Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Текущая ситуация в ЛПК России через призму результатов крупнейших публичных компаний

Статистика по лесопромышленному комплексу, которую ведет Росстат, показывает только общие тенденции в отрасли. По ней невозможно понять, что происходит в топ-компаниях (рис. 1). А ведь именно их деятельность и текущее состояние дел в первую очередь определяют положение всей отрасли, кроме того, руководство этих компаний может быстрее других принимать решения, которые часто предвосхищают потенциальные риски и вызовы, в то время как остальные компании реагируют на то или иное событие только постфактум.

И поэтому изучение текущих результатов работы крупных компаний позволит лучше оценить ситуацию в российском ЛПК и его состояние на фоне других отраслей экономики.

Только в целлюлозно-бумажной промышленности доля крупных компаний доходит до 40%, в остальных отраслях она меньше, самая незначительная доля крупных компаний в сфере производства ДСП, за последние пять лет она сократилась больше чем в три раза.

Таблица 1. Выборка из крупнейших компаний ЛПК России для
анализа их положения на рынке

Таблица 1. Выборка из крупнейших компаний ЛПК России для анализа их положения на рынке

Таблица 2. Выручка от реализации по выборке крупнейших
публичных компаний за три квартала 2015 и 2016 годов, тыс. руб

Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 2. Выручка от реализации по выборке крупнейших публичных компаний за три квартала 2015 и 2016 годов, тыс. руб

Рис. 1. Динамика доли крупных компаний в общей выручке по разным отраслям ЛПК
Рис. 1. Динамика доли крупных компаний в общей выручке по разным
отраслям ЛПК


Рис. 2. Динамика выручки от реализации компаний, специализирующихся на производстве пиломатериалов, технологической щепы и круглых лесоматериалов
Рис. 2. Динамика выручки от реализации компаний, специализирующихся
на производстве пиломатериалов, технологической щепы и круглых
лесоматериалов


Рис. 3. Динамика выручки от реализации продукции компании RusFore
Рис. 3. Динамика выручки от реализации продукции компании RusFore

Рис. 4. Динамика выручки от реализации продукции компаний, занимающихся продажей круглого леса
Рис. 4. Динамика выручки от реализации продукции компаний,
занимающихся продажей круглого леса


Рис. 5. Динамика выручки от реализации продукции ЦБК
Рис. 5. Динамика выручки от реализации продукции ЦБК

Рис. 6. Динамика выручки от реализации продукции деревообрабатывающих комбинатов
Рис. 6. Динамика выручки от реализации продукции
деревообрабатывающих комбинатов

Информацию для анализа положения крупных компаний на рынке автор взял с корпоративных порталов, на которых публичные компании ежеквартально размещают свои отчеты. Для проведения анализа выборка компаний составлена так, чтобы в нее попали разные по профилю деятельности и географическому положению компании (см. табл. 1).

Как менялась динамика выручки от реализации продукции у этих компаний за три квартала 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года можно проследить по табл. 2.

На основе этих данных, можно сделать вывод как о росте, так и о снижении выручки у разных компаний, что свидетельствует о неоднородности рынка и отсутствии магистральных тенденций. Для продолжения анализа автор настоящей публикации сгруппировал компании по профилю выпускаемой продукции, чтобы оценить, как менялась выручка от реализации каждого вида продукции.

Для начала посмотрим, как складывается положение дел у двух многопрофильных холдингов, которые специализируются на поставках на экспорт круглого леса, а также производстве пиломатериалов и технологической щепы для нужд внутреннего рынка. Обе компании находятся в восточной части России: RusForest в Иркутской области, а «Тернейлес» в Приморском крае. На графике (рис. 2) отражены темпы роста выручки от реализации по кварталам 2016 года относительно аналогичных кварталов 2015 года. Первое, что можно отметить: у обеих компаний наблюдается динамика темпов роста выручки от реализации. Лучше дела обстоят у компании RusForest, темп прироста выручки от реализации продукции которой в полтора раза выше, чем за аналогичный период прошлого года. В первом квартале 2016 года темп прироста выручки от реализации продукции компании «Тернейлес» составил 17,52%, но уже во втором квартале вышел на показатель, равный показателю компании RusForest, и сохранился таким в третьем квартале. Приведенные данные свидетельствуют о неплохом состоянии экспортно ориентированных компаний, которое можно объяснить очень выгодным курсом рубля относительно иностранных валют, позволяющим при довольно низких издержках на зарплату персонала продавать круглый лес за рубеж по выгодным ценам. Кроме того, следует отметить, что по пиловочнику темпы роста продаж выше, чем по пиломатериалам (рис. 3). В компании RusForest выручка от реализации пиловочника в 2016 году более чем в два раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года, а по пиломатериалам темп прироста держится в диапазоне 24-34%.

