Партнеры журнала:

Деревянное домостроение

Решения проблем деревянного домостроения

От редакции

Малоэтажное домостроение в нашей стране, как и многие другие отрасли экономики, развивается в непростых условиях перехода к реальному рынку. Этот переход обостряет традиционные проблемы малоэтажного домостроения, обусловленные его положением в отечественном стройкомплексе, и обнажает новые, формируемые текущим этапом развития страны и жилищного строительства.

Проблематика малоэтажного домостроения носит разноуровневый характер: часть проблем могут и должны решаться только на федеральном, государственном уровне, другая часть - на уровне регионов (республик, краев, областей); имеется и комплекс проблем, ежедневно решаемых (или упорно игнорируемых) домостроительными предприятиями. К ним прежде всего относятся многочисленные задачи эффективного самообеспечения и конкурентоустойчивости, при несистемном решении которых производство рискует своей стабильностью.

Первый комплекс проблем и направления их решений наш автор - директор фирмы «МП "ДОМ"» Виктор Кислый - осветил в серии публикаций о современном отечественном малоэтажном домостроении, которые можно прочесть в «ЛесПромИнформ» № 5-8, 2012 год и № 1-3, 2013 год. Новый цикл статей под общим названием «Решения проблем деревянного домостроения», с которым вы начнете знакомиться в этом номере, будет представлять материалы сугубо производственной значимости - от решений по системной организации производства до мер обеспечения качества изготовляемой продукции.

Часть 1. Организация домостроительного производства

Решения проблем деревянного домостроения. Часть 2. Технологический процесс домостроения
Решения проблем деревянного домостроения. Часть 3. Гибкие технологии домостроения
Решения проблем деревянного домостроения. Часть 4. Новые возможности деревянного домостроения
Решения проблем деревянного домостроения. Часть 5. Лиственная древесина в малоэтажном домостроении
Решения проблем деревянного домостроения. Часть 6. Оптимизация параметров пилопродукции
Решения проблем деревянного домостроения. Часть 7. Конструкторско-технологическая документация в домостроительном производстве
Решения проблем деревянного домостроения. Часть 8. Обеспечение качества продукции домостроения

В основе любого промышленного производства три основных критерия: объемы и перспективная востребованность изготовляемой продукции, ее ресурсное обеспечение, финансово-экономические параметры производства (окупаемость затрат, рентабельность, уровень прибыли).

При плановой экономике эти условия обеспечивались государственными органами: Госпланом (чего и сколько изготовить), Госснабом (кому и сколько поставить) и Госкомценом (по какой цене реализовывать единицу продукции). Явные позитивные стороны плановой организации производства (заданность объемов, гарантия сбыта, четкие ценовые параметры и др.) оттенялись неизбежной инерционностью целых отраслей, проблемами освоения новых разработок, низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Негибкость госрегулирования тормозила модернизацию производства.

В условиях рыночной экономики большинство проблем должен решать сам производитель продукции, то есть, образно говоря, он должен быть сам себе и госпланом, и госснабом, и госкомценом. Это диктует предприятию жесткий алгоритм существования - от изучения потребностей в изготовляемой продукции (маркетинга) до постоянного анализа ее состояния в ходе эксплуатации или потребления (мониторинга). Этот алгоритм условно называют «алгоритмом от М до М». Общеизвестный пример действий по этому алгоритму - периодические акции автопроизводителей по отзыву тысяч автомобилей ввиду дефектов, обнаруженных в ходе эксплуатации.

В малоэтажном домостроении «алгоритм от М до М» должен состоять из ряда последовательных этапов, в том числе: маркетинга - процесса постоянного изучения состояния и динамики рынков спроса и ресурсов, инноваций; ресурсного обеспечения - наличия стабильных поставщиков качественной лесопродукции, комплектующих изделий и материалов, кадрового обеспечения и др.; проектирования малоэтажных жилых зданий (типового, индивидуального, каталожного), учитывающего результаты маркетинга; производства и комплектации зданий; логистики - как обеспечения складирования и хранения производимой продукции домостроения, ее транспортировки к местам строительства, диспетчеризации процесса продаж; строительства зданий, как правило, под ключ или по условиям конкретного договора (контракта); эксплуатации зданий (жилища) - как совокупности операций по осмотру, ремонту, возможным перепланировкам; мониторинга - то есть сбора, анализа, использования информации о состоянии построенных зданий.

