Цены и ценообразование в ЛПК. Часть 6
Анализ уровня, структуры и динамики цен
В текущих условиях хозяйствования невозможно организовать эффективную работу без тщательного и всестороннего анализа цен, направленного на сокращение производственных, снабженческо-сбытовых и торговых издержек, увеличение прибыли, оптимизацию налогов и принятие всесторонне обоснованных управленческих решений.
Формирование цен в рыночных условиях
Параметрические методы расчета цен
Ценообразование на вторичные ресурсы лесопромышленного комплекса
Договорное ценообразование в ЛПК
Рекомендации по страхованию договорных цен и договоров купли-продажи
Цена и конкурентоспособность лесопродукции
Приоритетные направления совершенствования ценообразования
Анализ цен - это важная составная часть экономического анализа, включающая изучение уровня, структуры и динамики цен.
Оценка уровня цен
Количественно уровень цен характеризуется индивидуальным показателем и средним уровнем цен однородных товаров. Индивидуальный (однотоварный) уровень цен представляет собой абсолютную величину в денежном выражении, уплачиваемую за единицу товара на рынке. Средний уровень цен однородных товаров определяется на основании индивидуальных цен. Выбор формулы для расчета средней цены зависит от анализируемой ситуации. При отсутствии различий в составе товара используется средняя арифметическая простая величина. В этом случае средний уровень цены определяется по формуле
где Ц - цена товара в i-м периоде; n - число периодов.
Допустим, цена 1 м3 пиломатериалов в январе составила 1200 руб., в феврале - 1100 руб., а в марте - 1300 руб. Тогда среднемесячная цена за квартал составит:
Если цены фиксированы на начало каждого месяца, то используется средняя хронологическая простая величина. В этом случае средний уровень цены вычисляется по формуле
где Ц1, Ц2, Ц3, ...Цn - цена на начало каждого месяца; n - число дней на начало месяца.
Например, имеются данные о ценах на начало месяца: на 1 января - 1200 руб., на 1 февраля - 1100 руб., на 1 марта - 1300 руб., на 1 апреля - 1400 руб.
Средняя цена за квартал равна
Если известно количество проданного товара на каждом рынке или его доля в общем объеме продаж, то для вычисления среднего уровня цены используется средняя арифметическая взвешенная величина. Расчет ведется по формуле, которая чаще всего используется на предприятиях ЛПК:
где Ц - цены на товар данной товарной группы; q - количество товара данной группы.
Определим среднюю цену клееного бруса, если на рынке А его продано 200 м3 (40% общего объема продаж) по цене 3500 руб.; на рынке Б - 100 м3 (20% общего объема продаж) по цене 4000 руб.; на рынке В - 200 м3 (40% общего объема продаж) по цене 3600 руб. Средняя цена будет равна
или
Показатель цены должен использоваться менеджерами для аргументации перспектив коммерческой деятельности предприятия и принятия маркетинговых решений.
Оценка структуры цен
Рис. 1. Схема формирования цены
Структура цены характеризуется ее составом, наличием в ней отдельных, обособившихся в денежной форме относительно самостоятельных элементов. Структура цены показывает удельный вес различных элементов, включенных в цену, в общем ее уровне. Традиционно в структуре цен выделяют такие элементы, как себестоимость (денежное выражение затрат на производство и реализацию продукции) и прибыль (форма чистого дохода). Оптовые цены реализации, кроме себестоимости и прибыли, включают НДС, наценки оптовых и посреднических организаций, а по отдельным товарам и акцизный налог. Наиболее полно различные элементы в структуре цен представлены в розничной цене (рис. 1).
Структура цены обычно выражается в процентах:
где Эi, Эi' - процентное и денежное содержание i-го элемента цены соответственно; Ц - уровень цены.
