Основы построения экономической организации лесного хозяйства РФ
Каждый вид деятельности в сфере материального производства может осуществляться разными формами экономической организации - хозяйственного механизма, присущего не только отдельным предприятиям, но и разным их производствам, подразделениям, их объединениям и отраслям. Поскольку словосочетание «хозяйственный механизм в лесном хозяйстве» стилистически некорректно, уместно использовать термины «экономическая организация» либо «экономический механизм».
Экономическая организация каждой отрасли должна учитывать не только ее внутреннюю экономическую специфику, связанную с номенклатурой выпускаемой продукции или оказываемых услуг, но и внешние экономические, природоохранные, экологические, социальные, правовые и другие связи.
Экономическая организация лесного хозяйства и ее состояние
Поскольку экономический механизм лесного хозяйства функционирует в условиях монопольной государственной собственности на леса, должна быть установлена его тесная взаимосвязь с лесной политикой государства. До 1917 года экономический механизм казенного лесного хозяйства был направлен на обеспечение высокой доходности лесов. Лесной доход, собираемый лесничествами, делился на две части: одна часть (в 1913 году это было 2/3 лесного дохода) направлялась в казну, а вторая - на содержание лесничеств и другие нужды Лесного департамента. Этот порядок был отменен в 1924 году, и с тех пор весь лесной доход стал направляться в местный и республиканский (в РФ - в федеральный) бюджеты.
В советское время в начальный период становления плановой экономики лесное хозяйство было выведено из состава субъектов производственных экономических отношений и отнесено к бюджетной сфере народного хозяйства
(к которой относились образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство и др.). Затраты на лесное хозяйство возмещались из бюджета по мизерным плановым нормативам - по остаточному принципу, исходя из того, что оставалось от финансирования приоритетных нужд государства.
Состав лесохозяйственной деятельности
Но самое главное в этом сметно-бюджетном экономическом механизме заключалось в том, что затратам на лесохозяйственное производство не противостояла вновь созданная стоимость. Тем самым полностью отрицалось само понятие лесохозяйственного производства, оно на практике заменялось взятыми из обихода бюджетных учреждений понятиями «бюджетная деятельность» и «операционные расходы». При подобном бюджетном механизме лесохозяйственной деятельности контроль лесохозяйственного производства осуществлялся административным путем преимущественно только по двум показателям: выполнение плана и освоение выделенных бюджетных средств. Этот порядок сохранялся и при неоднократной передаче лесного хозяйства лесной промышленности в виде как простого слияния отраслей, так и создания комплексных предприятий. Мало того, основные лесозаготовители, леспромхозы, с 1932 по 1948 год были освобождены от попенной платы за древесину на корню.
Они, как и все предприятия добывающих отраслей, не платили государству за добываемые ресурсы, что отвечало господствовавшей тогда идеологии: раз леспромхоз, работающий на благо построения социализма, и лес принадлежат одному собственнику - социалистическому государству, ни о какой плате не может быть речи. Взамен платы за добываемый ресурс с пользователей взимался налог с оборота, что не стимулировало их к рациональному использованию месторождений ископаемых или лесосечного фонда.
Советское лесное законодательство («Основы лесного законодательства СССР», лесные кодексы республик) носило скорее декларативный, чем регулятивный характер. Правовое регулирование в большей степени осуществлялось отраслевыми и межведомственными инструкциями и другими подобными нормативными документами. Функционировала, например, инструкция министерства финансов по лесному доходу, обеспечивавшая местным финансовым органам и лесхозам неукоснительное взимание платежей с лесопользователей и обращение их в доход государства.
Качество нормативно-правовых документов в лесном хозяйстве не могло не отразиться на состоянии лесов государственного лесного фонда. Например, инструкция МВД о привлечении к ответственности за лесонарушения помогала государственной лесной охране бороться с самовольными рубками и захватом лесных земель. В Правилах отпуска леса, утвержденных правительством, содержались жесткие ограничения лесозаготовки, направленные против несанкционированных действий лесозаготовителей вне отведенного лесосечного фонда. И в том, что длительное время удавалось без существенных потерь сохранить площади земель лесного фонда, есть заслуга этих документов.
В то же время отсутствие экономического механизма в советском лесном законодательстве и в практике лесохозяйственной деятельности не могло не отразиться на состоянии эксплуатировавшихся за годы пятилеток насаждений лесного фонда. По мнению многих специалистов, на обширных площадях произошла замена коренных хвойных пород другими, снизилась производительность лесов.
