В действующий Лесной кодекс РФ внесли поправки
Подходит к концу 2004 г., а судьба нового Лесного кодекса для большинства людей, работающих в лесной отрасли, так и остается неизвестной. Известно только, что работа над ним продолжается. А также то, что в новый, 2005, год Россия войдет с действующим Лесным кодексом РФ 1997 г. Правда, в несколько измененном варианте.
Дело в том, что 22 августа текущего года Президент РФ подписал Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…», который вводится в действие с 1 января 2005 г. Документ предусматривает внесение изменений и дополнений (поправок) в 156 законов Российской Федерации, в числе которых-действующий Лесной кодекс.
Среди наиболее принципиальных поправок в ЛК РФ-изменение системы лесоуправления, т. е. лесхоз перестает быть органом территориального управления и превращается в федеральное государственное учреждение (ФГУ). Далее меняется распределение финансовых потоков. Исчезают льготы по платежам за пользование лесным фондом. И, наконец, субъекты РФ лишаются своих прежних функций в области регулирования лесных отношений. Впрочем, после того как губернаторы выразили недовольство новой ролью субъектов РФ, было принято решение внести поправки в сам 122-й закон. Так, согласно новым поправкам, на субъекты Федерации возлагается тушение лесных пожаров за счет передаваемых им из федерального бюджета субвенций в объеме 500 млн. руб. Ряд других функций записан в «обновленной» статье 47 настоящего кодекса (см. ниже).
Предлагаем последовательно пронаблюдать, что изменилось в действующем Лесном кодексе РФ.
Согласно административной реформе государственные органы управления лесным хозяйством переименованы в Федеральные органы исполнительной власти в области лесного хозяйства, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации-в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В Статье 19 (Формы собственности на лесной фонд и на не входящие в лесной фонд леса) оставлено положение о том, что «Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности». Исчезла строка: «В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации».
Иначе переписаны:
Статья 34. Порядок предоставления участков лесного фонда в аренду:
Участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов.
Предоставление участков лесного фонда в аренду должно осуществляться гласно, с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Участки лесного фонда, переданные в аренду, не подлежат переходу в собственность арендатора по истечении срока аренды. Выкуп арендованных участков запрещается.
Статья 35. Порядок проведения лесных конкурсов:
Лесные конкурсы организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определяемой в соответствии со статьями 46, 47 настоящего Кодекса.
Лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса, на основании которого заключается договор аренды участка лесного фонда.
Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства в соответствии с настоящим Кодексом и гражданским законодательством.
Статья 44. Порядок проведения лесных аукционов.
В этой статье теперь говорится, что:
Лесные аукционы организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определяемой в соответствии со статьями 46, 47 настоящего кодекса.
Лицо, выигравшее лесной аукцион, и организатор лесного аукциона подписывают протокол о результатах лесного аукциона, который имеет силу договора.
Организация и проведение лесных аукционов осуществляются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства в соответствии с настоящим кодексом и гражданским законодательством.
В статью 46 (Полномочия Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов) добавлена новая функция: установление ставок лесных податей (за исключением случаев, установленных статьей 47 настоящего кодекса).
Полностью переписана Статья 47 (Полномочия субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов), о которой шла речь выше. Теперь она выглядит так:
К полномочиям субъектов Российской Федерации, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета, относятся:
- тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации;
- осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом, а также охрана, защита и воспроизводство лесов первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения; лесов первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; лесов орехово-промысловых зон; лесоплодовых насаждений; лесов особо охраняемых природных территорий регионального значения; лесов защитных полос вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; лесов зеленых зон поселений и хозяйствующих объектов (в отношении лесов лесопарковых частей зеленых зон поселений вне территории населенных пунктов), за исключением лесов, перечень которых определяется правительством Российской Федерации. К полномочиям субъектов Федерации относятся также:
- принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование;
- организация и проведение лесных конкурсов и аукционов;
- определение ставок лесных податей;
- выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета;
- разрешение проведения в лесном фонде строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесного фонда в земли других категорий;
- обеспечение проведения лесоустройства;
- обеспечение воспроизводства лесов;
- обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней;
- проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству.