При разработке и реализации программ развития малоэтажного домостроения маркетинг имеет большое значение, потому что без его результатов невозможно организовать эффективное производство.

Увы, во многих регионах страны домостроители ищут заказы не на рынках спроса, а в кабинетах чиновников, где определяющим является не реальный спрос, а мнение руководства региона, которое озабочено тем, чтобы обеспечить только один показатель: ускоренный ввод нового жилфонда из расчета не менее одного квадратного метра на душу населения. Отсюда приоритет быстрого возведения зданий, новопоселенческая застройка (вплоть до создания так называемых кластеров как прообраза агрогородков хрущевских времен), реанимация «стандартного домостроения» - основы целых поселений из однотипных, архитектурно убогих малоэтажных домов.

О резком различии кабинетно-чиновничьих и реальных оценок типологии малоэтажного домостроения свидетельствуют результаты исследований, проведенных фирмой «МП "ДОМ"» в конце прошлого века в десятках регионов страны. По мнению чиновников, основным типом мало­этажных домов должны быть одноэтажные здания общей площадью до 100 м2, с каркасными или кирпичными стенами. У индивидуальных застройщиков иное представление о собственном доме: они считают, что это одноэтажный, с утепленной мансардой, а лучше двухэтажный дом общей площадью 150-200 м2 с кирпичными или деревянными стенами. К сожалению, мнение чиновников продолжает превалировать в федеральных и некоторых региональных программах организации и развития малоэтажного домостроения.

И как раз отсутствием серьезных маркетинговых исследований можно объяснить ориентацию домостроения в ряде лесоизбыточных и лесодостаточных регионов на возведение панельных и каркасных домов, основным достоинством которых является именно быстрое возведение. Аргументы в пользу широкого применения таких типов домов в других странах не всегда убедительны: есть примеры, когда панельные «евродома» в реальных российских условиях не отвечают параметрам комфортности и энергоэффективности, заявленным в их проектной документации.

Активное рекламно-информаци­онное продвижение новых типов малоэтажных жилых зданий и новых материалов для них может быть значимо, если оно базируется на результатах комплексных, в том числе натурных, испытаний и убедительных результатах мониторинга. Однако на отраслевых выставках и совещаниях чаще всего презентуются конструктивные системы зданий и материалы, основным достоинством которых является только расчетная энергоэффективность и быстрое возведение. В среде специалистов такие презентации формируют мнение о легковесности предлагаемых решений, характерных для конъюнктурно-спекулятивного сектора рынка: побыстрее и подешевле изготовить, побольше и подороже продать, пользуясь остротой спроса.

Здесь уместно упомянуть структуру экспозиций проводимых дважды в год выставок «Деревянное домостроение»: за несколько последних лет доля экспонируемых панельных и каркасных домов заметно снизилась, но при этом ощутимо вырос интерес посетителей именно к брусчатым и бревенчатым малоэтажным зданиям.

Организовать домостроительное производство в полном объеме, то есть «от М до М», могут не все предприятия. Например, малые предприятия в сфере малоэтажного домостроения озабочены в основном текущим спросом, их интересует лишь количество единичных заказов, и это понятно: реальные возможности не позволяют этим предприятиям рассчитывать на большее. Средние предприятия заинтересованы в каком-то прогнозировании и даже в формировании спроса на освоенную ими типологическую линейку малоэтажных зданий, то есть в развитии своего сегмента рынка и, может быть, занятии смежных ниш. И только крупные домостроительные структуры (компании, концерны, холдинги) занимаются не только текущим спросом, но и перспективами развития, поэтому в наибольшей степени реализуют алгоритм «от М до М».

Перспективы создания и развития эффективной отрасли малоэтажного домостроения потребуют объединения интересов и возможностей предприятий всех трех типов в реальные профессиональные сообщества (ассоциации, союзы и т. п.). Наглядным примером в отечественном стройкомплексе может служить Национальное объединение строителей (НОСТРой), в которое вошли десятки саморегулируемых организаций (СРО), каждая из которых состоит из совокупности строительных структур.