Отсюда
Предположим, розничная цена товара - 300 руб. и она складывается из следующих элементов: себестоимости - 90 руб., прибыли - 20 руб., НДС - 22 руб., акциза - 110 руб., сбытовой наценки - 25 руб. и торговой надбавки - 35 руб. В этом случае удельный вес каждого элемента в цене будет характеризоваться следующими показателями:
• себестоимость |
• прибыль |
• НДС |
• акциз |
• сбытовая наценка |
• торговая наценка |
Структура цены:
Таким образом, структура цены характеризует пропорции между элементами цены и показывает связь между ними, что является важной информацией при анализе цен.
Чаще всего наибольший удельный вес в составе цен на лесопродукцию приходится на себестоимость. В структуре оптовых цен предприятий ЛПК она может составлять до 85%. Поэтому себестоимость обычно рассматривается как база цены, что предопределяет важность ее обоснования при формировании цен. В себестоимость лесопродукции включаются:
- затраты на подготовку производства - поиск, разведку и подготовку к использованию природных ресурсов, их охрану и воспроизводство;
- подготовительные работы в добывающих отраслях промышленности;
- расходы на освоение новых агрегатов, производств, цехов и предприятий;
- расходы на подготовку и освоение производств новых видов продукции и технологических процессов;
- затраты, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на управление, оплату аренды, повышение квалификации работников и др.;
- затраты на восстановление и капитальный ремонт основных фондов, включаемые в себестоимость продукции в форме амортизационных отчислений от стоимости основных фондов;
- затраты, связанные с повышением качества продукции, ее надежности, долговечности и улучшением других эксплуатационных свойств;
- коммерческие расходы (кроме возмещаемых покупателем по условиям поставки).
Формирование затрат у производителя - довольно сложный процесс. Состав затрат по экономическим элементам (материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие расходы (плата за аренду, командировочные расходы и др.) регламентирован действующим Положением о составе затрат на производство.
По целевому назначению затраты делятся на калькуляционные статьи, которые регламентированы отраслевыми положениями по учету и калькулированию себестоимости продукции.
В большинстве отраслей ЛПК приняты следующие статьи затрат: сырье и материалы (за вычетом отходов); топливо на технологические нужды; энергия на технологические нужды; основная зарплата производственных рабочих; отчисления на социальные нужды; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; цеховые расходы; общехозяйственные расходы; коммерческие расходы.
Рис. 2. Виды издержек
Группировка затрат по калькуляционным статьям используется для определения себестоимости единицы продукции, что особенно важно при ценообразовании.
По способу отнесения затраты делятся на прямые и косвенные (рис. 2). К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с производством продукции (сырье и основные материалы, зарплата производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды, энергия на технологические нужды и т. п.). Косвенные расходы носят общий характер и непосредственно не связаны с процессом производства продукции, это затраты на вспомогательные материалы (смазочные, обтирочные и т. п., зарплата управленческих работников и др.). Принцип отделения прямых затрат от косвенных очень важен, поскольку первые можно непосредственно отнести к конкретной единице выпускаемой продукции; косвенные относятся на всю вырабатываемую продукцию в целом. Такой принцип дифференциации затрат широко используется за рубежом при калькулировании продукции, как правило, по четырем статьям: материалы, израсходованные на изготовление продукции; заработная плата производственных рабочих с отчислением на социальные нужды; прочие прямые затраты; косвенные расходы.
При ценообразовании широко используется разделение затрат (рис. 2) в зависимости от объема производства на переменные и постоянные. Первые зависят от объема производства, по сути, к ним относятся все прямые затраты. Постоянные затраты не зависят от масштабов производства (зарплата управленческого персонала, аренда помещений и техники, амортизация, страхование, некоторые виды налогов, например земельный налог и т. п.). Постоянные затраты являются таковыми до тех пор, пока не изменяются условия производства. Подобное разделение затрат важно для установления зависимости прибыли от объемов выпускаемой продукции.
