подавляющем большинстве случаев до 60−70% частного домостроения − это панельное домостроение на базе деревянных конструкций. Сегодня в России себестоимость деревянных домов подобного типа ниже себестоимости каменного или железобетонного строительства.

Постепенно будет продолжаться дальнейшее развитие целлюлозно-бумажных производств с их перемещением от крупных мегаполисов на территории, приближенные к неосвоенным лесным массивам, что значительно удешевит производство.

Перспективные направления в деревообрабатывающей промышленности − производство древесных плит (MDF, ДСП, OSB), выпуск фанеры и тарной упаковки. За последние 2 года на нашей территории открыты новые заводы по производству плит MDF, фанеры и гофрокартона.

В целом лесной комплекс страны ожидают большие перспективы «в коалиции» с большими инвестициями. Сегодня Россия повторяет шаги таких «лесных» стран, как Финляндия и Швеция. Но если у наших соседей лесной комплекс формировался более сотни лет, нам предстоит пройти этот путь за 10−15 лет.

− Расскажите немного о вашей конфедерации: кого она поддерживает и чьи интересы защищает? Каких результатов добилась ваша организация за короткое время своего существования?

− Наша конфедерация создавалась в рамках решения заседания Попечительского совета Международного лесопромышленного форума. Она существует более полугода. Основную свою роль мы видим в реализации задач форума, а он не что иное, как открытая переговорная площадка. Форум собирает всех представителей лесной отрасли как со стороны власти, так и со стороны бизнеса. Именно здесь есть возможность обменяться мнениями и обсудить проблемы лесопромышленного комплекса, наметить пути решения.

С самого начала перед нами ставились большие и важные задачи: содействие развитию лесного комплекса России, осуществление взаимодействия с органами государственной власти, защита интересов лесопромышленного комплекса РФ на международной арене. Мы объединили в себе ведущие российские отраслевые ассоциации и союзы с целью формирования единой позиции отрасли.

В 2005 году большей частью конфедерация решала организационные вопросы. Это был этап сбора информации, выстраивания партнерских отношений, изучения тех ниш, в которых конфедерация может эффективно работать. По итогам проведенной работы мы определили стратегический план действий на 2006 год.

Стараемся развивать свою деятельность как внутри страны, так и в международной сфере. За рубежом мы сотрудничаем с ведущей европейской лесопромышленной организацией − Европейской конфедерацией деревообрабатывающей промышленности (CEI-Bois). У нас много общего с ней: обе структуры отрабатывают аналогичные технологические платформы, разрабатывают лесные проекты, взаимодействуют с научными структурами. CEI-bois − это организация с многолетним успешным опытом. Нам есть чему у них поучиться, мы хотим взять на вооружение их опыт и потенциал. В конце марта 2006 года Конфедерация ассоциаций и союзов лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности приняла участие в Генеральной ассамблее CEI-Bois.

На сегодняшний день в структуру CEI-bois не входит ни одна российская организация. В связи с этим большой интерес у членов европейской конфедерации вызвала презентация, в которой мы рассказали о динамике развития лесной отрасли Российской Федерации, а также о нашей конфедерации: ее деятельности, планах и перспективах. В конце заседания все участники ассамблеи признали, что видят будущее Европы и мира за древесиной. Уже сейчас в Европе все усилия членов CEI-Bois направлены на продвижение не отдельных конкретных видов лесной продукции, а древесины в целом, в конкуренции с пластмассой, металлом и другими материалами.

Было принято решение объединить усилия и направить все дальнейшие действия на создание общего бренда «Древесина». Объединенными силами «Древесина» будет позиционироваться как общий бренд, о каких бы продуктах ни шла речь − бумаге, картоне, плитах, клееных конструкциях…

Основная же наша деятельность, конечно же, сосредоточена на решении внутренних вопросов российского ЛПК. Члены конфедерации ведут активную работу по разработке «Концепции деревянного домостроения в России». Данная концепция является составляющей частью приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье − гражданам России». Конфедерация присоединилась к работе по разработке «Концепции развития мощностей по глубокой переработке древесины в Российской Федерации до 2015 года».

Также много усилий направлено на разработку и реализацию российской программы по строительству лесных дорог.

Конфедерация участвует в решении вопросов незаконных рубок. В январе этого года мы выступили с открытым заявлением против незаконных рубок и торговли лесной продукцией незаконного происхождения. Мы заявили об определении внутренних этических норм для членов конфедерации. Они подразумевают, что каждый член конфедерации придерживается определенных правил лесопользования, ведет свою деятельность в рамках российского законодательства, прозрачно и ответственно. Со своей стороны, мы уверены, что подобный шаг будет полезен всему лесному сектору страны.

В марте под эгидой конфедерации ассоциаций и союзов лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности и Ассоциации деревянного домостроения в рамках второй международной выставки Woodbuild-2006 состоялась VIII Международная конференция «Деревянное домостроение − путь к доступному и комфортному жилью».

В конце марта мы приняли участие в заседании Координационного совета по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Благодаря работе этой ассоциации решаются вопросы эффективного использования лесосырьевой базы, проблемы лесоустройства лесов Сибири. Надеемся, что наше сотрудничество будет способствовать развитию лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса всего Сибирского региона.

− Нам хотелось бы услышать ваше мнение как руководителя такой крупной организации, как Конфедерация ассоциаций и союзов, каковы место и доля ЛПК России на международной арене? Как вы оцениваете шансы российского ЛПК на мировое лидерство?

