Партнеры журнала:

Лесное хозяйство

Совершенствование лесного законодательства

Электронный контроль транспортировки леса по 415-ФЗ

2014 год вполне может стать переломным для лесной отрасли Российской Федерации, и в этом большую роль должен сыграть принятый в декабре 2013 года Федеральный закон № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях».

Этот закон вносит в механизм существующих в лесной отрасли взаимоотношений поистине революционные изменения. Достаточно сказать, что впервые вводятся обязательный учет всей срубленной древесины и маркировка древесины ценных пород, запрет на отчуждение древесины, заготовленной для собственных нужд, создается единая для всех регионов РФ информационная система учета древесины и сделок с ней и т. д. Также впервые устанавливаются требования, относящиеся к тому, что происходит с древесиной вне леса, в частности необходимость отдельного сопроводительного документа при транспортировке древесины.

Все эти меры говорят о том, что государство наконец решило всерьез обратить свое внимание на происходящее в лесной отрасли и существенно усилить контроль происходящих в ней процессов.

К сожалению, большая часть внесенных 415-ФЗ изменений предполагает, что задача усиления контроля будет решаться преимущественно бюрократическими методами, то есть путем возложения на лесопользователей и профильные органы государственной власти обязанностей по подготовке и предоставлению в контролирующие органы солидного пакета разных отчетных документов, по которым будут проводиться контрольные мероприятия и проверки.

Очевидным недостатком этого подхода является то, что он в первую очередь создает дополнительную нагрузку на законопослушных лесопользователей, стремящихся работать легально и по закону, так как добавляет к массе уже существующих обязанностей немалое число новых. В результате чего добросовестные лесопользователи вынуждены работать в еще более сложных условиях, нежели те, кто использует «серые» схемы, или «черные» лесорубы, которые в принципе не соблюдают никаких правил. При этом государство вряд ли добьется нужного эффекта от нововведений, поскольку уровень контроля легальных лесопользователей повышается незначительно, а тех, кто не хочет работать по закону, трудно испугать дополнительным набором отчетных документов.

Однако нельзя сказать, что все так уж плохо. Почти все положения 415-ФЗ носят принципиальный характер, а некоторые из них, в случае небольших доработок с учетом текущего уровня развития телекоммуникационной инфраструктуры и других возможностей современных технологий, могут помочь государству установить реальный контроль над оборотом древесины в стране, причем без существенных затрат и с предоставлением легальным лесопользователям возможности без излишних усилий соблюдать предъявленные требования.

Практика показывает: если государство действительно хочет добиться результата от вводимых им норм и правил, ему нужно прежде всего полагаться на повсеместную автоматизацию, позволяющую устранить ошибки, обусловленные влиянием так называемого человеческого фактора. Яркий пример - широкое распространение и внедрение автоматизированных комплексов контроля дорожного движения. В тех местах, где установлены такие комплексы, значительно сократилось число правонарушений, связанных с превышением скорости, а если правонарушения и совершаются, то наказание за них неминуемо, причем процедуры выставления и оплаты штрафа позволяют обходиться без затрат времени и труда сотрудников ГИБДД, которые в результате больше внимания уделяют выполнению своих прямых обязанностей.

Давно известно, что основным условием обеспечения реального контроля оборота древесины является получение полной информации обо всех перемещениях номенклатуры древесины, подлежащей контролю, и оперативный контроль за ее транспортировкой. Очевидно, что, если контролирующие органы обладают информацией обо всех легальных перемещениях древесины, то при проведении проверки непосредственно на месте всегда можно получить достоверную картину. В действующей редакции Лесного кодекса РФ, принятой на основании положений 415­-ФЗ, появилась глава 2.2, регламентирующая требования к транспортировке древесины и учету сделок с ней. Ключевыми положениями в этой главе являются требования предоставления декларации о сделках с древесиной и наличия сопроводительного документа при транспортировке древесины.

В соответствии со статьей 50.5 главы 2.2 ЛК РФ, декларация о сделках с древесиной предоставляется в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) в форме электронного документа с электронной подписью ответственного лица, однако для сопроводительного документа такие требования не предусмотрены и в настоящий момент он оформляется в виде бумажного документа согласно форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2014 г. № 571. Получается, что на одном из направлений, наиболее важных для получения объективной информации, необходимой для учета древесины, учет будет вестись на основании бумажных документов, заполненных в том числе и рукописно.