Второй составной частью оптовой цены предприятия выступает прибыль. Как известно, прибыль формируется под воздействием реального использования основных факторов производства: трудовых, материальных ресурсов и основных фондов. В условиях рыночной экономики существенное воздействие на размер прибыли может оказывать соотношение спроса и предложения. Момент, когда предприятию удается покрывать все затраты и начать прибыльную деятельность, в литературных источниках называют по-разному: точкой безубыточности, мертвой точкой, точкой опрокидывания и др. Но это непринципиально, поскольку в это понятие вкладывается один и тот же экономический смысл: какого объема продаж надо добиться предприятию при определенном уровне цены, чтобы убытки фирмы были нулевыми. Таким образом, прослеживается внутренняя связь между себестоимостью, объемом продаж и ценой. Эта связь предпринимателями постоянно анализируется с целью установления необходимого размера прибыли. В свою очередь, заключенная в цене сумма прибыли оказывает влияние на ее структуру.
Наряду с оптовыми ценами предприятия действуют оптовые цены реализации, которые превышают первые на сумму НДС, наценок оптовых и посреднических организаций. Поэтому структура оптовой цены предприятия отличается от структуры оптовой цены реализации; у последней и более сложный состав. Да и структура оптовых цен реализации для разных товаров может существенно различаться.
Акциз, как один из видов косвенного налога на подакцизные товары и услуги, включается в их цену или тариф. Размер акцизного налога зависит от конкретного вида подакцизного товара. Задается он обычно в рублях на единицу продукции или рассчитывается по формуле:
где А - сумма акциза в цене товара (услуги), руб.; Ц - оптовая цена предприятия, руб.; С - ставка акцизного налога, %.
Допустим, оптовая цена предприятия равна 233,3 руб.; ставка акцизного налога - 30%. Тогда сумма акциза в цене составит
Нетрудно заметить, что величина акциза, определенная по приведенной выше формуле, соответствует ставке применительно к оптовой цене предприятия с учетом акциза, что подтверждается простым расчетом:
А = (233,3 + 10) 30/100 = 100 руб.
Ставка акцизного налога, установленная к оптовой цене предприятия, в данном случае равна:
С=100/233,3*100=42,9%, а не 30%.
Полученный результат говорит о том, что сумма акциза в оптовой цене реализации может достигать значительной величины, которую следует учитывать при формировании структуры цены. Структура оптовых цен реализации подакцизных товаров может существенно отличаться от структуры цен товаров, по которым акцизный налог не начисляется (к ним относится большинство товаров ЛПК).
В процессе движения товара от места создания до стадии оптовой торговли учитываются наценки посредников и оптовиков. Размер оптово-сбытовых наценок дифференцируется в зависимости от вида товаров и условий его доставки. Чем больше посредников между изготовителем и потребителем продукции, тем выше цены. Оптово-сбытовую наценку следует рассматривать с двух сторон. С одной стороны, подобная наценка является составным элементом оптовой цены реализации, а с другой - сама оптово-сбытовая наценка, входящая в состав оптовой цены реализации, носит форму цены на услуги по снабжению и сбыту. Она определяется исходя из затрат, НДС и прибыли посреднических звеньев.
Наиболее сложная структура у розничной цены, являющейся ценой конечного потребления товара. Розничные цены включают в себя оптовые цены реализации и надбавки (наценки) торгующих организаций. В свою очередь, у наценки торгующей организации (при покупке товаров через розничную сеть) своя структура, поскольку она также включает издержки, прибыль и НДС.
Оценка динамики цен
Динамику цен характеризуют следующие показатели:
- абсолютное изменение цены (как разность между текущим Цi и базовым Цi-1 уровнями)
- относительное изменение цены
- относительный прирост (снижение) цены
- среднее изменение цен
где ΔЦ1, ΔЦ2, ΔЦ3, ...ΔЦn, т - относительные темпы изменения цены (коэфф.);
n - число множителей.
Среднее изменение цен можно также приблизительно вычислить по упрощенной форме с использованием данных начального Цн и конечного Цк уровней цены:
Расчет указанных показателей приведен в табл. 1.
