Работа на будущее
Конгресс и выставка «Биомасса: топливо и энергия»
18–19 апреля 2018 года в московском отеле «Холидей Инн Лесная» прошел конгресс «Биомасса: топливо и энергия», организованный Российской биотопливной ассоциацией (РБА). Ежегодное специализированное мероприятие посвящено производству и применению разных видов биотоплива из возобновляемого сырья: этанола, бутанола, бионефти, пеллет и брикетов. Коротко расскажем о выступлениях, которые больше других соответствовали тематике нашего журнала.
Стало хорошей традицией, когда президент Российской биотопливной ассоциации Алексей Аблаев начинает конгресс своими «апрельскими тезисами». «Россия обязательно будет участвовать в рынке биохимической продукции и топлива из возобновляемого сырья. Причины интереса к отрасли – как необходимость развития внутреннего спроса на продукцию сельского хозяйства из-за перепроизводства зерна и сахарной свеклы, так и потребность в октаноповышающих добавках в топливо», – убежден модератор мероприятия.
Вместе с тем биотопливная отрасль все больше становится тем неустанно разгоняющимся «паровозом», на который неплохо бы успеть. Так, объем мирового производства биоэтанола достиг 81 млн т в 2017 году (основные производители: США – 47,2 млн т и Бразилия – 21,1 млн т). Экспорт этанола из США в 2017 году составил 4,1 млн т (в 2016 году – около 3,5 млн т).
В России все еще сильны стереотипы: многим кажется странным использовать зерновые для переработки в биотопливо, поскольку они воспринимаются исключительно как пищевой продукт. Кроме того, биоэтанол в России пока очень дорогой, заниматься им при отсутствии субсидий невыгодно.
Однако всерьез присмотреться к нему, безусловно, следует. И это важно не только с точки зрения бизнеса, но также и с социально-экономической. На предприятиях по производству биотоплива в мире заняты 2,8 млн человек. Это производство позволяет создавать экономическую активность в регионе: например, на типовом заводе мощностью 300 тыс. т этанола в год трудятся 657 работников и 650 заняты косвенно. Еще 1576 рабочих мест создаются в смежных отраслях.
Алексей Аблаев также проинформировал участников о том, что проект закона о топливном биоэтаноле внесен на рассмотрение в Государственную думу.
Профессор Эдуард Аким, почетный член консультативного комитета ФАО ООН по устойчивости лесного сектора, заведующий кафедрой СПб ГУПТД, открывая первую сессию конгресса, рассмотрел в своем выступлении глобальные тенденции производства и использования биомассы. По его данным, производство пеллет в мире будет расти, к 2020 году достигнет 30 млн т (для сравнения: в текущем году планируется объем около 20 млн т), а затем эта тенденция станет замедляться.
Растущую потребность в твердом биотопливе докладчик показал на примере британской электростанции Drax Electricity, которая при мощности 4000 МВт обеспечивает 7% общей потребности Великобритании в электроэнергии. Три линии этого «энергетического завода», топливо для которых почти на 100% состоит из гранул, потребляют совокупно 7,5 млн т твердого биотоплива в год. Пеллетная отрасль России с зарождения имела четкую экспортную направленность – так, в 2012 году 96% произведенных гранул были отправлены за пределы страны, а из 0,3 млн т древесных топливных брикетов 40% пошли на внутренний рынок.
В 2015 году чистый экспорт (экспорт минус импорт и реимпорт) пеллет из РФ вырос по сравнению с 2014 годом на 6%, до 932 700 т, однако стоимостной объем торговли в долларах США сократился на 20% (из-за падения курса рубля). Больше всего пеллет экспортировала (через порты) Ленинградская область, за ней Республика Карелия (большая часть экспорта пришлась на Финляндию) и Санкт-Петербург. Основными потребителями пеллет, производящихся в РФ, являются страны Западной Европы. Самым крупным экспортным рынком в 2015 году был рынок Дании, в эту страну было ввезено 381 000 т пеллет, за ней следовали Швеция (154 000 т) и Германия (73 000 т). На восточном направлении наибольший объем пеллет экспортирован в Республику Корея (72 000 т).
В 2016 году Россия экспортировала более 1 млн т топливных гранул (при общем объеме производства 1,1 млн т), войдя в пятерку крупнейших поставщиков этой продукции наряду с США, Канадой, Латвией и Вьетнамом.
Согласно данным Росстата, по итогам третьего квартала 2017 года в РФ получено около 980 тыс. т пеллет, что на 35,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Выпуск продукции по-прежнему ориентирован на экспорт. При реализации сценария развития отрасли, заложенного в проекте Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года, ежегодный объем производства пеллет в России к 2030 году может составить 2,7–5,1 млн т в зависимости от рыночной конъюнктуры (главным образом в развитых странах).
Строительство новых мощностей экономически целесообразно при наличии долгосрочных контрактов на экспорт твердого биотоплива с потребителями из Европы или Азии.