Очевидно, что ведение учета на бумаге крайне неэффективно, непрозрачно, слабо защищено от подделок и злоупотреблений и может привести к путанице, что в случае, например, проверки может создать разные нештатные ситуации с легально транспортируемой древесиной и обусловить непредвиденные убытки законопослушных лесопользователей. При использовании бумажных сопроводительных документов, по сути, исключается возможность оперативной проверки данных, чем могут воспользоваться злоумышленники, для того чтобы намеренно запутать контролирующие органы за счет большого числа разнонаправленных или трансграничных перемещений подлежащей учету древесины.

Однако если сопроводительный документ на транспортировку древесины, по аналогии с декларацией о сделке, будет заполняться и передаваться в ЕГАИС в электронном виде, с электронной подписью, появится возможность организации автоматизированного учета при транспортировке древесины. Заметим, кстати, что электронная подпись у лесопользователя должна быть в любом случае, так как она необходима для подачи декларации о сделке с древесиной в ЕГАИС.

Форма для заполнения электронного сопроводительного документа на древесину будет почти идентична форме, утвержденной Правительством РФ, причем, за счет технической возможности проверки правильности заполнения документа, он гарантированно будет заполнен с минимальным количеством ошибок, в отличие от бумажного аналога.

При организации формирования, регистрации, обработки и проверки электронных сопроводительных документов на древесину важно учитывать, что эти процессы могут осуществляться при отсутствии подключения к сетям связи и Интернету, например, в местах, где ведется заготовка леса или на транспортных путях.

В случае наличия связи и подключения к Интернету все процедуры по оформлению электронных сопроводительных документов на транспортировку древесины довольно просты: перед транспортировкой партии древесины лесопользователь подключается к ЕГАИС, авторизуется, создает новый документ, заполняет его, подписывает своей электронной подписью и регистрирует в ЕГАИС. Далее на основании зарегистрированного документа может проводиться, например, автоматическая коррекция фактического объема древесины, переданного в рамках задекларированной сделки или, допустим, фактического объема заготовленной древесины. Проверка транспортного средства, перевозящего древесину на основании электронного сопроводительного документа, например, на посту ГИБДД, при наличии подключения к Интернету также выполняется легко: информация, полученная из ЕГАИС, сверяется с данными, которые можно установить прямо на месте проверки.

При отсутствии связи и подключения к Интернету процедуры оформления электронных сопроводительных документов на транспортировку древесины могут проводиться с использованием специальных технических средств.

Перед началом транспортировки электронный сопроводительный документ может быть сформирован и подписан электронной подписью лесопользователя, который заключил сделку, с помощью следующих технических и программных средств (на выбор):

  • компьютера (ноутбука) с установленным специализированным программным обеспечением ЕГАИС и закрытым ключом электронной подписи отправителя. В большинстве случаев закрытый ключ хранится на внешнем электронном носителе, например, USB-токене;
  • мобильного устройства (смартфона или планшета) с установленным специализированным программным обеспечением ЕГАИС и закрытым ключом электронной подписи отправителя, хранящемся на Secure Element, встроенном в мобильное устройство, на SIM­-карте или специализированной SD-карте памяти.

После того как электронный сопроводительный документ сформирован и подписан электронной подписью, он помещается на специализированный защищенный информационный носитель, который будет сопровождать транспортируемую древесину. В качестве такого носителя можно использовать смарт­-карту с дуальным (контактным и бесконтактным) интерфейсом. Поместить подписанный документ на смарт­-карту с использованием компьютера можно при помощи обычного проводного карт­-ридера, а в случае использования смартфона с NFC­-чипом можно записать документ на карту по бесконтактному интерфейсу. Дополнительно, в качестве страховки, сопроводительный документ может быть распечатан на бумажном носителе с визуальным отображением параметров электронной подписи документа, также может быть зафиксирован факт создания и подписи документа.

Далее возможны несколько вариантов развития событий, связанных с передачей и регистрацией сформированного электронного сопроводительного документа в ЕГАИС.