У компаний, которые не реализуют круглый лес напрямую на экспорт, а поставляют его другим российским компаниям, занимающимся его переработкой или перепродажей, также наблюдается положительная динамика (рис. 4), правда, эта динамика не очень выражена. Так, у дальневосточной компании «Амгу», которая является поставщиком круглого леса для холдинга «Тернейлес», в первом квартале 2016 года темп роста выручки от реализации составлял чуть больше 10%, однако во втором и третьем кварталах он превысил 78%. Этот рост объясняется тем, что со второго квартала «Амгу» приступила к самостоятельным поставкам кругляка на рынки Китая и Японии, это сразу дало финансовый результат. Показатели по выручке от реализации Бабаевского ЛПХ (Вологодская обл.), который работает только на внутренний рынок, в первом квартале 2016 года выросли на 26,49%, во втором квартале эта цифра почти удвоилась - 55,26%, но уже в третьем квартале произошел серьезный спад темпов роста - до 6,16%. В среднем по итогам девяти месяцев 2016 года темп роста выручки от продажи продукции Бабаевского ЛПХ составляет 25,33%. Приведенные выше цифры наглядно показывают, что компании, работающие на экспорт, достигают более высоких результатов, чем те, которые работают на внутренний рынок, так как могут использовать ситуацию с курсом рубля как свое конкурентное преимущество на рынке.

Для целлюлозно-бумажных заводов характерна большая волатильность динамики выручки от продажи продукции и отсутствие четких общих трендов, характерных для крупных производителей (рис. 5). Во втором квартале 2016 года у всех них отмечен рост объемов выручки относительно аналогичного периода прошлого года, и для всех компаний, кроме «Монди Сыктывкарский ЛПК», этот рост является пиковым. Максимальную положительную динамику демонстрирует «Кондопога», которая пережила непростые времена с сокращениями сотрудников и объемов производства, поэтому в 2016 году у нее наблюдается рост относительно серьезного падения в предыдущие годы. Всего за девять месяцев 2016 года выручка компании от реализации продукции выросла на 36,38%. Другим ЦБК, остающимся в плюсовой зоне, является «Монди Сыктывкарский ЛПК», который располагает современным производственным оборудованием и отлаженным циклом производства. Выручка от реализации стабильно растет все три квартала 2016 года от 16 до 25%, в среднем за этот период рост составил 22,35%. Это хорошие показатели, демонстрирующие устойчивое положение компании на рынке даже в непростых экономических условиях.

У двух других комбинатов ситуация непростая. В первом квартале 2016 года выручка от реализации продукции целлюлозно-бумажного комбината «Волга» (г. Балахна Нижегородской обл.) упала почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - на 45,41%, но во втором квартале она не только вышла на уровень предыдущего года, но и превысила его чуть более, чем на 2%. А в третьем квартале вновь снизилась более чем на 18%. За три квартала текущего года по сравнению с тремя кварталами 2015 года выручка «Волги» сократилась на 25,78%. Подобное существенное снижение вызвано непростым положением компании и ее попытками адаптироваться к условиям конкуренции. У Туринского целлюлозно-бумажного завода в первом и втором кварталах 2016 года рост выручки от реализации относительно предыдущего года составил 11-18%, однако в третьем квартале этот показатель упал на 13,04%. В среднем за девять месяцев текущего года наблюдается незначительный рост выручки от продаж продукции - 3,44%. Возможно, негативные тенденции обусловлены в данном случае изношенным и морально устаревшим оборудованием комбината.

Еще сложнее ситуация у деревообрабатывающих комбинатов: ни у одного не отмечен стабильный рост выручки от реализации. У деревообрабатывающего комбината «Красный Октябрь» из Тюменской области стабильно отрицательная динамика, выручка предприятия, которое работает только на внутренний рынок, за девять месяцев сократилась на 23,47% по сравнению с выручкой за тот же период 2015 года. В первом квартале 2016 года выручка от реализации Зеленодольского фанерного завода упала на 38,17%, в следующих кварталах она росла относительно показателя аналогичных периодов предыдущего года: во втором квартале на 24,12%, а в третьем квартале - всего на 3,33%. В среднем за 9 месяцев текущего года выручка от реализации Зеленодольского фанерного завода снизилась на 3,28%, что говорит о том, что компания смогла перестроиться и почти отыграла падение по итогам первого квартала. Однако говорить об устойчивых тенденциях можно будет только по итогам года. Предприятие, в отличие от комбината «Красный Октябрь», работает и на экспорт.

Таким образом, анализ динамики объемов выручки от реализации продукции крупных компаний показывает, что лучшие финансовые результаты демонстрируют компании, которые поставляют продукцию на экспорт, причем это продукция с минимальной обработкой. Получается, что текущая общая ситуация в российской экономике и ситуация в лесопромышленном комплексе в частности не способствуют стимулированию инвестиций в создание новых перерабатывающих производств, а также модернизацию действующих. Более подробно о тенденциях в ЛПК в 2016 году можно будет судить, когда Росстат и российские компании подведут итоги года.

Андрей ШАЛЬНЕВ