Растущие потребности стран Азиатско-Тихоокеанского региона побуждают к появлению пеллетных мощностей на российском Дальнем Востоке, в частности в Хабаровском крае, на который приходится 51% заготовки древесины в Дальневосточном федеральном округе. В первом полугодии 2017 года там было произведено 61,5 тыс. т пеллет (компании «Аркаим», «Регионлес» и др.), что на 23,5% больше, чем годом ранее. Через несколько лет предприятия региона смогут выпускать до 300 тыс. т топливных гранул ежегодно.
«В качестве одной из задач на ближайшие годы рассматривается создание на базе ЦБК биохимических лесоперерабатывающих комплексов, – считает Эдуард Аким, – что позволит расширить или дополнить мощности существующих целлюлозных предприятий и производить из древесных материалов возобновляемую биоэнергию и биопродукты». Докладчик привел несколько примеров успешной реализации проектов по биорефайнингу древесины разных пород и сделал прогноз развития производства микроводорослей (Alga), используемых в качестве источника для производства биотоплива третьего поколения.
Руководитель ИАА «ИНФОБИО» Ольга Ракитова в своем выступлении рассмотрела рынок древесных топливных гранул с точки зрения российских экспортеров и обозначила тенденции его развития. По ее словам, цены на пеллеты в Европе в 2016 году снижались в долларах США и почти не росли в евро, в 2017 году начался активный рост, который продолжился в 2018 году.
На мировом рынке биотоплива наблюдаются следующие тенденции: растет интерес к пеллетам в Японии и других странах Азии; европейские энергетические концерны отказываются от угля и заменяют его биомассой. В ближайшее время уголь может быть полностью вытеснен с этого рынка.
Минпромторг России летом 2017 года утвердил приказ о перечне высокотехнологичной продукции, производство которой поддерживает правительство Российской Федерации. Древесные топливные гранулы, экспортируемые по коду ТН ВЭД 4401 31 0000, попадают в этот перечень. Это означает, что завод – изготовитель пеллет может, обратившись в Российский экспортный центр (РЭЦ), подать заявку на компенсацию до 80% стоимости транспортировки гранул до пункта продажи. Претендовать на компенсацию от российского правительства при экспорте высокотехнологичного древесного биотоплива могут только российские предприятия, нерезиденты РФ под субсидирование не попадают. РЭЦ также предоставляет экспортерам пеллет компенсацию затрат на проведение зарубежной сертификации и лицензирования, эта мера действует с весны 2017 года.
Сотрудник Объединенного института высоких температур РАН Александр Шевченко рассказал об энергоэффективной торрефикации (термической обработке биомассы при температуре 250–300єC без доступа кислорода с целью повышения теплоты сгорания и снижения гигроскопичности), в результате которой происходит качественное улучшение потребительских свойств биотоплива: повышение теплотворной способности на 30–40%, повышение гидрофобности, облегчение размола, повышение КПД топки за счет существенного снижения влажности. К достоинствам торрефицированного продукта спикер отнес и то, что биотопливо, полученное из отходов сельского хозяйства или деревообработки, можно сжигать вместе с углем в топках котельных, сокращая тем самым потребление угля, и реализовать энергетическую утилизацию отходов. Торрефикат можно хранить под открытым небом, он не боится воздействия атмосферной влаги. По содержанию вредных компонентов, суммарной зольности и прочим показателям торрефикат предпочтительнее современных энергетических углей. Почему же при таких достоинствах до сих пор не налажено его промышленное производство? Основная причина экономическая: энергетические затраты на производство подобного биотоплива не окупаются его полезными свойствами: для получения 1 кг торрефиката необходим 1 МДж тепловой энергии.
Доктор технических наук Владимир Марков, заведующий кафедрой «Поршневые двигатели» МГТУ им. Н. Э. Баумана, рассказал о применении биоэтанола в качестве дополнительного компонента дизельного топлива. Добавка 5% биоэтанола в дизтопливо не ухудшает характеристик двигателя и может существенно улучшить экологию выбросов.
Разработкам перспективных технологий для производства биотоплива были посвящены доклады Алессандро Гудзоне (Vogelbusch Biocommodities GmbH, Австрия), генерального директора ООО «ЭЛП Групп» Андрея Грачева (г. Казань), генерального директора компании GazEcos (Москва) Александра Гусарова, Александра Пекарца (ООО «Лесная Технологическая Компания», Иркутская область) и ряда других участников.
Мария Начетова из компании Lallemand Biofuels & Distilled Spirits представила новые виды дрожжей для производства как топливного, так и пищевого спирта. Не случайно поэтому (что также стало доброй традицией ежегодных конгрессов) первый день мероприятия закончился дегустацией напитков, организованной компанией Lallemand. Два последующих дня участники конгресса обсуждали вопросы развития нефтехимии и производства спиртов.
Всего на конгрессе выступили 36 спикеров, в его работе приняли участие специалисты более чем из десяти стран мира. В следующий раз конгресс соберет гостей в апреле 2019 года.
Максим ПИРУС
По материалам Российской биотопливной ассоциации