Основной вариант связан с базовой функциональностью ЕГАИС по приему электронных сопроводительных документов, только электронный документ передается не сразу после отправки транспортного средства, а с появлением возможности подключения к ЕГАИС. При такой возможности один из участников сделки вставляет смарт­-карту в подсоединенный к персональному компьютеру карт­-ридер, после чего осуществляется передача находящегося на смарт­-карте документа в ЕГАИС.

Если есть необходимость регистрации вывоза древесины непосредственно из района лесозаготовки, то на основных направлениях вывоза устанавливаются контрольные пункты, на которых должно быть установлено оборудование для чтения карт и обеспечена возможность подключения к ЕГАИС. Такие контрольные пункты могут быть стационарными (при этом все действия в них выполняются персоналом) или мобильными, функционирующими в автоматическом режиме (аналогично обычным терминалам оплаты). Проезжая мимо подобного контрольного пункта, водитель транспортного средства будет обязан с помощью сотрудника пункта или самостоятельно в терминале зарегистрировать электронный сопроводительный документ в ЕГАИС.

Важным условием, которое необходимо соблюдать для обеспечения корректности ведения учета, является возможность оперативного контроля транспортных средств непосредственно на маршрутах перевозки. Для этого можно использовать специализированные технические средства, которые позволяют на месте проверки определить подлинность предъявленного электронного сопроводительного документа и увидеть его ключевые параметры для сверки с параметрами груза в проверяемом транспортном средстве.

Рис. 1. Портативный карт-ридер ЗАО «Диджитал Грасс Групп»
Рис. 1. Портативный карт-
ридер ЗАО «Диджитал Грасс
Групп»


Рис. 2. Программируемые пин-пады Ingenico и Verifone
Рис. 2. Программируемые
пин-пады Ingenico и
Verifone

Подобные технические средства выпускают несколько компаний, специализирующихся на карточных технологиях. В качестве примера можно привести портативный карт­-ридер российской компании ЗАО «Диджитал Грасс Групп» (рис. 1) или программируемые пин­-пады производства компаний Ingenico, Verifone и др. (рис. 2).

Эти устройства позволяют создать при проверке электронных сопроводительных документов так называемую доверенную среду, поскольку для демонстрации ключевых параметров документа используется экран устройства, а при проверке целостности и неизменности документа используются сертификаты открытых ключей электронной подписи, находящиеся в аппаратно защищенной памяти устройства. Необходимо отметить, что стоимость этих устройств невысока.

С помощью подобного устройства сотрудник ГИБДД может провести проверку сопроводительного документа на древесину буквально за одно действие. Он вставляет карту в считыватель карт­-ридера и сразу же на экране видит результаты проверки: подтверждение подлинности сопроводительного документа и его ключевые параметры. Дополнительно факт проведения проверки может регистрироваться как на устройстве проверки, так и на смарт­-карте и передаваться в ЕГАИС для проведения анализа работы контролирующих органов.

Таким образом, рассматривая возможности, возникающие при ведении учета транспортировки древесины в электронном виде, с использованием современных технологий, можно утверждать, что такой подход обеспечивает оперативное получение полной и достоверной (подтвержденной юридически значимыми документами) информации обо всех перемещениях легально заготовленной древесины, то есть, по сути, мгновенный контроль любого транспортного средства, перевозящего древесину, и данных о наличии и объемах древесины в местах ее хранения, что позволит контролирующим органам оперативно проверять легальный объем древесины на месте. Государство, за счет использования технологии учета на основе защищенных от изменения и подделки электронных документов, может создать область доверия для использующих ее добросовестных лесопользователей, в которой будет снижена бюрократическая нагрузка, а также объем контрольных мероприятий фискальных органов.

Метод электронного контроля перемещения древесины может быть довольно легко реализован с использованием стандартных технических средств (персональных компьютеров, стандартных карт­-ридеров, мобильных устройств), а также недорогих специализированных средств (микропроцессорных карт, специализированных карт­-ридеров).

Безусловно, наведение порядка в лесной отрасли - это долгий и трудный процесс, поскольку большая часть имеющихся проблем имеет системный характер и давнюю историю. Но если государство не будет ограничиваться полумерами, а станет целенаправленно и последовательно развивать лесную отрасль и поддерживать легальный лесной бизнес, учитывая последствия внесенных изменений и проводя при необходимости их корректировку, то искомая цель вполне может быть достигнута.

Сергей ПИКИН, консультант
ООО «ПолиСОФТ консалтинг»