Материалы

Меламиновые и финиш-пленки

Идентично натуральному

Производство мебели, ламинированного напольного покрытия, стеновых панелей − основные сферы применения финиш-пленок и меламиновых пленок. О том, как создаются такие пленки, рассказывает глава российского представительства компании Süddekor GmbH Александр Дамоцев.

Богатые декоративные возможности и высокие эксплуатационные характеристики сделали эти облицовочные материалы популярными и у производителей, и у покупателей.

Все начинается с декора

Новые декоры разрабатываются в первую очередь на основе идей дизайнера. А пищу для этих идей поставляют природа и воображение художника. У нас в фирме хранятся образцы древесины, камня и других природных материалов со всего мира, и эта коллекция постоянно пополняется. Поверхность материала сканируется, и на основе этой репродукции с помощью компьютерной техники ведется дальнейшая работа над новым декором. Можно соединить несколько текстур разных пород дерева, можно скомбинировать дерево и камень, а можно просто выразить на бумаге свою фантазию. Наши дизайнеры разрабатывают около 100 новых декоров в год. Бывает и так, что заказ на какой-то новый декор поступает от клиента, желающего воплотить в жизнь собственные идеи.

Опытные дизайнеры, создавая рисунок, учитывают и технологические трудности, которые могут возникнуть в процессе производства. Например, бумага-основа имеет определенную ширину, меняющуюся при печати (листы могут расширяться и сужаться). Эти изменения почти незаметны. Но при пропитке бумага снова расширяется, а кроме того, может деформироваться по диагонали листа. Все эти тонкости хорошо изучены нашими дизайнерами, поэтому они разрабатывают новые декоры с учетом возможных деформаций бумаги.

После того как декор утвержден, нужно провести цветоделение, а затем можно приступать к гравировке печатных валов − сначала лабораторных, потом производственных. Прежде чем новый рисунок появится на бумаге, проводится лабораторная печать на специальных машинах, где краски подбираются и добавляются вручную, в соответствии с образцами.

С каждого заказа, который когда-либо был напечатан, остается эталон-образец, который хранится в специальных ячейках, для того чтобы при следующей печати можно было бы сравнить с ним получившийся рисунок. При изготовлении очередного заказа делается пробная распечатка и наклеивается на плиту (или ламинируется). В специально освещенной комнате выкладываются для оценки образцы эталона, экземпляры, напечатанные в день, когда проводится оценка, и экземпляры последнего заказа. Все они должны совпадать по тонам. Только таким способом можно избежать расхождения в тонах, ведь между заказами пленок одного декора могут пройти недели и даже месяцы.

Печать

Поверхность печатных валов гравируется с помощью алмазного резца или по более современной технологии − лазером, который позволяет добиться очень высокой четкости рисунка. На медном слое, которым покрыты валы, образуются мельчайшие ячейки, которые не обнаружить на ощупь. Сверху для защиты медного слоя на печатный вал наносится хром. Этот блестящий хромированный цилиндр выглядит гладким, как зеркало, а ячейки на его поверхности можно увидеть только с помощью лупы. В процессе печатания они заполняются краской и затем, при соприкосновении с поверхностью бумаги, оставляют на ней четкий след. Процесс постоянно корректируется оптической техникой, чтобы следующий цилиндр печатной машины оставлял отпечатки точно на предусмотренном дизайном месте. Печатные валы хранятся в автоматизированном помещении, они очень тяжелые, и вынимать и складировать их вручную невозможно. При выполнении того или иного заказа с помощью компьютера отбирается нужный набор валов, которые автоматически подаются на вагонетку для доставки к печатной машине.

На бумагу-основу при помощи печатных валов и краски наносят печать. Теперь рисунок нужно защитить от воздействия внешней среды. Для этого применяется либо пропитка (для импрегнатов или меламиновых пленок), либо лакирование (для финиш-пленок).

Меламиновая пленка

Из всех облицовочных материалов на бумажной основе меламиновое покрытие самое износостойкое. Оно представляет собой декоративную бумагу, пропитанную специальной смолой. Чаще всего для пропитки используется меламиноформальдегидная смола, и потому за пленкой закрепилось название «меламиновая».

Для выпуска меламиновой пленки используются производственные линии, оборудованные пропиточными каналами. Длина этих линий составляет десятки метров, потому что процесс идет безостановочно. Сначала декоративная бумага пропитывается в несколько этапов, потом сушится. До завершения технологической цепочки пленка не должна ни к чему прикасаться, поэтому она движется по конвейеру на воздушных потоках. Сухая пленка разрезается на листы нужного формата, которые сразу же складываются на палету. Готовая меламиновая пленка поставляется предприятиям, имеющим прессы для ламинирования. Ламинирование выполняется листами меламиновой пленки без клея на горячих прессах под воздействием температуры примерно 250 °C и давления 30 кг/см2. При нагревании меламиновый состав размягчается и, выделяясь из нижнего слоя пленки, входит в поры облицовываемой плиты, а та часть меламинового состава, которая выделяется из верхнего слоя, растекается по поверхности и, затвердевая, становится очень прочным защитным покрытием.

