Партнеры журнала:

Регион номера

Лесопромышленный комплекс в ХМАО

Когда сапожник без сапог

Среди субъектов Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ - один из наиболее обеспеченных лесосырьевыми ресурсами. Несмотря на это у ЛПК региона довольно низкие темпы развития. Основные проблемы - финансовая неустойчивость, недостаток высокотехнологичных производств и отсутствие рынков экспорта.

Повышенный интерес к плановому и масштабному освоению потенциала леса возник еще в середине прошлого века, когда в регионе началась эпоха промышленной эксплуатации нефтегазовых месторождений. На этом фоне развитие лесопромышленного комплекса стало своего рода неизбежностью в ходе проведения разведывательно-изыскательских работ в Зауралье. Определенное оживление в отрасли наметилось в связи со строительством железной дороги Ивдель - Приобье, способствовавшей появлению объектов инфраструктуры и обусловившей приток рабочей силы. Тем не менее регион по-прежнему сохраняет статус сырьевого придатка со всеми вытекающими последствиями.

Законотворческие перипетии

Переход к рыночной экономике в начале 1990-х годов усугубил и без того непростую ситуацию в сфере лесопромышленного комплекса ХМАО. Найти выход из кризиса, переломить ситуацию и вывести предприятия отрасли на стабильный экономический уровень в долгосрочной перспективе были призваны ряд программ федерального и регионального уровня, разработанных в последующее десятилетие.

Так, в начале 2000-х годов появилась Концепция социально-экономического развития ХМАО, в которой уделялось внимание формированию комплексной политики развития ЛПК округа, однако определяла она лишь основные направления производства и не могла рассматриваться в качестве плана развития отрасли. На ее базе были разработаны другие программные документы, в том числе «Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года», в которой были выделены 11 приоритетных направлений развития ЛПК в округе. Основным программным документом развития лесопромышленного комплекса ХМАО стала утвержденная правительством округа в марте 2002 года Региональная программа развития и реструктуризации лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа на 2001-2010 годы, разработанная петербургскими «Гипробумом» и «Лесинвестом» совместно с Комитетом по использованию лесных ресурсов ХМАО. Принятие программы обеспечило тогда масштабную реорганизацию отрасли и позволило существенно увеличить прямые инвестиции в нее: с 2000 по 2009 год на реконструкцию действовавших и создание новых производств из разных источников было направлено 17 120 млн руб. для реализации 22 проектов. Когда в 2009 году приказом Минрегионразвития был введен мониторинг системообразующих предприятий регионального значения, в него вошли сразу восемь лесопромышленных предприятий автономного округа: «Кондалес», «Югорский лесопромышленный холдинг», «Лесопильные заводы Югры» (в составе «Югорского лесопромышленного холдинга»), «ЛВЛ-Югра», «Сургутмебель», «Кода Лес», «Лесопромышленная компания МДФ» и «Карсикко Лес».

Тем не менее программа не оправдала возложенных на нее надежд. Среди основных причин низкой эффективности назывались, в частности, завышение плановых показателей производства продукции, которые были установлены на основе оптимистичных прогнозов развития ЛПК; несбалансированный по ассортиментному составу перечень производимой продукции; незначительный удельный вес лесохимического производства в общей структуре, а также отсутствие механизмов вовлечения в производственный оборот недревесных отходов лесопромышленного производства; наконец, планирование организации на территории округа целлюлозно-бумажного производства без учета природно-климатических особенностей и возможного экологического ущерба.

Неудача постигла и целевую программу «Развитие лесопромышленного комплекса ХМАО на 2008-2015 годы», итоговые показатели которой, как у предшественницы, оказались существенно завышенными и были рассчитаны без учета реальных тенденций развития производств. Ряд существенных недостатков содержался в программном документе 2008 года «Лесной план ХМАО - Югра на период 2009-2018 гг.», имевшем принципиальное значение для развития отрасли. В нем, в частности, специализация лесоэкономических зон определялась на основе комплексного освоения территории, а лесопромышленный сегмент не был определен на фоне прочих ресурсов.

С переменным успехом

Сегодня специалисты дают разную оценку эффективности тех или иных документов по улучшению ситуации в лесопромышленном комплексе, тем не менее надо признать, что десятилетие с 2000 по 2010 год прошло для отрасли под флагом высокой инвестиционной активности и большой реорганизационной работы. Именно этот период связан с техническим перевооружением многих предприятий. За счет региональных программ в развитие лесодобывающих и перерабатывающих производств было инвестировано 11 961 млн руб., что позволило провести модернизацию лесопиления и осуществить технологический переход на сортиментную заготовку древесины машинными комплексами. В 2000 году правительством ХМАО совместно с ГП «Исполнительная дирекция фонда поколений» была организована РЛК «Кода Лес», в состав которой вошел ряд лесопромышленных предприятий, находившихся в стадии оформления банкротства. В 2004 году был создан Югорский лесопромышленный холдинг, объединивший лесопильные мощности Советского района и завод по производству клееного бруса LVL. В 2007-2010 годы на территории округа были введены мощности деревянного домостроения с использованием технологий Veineman и МassivHolzMauer (МНМ), построены «Югра-Плит» и «Завод МДФ», производившие древесно-стружечные и древесно-волокнистные плиты. Причем с 2005 по 2011 год лесопромышленным предприятиям ХМАО были предоставлены налоговые льготы на сумму 163 млн руб.

Снижение инвестиционной и прочей активности в ЛПК округа стали ощущать примерно к 2007 году. С 2010 по 2012 год не был реализован ни один крупный лесопромышленный проект. Последние крупные инвестиции пришлись на 2011 год - тогда в капитальное развитие отрасли было вложено 388 млн руб., лишь 22% которых из бюджета округа.

