Регион номера

Центральный федеральный климат

Инвестиции в Московскую область

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», Московский регион обладает по шкале инвестиционного рейтинга регионов статусом 1B, что означает высокий потенциал и умеренный риск. Московская область, по данным этого же агентства, сегодня занимает восьмое место среди регионов России по уровню инвестиционного риска (в 2006 году область была на том же восьмое месте) и четвертое место среди регионов ЦФО. Инвестиционный потенциал региона учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др. Надо отметить, что промышленный комплекс Московской области обеспечивает занятость почти третьей части всего трудоспособного населения Подмосковья. В нем трудятся более 580 тыс. человек.

Московская область занимает третье место среди регионов России по уровню инвестиционного потенциала. Наиболее негативное влияние на этот потенциал оказывает её недостаточный природно-ресурсный потенциал. Московская область входит в состав регионов с высоким инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском и занимает второе место среди регионов ЦФО по состоянию инвестиционного климата после Москвы. Если сравнивать потенциал области с другими территориями, то лишь в семи регионах России преобладают составляющие потенциала, соотносимые с высшим «четвертичным» сектором экономики, – институциональный и инновационный потенциалы. Среди них Московская область – безусловный лидер.

Одним из основных ресурсов Московской области является её уникальное расположение в центре европейской части России. Она находится на пересечении основных транспортных магистралей, в том числе связывающих страны Европы с бурно развивающимся азиатским экономическим рынком стран Дальневосточного региона и Юго-Восточной Азии. До середины 1990‑х годов инвесторов при выборе места приложения их усилий интересовал прежде всего потенциал региона. Они считали риски страны очень высокими и непрозрачными, а потому не делали особых различий между различными городами РФ. По мере осознания разнообразия условий в России инвесторы безоговорочно отдали приоритет уровню риска инвестиций. Теперь все чаще помимо рисков их вновь начинает интересовать потенциал: готов ли регион к крупномасштабным проектам и насколько сформирована в нем нормативно-законодательная база.

За последние годы на внешний рынок вышли сотни предприятий и организаций области, малых и средних коммерческих структур. В экспорте наибольший удельный вес приходится на предприятия химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и металлообработки, черной металлургии, пищевой промышленности. На территории Московской области ведут промышленную деятельность свыше 1300 крупных и средних промышленных предприятий, 7300 предприятий и организаций малого бизнеса. В прошлом году промышленное производство в Московской области развивалось в семь раз быстрее, чем в среднем по России. Быстрыми темпами росли инвестиции в таких отраслях, как топливная промышленность (115% по сравнению с показателями 2006 года), производство строительных материалов (176%), пищевая промышленность (120%), легкая промышленность (112%), связь (133%), наука и научное обслуживание (190,2%), образование (122,5%). Что касается лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей промышленности, то здесь показатели выросли в три раза!

Московскую область с полной уверенностью можно отнести к региону с благоприятным инвестиционным климатом, во многом благодаря инвестиционному потенциалу региона и грамотной политике, проводимой властями. Начнем с законодательной базы. Инвестиционная деятельность в Московской области регулируется закон от 28 июля 1997 г. № 39/97 -ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» и от 31 декабря 1998 года № 65/98-ОЗ «О гарантиях осуществления инвестиционной деятельности в Московской области». Согласно вышеприведенному закону, инвестор получает такие государственные гарантии, как обеспечение правовой защиты инвестиционной деятельности, компенсации при национализации и реквизиции инвестиций, а также гарантии правительства Московской области по возмещению кредитору части фактически предоставленных им средств на финансирование инвестиционного проекта.

Кроме этих основных законов вступили в силу также законы, непосредственно ориентированные на Московскую область: «О бюджете Московской области на 2008 год», «О комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2008 год», «О мерах по реализации закона Московской области «Об областной целевой программе „Жилище“ на 2006−2010 годы», «Об областной целевой программе «Экология Подмосковья на 2007−2008 годы» и другие, с которыми можно ознакомиться в Интернете. Также правительством Московской области принят ряд постановлений в сфере инвестиционной деятельности, а именно: о перечне объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджета Московской области на государственные капитальные вложения в 2008 году; о внесении изменений в постановление правительства Московской области «О порядке рассмотрения инвестиционных проектов, реализуемых или предполагаемых к реализации на территории Московской области»; о внесении изменений в перечень объектов дорожного хозяйства Московской области, реконструкция, строительство и модернизация которых финансируется за счет средств территориального дорожного фонда региона.

