Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Здесь царствует береза

Новгородская область расположена на Северо-Западе России, соседствует с Ленинградской, Псковской, Вологодской, Тверской областями и занимает площадь 655,3 тыс. км2.

Взгляд в прошлое

История лесного хозяйства на Новгородской земле ведется с начала XVIII века. Она неразрывно связана с деятельностью императора Петра I. В 1693 году, будучи проездом в Старой Руссе, Петр I заметил в ее окрестностях годный для кораблестроения дубовый лес. По его распоряжению там начали заготовлять древесину. За этими работами наблюдал сын Петра − царевич Алексей. В письмах к отцу в июле и августе 1713 года он сообщил о заготовке 6592 стволов дуба. Часть их была использована на местной строительной верфи и вблизи Ужинского Рядка. Из дуба новгородцы изготавливали балясины, коньки, наличники, колонны и другие ответственные конструкции. Кроме того, прочная и красивая древесина его широко использовалась в мелких поделках. Хотя дубовых лесов было меньше, чем еловых, экономическая значимость дуба и «дубовых местоположений» была выше, чем ели и еловых урочищ.

В связи с развитием кораблестроения издается ряд законов, запрещающих несанкционированную рубку широколиственных пород под угрозой сурового наказания. В 1705 году Петр I издал указ о взимании пошлины в казну в трехкратном размере от действительной стоимости древесины дуба с лиц, использующих его для бытовых целей. Через два года была запрещена торговля поташом, для производства которого использовались широколиственные породы. В конце 1718 года «для бережения лесов» поташ был объявлен государственным товаром. Указом Петра I предусматривалось усилить охрану лесов Новгородской губернии: «для смотрени заповедных лесов валтимиров иметь одного по Деревской и Бежицкой пятинам, а другого − по Шелонской пятине, которых определить из людей добрых».

Меры по охране широколиственных лесов сыграли определенную роль. При описании корабельных лесов для составления ландкарт в Новгородской губернии были учтены дубовые леса. По «Генеральному атласу лесов» (1782 г.) в дельте реки Мсты, впадающей в озеро Ильмень, значилось 7750 деревьев дуба и 2000 − клена и вяза. Дубовый лес заготовлялся и сплавлялся в плотах из южных уездов. Жители Холмского уезда изготавливали доски, сани, деревянную посуду, полубарки, «которые с сеном и лесом дубовым, потребным корабельному строению» отправляли по Ловати в Санкт-Петербург.

Значительно усилились рубки широколиственных лесов после Указа 1782 года, которым в помещичьих лесах разрешалось рубить даже корабельные деревья дуба. Во время путешествия по Новгородской губернии в 1805 году Н. Озерецковский заметил, что для потребностей частных лиц и солеваренных заводов вокруг Старой Руссы истребляется много леса и правительство «со временем пожалеет о лесе». Солеварные промыслы Старой Руссы поглощали огромное количество древесины. По официальным данным в середине XVIII века ежегодно использовалось до 120 тысяч кубических саженей (около 1,2 млн м3) дров. В первую очередь беспощадно вырубались высококачественные пойменные дубравы по берегам сплавных рек − Полисти, Порусии, Ловати, Редьи, Снежи, Полы. За две сотни лет существования солеварного промысла (1679−1869 гг.) леса все дальше отодвигались от Старой Руссы, а лесозаготовки переносились в другие уезды. Уже в конце XVII века в челобитной жителей Старой Руссы царю было сказано: «В Старорусском уезде дров припасть негде, припасаем и гоним дрова из Новгородского и Торопецкого уездов верст за полтораста и большими и малыми реками с великою нуждою, и то дрова становятся нам дорогою ценою».

Уничтожение лесов привело в начале XX века к настоящему древесному голоду. Древесины не хватало не только на постройки, но и на отопление. Депутат Государственной Думы от крестьян Новгородской губернии Измайлов рассказывал, что крестьяне сжигали «огорожи вокруг хат, отпиливали углы у собственных изб. Из больших старинных изб делали маленькие для того, чтобы сэкономить охапку дров для топлива». Площади губернских лесов уменьшились на 39%. Особенно хищнически вырубались леса частных владельцев. От первичных дубовых лесов к началу XX века остались жалкие остатки. Можно сказать, что с дубом как с хозяйственно значимой коммерческой породой к концу XIX века в Новгородской губернии было покончено.

Лесной фонд области

Как заметил в свое время М. Ломоносов, «древняя география, с нынешней снесенная» помогает понять, что «видимые телесные на земле вещи и весь мир претерпели великие перемены». Произошли перемены и в лесном фонде Новгородской области. Широколиственные леса с господством дуба занимают всего 3,8 тыс. га. Теперь здесь царствует береза. Она занимает почти половину лесного фонда (42%). За ней следуют сосна (19%) и ель (18%), осина (11%), ольха (9%), прочие лесные культуры (1%). Леса охватывают 75% территории области. Площадь лесного фонда, находящегося в ведении МПР РФ, в Новгородской области составляет 4068 тыс. га, в том числе покрытая лесом − 3468,3 тыс. га.

