Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесозаготовка

Эх, дороги…

На совещании по вопросам ликвидации последствий лесных пожаров, которое Президент России Дмитрий Медведев провел 13 октября, глава государства в очередной раз отметил, что «пожары обнажили несовершенство законодательства, прежде всего лесного», и заявил, что срочно ждет предложений по его корректировке.

Президент также заявил, что «сегодня нужно заниматься техническим оснащением специализированных пожарных служб, которые работают в лесах, увеличивая объемы лесовосстановления». Однако профессионалам лесного комплекса понятно: без достаточного количества лесных дорог надлежащую охрану и восстановление лесов обеспечить невозможно.

Забота должна быть общей

Отраслевые специалисты уже не первый год обсуждают больной вопрос строительства лесных дорог, пытаясь найти оптимальные решения. Эта тема звучала и на осенней выставке «Лесдревмаш-2010», где компания John Deere провела для участников и гостей круглый стол, посвященный развитию лесного комплекса России, в частности созданию технологий и оборудования для строительства лесных дорог. Директор подразделения дорожно-строительной и лесозаготовительной техники John Deere по России и странам СНГ Том Троун в своем выступлении затронул все основные аспекты этой серьезной для лесной отрасли проблемы. Вопросы строительства лесных дорог рассматривались в контексте их финансирования из федеральных, областных и местных бюджетов, в свете законодательных особенностей Лесного кодекса, а также в связи с недавними продолжительными пожарами, охватившими огромные площади лесных массивов.

В ходе круглого стола представители лесного бизнеса из разных регионов России отмечали давно назревшую необходимость перемен в сфере финансирования и контроля строительства лесных дорог. События лета 2010 года сделали эти проблемы очевидными для всего российского общества, и специалисты лесной отрасли с удовлетворением отмечали, что на разных уровнях исполнительной власти, включая самый высокий, наконец стали предприниматься действия, свидетельствующие о возможных переменах. Обсуждаемые сегодня изменения в Лесном кодексе будут способствовать привлечению дополнительного финансирования для строительства лесных дорог, считают эксперты. Уже в ближайшем будущем средние и крупные компании, развивающие лесной бизнес, увеличат спрос на эффективные технологические решения и оборудование для строительства лесных дорог. По предварительным оценкам, к 2020 году в России предстоит построить 10 тыс. км дорог в лесном комплексе, инвестировав в эту сферу около 50 млрд руб.

В докладах исполняющего обязанности директора по производству «Северо-Западной лесной компании» Ивана Перебасова и директора по лесообеспечению компании Mondi Group (Республика Коми) Владимира Полищука были выделены ключевые позиции, необходимые для решения поставленных задач. Прежде всего требуется более четкая государственная политика в сфере строительства лесных дорог, а также разработка специальной государственной программы, стимулирующей строительство таких дорог. Должны быть приняты решения по компенсации бизнесу расходов на строительство лесных дорог, остающихся в собственности государства по завершении их эксплуатации для целей бизнеса. Ведь эти дороги не только играют важнейшую роль в развитии лесного бизнеса, обеспечивая доступ к удаленным делянкам и новым территориям освоения, но и выполняют природоохранную и социальную функции, обеспечивая сохранность леса от пожара и проведение лесовосстановительных мероприятий.

Не только количество, но и качество

Директор департамента маркетинга и продаж John Deere Александр Михайлов в своем выступлении отметил, что сегодня ситуация с российскими лесами такая же, как с нефтью и газом: вроде бы все есть, и в большом количестве, а вот добраться до этих ресурсов невозможно − нет дорог. В результате более половины лесных ресурсов недоступны для использования. Безусловно, отсутствие дорог − это большая проблема, но не менее серьезна и другая − качество коммуникаций. Александр Михайлов неоднократно подчеркнул, что от качества лесных дорог зависит экономика ведения бизнеса: расход топлива, количество пробегов, частота ремонта и износ техники и т. д.

Обеспечить качество дорог можно, только применяя при их создании современную дорожно-строительную технику и передовые технологии. Поэтому участники круглого стола назвали применение современной техники одним из инструментов преодоления сложностей в строительстве лесных коммуникаций. Для России это особенно важно, поскольку на нашей территории строительство дорог − дело непростое из-за огромного разнообразия грунтов и других очень сложных геологических условий. Александр Михайлов особое внимание обратил на то, что, приступая к строительству дороги, в каждом конкретном случае надо исходить из этих условий и выбирать машину, подходящую для работы на соответствующих грунтах.

Для строительства дорог применяется самая разная техника − экскаваторы, бульдозеры и т. д. Г-н Михайлов предоставил собравшимся информацию о строительной технике, которая пришла на российский рынок только недавно − в 2009 году, но благодаря высокому качеству и оптимальному сочетанию цены и функциональности сразу стала пользоваться спросом у потребителей. Иван Перебасов рассказал об успешном опыте работы таких машин в Республике Карелия. Отряд, который занимается строительством дорог, был создан в 2005 году, за пять лет им было построено 500 км и реконструировано более 50 км дорог. Работа ведется вахтовым методом. Грунты и климат Карелии близки к финским, поэтому там используется финская технология строительства дорог с применением экскаваторов. Он отметил, что машины в работе показали себя очень хорошо и уже окупились.

Многие выступающие отмечали, что срок службы дороги, помимо качества строительства, зависит от условий ее содержания. Рассказывали о схожих трудностях эксплуатации машин на сложных рельефах, высокой стоимости строительства лесных дорог в регионах и неопределенности государственной политики. По мнению участников круглого стола, большую роль в строительстве лесных дорог играет выбор такой строительной техники, которую одновременно можно использовать и для нужд лесного бизнеса. Подобным сочетанием качеств обладает техника John Deere, хорошо зарекомендовавшая себя в работе во многих регионах.

Известный в лесном комплексе широкий ассортимент и высочайший стандарт сервиса John Deere позволяют использовать ее для строительства лесных дорог. Покрывающая все регионы России широкая сеть дилерских центров − «Универсал Спецтехника», «АСТ», «Тимбермаш-Байкал», ЗАО «Джон Дир Форестри» и «Дальтимбермаш» − делает использование техники John Deere максимально удобным для лесных и дорожно-строительных компаний.

Приоритетный рынок

Отвечая на вопросы журналистов, в частности на вопрос о планах John Deere в России, Том Троун отметил стратегическую важность российского рынка для компании: «Наша компания поставляет технику в Россию с середины XIX века. У российского рынка огромный потенциал в сфере как лесозаготовительной, так и строительной техники, и работа на нем для John Deere является одним из приоритетных направлений. Мы пришли в Россию давно и планируем оставаться здесь как можно дольше».

В компании отмечают, что достижения John Deere в России как нельзя лучше подтверждает встреча премьер-министра РФ Владимира Путина с генеральным исполнительным директором John Deere Самуэлем Алленом, которая состоялась 18 сентября 2010 года в рамках Инвестиционного форума в Сочи. Премьер отметил успехи деятельности John Deere в нашей стране и стремление компании к локализации в России, в частности открытие производства и дистрибуционного центра запасных частей компании в Домодедове и близящееся открытие второго такого центра в Калуге. В течение последующих 5−7 лет компания John Deere планирует инвестировать $500 млн в развитие и локализацию производства в России.

Подготовила Галина МАЛИКОВА