С помощью такого подхода власти региона стараются создать условия, которые бы предупредили возникновение форс-мажорных обстоятельств. Гарантии в случае изменения законодательства Московской области предполагают, что при принятии нормативно-правовых актов региона, ухудшающих условия инвестирования, предусмотренные в ранее заключенном договоре, их положения в течение 7 лет не распространяются на срок окупаемости инвестиций, если иное не предусмотрено в договоре. Естественно, исключением из этого правила является изменение федерального законодательства.

В 2008 году в целях решения задачи по стимулированию привлечения инвестиций в создание объектов недвижимости, объектов транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры продолжает реализовываться инвестиционная программа правительства Московской области по созданию промышленных округов на территории региона на период до 2010 года. Объем инвестиций в будущие промышленные округа Подмосковья составит 340 млрд рублей.

Программа имеет широкомасштабный характер. Она ориентирована на организацию крупных производств с высокоразвитой промышленной инфраструктурой. Иностранные инвесторы очень заинтересованно откликнулись на эту идею. Но создание промышленных округов преследует и другую цель – переход от стихийного процесса инвестирования к управляемому. А это, в свою очередь, изменит экономику региона, переведя её на инновационный путь развития, на путь ускоренной модернизации производства и внедрения в него научных, высокотехнологичных разработок.

Всего в рамках программы предусмотрено 70 площадок под создание промышленных округов на территориях 31 муниципального образования Московской области.

Уже сейчас администрации муниципальных образований успешно привлекают инвесторов на свои территории производственного развития (индустриальные парки, технопарки). В Рузском районе реализуется проект по производству электронной бытовой техники корейской фирмы LG с планируемым выпуском продукции в 2009 году почти на 20 млрд рублей при существующем объеме промышленного производства по району всего лишь в 1,8 млрд рублей. В Волоколамском районе формируется промышленный округ с участием итальянской компании «Терре ди Лама». В Истринском районе создается индустриальный округ при участии управляющей компании «Кулон-Истра».

Правительство Московской области одобрило проект по строительству индустриального парка в поселке Пересвет Сергиево-Посадского района. Парк будет построен на территории в 180 га. Здесь будет создан завод по обработке древесины и производству мебели. В новом парке планируется создание целевого кластера по изготовлению ДСП, ДВП, OSB, мощностей по производству мебели, деревянных домов, фурнитуры, а возможно, и других смежных производств. Общий объем инвестиций составит 16,1 млрд руб.

Государственных субсидий на строительство парка не выделялось. Компания «Русский ламинат», выигравшая конкурс на строительство, в настоящее время ведет переговоры о приватизации более чем 200 га земли, выделенной под нужды этого парка.

Если говорить о прогнозах развития инвестиционного климата Московской области, то, по оценкам экспертов, в структуре инвестиций будет сохраняться высокая доля отраслей сферы материального производства. Удельный вес инвестиций в промышленность в 2008 году составит более 34% от общего объема инвестиций.

Для дальнейшего повышения инвестиционной активности необходимо создание финансовой инфраструктуры, обеспечение правовой защиты отечественных и иностранных инвесторов, повышение финансовой прозрачности предприятий и организаций.

Подготовила Регина БУДАРИНА

Другие статьи рубрики Регион номера: Московская область

Московская область: на перекрестке торговых путей
По пути приоритетов
Рекреационные леса не должны быть объектом приватизации
По стандартам нового времени
Список предприятий ЛПК Москвы и Московской области

А в Подмосковье водятся грибы
Что неладно в лесном королевстве?
Кадровый вопрос: проблемы и пути решения
3 миллиарда «деревянных» денег
Список крупных предприятий ЛПК Москвы и Московской области

За 90 лет площадь лесов Подмосковья увеличилась в полтора раза
Отношение к арендатору леса меняется

Обзоры ЛПК регионов России