Переписана Статья 49 (Полномочия органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов):
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных пунктов (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Использование, охрана и воспроизводство лесов, расположенных в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются с учетом особенностей организации местного самоуправления, установленных федеральным законом.
Органы местного самоуправления наделяются полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На месте старой 8-й главы «Система органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов» появилась новая глава 8 «Осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов за счет субвенций из федерального бюджета».
Полностью изменены три последующие статьи:
Статья 51. Принципы финансового обеспечения исполнения полномочий субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета.
Средства на осуществление полномочий субъектов Российской Федерации, указанных в части второй статьи 47 настоящего кодекса, предусматриваются в виде субвенций из Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета. Объем средств, предусмотренных бюджету субъекта Российской Федерации, определяется исходя из утвержденных нормативов затрат по ведению лесного хозяйства на гектар и общей площади лесного фонда, в отношении которого органам государственной власти субъектов Российской Федерации передаются соответствующие полномочия, поправочных коэффициентов, учитывающих виды лесохозяйственных работ, выполняемых в соответствующих категориях лесов лесного фонда, а также общего объема финансирования ведения лесного хозяйства, предусмотренного в федеральном бюджете по передаваемым полномочиям.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства отчет о расходовании предоставленных субвенций. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, установленном правительством Российской Федерации.
Средства на реализацию полномочий субъектов Российской Федерации, указанных в статье 47 настоящего кодекса, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В случае использования средств не по целевому назначению правительство Российской Федерации вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, уполномоченными им органами, федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства и Счетной палатой Российской Федерации.
Статья 52. Контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства, федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации.
В случае выявления нарушений положений Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов федеральные органы исполнительной власти, указанные в части первой настоящей статьи, вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 53. Условия и порядок временного изъятия у органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов за счет предоставления субвенций из федерального бюджета.
В случае нарушения органами государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий, указанных в части второй статьи 47 настоящего кодекса, положений Конституции Российской Федерации, федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации, в том числе приведшего к ухудшению состояния лесного фонда либо к нецелевому использованию предоставленных субвенций из федерального бюджета, эти полномочия могут быть временно возложены на федеральные органы исполнительной власти.
Решение о временном осуществлении федеральными органами исполнительной власти полномочий, при реализации которых исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации допущены соответствующие нарушения, принимается правительством Российской Федерации с одновременным изъятием соответствующих субвенций.
В статье 55 (Группы лесов и категории защитности лесов первой группы) - следующее изменение:
На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение рубок главного пользования. Решение о запрещении рубок главного пользования на этих участках принимается территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Полностью переписана Статья 64 (Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и перевода земель лесного фонда в земли иных (других) категорий):
Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с материалами лесоустройства, а также материалами, уточняющими данные лесоустройства в отношении участков лесного фонда, перевод которых запланирован материалами лесоустройства или не запланирован, но необходим для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом территориальных комплексных схем градостроительного планирования, развития соответствующих территорий или их частей.
Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, осуществляется:
- в лесах первой группы − правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства;
- в лесах второй и третьей групп − территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, устанавливается правительством Российской Федерации.
Перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий осуществляется правительством Российской Федерации.
Состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий определяются правительством Российской Федерации.
При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется перевод, возмещают потери лесного хозяйства. Порядок расчета и возмещения потерь лесного хозяйства при указанных переводах устанавливается правительством Российской Федерации.
Перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий осуществляется в случаях невозможности их дальнейшего использования по целевому назначению в силу утраты лесами их полезных природных свойств, прекращения нужд лесного хозяйства, а также в случае необходимости обеспечения обороны страны, безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики и размещения в установленном порядке объектов здравоохранения, объектов культурного, жилищно-коммунального, социально-бытового назначения и в иных установленных земельным и лесным законодательством Российской Федерации случаях.