РФ с 2011 по 2014 год
Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о росте цен на погонажную продукцию с 95,2 руб./пог. м (в 2010 году) до 128,5 руб./пог. м (в 2014 году), или на 38,9%. Наибольший рост наблюдался в 2011 году - на 13,4% по сравнению с 2010 годом, а наименьший - в 2013 году (2,8% по сравнению с 2012 годом). Среднегодовой темп роста цены в 2010-2014 годах - 7,8%. Ценовой анализ должен выявить основные причины такой динамики. Ими могут быть: фактический уровень инфляции, ценовая политика конкурентов, производственные недостатки в работе, необоснованный рост цен, изменение качества продукции, состояние рынка сбыта и т. д.
На основе проведенного анализа предприятию необходимо обоснованно установить уровень цен на перспективу. Чаще всего для этого используются методы экспертных оценок и экстраполяции.
Экстраполяция - это определение уровня перспективных цен на основе данных об их изменении в прошлом. Следует отметить, что в условиях неустойчивости тенденции изменения цен этот метод позволяет получить лишь приближенные результаты. Для оценки результатов или прогнозирования факторов, влияющих на цены, используется метод экспертных оценок (подробно о нем см.: ЛесПромИнформ, 2015, № 8).
Важно отметить, что в условиях нестабильности экономики возможно только краткосрочное прогнозирование: на месяц, квартал, на год максимум. Причем ошибка прогноза будет прямо пропорциональна прогнозируемому сроку и обратно пропорциональна величине базы прогноза.
Методы и практика анализа цен
При анализе цен используются разные методы, в частности: сравнение - сопоставление изучаемых и других данных; детализация - подробное рассмотрение цен и их составляющих; элиминирование - исключение из рассмотрения переменных факторов, не связанных с ценообразованием; взаимосвязанное изучение - установление взаимных связей отдельных элементов цены, а также взаимосвязи и взаимодействия процесса ценообразования с другими экономическими процессами; сальдовый прием позволяет выявить влияние одного фактора как разницу между общей суммой отклонений и суммой отклонений по всем остальным факторам; обобщение - выявление наиболее важных, существенных моментов, характеризующих основные, решающие результаты исследования цен.
Рассмотрим перечисленные методы подробно. Исследование ценовых показателей неразрывно связано с их детализацией, которая обеспечивает глубину исследования, всесторонность охвата, конкретность познания изучаемых процессов, дает возможность вскрыть причины, обусловившие их конечный результат. Детализация может быть реализована по разным направлениям.
Одним из них является детализация во времени. Так, цены за год могут быть разделены и рассмотрены по кварталам и месяцам, показатели за месяц - по декадам и дням, и т. д.
Детализация может быть выполнена и путем дифференциации цен на составные части как на ряд слагаемых, что может в значительной степени содействовать выявлению факторов, оказывающих влияние на уровень цен, и направить усилия персонала предприятия на достижение наиболее благоприятных экономических результатов.
Рис. 3. Детализация цены по материальным затратам
Составляющие цены, приведенные на рис. 3, могут быть подвергнуты дальнейшему разложению. Также могут быть детализированы затраты по оплате труда и прочие затраты. Равным образом могут подвергнуться детализации и другие показатели (прибыль, ставки налога и т. д.).
Всякое экономическое исследование, в том числе и анализ цен, требует сопоставлений, сравнений. В зависимости от целевого назначения могут быть использованы разные направленности сопоставления разных ценовых показателей. При анализе цен часто приходится сравнивать цены за определенные календарные периоды, например данные за первый квартал одного года и за первый квартал другого года. Важными при анализе цен могут оказаться результаты сравнения не по одному какому-либо ценовому показателю, а по многим данным, взятым параллельно за ряд периодов. Подобные сравнения дают возможность не только установить динамику цен, но и выяснить причины тех или иных тенденций их изменения. При анализе цен широко используются сравнения с целью установления взаимосвязи затрат с потребительскими свойствами товара. Сравнение отдельных составляющих цен на однотипные товары позволяет установить особенности формирования цен и выявить факторы, оказывающие влияние на этот процесс.
