ЛПК России: обновление через инвестиции
Эксперты в области лесопромышленного комплекса РФ сходятся во мнении, что ЛПК России может составить конкуренцию мировым производителям продукции из древесины только при условии собственной объемной модернизации, которая имеет шансы на успех при привлечении в отрасль масштабных инвестиций.
В соответствии с Указом Президента РФ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» перед представителями исполнительной власти регионов поставлены серьезные задачи увеличения объемов инвестиций до уровня не менее чем 25% ВВП к 2015 году и до 27% ВВП - к 2018 году. Проблему увеличения ВВП в лесной отрасли призваны решить приоритетные инвестиционные проекты.
В настоящее время в Российской Федерации реализуется 118 приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов с общим объемом инвестиций более 405 млрд руб. У 54% инвестиционных проектов объем инвестиций от 300 млн до 1 млрд руб., у 23% - от 1 до 3 млрд руб., у 13% - от 3 до 7 млрд руб., у 10% - свыше 7 млрд руб. Реализация инвестпроектов предполагает создание 48,9 тыс. новых рабочих мест (что увеличивает количество занятых в отрасли на 9%). Предполагаемый объем потребляемого сырья - 78,5 млн м3. Фактически размер расчетной лесосеки составляет около 70 млн м3, то есть инвестпроекты обеспечены сырьем на 80%.
Распределение инвестиционных проектов по федеральным округам:
- Сибирский федеральный округ - 26 проектов на сумму 285,6 млрд руб.;
- Северо-Западный федеральный округ - 38 проектов на сумму 110,6 млрд руб.;
- Дальневосточный федеральный округ - 11 проектов на сумму 36,2 млрд руб.;
- Приволжский федеральный округ - 21 проект на сумму 35,5 млрд руб.;
- Центральный федеральный округ - 15 проектов на сумму 24,2 млрд руб.;
- Южный федеральный округ - 2 проекта на сумму 9,8 млрд руб.;
- Уральский федеральный округ - 7 проектов на сумму 4,8 млрд руб.
В настоящее время 27 приоритетных инвестиционных проектов с объемом инвестиций 80 млрд руб. и расчетной лесосекой объемом 11,8 млн м3 введены в эксплуатацию.
В ряде субъектов РФ существуют проблемы в части низкого обеспечения сырьевыми ресурсами. В частности, в Республиках Карелия и Башкортостан, где реализуются по три инвестиционных проекта, доля обеспечения сырьем составляет всего 22%. В Свердловской области, где заявлены три инвестпроекта, лесом обеспечено только 40% потребностей инвесторов, в республике Бурятия, где реализуются пять проектов, лишь половина потребности обеспечена сырьем. В Приморском крае, где реализуются три проекта в области освоения лесов, инвесторы в судебном порядке получили в аренду 2 млн м3 лесных ресурсов при потребности в 1,2 млн м3, то есть объем сырья на арендуемых площадях почти вдвое превышает потребности заявленных производственных мощностей.
Наиболее активно реализуются инвестиционные проекты в Вологодской области (16 проектов), в Кировской области и Красноярском крае (по 9 проектов), а также в Пермском крае и Архангельской области (8 и 7 проектов соответственно). В Архангельской области в перечень приоритетных инвестиционных проектов включено 7 проектов с объемом инвестиций почти 28 млрд руб. В ходе их реализации предполагается создание 1665 дополнительных рабочих мест.
В регионе есть проекты, которые предусматривают переработку низкосортной древесины с целью производства альтернативных видов топлива в виде пеллет. Один из таких проектов реализует Устьянская лесоперерабатывающая компания - здесь планируется выпускать 50 тыс. т пеллет в год. Проект реализуется в период с 2011-го по 2014 год. Объем инвестиций составляет 2,1 млрд руб., из них около 1,7 млрд руб. - заемные средства. Мощность этого производства позволит переработать 997,6 тыс. м3 низкосортной древесины в год, при этом потребность в сырье покрывается собственными ресурсами.