Статья 71 (Лесная сертификация) также переписана:
Лесная сертификация проводится в целях обеспечения осуществления экологически обоснованного, экономически выгодного, социально эффективного управления лесами.
Лесная сертификация может быть добровольной или обязательной.
Обязательной сертификации на уровень содержания радионуклидов подлежит древесина и второстепенные лесные ресурсы, заготовленные на территории лесного фонда, подвергшегося радиационному загрязнению. Обязательная лесная сертификация осуществляется в порядке, установленном законом о техническом регулировании.
В Статье 72 (Лесоустройство) одно из положений выглядит иначе:
определение в установленном порядке границ участков лесного фонда, лесхозов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, национальных парков, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего профессионального образования;
В соответствии с кардинальным изменением системы лесоуправления в Статье 83 (Обязанности лесопользователей при осуществлении ими лесопользования) сказано, что лесопользователи обязаны сдавать участки лесного фонда лесхозу теперь уже не федерального органа управления лесным хозяйством, а федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации после завершения на них работ;
равно как и
предоставлять в установленном порядке информацию о пользовании лесным фондом, а также информацию, необходимую для определения размеров платежей за пользование лесным фондом не лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством, органам государственной статистики и территориальным органам федерального органа управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, а федеральному органу исполнительной власти в области лесного хозяйства или органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определяемой в соответствии со статьями 46, 47 настоящего кодекса.
Пребывание граждан в лесах (Статья 86), сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья могут быть ограничены теперь в порядке, определяемом не законодательством субъектов Российской Федерации, а федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определяемой в соответствии со статьями 46, 47 настоящего кодекса…
Переписаны:
Статья 100. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в организации борьбы с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса
В целях предотвращения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной настоящим кодексом:
- организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;
- обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а также лесопользователей, к пожароопасному сезону;
- утверждают ежегодно до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
- устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
- предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание лесопожарных формирований из числа привлеченных к тушению лесных пожаров граждан и обеспечивают готовность этих формирований к немедленным выездам в случаях возникновения лесных пожаров;
- создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон;
- организуют тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации;
- оказывают содействие организациям, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователям в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов от пожаров, в обеспечении горюче-смазочными материалами лесопожарных формирований;
- организуют проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, выполнении правил пожарной безопасности в лесах;
- обеспечивают координацию всех работ по борьбе с лесными пожарами на территориях субъектов Российской Федерации с созданием в необходимых случаях для этой цели специальных комиссий;
- обеспечивают в пределах компетенции, установленной настоящим кодексом, проведение работ по борьбе с вредителями и болезнями леса и улучшению санитарного состояния лесов, а также запрещают пребывание граждан в лесах и осуществление лесопользования при проведении авиахимических, авиабиологических и аэрозольных мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса.
Статья 106. Распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом.
Распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, производится в порядке, устанавливаемом бюджетным законодательством Российской Федерации.
Сокращена Статья 108 (Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и на ведение лесного хозяйства):
Финансирование расходов на ведение лесного хозяйства, обеспечение использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 46, 47 настоящего кодекса.
Из Статьи 121 (Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства) исчезло следующее положение: Участки лесного фонда для организации любительской и спортивной охоты общественным объединениям охотников передаются в безвозмездное пользование.
Из Статьи 123 (Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей) исчезли следующие положения:
Строительство объектов недвижимости и не относящихся к объектам недвижимости сооружений на этих участках допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Площадь участка лесного фонда, занятого под строительство объектов недвижимости и не относящихся к объектам недвижимости сооружений, не может превышать десять процентов общей площади участка лесного фонда, предоставленного для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
В Лесном кодексе упразднены следующие статьи:
38 - 41, где речь шла об условиях договора о концессии. При этом сохранена статья общего характера-37-я. (Договор концессии участка лесного фонда);
48-я, предусматривающая разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
70-я. Государственные программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
81-я. Лицензирование деятельности по использованию лесного фонда;
107-я. Льготы по платежам за пользование лесным фондом;
122-я. Порядок пользования участками лесного фонда для научно-исследовательских целей.