В документах современного лесного законодательства также нет упоминания об экономической организации лесного хозяйства. Лесной кодекс 2006 года прежде всего должен отражать лесные отношения в сфере выращивания леса, его простого и расширенного воспроизводства, а в нем в основном содержатся положения, регулирующие отношения в сфере использования лесных земель. Касаясь этого вопроса, проф. В. Н. Петров пишет: «Лесные отношения, как известно, регулирует лесное законодательство, а экономические отношения в этой сфере не регулируются никаким законодательством, и они остаются неразвитыми. Нет ни одного закона, где прописаны особенности экономических отношений или основные принципы экономических отношений при использовании, сохранении и воспроизводстве лесных ресурсов» [1].
У земли при всей ее многофункциональности есть четко выраженные экономические особенности: она выступает как собственность, она невоспроизводима; ограничена количественно; разнообразная и разнокачественная по пригодности; недвижима и относится к объектам длительного пользования. В то же время в понимании широкой общественности лес рассматривается как биологически взаимосвязанная и взаимовлияющая совокупность многообразной древесной и иной растительности, земли, а также животного мира, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды. Леса произрастают на земле и без нее не могут существовать, составляют с землей одно целое.
Земельный участок с произрастающим лесом или предназначенный для выращивания леса можно использовать как земельный ресурс для разных целей: строительства зданий, поселений, аэродромов, автотрасс, линейных сооружений и т. п. В этом случае на земельный участок, покрытый лесом, распространяются перечисленные выше особенности, относящиеся к земельному ресурсу.
Если лес, произрастающий на лесном участке, используется как предмет, средство и продукт труда в лесном хозяйстве и предмет труда в лесозаготовительной промышленности, то в силу природных и экономических свойств леса он, в отличие от земли, является воспроизводимым природным ресурсом и, следовательно, воспроизводимым фактором производства, что придает определенную специфику как содержанию лесохозяйственной деятельности, так и экономическим особенностям отрасли, и это должно быть отражено в лесном законодательстве и учтено при построении хозяйственного механизма.
У лесного хозяйства как отрасли экономики материального производства есть ярко выраженная специфика - ряд экономических особенностей, семь из которых проявляются и в процессе обладания и управления лесом как недвижимым имуществом, и в процессе лесохозяйственного производства:
- лес - воспроизводимый природный ресурс с чрезвычайно длительным процессом производства;
- в лесохозяйственном производстве лес одновременно выступает как предмет, продукт и средство труда;
- процессом пользования лесом при соблюдении лесоводственных правил создаются условия для его восстановления;
- лес имеет многофункциональное значение;
- сезонность присуща как осуществлению лесохозяйственного производства, так и отдельным функциям управления лесами;
- лес - это большие территории, на которых необходимо вести лесное хозяйство;
- существует огромное разнообразие лесорастительных и лесоэкономических условий, в которых осуществляются управление лесами и лесохозяйственное производство.
В числе этих особенностей первые три (назовем их главными) присущи только лесному хозяйству. Они затрудняют и даже не позволяют применять к лесному хозяйству как общепринятые экономические категории и экономические инструменты, так и методы и структуры управления отраслью.
Однако в Лесном кодексе РФ 2006 года полностью игнорируется эта специфика отрасли. Для создания кодекса применялись лекала и терминология, заимствованные из сферы регулирования отношений при использовании невоспроизводимых природных ресурсов. Кроме того, этот основополагающий для лесного хозяйства документ построен без учета экономических отношений, возникающих в лесохозяйственном производстве.
Впервые на несовершенство экономического механизма в лесном хозяйстве обратил внимание заведующий кафедрой экономики лесной промышленности и лесного хозяйства Ленинградской лесотехнической академии проф. Т. С. Лобовиков. В своей работе «Лес как явление экономическое», изданной в 1968 году, он отмечал, что по отношению к человеку лес одновременно выступает как явление биологическое, географическое, экологическое, социальное и экономическое, и сформулировал суть последнего: «Лес становится экономическим явлением тогда, когда он тем или иным образом включен в процессы общественного производства и распределения, когда в нем так или иначе материализуются общественные производственные отношения людей» [2].