При любом сравнении следует обеспечить сопоставимость сравниваемых показателей, их однородность, однокачественность, что необходимо для того, чтобы в результате сравнения были сделаны верные выводы, отражающие сущность изучаемых процессов. Обеспечение полной сопоставимости анализируемых показателей является обязательным условием, без соблюдения которого нельзя дать объективную характеристику изучаемым процессам и сделать правильные выводы по результатам сравнения. Отклонения, полученные в ходе сравнения
(+, -), подлежат последующему рассмотрению при проведении анализа цен.
Анализ цен предполагает комплексное изучение взаимосвязанных многочисленных факторов, так или иначе оказывающих влияние на уровень, динамику и структуру цен, что позволяет в каждом конкретном случае установить схему наиболее важных связей, характерных для исследуемого показателя. Комплексное изучение дает возможность выявить и правильно сгруппировать ценообразующие факторы, без этого анализ цен будет неполным, а без правильной их группировки - бессистемным. В свою очередь выявление и распределение по группам факторов, оказывающих влияние на уровень, динамику и структуру цен, дают возможность установить порядок анализа и последовательность аналитических расчетов, требуемых для выявления степени влияния отдельных факторов на полученный результат.
Взаимосвязанное изучение ценообразующих факторов предполагает их разделение на две группы: внешние, находящиеся вне предприятия, и внутренние, оказывающие влияние на процесс ценообразования изнутри предприятия. При анализе внутренних факторов, полностью зависящих от деятельности предприятия, большое внимание уделяется реализации всех его потенциальных возможностей. Анализ внешних факторов предполагает изучение процессов, мало или совсем не зависящих от деятельности предприятия (государственного регулирования цен, изменения политической конъюнктуры, инфляции и т. п.).
Для комплексного количественного измерения зависимости между анализируемыми факторами могут быть использованы приемы математической статистики, в частности приемы корреляционного и регрессионного анализа. Когда между взаимосвязанными факторами (показателями) нет полной зависимости, как это имеет место при функциональной связи, возможна корреляционная (приближенная) зависимость.
При анализе разные факторы могут влиять на цены разнонаправленно: одни оказывают положительное влияние, другие - отрицательное, а третьи являются нейтральными. Для определения влияния отдельных факторов применяется элиминирование, которое чаще всего осуществляется путем цепных подстановок.
Приведем пример. Допустим, в текущем периоде объем продаж отделочной доски составил 2130 тыс. руб., а в базовом - 1876 тыс. руб., то есть увеличился на 254 тыс. руб., что произошло под влиянием двух факторов: роста цены со 100 руб. до 110 руб. за 1 шт. и количества проданного товара с 18,76 тыс. до 19,36 тыс. шт.
Для определения степени влияния каждого из этих факторов на объем продаж выполним следующие расчеты.
Объем продаж при текущих ценах проданного товара в базовом периоде: 110 х 18,76 = 2064 тыс. руб. При сравнении этого объема продаж с объемом продаж базового периода получится разница 188 тыс. руб. (2064 тыс. руб. - 1876 тыс. руб.). При сравнении текущих данных с расчетными (2130 тыс. руб. - 2064 тыс. руб.) получится 66 тыс. руб. Таким образом определяется цена и количество проданных досок, что дает общую сумму отклонений от проданной продукции: 188 + 66 = 254 тыс. руб.
Степень влияния отдельных факторов может быть вычислена с помощью приема разниц, основанного на прямом подсчете влияния каждого фактора, включаемого в расчет. В этом случае выявляют разницу между базовыми (плановыми, нормативными) и текущими показателями; затем разница по каждому фактору умножается на абсолютное значение другого фактора (показателя).