Мерой, призванной улучшить ситуацию, стала принятая правительством ХМАО целевая программа «Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы», предусматривающая господдержку по целому ряду направлений отрасли. В частности, это коснулось механизмов предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам и предоставления субсидий на возмещение части затрат по лизинговым платежам за технологическое оборудование для заготовки и обработки древесины и производстве изделий из нее. Речь также шла о предоставлении субсидий на реализацию древесноволокнистых плит. Всего в рамках программы лесоперерабатывающие предприятия округа получили господдержку в сумме 904 351 тыс. руб.: на увеличение уставного капитала ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг» было выделено 731 000 тыс. руб.; на предоставление субсидий ООО «Завод МДФ» для реализации древесно-волокнистых плит - 148 000 тыс. руб.; на предоставление субсидий ОАО «Югра-плит» на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам для реализации инвестиционных проектов - 25 351 тыс. руб. (в том числе по строительству завода по производству ДСП и расширению производства ДСП и увеличению мощности предприятия до 265 тыс. м3/год). Тем не менее кардинально решить проблему инвестиционной привлекательности ЛПК округа в рамках реализации очередной программы не удалось.

Государство в помощь

Низкий экономический рост ЛПК округа обусловлен целым рядом факторов, в том числе сугубо внутриотраслевыми проблемами. Это и нехватка высокотехнологичных производств, и территориальные особенности округа, связанные с удаленностью производств от экспортных рынков, и кадровая проблема, и все тот же извечный вопрос инвестиций. Принятая недавно государственная программа «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016-2020 годы» направлена на структурирование накопившихся проблем и их решение, по крайней мере многих.

В соответствии с этим документом сегодня в округе реализуется ряд инвестиционных проектов глубокой переработки древесных ресурсов. Так, на базе «Югорского лесопромышленного холдинга» за последние несколько лет создан логистический центр, на производственной площадке Малиновского лесопильного завода введена в эксплуатацию автоматическая сортировочная линия сухих пиломатериалов производительностью 150 тыс. м3 в год, приобретено более 100 единиц специальной техники и оборудования, создано 24 высокопроизводительных рабочих места. На базе «Югра-плит» в г. Советский появилась установка второй линии ламинирования ДСП мощностью до 11 млн м2 в год; в 2016 году был закончен монтаж оборудования, линия введена в эксплуатацию, создано 11 высокопроизводительных рабочих мест.

На той или иной стадии готовности находится еще ряд проектов, в том числе проект производства по пропитке (импрегнированию) бумаги для ламинирования (срок реализации - 2017-2018 годы) и по выпуску смол для плитной промышленности (срок реализации - 2017-2019 годы). Решить задачу использования низкотоварной древесины в округе и обеспечить региональный спрос на качественную и доступную по цене плитную продукцию призвано производство ориентированно-стружечных плит (OSB) мощностью 200 тыс. м3 (с возможностью увеличения до 250 тыс. м3 в год). Проект позволит увеличить долю плитной продукции на рынке, получить дополнительный доход, а также создать около 250 рабочих мест. Сейчас расширяется производство древесноволокнистых плит мощностью до 150 тыс. м3 в год в пос. Мортка Кондинского района; развивается лесопильный дивизион в Советском районе, модернизируется производство на Торском лесопильном заводе с увеличением объема выпуска пиломатериала.

При разработке программы в первую очередь учитывалась необходимость ввода дополнительных мощностей на действующих производствах химико-термической переработки древесного сырья, на предприятиях деревянного домостроения и производства мебели, а также необходимость создания мощностей лесной энергетики. К числу первостепенных отнесены проекты с использованием энергосберегающих технологий в деревообработке; развитие малой энергетики на основе использования древесного угля; производство древесных плит (ДСП, MDF, OSB), термомодифицированной древесины и древесных пластиков; фанеры и мебельного щита; столярной продукции и цементно-фибролитовых плит; комплектов деревянных домов и ряд других проектов, ориентированных на внедрение наиболее экономичных и востребованных технологий.

Разумеется, развитие лесопромышленного комплекса ХМАО рассматривается не только в экономическом контексте, но и как важный инструмент решения социальных проблем - помимо создания рабочих мест на крупных предприятиях, это строительство лесных дорог круглогодичного использования и развитие сектора малого лесного предпринимательства. По состоянию на 1 января 2016 года отрасль обеспечивала работой 4343 работника, организации и предприятия ЛПК действовали почти в каждом муниципальном образовании округа. На 1 января 2017 года в округе зафиксировано 117 договоров аренды участков.

Основу отрасли в регионе традиционно составляют крупные лесозаготовительные и лесоперерабатывающие компании, их доля в общеотраслевом объеме отгрузки продукции собственного производства почти 80%. Притом что в госпрограмму включен огромный перечень мер социальной, финансовой и административной поддержки предприятий ЛПК ХМАО, ставка в ней, безусловно, сделана на крупные инвестиционные проекты. Именно они залог внедрения ресурсосберегающих технологий и оптимизации производств, снижения себестоимости и повышения качества продукции.

Яна РОССО


Другие статьи рубрики Регион номера: Ханты-Мансийский автономный округ

На земле древних угров
Лесное хозяйство ХМАО
«Югорский лесопромышленный холдинг» – первый среди равных
Список предприятий ЛПК Ханты-Мансийского автономного округа

Югорские богатства
Лесное хозяйство в тени нефтегазового комплекса
ЛПК Югры: возможности для роста есть
Ведущие предприятия ЛПК ХМАО - Югры

Югра – территория лесов
Будущее в модернизации и новых технологиях
Инвестиции, дороги и потребители как основа успешного развития

Обзоры ЛПК регионов России