В этой работе впервые было отмечено, что возобновление и выращивание леса у нас все еще остается, пожалуй, единственной крупной отраслью производства, где отсутствуют хозрасчет, экономическое стимулирование и экономический контроль результатов производства, поэтому эффективность мер по возобновлению ресурсов значительно ниже возможной.
Этой работой проф. Т. С. Лобовикова было положено начало теоретической и экспериментальной проработке концепции экономической организации лесного хозяйства, получившей название «хозрасчет в лесном хозяйстве». Краеугольным камнем этой концепции является следующее выдвинутое Т. С. Лобовиковым положение: продукция лесного хозяйства - это сам лес как угодие, лес на разных этапах его развития. Детализацию и развитие эта концепция получила в ряде хоздоговорных НИР кафедры с Минлесхозом РСФСР (1968-1972 годы), территориальными производственными объединениями Минлеспрома СССР и в диссертационных исследованиях аспирантов и соискателей кафедры - В. А. Ильина, В. И. Гавриленко, А. С. Белоусова, В. В. Мезеновой, В. Н Петрова, А. З. Васильевой, Т. В. Негей, И. В. Филиновой.
Следует отметить, что тогда органы управления лесным хозяйством страны как на высшем, так и на региональном уровне не заинтересовались ни самой концепцией хозрасчетной организации лесохозяйственного производства, ни возможностью ее внедрения. Лишь во второй половине 1980-х годов руководство Госкомлеса СССР, который тогда возглавлял академик А. С. Исаев, проявило интерес к концепции хозрасчета ЛТА. В 1987 году было принято решение об экспериментальном внедрении нескольких вариантов концепции хозрасчета в ряде территориальных органов лесного хозяйства. В частности, в Латвии внедрялась система хозрасчетной экономической организации, разработанная в ЛТА, а во Владимирской области - разработанная специалистами ВНИИЛМ [4].
Наиболее успешно внедрение концепции проходило в Латвии при участии кафедры экономики лесной промышленности ЛТА, что было связано прежде всего с тем, что в подготовке необходимых нормативно-правовых документов приняли участие подразделения республиканского отраслевого объединения, особенно Центр НОТ. За два года (1987-1988) были разработаны и утверждены в установленном порядке пакеты следующих документов: «Перечень продукции лесохозяйственного производства», «Стандарты на продукцию с дифференциацией ее качества», «Прейскуранты на продукцию лесного хозяйства», «Положение о порядке реализации (приемки) продукции лесного хозяйства и ее оплаты».
В качестве продукции лесовыращивания признавались лесные культуры и естественные молодняки, переводимые в категорию ценных насаждений, лесные насаждения, в которых были проведены работы по уходу, готовые объекты инвентарного характера - осушительная сеть, построенные лесные дороги, а также услуги по охране и защите леса и др.
Поскольку в Латвии тогда осуществлялось непрерывное лесоустройство, функции приемщика (покупателя) продукции были возложены на независимое от производителей этой специфической продукции юридическое лицо - лесоустроительное предприятие. Этот элемент хозяйственного механизма был пригоден только для условий интенсивного лесного хозяйства.
Произошедшие за последние годы изменения в лесном хозяйстве, которые связаны с упразднением лесной охраны (2000 год) и принятием нового Лесного кодекса (2006 год), обусловили появление новых экономических механизмов в лесохозяйственном производстве. Первый связан с возложением на арендатора функций ведения лесохозяйственного производства на арендованном лесном участке за счет себестоимости продукции лесоэксплуатации. Второй - подрядный, он реализуется только на территории лесничества вне аренды. И тому и другому присуще отсутствие такого важного элемента, как экономическая ответственность. У механизмов разное экономическое наполнение, связанное с различием функций и источника покрытия затрат.
Экономическая организация лесного хозяйства должна учитывать также специфику функций, относящихся к этому виду экономической деятельности.
Содержание лесохозяйственной деятельности
Основные народно-хозяйственные функции, возложенные на лесное хозяйство, положены в основу его определения: лесное хозяйство как отрасль экономики осуществляет управление лесами, их охрану и защиту, организует пользование лесом как источником материальных и духовных благ и воспроизводство леса.
В лесохозяйственной деятельности два направления (на схеме они представлены в виде блоков): лесоуправление и лесохозяйственное производство, которые содержат многообразные функции, работы и мероприятия.