Такие профсообщества способны разрабатывать как программы организации конкретных предприятий по полному алгоритму «от М до М», так и формировать элементы стратегии развития всей отрасли домостроения, создавать корпоративную нормативную базу, решать проблемы кадрового обеспечения и др.

Сегодняшние же реалии мало­этажного домостроения таковы, что при организации нового производства или при модернизации существующего приходится решать в определенной последовательности совокупность задач, задаваемых алгоритмом «от М до М». Только системность и полнота таких решений могут обеспечить достижение основной цели: создание современного, эффективного, конкурентоустойчивого производства.

Как показывает практика успешно действующих предприятий, вначале разрабатывается программа работ и план-график их последовательного или параллельно-последовательного выполнения. Для разработки программы и плана-графика формируется группа из собственных и/или сторонних специалистов. Задача плана-графика - определение оптимальных сроков выполнения каждого этапа программы и ответственных исполнителей. Программу и план-график утверждает руководитель компании. Он же определяет систему их контроля и возможных корректировок.

Основными этапами программы работ являются:

Предпроизводственные проработки (изучение и оценка рынка по принятой методике маркетинга, анализ востребованности типов мало­этажных зданий и региональных программ жилищного строительства, возможность участия в госзакупках малоэтажных зданий, оценка ресурсного, в том числе кадрового обеспечения, разработка инвестиционных схем и др.).

На этом этапе весьма привлекательной может быть возможность получения объемного и долгосрочного госзаказа на малоэтажные здания. Эта возможность должна быть всесторонне оценена, в том числе с учетом негативного опыта ряда крупных домостроительных компаний, созданных в 90-е годы прошлого века для выполнения государственных и региональных заказов на малоэтажные дома. Эти компании изначально не стали заниматься системным маркетингом, не волновали их и вопросы мониторинга.

Изменение ситуации у заказчиков и их отказ от ранее заявленных объемов закупок не позволили этим компаниям адаптироваться к условиям рыночного спроса, и они обанкротились. Важной причиной их несостоятельности явилась также ориентация на дома только одного типа, в данном случае панельные. Избежать таких последствий можно при освоении гибких (многовариантных) технологий домостроения, суть которых будет детально изложена в одной из публикаций настоящего цикла.

Нормативно-техническое обеспечение как совокупность действующих нормативно-правовых (федеральные законы, кодексы, регламенты, ГОСТы, своды правил, стандарты организации - СТО) и технических (положения, инструкции, режимы и др.) документов представляет собой свое­образную техническую конституцию производства, исполнение требований которой является строго обязательным для всего персонала предприятия. Именно поэтому предприятие должно иметь и постоянно уточнять комплект нормативно-правовых и технических документов, потому что без их наличия, без их знания и соблюдения персоналом невозможно организовать современное производство, а тем более управлять им.

Проектно-конструкторское обеспечение включает разработку проектов и паспортов малоэтажных зданий, выбранных по итогам маркетинга типов домов; подготовку каталогов типов зданий и, желательно, малоэтажных жилищ (подробно о каталогах см. ЛПИ № 3, 2013 год); изготовление и монтаж опытных образцов зданий для уточнения проектно-конструкторской документации; разработку комплектной конструкторско-технологической документации (она будет рассмотрена в одной из следующих публикаций); составление рекламно-информационных материалов; расчеты потребных материально-технических ресурсов, штатного персонала (возможно, с программно-методическим обеспечением его подготовки, стажировки, аттестации и т. п.); разработку логистической документации (о складировании, хранении, транспортировке продукции и др.).

В одной из предыдущих публикаций (ЛПИ № 5, 2012 год) автор отмечал скудность отечественной нормативно-правовой базы малоэтажного домостроения и писал о необходимости и возможности ее создания на основе СТО. Дефицит современных нормативных документов, как показала многолетняя практика обсуждения этой проблемы на форумах и совещаниях разного уровня, а также в СМИ, не обеспокоил ни государственные структуры, ни бизнес-сообщества в сфере малоэтажного домостроения. Последствия такой ситуации заметны, в частности, по объему досудебного и арбитражного рассмотрения претензий покупателей малоэтажных домов.

