Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Эх, дороги…

На совещании по вопросам ликвидации последствий лесных пожаров, которое Президент России Дмитрий Медведев провел 13 октября, глава государства в очередной раз отметил, что «пожары обнажили несовершенство законодательства, прежде всего лесного», и заявил, что срочно ждет предложений по его корректировке.

Президент также заявил, что «сегодня нужно заниматься техническим оснащением специализированных пожарных служб, которые работают в лесах, увеличивая объемы лесовосстановления». Однако профессионалам лесного комплекса понятно: без достаточного количества лесных дорог надлежащую охрану и восстановление лесов обеспечить невозможно.

Забота должна быть общей

Отраслевые специалисты уже не первый год обсуждают больной вопрос строительства лесных дорог, пытаясь найти оптимальные решения. Эта тема звучала и на осенней выставке «Лесдревмаш-2010», где компания John Deere провела для участников и гостей круглый стол, посвященный развитию лесного комплекса России, в частности созданию технологий и оборудования для строительства лесных дорог. Директор подразделения дорожно-строительной и лесозаготовительной техники John Deere по России и странам СНГ Том Троун в своем выступлении затронул все основные аспекты этой серьезной для лесной отрасли проблемы. Вопросы строительства лесных дорог рассматривались в контексте их финансирования из федеральных, областных и местных бюджетов, в свете законодательных особенностей Лесного кодекса, а также в связи с недавними продолжительными пожарами, охватившими огромные площади лесных массивов.

В ходе круглого стола представители лесного бизнеса из разных регионов России отмечали давно назревшую необходимость перемен в сфере финансирования и контроля строительства лесных дорог. События лета 2010 года сделали эти проблемы очевидными для всего российского общества, и специалисты лесной отрасли с удовлетворением отмечали, что на разных уровнях исполнительной власти, включая самый высокий, наконец стали предприниматься действия, свидетельствующие о возможных переменах. Обсуждаемые сегодня изменения в Лесном кодексе будут способствовать привлечению дополнительного финансирования для строительства лесных дорог, считают эксперты. Уже в ближайшем будущем средние и крупные компании, развивающие лесной бизнес, увеличат спрос на эффективные технологические решения и оборудование для строительства лесных дорог. По предварительным оценкам, к 2020 году в России предстоит построить 10 тыс. км дорог в лесном комплексе, инвестировав в эту сферу около 50 млрд руб.

В докладах исполняющего обязанности директора по производству «Северо-Западной лесной компании» Ивана Перебасова и директора по лесообеспечению компании Mondi Group (Республика Коми) Владимира Полищука были выделены ключевые позиции, необходимые для решения поставленных задач. Прежде всего требуется более четкая государственная политика в сфере строительства лесных дорог, а также разработка специальной государственной программы, стимулирующей строительство таких дорог. Должны быть приняты решения по компенсации бизнесу расходов на строительство лесных дорог, остающихся в собственности государства по завершении их эксплуатации для целей бизнеса. Ведь эти дороги не только играют важнейшую роль в развитии лесного бизнеса, обеспечивая доступ к удаленным делянкам и новым территориям освоения, но и выполняют природоохранную и социальную функции, обеспечивая сохранность леса от пожара и проведение лесовосстановительных мероприятий.

Не только количество, но и качество

Директор департамента маркетинга и продаж John Deere Александр Михайлов в своем выступлении отметил, что сегодня ситуация с российскими лесами такая же, как с нефтью и газом: вроде бы все есть, и в большом количестве, а вот добраться до этих ресурсов невозможно − нет дорог. В результате более половины лесных ресурсов недоступны для использования. Безусловно, отсутствие дорог − это большая проблема, но не менее серьезна и другая − качество коммуникаций. Александр Михайлов неоднократно подчеркнул, что от качества лесных дорог зависит экономика ведения бизнеса: расход топлива, количество пробегов, частота ремонта и износ техники и т. д.

Обеспечить качество дорог можно, только применяя при их создании современную дорожно-строительную технику и передовые технологии. Поэтому участники круглого стола назвали применение современной техники одним из инструментов преодоления сложностей в строительстве лесных коммуникаций. Для России это особенно важно, поскольку на нашей территории строительство дорог − дело непростое из-за огромного разнообразия грунтов и других очень сложных геологических условий. Александр Михайлов особое внимание обратил на то, что, приступая к строительству дороги, в каждом конкретном случае надо исходить из этих условий и выбирать машину, подходящую для работы на соответствующих грунтах.

Для строительства дорог применяется самая разная техника − экскаваторы, бульдозеры и т. д. Г-н Михайлов предоставил собравшимся информацию о строительной технике, которая пришла на российский рынок только недавно − в 2009 году, но благодаря высокому качеству и оптимальному сочетанию цены и функциональности сразу стала пользоваться спросом у потребителей. Иван Перебасов рассказал об успешном опыте работы таких машин в Республике Карелия. Отряд, который занимается строительством дорог, был создан в 2005 году, за пять лет им было построено 500 км и реконструировано более 50 км дорог. Работа ведется вахтовым методом. Грунты и климат Карелии близки к финским, поэтому там используется финская технология строительства дорог с применением экскаваторов. Он отметил, что машины в работе показали себя очень хорошо и уже окупились.

Многие выступающие отмечали, что срок службы дороги, помимо качества строительства, зависит от условий ее содержания. Рассказывали о схожих трудностях эксплуатации машин на сложных рельефах, высокой стоимости строительства лесных дорог в регионах и неопределенности государственной политики. По мнению участников круглого стола, большую роль в строительстве лесных дорог играет выбор такой строительной техники, которую одновременно можно использовать и для нужд лесного бизнеса. Подобным сочетанием качеств обладает техника John Deere, хорошо зарекомендовавшая себя в работе во многих регионах.

Известный в лесном комплексе широкий ассортимент и высочайший стандарт сервиса John Deere позволяют использовать ее для строительства лесных дорог. Покрывающая все регионы России широкая сеть дилерских центров − «Универсал Спецтехника», «АСТ», «Тимбермаш-Байкал», ЗАО «Джон Дир Форестри» и «Дальтимбермаш» − делает использование техники John Deere максимально удобным для лесных и дорожно-строительных компаний.

Приоритетный рынок

Отвечая на вопросы журналистов, в частности на вопрос о планах John Deere в России, Том Троун отметил стратегическую важность российского рынка для компании: «Наша компания поставляет технику в Россию с середины XIX века. У российского рынка огромный потенциал в сфере как лесозаготовительной, так и строительной техники, и работа на нем для John Deere является одним из приоритетных направлений. Мы пришли в Россию давно и планируем оставаться здесь как можно дольше».

В компании отмечают, что достижения John Deere в России как нельзя лучше подтверждает встреча премьер-министра РФ Владимира Путина с генеральным исполнительным директором John Deere Самуэлем Алленом, которая состоялась 18 сентября 2010 года в рамках Инвестиционного форума в Сочи. Премьер отметил успехи деятельности John Deere в нашей стране и стремление компании к локализации в России, в частности открытие производства и дистрибуционного центра запасных частей компании в Домодедове и близящееся открытие второго такого центра в Калуге. В течение последующих 5−7 лет компания John Deere планирует инвестировать $500 млн в развитие и локализацию производства в России.

Подготовила Галина МАЛИКОВА