Для иллюстрации приема разниц используем рассматриваемый пример:
- влияние изменения цен: (110 - 100) х 19,36 = 194 тыс. руб.*;
- влияние изменения количества проданного товара: (19,36 - 18,76) х 100 = 60 тыс. руб.;
- общий результат: (194 + 60) = 254 тыс. руб.
Как видим, результат при использовании приема разниц получился такой же, как и с помощью приема подстановок. Таким образом, степень влияния отдельных факторов, определенная с помощью приема разниц, почти равна величине, полученной с помощью приема подстановок.
Аналогичные расчеты можно выполнить и при большем числе факторов. Используя наш пример, рассмотрим расчеты, выполненные при наличии трех факторов (табл. 2).
- влияние изменения цен (110 - 100) руб.: +10 х 70,4 х 275 = +194 тыс. руб.;
- влияние продолжительности периода (275 - 280) дн.: -5 х 100 х 67 = -33,5 тыс. руб.;
- влияние количества продаваемого товара (70,4 - 67,0): +3,4 х 100 х 275 = +93,5 тыс. руб.
Итого: +254 тыс. руб.
Результаты приведенных выше расчетов показывают, что при использовании способа разниц, как и способа цепных подстановок, происходит замена базисного значения отдельных факторов их фактическим значением. В известной степени способ разниц позволяет несколько упростить расчет.
В процессе анализа цен при вычислении влияния какого-либо одного фактора иногда используют так называемый сальдовый прием расчета, который в известной степени облегчает аналитическую работу: позволяет выявить влияние одного фактора как разницу между общей суммой отклонений и суммой отклонений по всем остальным факторам, не прибегая к сложным расчетам. Но этим приемом надо пользоваться очень осторожно. Достаточно в каком-нибудь предшествующем расчете допустить ошибку методического или математического порядка, чтобы эта ошибка автоматически была отнесена к тому фактору, который определяется методом разницы.
Более правильным по сравнению с сальдовым является прием сплошного расчета. Расчетным путем выявляется размер влияния всех факторов без исключений. Результат расчетов по каждому фактору включается в сводку. Итог сводки как сумма влияния всех факторов должен соответствовать общей сумме отклонений, выявленных в процессе анализа. Несомненный плюс приема сплошного расчета - обеспечивается контроль правильности расчетов, допущенные ошибки выявляются, а не относятся к какому-либо фактору.
После того как изучены отдельные факторы, оказывающие влияние на цены, выявлены взаимосвязи и взаимозависимости исследуемых процессов, возникает необходимость обобщить материал исследования. Обобщение выступает в качестве самостоятельного приема экономического анализа, позволяющего разобраться в сложном комплексе факторов, оказывающих влияние на результаты процесса ценообразования, и установить наиболее важные из них. Поэтому при обобщении из всей массы данных и фактов выбираются основные, от которых в наибольшей степени зависят экономические результаты. В свою очередь, выявление наиболее существенных факторов, оказывающих влияние на процесс ценообразования, зависит от многих условий и разных обстоятельств. В частности, таковыми могут быть особенности деятельности предприятия, специфика сбыта, рыночная конъюнктура, госрегулирование цен и многое другое. В каждом отдельном случае взаимодействие отдельных факторов, их роль и значение могут различаться. Обобщение позволяет дать развернутую характеристику основных, наиболее важных факторов, абстрагируясь от излишних деталей.
На заключительном этапе анализа цен следует подвести обобщающие результаты и сделать выводы, вытекающие из материалов исследования. В этих выводах должны быть подчеркнуты основные положительные и отрицательные факторы, оказывающие влияние на уровень, динамику и структуру цен. На основании проведенного анализа разрабатываются конкретные мероприятия и рекомендации по совершенствованию ценообразования на предприятии.
В следующей статье будут рассмотрены приоритетные направления совершенствования ценообразования в лесопромышленном комплексе.
Владимир МОСЯГИН, д-р эконом. наук, профессор СПбГЛТУ