Функции лесоуправления (управления лесами) можно сгруппировать следующим образом:
- содержание лесного фонда: содержание границ земель лесного фонда, лесоустройство, ведение лесного реестра, государственная инвентаризация лесов (ГИЛ), отчуждение и приемка земель, составление лесного плана, составление и соблюдение лесного регламента и др.;
- организация пользования лесом: организация конкурсов и аукционов на право аренды и краткосрочного пользования, организация арендных отношений с лесопользователями, организация краткосрочного и безвозмездного пользования лесом, организация отпуска леса по договорам купли-продажи лесных насаждений, организация контроля лесопользователей и поступления платежей за пользование лесом;
- охрана права собственности на леса: охрана леса от несанкционированных (самовольных) рубок и другого вреда, вызванного несанкционированным пользованием лесными угодьями либо несоблюдением правил пользования, охрана леса от незаконного захвата земель и др.;
- охрана лесов от пожаров: организация и координация службы обнаружения лесных пожаров, разъяснительно-агитационная работа среди населения, организация тушения лесных пожаров;
- защита леса от вредителей и болезней: организация лесопатологической службы, надзор за вредителями и болезнями, контроль соблюдения санитарных правил в лесах;
- надзор за состоянием и воспроизводством лесов: поскольку направления лесохозяйственной деятельности осуществляются разными субъектами лесных отношений, необходима надзорная функция, составной частью которой должен быть контроль текущего состояния лесов и тренда их развития; эта важная функция должна осуществляться не только на низовом уровне (в лесничествах), но и на региональном и федеральном уровне.
В процессе реализации функций лесохозяйственного производства в лесу создаются (воспроизводятся) материальные ценности: продукция в виде законченных производством и переведенных в состав покрытых лесом земель территорий с лесными культурами естественных молодняков, лесохозяйственных и противопожарных дорог, минерализованных полос и другого, - либо изменяются параметры существующих насаждений в результате ухода за молодняками, прореживаний, осушительной мелиорации и т. п.
Виды лесохозяйственного производства:
- лесовосстановление и лесоразведение: создание лесосеменных плантаций, заготовка и переработка лесных семян, выращивание посадочного материала, производство лесных культур, включая агротехнические уходы, мероприятия по содействию естественному возобновлению и др.;
- уход за лесом включает рубки ухода за молодняками (осветления и прочистки), прореживания и проходные рубки, очистку леса от захламленности, обрезку сучьев у перспективных деревьев и др.;
- мелиорация леса: мероприятия по улучшению условий местопроизрастания лесов - осушение, обводнение, удобрение грунтов;
- противопожарные мероприятия: создание в лесах объектов противопожарного назначения - минерализованных полос вдоль дорог и опушек, противопожарных разрывов, водоемов и др.;
- лесозащитные мероприятия: мероприятия по предупреждению и массовому размножению вредителей и болезней - выкладка ловчих деревьев и выборка свежезаселенных стволовыми вредителями деревьев, санитарные рубки, борьба с вредителями биологическими, бактериологическими и химическими методами;
- лесохозяйственные мероприятия при рубках леса.
Обеспечение постоянного пользования лесными ресурсами является одной из главных задач лесного хозяйства. Некоторые виды пользования лесными ресурсами в нашей стране длительное время относились к лесозаготовительной промышленности в связи с созданием в начале 30-х годов прошлого столетия ведомства лесной промышленности и лесозаготовительных предприятий - леспромхозов. Учение о рубках леса является составляющей частью научной и учебной дисциплины лесоводства. Кстати, в большинстве лесных стран заготовка древесины относится к лесному хозяйству.
О том, что рубка леса должна относиться к лесному хозяйству, говорил и наш выдающийся лесовод Г. Ф. Морозов: «...рубки должны быть так организованы, чтобы следом за ними возникал новый лес, иначе говоря, чтобы рубка леса и возобновление были синонимами» [4].
Если проблему рассматривать с сугубо теоретических экономических позиций, то есть все основания считать лесозаготовительную промышленность отраслью лесного хозяйства в части лесосечных операций: валки (рубки) деревьев, обрубки сучьев, трелевки и раскряжевки деревьев, поскольку предметом труда здесь выступает лес. Очень важно отметить, что в результате этих лесосечных работ создаются два вида потребительной стоимости: заготовленная древесина и сохраненный естественный подрост и другие компоненты леса (лесная подстилка, ягодные кустарнички, подлесок), а также подготовленная к возобновлению делянка либо продуцирующий лес после рубок ухода или выборочных рубок. При следующих технологических операциях лесозаготовок - погрузке, вывозке, первичной обработке и переработке деревьев, хлыстов и реализации лесоматериалов и отходов лесозаготовок предметом труда (уже вне леса) выступают древесина и ее компоненты. Разумеется, к лесохозяйственной деятельности относятся только такие виды рубок леса, которые создают условия для его возобновления, роста и развития или обслуживания.