− В настоящее время при 25% мировых запасов древесины на Россию приходится в целом 2,3% продукции мирового лесопромышленного производства. За истекшие годы доля страны в производстве пиломатериалов сократилась в 4 раза, бумаги и картона, фанеры и плит − более чем в 2 раза. В мировой лесной торговле Россия занимает второе место только по экспорту круглого леса − более 30%. По остальным видам лесопродукции наша страна спустилась значительно ниже десятого места. В целом отставание России от других стран можно наглядно охарактеризовать уровнем дохода с 1 га эксплуатируемых лесов: он в 10−15 раз ниже, чем, например, в Финляндии или Швеции. Другой важный показатель развития лесной промышленности − уровень потребления основных видов лесопродукции на душу населения. Среднедушевое потребление бумаги и картона в России составляет 40кг. В Канаде же − 228кг, в США − 327кг, а в Финляндии − 412кг. Такая же картина и по другим видам лесных товаров.

По прогнозным оценкам ведущих экспертов, мировые объемы потребления деловой древесины возрастут к 2020 году еще на 100 млн м. И есть только один реальный источник покрытия этой потребности − леса России. Ведь на территории нашей страны сосредоточено не просто около четверти мировых лесных запасов. Среди них более половины наиболее ценные хвойные породы.

Вместе с тем леса России, являясь крупным хранилищем углерода, имеют планетарное значение, т. к. оказывают огромное влияние на состояние окружающей среды и предотвращение негативных изменений климата. Гармоничное сочетание этих важнейших функций российских лесов становится определяющим условием развития всего лесного комплекса России − как лесного хозяйства, так и лесной промышленности. Но, к сожалению, наш лесной комплекс к полноценному функционированию ни в одной, ни в другой сфере пока не готов. Отечественная лесная промышленность последние годы находится в кризисе, и он, к сожалению, до сегодняшнего дня не преодолен.

Анализ динамики объемов производства и внутреннего потребления лесобумажной продукции в целом по миру и ведущим лесопромышленным странам за последние 10−15 лет наглядно свидетельствует о том, что Россия отошла на второй план и по большинству показателей значительно уступает США, Канаде, Финляндии, Китаю, Бразилии и ряду других стран. Мы уступили лидирующие позиции в мире по производству лесобумажной продукции и сейчас лидируем только по объемам экспорта необработанной древесины, так называемого круглого леса. Так что, сами понимаете, это довольно сомнительное лидерство.

Тем не менее ситуация не так катастрофична, как многие ее представляют.

Одной из причин отставания России от ведущих игроков на рынке лесной и целлюлозно-бумажной продукции является неэффективная структура экспорта: вывозятся преимущественно круглый лес и наиболее дешевые продукты деревообработки и целлюлозно-бумажных производств. Для того чтобы Россия стала действительно мировым лидером, необходимо менять расстановку сил в российском ЛПК в сторону увеличения доли производства продуктов глубокой переработки древесины.

− Есть точка зрения, что многие проблемы решатся довольно быстро, как только у нас появится современная национальная лесная политика государства и нормально функционирующие законы. Вы с этим согласны?

− Около 65% территории России покрыто лесами. Лес − это огромная отрасль промышленности. Потенциально отечественный лесопромышленный комплекс может производить продукции не менее чем на $100 млрд в год. Но производит лишь на $12 млрд. Ситуацию как раз мог бы улучшить новый Лесной кодекс. Нынешняя редакция кодекса была принята в 1997 году, и она не отвечает современным реалиям. Новый Лесной кодекс крайне необходим нашей стране. Но это не значит, что разрабатывать и принимать новый закон надо в «пожарном» порядке.

Мы понимаем, что Лесной кодекс − это основополагающий документ для всей нашей огромной отрасли. Поэтому при его принятии важно не ошибиться и постараться учесть максимум нюансов.

Что хочу сказать: самая богатая лесными ресурсами страна из года в год увеличивает импорт лесобумажной продукции. Так, за 2003 год ее было ввезено на сумму $2,3 млрд, или почти на 16% больше, чем в 2002 году. Это в основном бумажно-беловые товары, мебель и высококачественная пилопродукция, изготовленная, как правило, из нашей же российской древесины. Все это означает, что если не будут приняты срочные меры, то в перспективе страна, богатейшая лесными ресурсами, превратится в крупнейшего импортера лесопродукции.

Для поддержания равновесия в такой сложной экологической системе, как лес, необходимо сбалансировать процессы лесозаготовки и лесовосстановления. Поэтому государство должно найти возможность для пропорционального развития того и другого, продумать источники финансовой поддержки лесовосстановления.

Необходимо обязательно вводить нормы экономического, правового, организационного и технического регулирования арендных отношений при лесопользовании, а также нормы, регулирующие порядок передачи лесных участков в частную собственность. Следует совершенствовать структуру управления лесным фондом. Федеральные органы управления лесами должны разрабатывать основные направления развития отрасли, обеспечивая их законодательное закрепление, а также разрабатывать прогнозные балансы лесных ресурсов и осуществлять управление лесами.

Да, в лесной промышленности накопилось немало сложных проблем, требующих срочного решения. Но главнейшая из проблем − это действительно отсутствие долгосрочной стратегии развития лесного комплекса в масштабах государства. У нас нет национальной лесной политики, которая существует во всех развитых лесопромышленных странах и давно доказала свою эффективность. На наш взгляд, национальная лесная политика должна стать частью общей стратегии социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Именно тогда лесная промышленность сможет занять место в экономике России и мира, соответствующее своему реальному потенциалу.

Беседовали Иветта КРАСНОГОРСКАЯ, Ольга МУРАТОВА