Национальный парк «Валдайский» и государственный природный заповедник «Рдейский», расположенные на 195,4 тыс. га, относятся к особо-охраняемым природным территориям.

В прошлом году площадь покрытых лесной растительностью земель увеличилась по сравнению с предшествующим годом на 3,1 тыс. га. Произошло это в связи с увеличением объема лесозаготовок на 350,7 тыс. м3. Всего же в прошлом году объем рубки составил 3274,1 тыс. м3. В 2004 году заключено 85 договоров аренды. К началу нынешнего года в аренду передано 215 участков лесного фонда на площади 1348 тыс. га. В прошлом году проведено 298 аукционов, на которых продана 1621 лесосека с общим запасом древесины 928,8 тыс. м3, в том числе 340,8 тыс. м3 − хвойных пород. Заготовка ликвидной древесины от рубок ухода за лесом для лесхозов агентства была запланирована в объеме 164,5 тыс. м3. Фактически заготовлено 210 тыс. м3. На этот год запланировано заготовить ликвидной древесины на 0,5 тыс. м3 меньше, чем предусматривалось в прошлом году. Снижен и план рубки ухода в молодняках. Если в прошлом году они были проведены на площади 16,2 тыс. га (как и было намечено), то в этом году запланировано охватить такими рубками 14 тыс. га. В 2004 году лесовосстановительные работы проведены на площади 11,8 тыс. га, в том числе на 5,1 тыс. га − посев и посадка леса.

Как и любой регион России, Новгородчину не обходят стороной вредители и болезни леса. Из-за большого количества осадков, выпавших минувшим летом, грибковые заболевания были отмечены в Шимском и Маловишерском лесхозах. Для предотвращения дальнейшего распространения заболеваний в этих, а также в Боровичском и Валдайском лесхозах посевные поля опрыскивали фунгицидами. Очаги вредителей и болезней ликвидировали сплошными и выборочными санитарными рубками. В Боровичском, Окуловском, Маловишерском, Маревском и Любытинском лесхозах проводился рекогносцировочный надзор за вредителями стволов (короедами − топографами). В насаждениях была вывешена 821 ферромонтная ловушка, куда залетело около 134 тыс. жуков. Все они были уничтожены. А еще леса Новгородчины богаты грибами и ягодой, лекарственными растениями. Здесь много брусники, черники, малины. В лесах насчитывается более 200 видов охраняемых растений, среди которых − венерин башмачник, кувшинка белая, лунник многолетний. В Красную книгу Российской Федерации занесено 20 видов растений Новгородчины.

Лес держится на людях

Лес растет на земле, а ухаживают за ним и оберегают от разных напастей люди, настоящие знатоки своего дела. Такие, как заслуженный лесовод Клавдия Веселова − главный лесничий Поддорского лесхоза, Лидия Кондратьева − главный лесничий Крестецкого лесхоза. Среди лучших хозяйств региона − Неболчский, Маловишерский, Шимский, которые возглавляют Виктор Кострюков, Сергей Ющенко, Зинаида Михеева. У них большие объемы работ с лесопользователями, но хватает и хозяйственных забот. Работают стабильно. Задолженностей по налогам и зарплатам не допускается, нет нареканий и жалоб. Во всем помогает лесному хозяйству и администрация области. Инвестиционный вклад в ЛПК составляет 20% от общего объема. С привлечением капитала из Австрии, Америки, Германии, Латвии работают ЗАО «ПСБ − ГЭМ − ХОЛЬЦ», ООО «Бен», «Мадок», «Терминал». В 11 районах области заготовкой древесины занимаются более 20 арендаторов. Наибольший объем заготовок − более 100 тыс. м3 у трех ОАО «Светогорск». Находятся они в удаленном районе, где нет железнодорожного сообщения. Работают нормально. Высококачественное сырье перерабатывается в достаточном количестве. Есть два комбината по выпуску фанеры, лесопильное производство в Пестове и много мелких лесозаготовительных предприятий, где наряду с традиционными отечественными пилорамами появились импортные станки. Они выпускают доски, которые не требуют дальнейшей обработки. Если предприятия, осуществляющие свою деятельность с привлечением иностранного капитала, часть своей продукции по контрактам отправляют за рубеж, то продукция лесных предприятий используется на внутреннем рынке для изготовления столярных изделий, строительства жилья, промышленного строительства.

А вот с переработкой низкосортной древесины пока − проблемы. Она никому не нужна, даже на дрова не берут, потому что затраты на ее заготовку, переведенные в стоимость 1 м3 дров, отпугивают покупателей. Но скоро эта проблема будет решена. Готовится к запуску завод ООО «Флайдрер», который будет перерабатывать до 800 тыс. м3 осины и выпускать 500 тыс. м3 древесно-стружечных плит. Для Новгородской области это очень приличный объем сбыта низкосортной древесины. Инвестиции из Германии в это предприятие составляют 70 млн евро.