Инициативу по созданию нормативной базы малоэтажки проявила только научно-техническая общественность - Межрегиональное научно-техническое общество деревообрабатывающей промышленности (МР «НТО древпром»). Интерес общества к этой проблеме вполне объясним: продукция деревообработки составляет весомую долю домостроительного производства, а ее качество - решающий фактор для обеспечения качества всего дома. Правовой основой инициативы деревообработчиков является ФЗ «О техническом регулировании», дающий возможность общественным организациям разрабатывать свои СТО без разрешений и согласований.

Специалисты - члены «НТО древпром» сочли приоритетной разработку комплекса базовых СТО из четырех стандартов под общим названием «Здания жилые малоэтажные». Правлением МР «НТО древпром» утверждены и с 2013 года введены в действие СТО НТО ДП-1.0...1.3-12, регламентирующие:

●  классификацию, термины и определения, виды безопасности, показатели качества малоэтажных жилых зданий;

●  общие технические требования к этим зданиям;

●  технические условия на деревянные детали;

●  технические условия на бревна и брусья для стеновых конструкций малоэтажных жилых зданий.

 

Эти четыре СТО создают достаточную первоначальную основу для формирования нормативной базы производства и разработки на ее основе ряда технических документов.

Технологический процесс в большой степени определяет эффективность организации домостроительного производства; это будет детально рассмотрено в одной из следующих публикаций.

Легализация производства заключается в получении необходимых разрешительных документов (допусков, лицензий и др.), разработке и апробации паспорта малоэтажного жилого здания, подготовке и проведении процедур подтверждения соответствия (сертификации) изготовляемой продукции (схемы этих процедур приведены в СТО НТО ДП-1.1-12 «Здания жилые одноэтажные. Общие технические требования»), страховании производства и выпускаемой продукции и других действиях.

Строительно-монтажные работы включают в себя как строительные работы на новой или реконструируемой промплощадке (инженерные коммуникации, промздания, монтаж и наладка технологического и вспомогательного оборудования, внутризаводской и внутрицеховой транспорт и др.), так и строительство малоэтажных зданий на земельных участках конкретных заказчиков. Эти работы целесообразно выполнять по отдельной программе - составной части общей программы организации производства.

Обеспечение устойчивости производства - системный мониторинг построенных (проданных) домов, то есть изучение и анализ обратной связи и использование его результатов для корректировки производственных операций и задач маркетинга, освоения новых видов продукции, совершенствования внутри- и внекорпоративной кооперации, схем управления производством, обеспечения высоких потребительских индексов изготовляемых домов и т. п.)

Основной целью организации домостроительного производства в условиях рыночной экономики является получение прибыли. Эта цель может достигаться за счет реализации разных решений, но в конечном итоге она обеспечивается за счет высокой товарности конечной продукции, то есть малоэтажных жилых зданий. Уровень товарности домостроительной продукции напрямую определяется степенью концентрации всех стадий создания малоэтажного здания в одной производственной структуре, независимо от ее организационно-правовой формы (ООО, ОАО или ЗАО), как это видно из схемы, приведенной на рисунке.

Для малоэтажного домостроения, использующего значительные объемы древесины, основным критерием эффективности является показатель добавленной стоимости при обработке древесного сырья. Расчеты, подтверждаемые практическим опытом отечественных и европейских домостроителей, показывают, что из древесного сырья условной стоимостью 1 руб. можно изготовить домостроительной продукции на 35-40 руб.
Поэтому у скандинавских домостроителей есть такой шутка: «максимальная прибыль висит на ключе от входной двери изготовленного и построенного деревянного дома», и наивысший уровень концентрации производственных структур деревянного домостроения может быть описан расхожим понятием от «пня до ключа».

В условиях автоматизации технологических операций и компьютеризации процессов управления производством, как показывает опыт зарубежных фирм, уровень концентрации производств влияет на соотношение технических специалистов и рабочего персонала в штате предприятия: технарей все больше, а рабочих все меньше.

Представляется очевидным, что отечественное домостроение будет постепенно развиваться в направлении совершенствования организационных форм на основе концентрации существующих структур и внедрения на узкоспециализированных производствах высокоэффективных технологий, методология выбора которых будет рассмотрена в следующей публикации. Существенным негативным аспектом высоких уровней концентрации домостроения может быть монополизация региональных рынков, которые должно контролировать и регулировать государство.

Виктор КИСЛЫЙ,
директор фирмы «МП "ДОМ"»,
канд. техн. наук

Продолжение цикла