В статье 25 Лесного кодекса РФ 2006 года перечислено 16 видов использования леса, из которых только семь можно отнести к лесохозяйственной деятельности, по этому признаку лес или отдельные его компоненты выступают в качестве предмета труда. Следует отметить, что понятие «заготовка древесины» по содержанию больше подходит к лесозаготовительной промышленности, а в лесохозяйственной деятельности должен применяться термин «рубка»: рубка спелого леса, рубка переформования, рубка ухода и т. п.
Что касается приведенных в упомянутой статье ЛК РФ таких видов использования леса, как строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов и т. п., то очевидно, что они относятся не к пользованию лесом, а к использованию земельных ресурсов, занятых лесной растительностью.
Исходя из приведенных выше аргументов перечень видов пользования лесом, относящихся к лесохозяйственной деятельности, следующий:
- заготовка древесины: только рубки, относящиеся к лесохозяйственной деятельности;
- заготовка живицы;
- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
- осуществление видов деятельности в сфере сохранения животного мира и охотничьего хозяйства;
- осуществление рекреационной деятельности в части создания условий, благоприятных для рекреантов: проведение ландшафтных рубок, реконструкция насаждений, устройство экскурсионных троп, посадка декоративных насаждений и т. п.;
- создание лесных плантаций и их эксплуатация.
Все виды лесохозяйственной деятельности при лесопользовании осуществляются юридическими и физическими лицами по договорам аренды или купли-продажи лесных насаждений. Заготовка пищевых лесных ресурсов и ограниченного перечня лекарственных растений физическими лицами для собственного потребления осуществляется свободно.
Варианты экономической организации лесного хозяйства
Согласно концепции, заложенной в Лесном кодексе 2006 года, управление лесами и лесохозяйственное производство строго разграничены.
Большинство функций управления лесами возложены на лесничества и их подразделения - участковые лесничества. Некоторые виды этой деятельности - охрану леса от пожаров, несанкционированных рубок, отвод лесосек и др. - осуществляют также арендаторы лесных участков.
Осуществление лесохозяйственного производства на арендованных лесных участках возлагается на арендатора, а на лесных землях, находящихся вне аренды, - на конкурсного исполнителя контракта. С 2014 года лесохозяйственные работы могут выполнять вновь создаваемые субъектами федерации специализированные лесохозяйственные бюджетные учреждения (назовем их «новыми лесхозами»), которые для обеспечения круглогодичной занятости ведут лесопромышленную деятельность, ежегодно заключают договоры на куплю-продажу лесных насаждений.
По направлениям и составу лесохозяйственной деятельности, характеру функций и объективных ее результатов в настоящее время сформировались несколько моделей экономической организации лесного хозяйства на низовом уровне:
- «Сметно-бюджетная экономическая организация» в управлении лесами. На уровне лесничеств, участковых лесничеств, пожарно-химических станций сохраняется сметно-бюджетный экономический механизм. Содержание лесничеств, пожарно-химических станций, диспетчерских пунктов ведется по смете, за счет субвенций федерального и областного бюджетов по нормативам, дифференцированным по условиям, количеству и качеству оказываемых услуг.
- «Подрядная экономическая организация» в лесохозяйственном производстве, осуществляемом бюджетными автономными учреждениями (новыми лесхозами) вне аренды. Лесхозы выполняют все лесохозяйственные работы по лесовосстановлению на вырубках, выращиванию посадочного материала в питомниках, устройству минерализованных полос и уходу за лесом. В качестве продукции выступают изделия в виде оговоренных в подрядном договоре результатов годовых комплексов работ, которые должны соответствовать действующим стандартам или техническим условиям. Затраты подрядчика покрываются по договорным ценам, включающим договорную прибыль исполнителя и коэффициент поправок на инфляцию. При переводе лесных культур и естественных молодняков в состав хозяйственно ценных насаждений специальным положением подрядчику выплачивается премия.