Новый кодекс принесет новые проблемы

Проблемы местного характера Агентство лесного хозяйства по Новгородской области старается решать самостоятельно. Однако не все зависит от регионального ведомства. Постоянная смена законодательства − тоже проблема для заготовителей и переработчиков леса. Только настроят свое хозяйство на работу по принятому закону, через год-два он меняется и снова нужно перестраиваться. Сейчас все озабочены грядущим принятием нового Лесного кодекса РФ. По мнению специалистов лесного хозяйства, Кодекс может привести к ряду негативных экологических, экономических и социальных последствий.

Проектом, например, предусматривается переложить все бремя затрат по ведению лесного хозяйства на лесопользователей. При этом в финансово-экономическом обосновании последствия от такого решения не просчитаны. Учитывая, что лесохозяйственные работы носят экологический характер и убыточны по своей сущности, а статьей 63 кодекса предусматривается установление начальной ставки арендной платы с учетом затрат на ведение лесного хозяйства, можно сделать вывод, что ни федеральный, ни территориальный бюджеты не получат запланированных доходов, а наоборот будут вынуждены дотировать затраты лесопользователей.

Переход лесохозяйственных работ на договоры подряда с коммерческими организациями приведет к удорожанию этих работ как минимум на порядок, а, следовательно, к гораздо большим расходам, как это указано в обосновании. В силу убыточности лесохозяйственных работ их никто не будет выполнять, что чревато отрицательными экологическими последствиями, которые также не просчитаны в обосновании. В соответствии со ст. 71 законопроекта подрядчик по договору на выполнение лесохозяйственных работ лишается права на реализацию древесины. Для него эти работы становятся экономически невыгодными, и дополнительных поступлений в федеральный бюджет из этого источника очевидно не произойдет. Поэтому в проекте кодекса следует разработать и принять новые нормативные правовые акты, на создание которых потребуется не менее двух лет.

При арендных отношениях, заложенных в проекте кодекса, предоставляется возможность очередному олигарху, иностранному юридическому или физическому лицу взять все леса в аренду, а в дальнейшем оформить их в частную собственность. С момента заключения договора аренды участков лесного фонда, т. е. сразу после принятия Лесного кодекса он получит право передавать участки леса в субаренду для заготовки древесины мелким пользователям.

В Новгородской области сейчас около 700 лесопользователей, которые не в состоянии взять участки леса в аренду из-за отсутствия оборотных средств. Они могут платить за лесопользование только по отдельным делянкам. Тем самым представители мелкого и среднего бизнеса попадают в зависимость от одного человека, и ни один орган власти не сможет оказать помощь в развитии этой категории предпринимательства.

Кодексом допускается ограничение посещения леса местным населением. Сегодня уже имеются случаи, когда арендатор ставит шлагбаумы на лесных участках, переданных в аренду, тем самым ограничивает доступ населения для отдыха, сбора грибов и ягод, то есть ограничивается конституционное право граждан на свободное пребывание в лесах.

В лесном хозяйстве и лесной промышленности Новгородской области работает более 17,5 тысяч человек. При ликвидации лесхозов и банкротстве средних и мелких лесопользователей значительно пополнится число безработных в районах, что увеличит социальную напряженность в области.

Кодекс в запроектированном виде создает условия для коррупции и злоупотребления в области лесопользования. Растущий спрос на древесину и продукты ее переработки на внутреннем и внешнем рынках уже сегодня позволяет получать неконтролируемые доходы. Материальный ущерб от преступных посягательств измеряется миллионами рублей. Переход лесопользования на заявительный характер спровоцирует дальнейшее развитие негативных процессов, размер которых приобретет масштабы, представляющие угрозу экономической безопасности государства. Проект Лесного кодекса не улучшает системы управления лесными ресурсами, не создает прозрачности в лесных отношениях. Наоборот, он усугубляет ранее существовавшие проблемы, создает условия для теневого оборота древесины. Новгородцы считают целесообразным не принимать новый закон, а ограничиться внесенными изменениями и дополнениями в действующий Лесной кодекс РФ. Свои замечания и предложения они направили в областную Думу, администрацию области, депутату Госдумы А. Филиппову.

Так обстоят дела с лесным хозяйством на Новгородчине. Состояние лесного фонда свидетельствует, что ведение лесного хозяйства в целом осуществляется удовлетворительно. Стабильное состояние характеристик лесного фонда, сложившихся за последние три года, можно расценивать как результат выполнения запроектированных лесохозяйственных мероприятий, а также естественного роста и развития насаждений.

Использованы материалы сайта http://novgorod.forest.ru/


Другие статьи рубрики Регион номера: Новгородская область

По пути «из варяг в греки»
Новгородская область служит биофильтром для Москвы и Петербурга
Объем инвестиций в ЛПК Новгородской области растет за счет иностранных компаний
ЛПК Новгородской области
Список предприятий ЛПК Новгородской области

Земля былинная
В борьбе со стихией и бездорожьем
Почетное второе место
UPM: два десятилетия на российском рынке
Список предприятий ЛПК Новгородской облати

«Сетново» – это только начало
Лесной концерн наращивает мощности

Процесс пошел!

Обзоры ЛПК регионов России