Один из самых крупных проектов Поморья осуществляет группа «Илим», реализующая модернизацию картонно-бумажного производства и производства белых бумаг, что обеспечит производство целлюлозы товарной в объеме 159 тыс. т, картона - 585 тыс. т, бумаги - 372 тыс. т. Объем потребляемого сырья составляет почти 771 тыс. м3 в год; он обеспечен собственной лесосырьевой базой в размере около 729 тыс. м3. Группа «Илим» в модернизацию этого производства инвестирует только собственные средства в сумме 14,9 млрд руб. Срок реализации проекта - с 2008 по 2014 год. По расчетам, затраты должны окупиться за 8 лет.
Еще один приоритетный проект региона на участке Цигломень - модернизированный производственный комплекс ЗАО «Лесозавод 25» - недавно введен в эксплуатацию. В его реализацию инвестировано около 1,7 млрд руб., из которых более 999 млн - заемные средства. Этот завод обеспечит выпуск экспортных пиломатериалов в объеме 235 тыс. м3 в год, пиломатериалов на внутренний рынок в объеме 1 тыс. м3 в год, производство технологической щепы в объеме около 177 тыс. м3. На нем создано 134 рабочих места. Объем потребляемого сырья составляет 520 тыс. м3 древесины в год. Собственная расчетная лесосека обеспечивает только около 384 тыс. м3 необходимого сырья.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что каждый инвестиционный проект замкнут на решении довольно узкой проблемы, например, на увеличении выпуска пиломатериалов или производстве сборных деревянных домов. В частности, планируется ввод в эксплуатацию семи предприятий, связанных с домостроением и производством комплектующих для него, 24 производства пиломатериалов, восемь целлюлозно-бумажных предприятий, девять проектов самостоятельного (полного, глубокого) цикла переработки, 16 предприятий по производству плит и фанеры, четыре предприятия по производству биотоплива (гранул, пеллет). К сожалению, многие из них не увязаны с долгосрочной логикой развития той территории, на которой они реализуются.
Генеральный директор Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования Николай Петрунин отмечает: «Часто инвестпроекты не вписаны в программы развития топливно-энергетического комплекса и транспортной инфраструктуры; не состыкованы с возможностями привлечения и профессиональной подготовки трудовых кадров; не учитывают вопросы социально-экономического развития регионов и тенденции изменения глобальных рынков, а также возможности обеспеченности сырьем на перспективу. Другими словами, модернизация старых производств или создание новых предприятий выступает в роли самостоятельных одиночных проектов, которые не вплетены в общую канву развития той или иной области. Понятно, что при таком подходе невозможно ни просчитать риски, ни максимально использовать существующие плюсы».
Проще говоря, выбирая путь локальных инвестиционных проектов, отрасль обрекает себя на самый неблагоприятный сценарий развития событий. Лесной комплекс не двинется вперед, не выстроив систему стратегического планирования. Вопросы интенсификации лесопользования необходимо решать в увязке со смежными производствами и отраслями. Обращает на себя внимание тот факт, что 40% инвестиционных проектов реализуются с отставанием по срокам.
Напомним, что для инвесторов предусмотрены льготы на реализацию проектов:
- понижающий коэффициент 0,5 для арендной платы (на эту льготу государство ежегодно выделяет 2 млрд руб.);
- безаукционный порядок передачи лесных участков в пользование для сырьевого обеспечения инвестпроектов.
Недобросовестные инвесторы стремятся пользоваться этими преференциями как можно дольше, что приводит к тому, что средний срок реализации инвестроекта составляет семь лет, при этом реально необходимый - особенно если речь идет о модернизации и реорганизации уже существующих производств (а это 14 проектов) - около пяти лет.
Надежда КОЛОДИНА,
зам. генерального директора НИиАЦ экономики леса и природопользования
По материалам XV Петербургского Международного лесопромышленного форума