• • •
Предлагаем Вашему вниманию замечания и предложения к изменениям в Лесном Кодексе депутата Госдумы РФ, председателя Подкомитета по лесным ресурсам В. Я. Крупчака.
«В целом законопроект отображает позитивные изменения в сфере законотворчества в области лесных отношений, управления и распоряжения лесными ресурсами, диктуемые административной реформой органов исполнительной власти. В законопроекте обоснованно убрана детализация ряда положений, которая более подробно изложена в соответствующих ведомственных нормативных актах. Однако ряд изменений законопроекта недостаточно обоснован и может нанести вред сложившейся системе лесопользования, которая во многом обеспечивает эффективность лесозаготовительной и лесохозяйственной деятельности в лесу и отвечает за развитие российской лесной промышленности.
В настоящее время в лесоизбыточных регионах, и прежде всего в регионах Северо-западного федерального округа, сформировались крупные вертикально интегрированные бизнес-группы, в состав которых входят лесозаготовительные и перерабатывающие предприятия, расположенные в различных субъектах Федерации. Основные полномочия по изданию распоряжений, регулирующих деятельность этих крупнейших хозяйствующих субъектов, переданы федеральным органам исполнительной власти. В этих условиях распоряжение лесными ресурсами, организация гарантированного обеспечения сырьем ведущих целлюлозно-бумажных и деревообрабатывающих комбинатов, координация мер по финансированию лесопромышленными компаниями лесохозяйственных работ должна осуществляться также федеральным агентством лесного хозяйства в лице его территориального органа.
Практика показала, что процедура передачи лесных участков в лесопользование, организованная представителями местных администраций, была не демократичной и не прозрачной, содержала много злоупотреблений. В результате наиболее ликвидные, экономически привлекательные участки лесфонда зачастую передавались местными властями непрофильным фирмам-однодневкам, которые либо варварски эксплуатировали лесные участки, либо вовсе их не осваивали, и до истечения срока договора аренды их было невозможно найти.
Кроме того, многие функции по управлению и распоряжению лесным фондом территориальными органами федерального агентства лесного хозяйства и соответствующими органами субъектов Российской Федерации дублируются, что будет создавать нездоровую конкуренцию, субъективизм и хаос в государственном управлении лесами, отвлекать бюджетные средства на содержание дублирующих структур.
В целях недопущения подобной практики, а также в целях обеспечения более скоординированного и прозрачного управления и распоряжения лесами считаю необходимым функции по организации и проведению лесных конкурсов и аукционов, функции по определению ставок лесных податей возложить на территориальные органы федерального агентства лесного хозяйства с привлечением органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Причем делегирование полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации целесообразно на основе заключения соглашений между федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства и соответствующими органами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 34 действующего Лесного кодекса участки лесного фонда предоставляются в аренду на срок от одного года до пяти лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные мощности для заготовки и переработки древесины и других лесных ресурсов. Это положение предлагается убрать.
В целях обеспечения эффективного развития добросовестных лесопользователей, имеющих мощности по глубокой переработке древесины, их стабильного непрерывного обеспечения сырьем, полагаю, данное положение необходимо оставить. Кроме того, следуя логике статьи 31 кодекса, в которой „по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесного хозяйства (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования“ необходимо срок, ограниченный 5-ю годами, увеличить до 49 лет.
Представляется целесообразным также добавить в статью 34 условие наличия сертификации лесопользования, в том числе добровольной, доказывающей, что лесопользователь эксплуатирует лесной участок в соответствии с экологическими стандартами, признанными в большинстве развитых лесопромышленных стран.
В целях привлечения стратегических инвесторов для освоения труднодоступных участков лесного фонда, пригодных для промышленной эксплуатации, обеспечения строительства там дорожной и энергетической инфраструктуры, объектов социальной сферы, мощностей по переработке древесины, считаю необходимым оставить в Лесном кодексе статьи 38, 39, 40 и 41, которые регламентируют порядок предоставления участка лесного фонда в концессию, порядок формирования соответствующих договоров, и требуют лишь частичного их уточнения».