Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесная промышленность

Год хождений вокруг Лесного кодекса завершен

Правительство предложило еще один проект Лесного кодекса

Разработка новой версии главного лесного документа страны продолжается уже год. С завидной регулярностью Министерство экономразвития предлагает правительству новые варианты Лесного кодекса, незначительно отличающиеся от предыдущих версий. 22 июля МЭРТ представило правительству и общественности новую версию ЛК, рожденную, как и прежде, в тайне от лесной общественности и лесопромышленников. Как ожидается, на рассмотрение в Госдуму новый Лесной кодекс поступит не раньше октября текущего года. До этого момента в очередной раз предполагается обратиться к лесопромышленникам и экологам, представителям лесного хозяйства с просьбой о внесении своих дополнений и изменений в будущую «лесную конституцию» страны.

Представленный последний вариант ЛК вызвал бурю критики со стороны всех участников лесных отношений. Как и прежде, основной темой для недовольства стали вопросы частной собственности на лес.

Прежде всего, проект нового кодекса предусматривает возможность приватизации лесов. В ранних версиях проекта предполагалась возможность приватизации практически без всяких правил и ограничений. По мере развития проекта под давлением общественности и специалистов лесного хозяйства вносились некоторые ограничения, например: приватизация разрешалась только в рамках арендуемых участков, только после пятнадцати лет безупречной аренды, с запретом частной собственности на некоторые категории лесов. В последней версии кодекса разработчики согласились с тем, что для начала приватизации лесов необходимо принятие отдельного федерального закона «Об обороте земель лесного фонда».

Проект предусматривает также возможность запрета доступа граждан в леса на основании решения арендатора и (в будущем) собственника леса, в том числе разрешает установку в лесах контрольно-пропускных пунктов и принятие иных мер, направленных на ограничение свободы граждан на посещение леса. Во всех версиях проекта указывается, что «не допускается ограничение прав граждан на доступ в леса за исключением...», и приводится перечень исключений, которые позволяют практически любому долгосрочному арендатору или собственнику этот доступ закрыть на основании собственного решения.

По мнению академика РАН, бывшего председателя Госкомлеса СССР Александра Исаева, неясность формулировок, связанных с частной собственностью на лес, приведет к тому, что доступ в лес будет ограничен всем категориям граждан, если того пожелает собственник лесных угодий. Более того, недоумение академика вызывает тот факт, что последняя редакция Лесного кодекса юридически уничтожает само понятие «лес», заменяя его понятием «земли, покрытые лесной растительностью». Вот только вместе с понятием не исчезли бы и сами леса в России.

По мнению ученого, подготовленный в недрах МЭРТ при молчаливом согласии Минприроды вариант кодекса никуда не годится. Более того, он разрабатывается практически без привлечения специалистов. Со своей стороны, Александр Сергеевич предложил свои услуги в дальнейшей проработке Лесного кодекса.

Безусловно, разрабатывая законопроект, чиновники руководствовались благими намерениями - увеличить поступления средств в бюджет от использования лесного фонда. Общеизвестно, что сегодня доходы от леса не покрывают и половины расходов на его восстановление, а частник будет работать эффективнее, поскольку заинтересован в увеличении собственной прибыли. Кроме того, из-за отсутствия дорог сегодня осваивается лишь четверть расчетной лесосеки, а остальные леса попросту простаивают, гния на корню. А частник опять же будет вкладывать средства и в строительство дорог, поскольку будет уверен в том, что участок лесфонда через пять лет у него не отберут.

Проект предусматривает коренную перестройку системы государственных органов управления лесами. Вместо одной лесной службы предполагается создание трех федеральных ведомств (они уже созданы в рамках новой структуры правительства) и еще одного ведомства в каждом субъекте федерации. Одновременно с ростом числа лесных чиновников предполагается сокращение количества лесничих и работников лесной охраны на местах. Ранние версии проекта предполагали полное уничтожение государственной лесной охраны на местах. Предполагалось, что частные и арендованные леса будут охранять и обихаживать собственники и арендаторы, а прочие леса - вообще никто. В последней версии проекта допускается возможность существования районных и межрайонных подразделений лесного ведомства - но только как возможность, а не обязательность.

По мнению Александра Исаева, это приведет к полному отсутствию государственного контроля за лесопользователями. Между тем даже в Финляндии, где 60 % «зеленых» территорий находятся в частной собственности, правительство направляет 70 % всех лесных субсидий на восстановление частных лесов. Государство понимает, что частнику невыгодно заниматься восстановлением вырубленных угодий, поскольку срок восстановления леса в северных странах составляет 80 - 120 лет.

Кроме этого, проект предусматривает ликвидацию существующей системы разрешительных документов на заготовку древесины - так называемых лесорубочных билетов. Вместо разрешительной системы получения права на рубку леса вводится заявительная: арендатор (при длительной аренде) или собственник должен лишь предоставить в органы лесного хозяйства так называемую «лесную декларацию» (ст. 17), в которой обязан сообщить, что и где он собирается делать в течение года.

Безусловно, это лишь малая часть новаций, предлагаемых МЭРТ в Лесном кодексе. И мы не устаем повторять, что только от позиции лесопромышленников и готовности заявлять о ней во весь голос зависит дальнейшая судьба главного лесного документа страны - «лесной конституции» России. До октября - месяца рассмотрения ЛК в Госдуме - осталось мало времени, поэтому сегодня нам необходимо объединить усилия для отстаивания интересов лесопромышленного комплекса.

Александр ГРЕВЦОВ