Источником финансирования подрядных организаций выступают средства в виде субвенций федерального бюджета и ассигнований из областного бюджета, в которых должны аккумулироваться надбавки к лесным таксам. Постановлением от 4 декабря 2015 года № 1320 Правительство РФ утвердило методику расчета коэффициента для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Этот коэффициент должен применяться при продаже лесосек субъектам малого и среднего предпринимательства согласно поправкам, внесенным в Лесной кодекс РФ федеральным законом от 29 июня 2015 года № 206-ФЗ.
Лесхозы должны быть укомплектованы квалифицированными специалистами и рабочими лесного хозяйства и выполнять на договорных началах лесохозяйственное производство у тех арендаторов, которые не могут или не желают выполнять эти работы самостоятельно по тем или иным причинам.
Большим недостатком этой подрядной модели лесохозяйственного производства в настоящее время является то, что договор подряда заключается не на производство продукции лесовыращивания - сомкнувшиеся лесные культуры, а на отдельные работы.
- «Малозатратная экономическая организация лесохозяйственного производства», осуществляемая при лесозаготовках лесопользователями с учетом соблюдения приоритетных интересов лесного хозяйства. Некоторые виды продукции лесного хозяйства можно создавать путем отпуска древесины местному населению и организациям-самозаготовителям, при этом вместо расходов получать от лесопользователей плату за продажу вырубаемых деревьев и насаждений. Это относится к таким видам рубок, как разрубка квартальных просек, противопожарных разрывов, трасс противопожарных дорог, выборка сухостойных и свежезаселенных насекомыми деревьев, уборка валежа, рубки ухода (прочистки и прореживание) и другим.
Подобная модель лесохозяйственного производства в недавнем прошлом широко применялась в густонаселенных регионах европейской части России; она, в частности, предусматривала порядок отпуска леса населению и местным организациям в небольших объемах. У лесничеств лесхозов по каждому мастерскому участку имелись бланки строгой отчетности ордеров на отпуск древесины в малых объемах, которые служили разрешительными документами на рубку и право провоза древесины. Эта модель, которая с введением в действие Лесного кодекса 2006 года прекратила существование, должна быть возвращена в практику лесного хозяйства. При выполнении лесоводственных требований при выборочных, постепенных и других лесохозяйственных рубках и мероприятиях лесопользователям следует предоставлять скидку на корневые цены на древесину.
- «Арендная экономическая организация лесохозяйственного производства». Осуществляется арендаторами лесных участков тремя способами: хозспособом, подрядом или комбинированным.
Согласно букве и духу Лесного кодекса, на лесных участках, переданных в аренду, бремя лесохозяйственного производства, связанного с лесовосстановлением (ошибочно названным в Лесном кодексе воспроизводством) и по уходу за лесом возлагается на арендатора. Кроме того, на арендатора возложены полностью или частично некоторые названные выше функции по управлению лесами: лесоустройство, отвод лесосек, охрана и защита леса.
Таким образом, кодекс вступает в противоречие с общеизвестным постулатом гражданского права, гласящим, что бремя содержания имущества должно лежать на его собственнике. Возложение затрат по лесовосстановлению и уходу за молодняками на себестоимость лесопродукции, производимой лесозаготовителем, является несомненной ошибкой правоприменения, поскольку создаются предпосылки для недопустимой минимизации затрат на воспроизводство леса. Причем порядок учета затрат не регламентирован. Одни предприятия выделяют специальную статью затрат «Лесное хозяйство» в калькуляции себестоимости основной продукции, другие - разносят затраты на лесное хозяйство по основным статьям калькуляции. Основные средства для лесного хозяйства арендатор выделяет из собственных инвестиционных источников, а амортизационные отчисления также относятся на себестоимость продукции основного производства.
В рассматриваемой экономической организации лесохозяйственного производства полностью отсутствуют такие элементы, как продукция, ее стоимостные характеристики, порядок ее реализации; экономическая ответственность арендатора государственного имущества за его состояние. За результативностью этой модели экономической организации лесохозяйственного производства по статусу должны бы наблюдать участковые лесничества, но, судя по всему, они на это неспособны из-за обслуживания огромных территорий и обилия бумажной работы.