Меламиновые пленки используются в производстве ламинированного искусственного паркета.

Еще не так давно не умели создавать пленки с тиснением, имитирующим с высокой точностью − вплоть до пор − древесину.

В последнее время научились изготавливать такие пресс-пластины, которые при прессовании создают на пленке поры, в точности соответствующие рисунку древесины. Чтобы достичь такого эффекта, необходимо тесное сотрудничество печатника и производителя пресс-прокладки. Сначала на основе разработанного декора создается специальный файл, по которому производится гравировка пресс-прокладки. Неудобство состоит в том, что пресс-прокладку можно использовать только с одним декором.

«Пирог» плиты с пленками должен быть расположен так, чтобы пресс-прокладка при нанесении печати идеально совпадала с декором. Поэтому для корректировки листов используются специальные оптические датчики высочайшей точности. В результате получаются красивые полы с оптическим объемным эффектом древесной структуры (3D-эффектом), стоимость которых, конечно, несколько выше, чем обычного ламината.

Наша компания также производит для ламинированного искусственного паркета дополнительные технические пленки, пропитанные меламином: оверлей (прессуется сверху на декоративную пленку для защиты напольного покрытия) и балансер (прессуется на обратную сторону ламинат-паркета). Для того чтобы избежать изгибания плиты, используется балансер, представляющий собой плотную бумагу, также пропитанную меламином.

Оверлей нужен для производства бумажно-слоистого пластика, используемого в облицовке рабочих поверхностей кухонь. Материал представляет собой пленку, которая при горячем прессовании становится прозрачной, а защитные свойства ей придает корунд, по прочности близкий к алмазу. Он предохраняет поверхность от истирания.

Любая меламиновая поверхность надежно защищена и от воздействия влаги, но только там, где на ней нет никаких царапин и других повреждений. Обычно самые уязвимые места на стыках, там, где материал был разрезан, поэтому ламинированный паркет рекомендуется беречь от попадания воды. У кухонных столешниц необходимо тщательно защищать кромку.

В потребительском отношении у меламиновой пленки почти нет недостатков. Она очень прочная и износостойкая, на ней можно создавать всевозможные тиснения при прессовании; при использовании эта пленка не представляет опасности для здоровья. Основной ее недостаток − высокая стоимость.

Финиш-пленка

Финиш-пленки в качестве «предимпрегнат» − это эластичные пленки на основе пропитанной специальными смолами бумаги, на поверхность которой наносятся печать определенного декора и специальный защитный лак. Эти покрытия улучшают эксплуатационные свойства готового изделия, такие как устойчивость к механическим повреждениям, гигиеничность, влаго- и светостойкость. Финиш-пленка отличается от декоративной бумаги тем, что печать осуществляется на бумаге-основе с предварительной пропиткой, которую поставляют бумагопроизводители. В отличие от меламиновой пленки, финиш-пленка пропитывается меламином до нанесения декора, а значит, ее поверхность не защищена, когда она сходит с печатных валов. Для защиты материал покрывают одним-двумя слоями лака, который выполняет еще и декоративные функции (пленке можно придать глянец разной степени) и позволяет создавать на пленке поры, имитирующие древесные.

Как достигается эффект поверхности древесины с порами? Для этого используется до четырех печатных цилиндров − в зависимости от того, сколько цветов используется в том или ином декоре. Последний из печатных цилиндров, находящихся в цепочке при печати определенного декора, наносит на поверхность пленки специальные силиконовые метки. После прокатки этим цилиндром на бумаге остаются точки, которые почти незаметны. В процессе лакирования в этих местах лак растекается, образуя ямку. Так создается структура материала. Если сделать только однослойное лакирование, то в местах пор ухудшаются показатели износостойкости пленки, поэтому наносят еще один слой лака. Поры видны, но при этом защищены. Существует немало методов создания различных оптических эффектов на поверхности пленки, например с помощью нескольких видов лаков.

При использовании этого облицовочного материала в мебельном и других производствах применяется технология каширования − покрытия древесных плит финиш-пленкой с помощью клея. Плиты, кашированные финиш-пленкой, используются в мебельной промышленности для изготовления корпусов мебели, но не поверхностей с высокой износостойкостью. Финиш-пленка эластична, хорошо ложится на изогнутые поверхности и позволяет методом окутывания покрывать различные профили, что делает ее незаменимой в производстве стеновых панелей, дверей и погонажа.

Этот материал дешевле, чем меламиновая пленка, но его потребительские свойства ниже, он больше подвержен царапинам, поскольку защищен всего лишь слоем лака, который не столь износостоек, как меламиновое покрытие.

Регина БУДАРИНА