О том, что положение дел здесь далеко от благополучного, можно судить по косвенным признакам. За десять лет действия Лесного кодекса не было ни одной официальной публикации о состоянии дел в сфере экономической организации лесохозяйственного производства. В то же время в Лесной кодекс РФ в 2014 году внесены поправки, предусматривающие введение государственного мониторинга воспроизводства лесов (ст. 61.1 Лесного кодекса РФ). Порядок осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов установлен Министерством природных ресурсов и экологии. Функция мониторинга возложена на Рослесозащиту, то есть экономический процесс, к которому относится воспроизводство лесов, поручено курировать организации, основной профиль которой - защита леса от вредителей и болезней. Мало того, если судить по изданному Минприроды документу «Порядок осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов», предполагается по каждому объекту лесовосстановления собирать информацию, начиная с происхождения и качества семян и заканчивая переводом насаждений в покрытые лесом земли, но без каких бы то ни было экономических показателей.
Самое опасное здесь то, что лесохозяйственное производство всегда будет находиться под угрозой первоочередного сокращения расходов, коль скоро это потребуется для их минимизации по основному производству.
В целом эту арендную модель экономической организации лесного хозяйства нельзя признать состоятельной с экономических позиций, она несет риски для судьбы будущих лесов Российской Федерации, поскольку не обеспечивает их гарантированное простое воспроизводство и исключает их расширенное воспроизводство [5, 6].
Экономическая сущность и особенности расширенного воспроизводства эксплуатируемых лесов проработаны в теории [7], но никак не учитываются ни в законодательстве, ни в практике современного лесного хозяйства, что можно объяснить тем, что Лесной кодекс разрабатывался под патронатом министерства экономического развития, основная деятельность которого не связана с воспроизводимыми природными ресурсами.
Если коротко, в лесном хозяйстве расширенное воспроизводство означает получение дополнительного запаса древесины двумя способами: экстенсивным и интенсивным. При экстенсивном воспроизводстве дополнительный запас образуется посредством включения в цикл новых площадей лесопользования или лесоразведения, при интенсивном - посредством дополнительного прироста древесины, полученного в результате внедрения мероприятий по повышению производительности лесных земель (мелиорации, интродукции, удобрения, ухода за насаждениями и др.).
По документальным исследованиям специалистов [8], в целом на севере Европы после интенсивных рубок и пожаров во второй половине прошлого века ельники сменились мягколиственными насаждениями с преобладанием последних на 54% лесных площадей. Это означает, что советская модель экономического механизма в лесном хозяйстве не обеспечила простое воспроизводство вырубленных хвойных лесов, что подтверждает приведенный выше вывод профессора Т. С. Лобовикова, сделанный на основе анализа экономических отношений в лесном хозяйстве.
С введением Лесного кодекса 2006 года экономические отношения в лесном хозяйстве стали более запутанными и несовершенными, чем прежде. Необходима безотлогательная разработка и внедрение совершенной экономической организации отрасли. Поскольку экономический механизм лесного хозяйства связан с интересами государства, расходными и доходными частями федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, предприятий лесной промышленности и так далее, продуктивная разработка этого механизма должна быть поручена специально созданному межотраслевому органу с включением в него представителей академической, вузовской и ведомственной науки.
В частности, в концепции экономической организации лесного хозяйства должны предусматриваться (в числе прочих) следующие положения:
- необходимо законодательное (нормативное) утверждение основных идей экономического механизма и экономической ответственности за результаты лесохозяйственной деятельности;
- оплата конечной продукции лесохозяйственного производства должна осуществляться по достижении определенных стандартов (технических условий) на молодые насаждения, пригодные для перевода в покрытые лесом земли, ухоженные молодняки, комплекс услуг по охране и защите леса по дифференцированным договорным ценам;
- источники финансирования лесного хозяйства не должны зависеть от цены на нефть, дефицита бюджета и подобных факторов (этими источниками могут быть отчисления из арендной платы, налоговые отчисления конечных потребителей продукции лесозаготовок и др.);
- затраты на лесное хозяйство, сохранение и приумножение лесов для будущих поколений должны финансироваться из специальных средств государства, депонированных в специальных внебюджетных фондах охраны и защиты лесов, простого и расширенного воспроизводства, подобных социальным внебюджетным или дорожному фондам.
Вадим ИЛЬИН, канд. экон. наук,
проф. кафедры лесной политики,
экономики и управления СПбГЛТУ им. С. М. Кирова