События

Три дня финского шпона

IV Международный симпозиум по технологическим процессам и продуктам из шпона (Fourth International Symposium on Veneer Processing and Products) собрал 25−27 мая в пригороде Хельсинки, городе студентов и бизнесменов Эспоо (где, в частности, расположены штаб-квартира Nokia и Технологический университет Хельсинки, ТКК), более ста специалистов из самых разных стран − Бразилии, Германии, Канады, Китая, Латвии, США, Финляндии, Франции, Японии и др.

Даже жители таких далеких мест, как Малайзия и Тасмания, представили свои новейшие разработки в конгресс‑холле Dipoli, архитектура которого в полной мере отражает тенденции современного северного зодчества − сочетание таких традиционных материалов, как дерево и камень, со стеклом и металлом в самых неожиданных вариантах и геометрических построениях.

Дерево здесь вообще, что называется, правит балом. Точнее − тонкое полотно шпона, змеящееся из-под строгального ножа на ленту транспортера. Участники симпозиума, организованного совместными усилиями ТКК и FinnForest, во главе с его модератором профессором TKK Матти Кайри не только рассмотрели текущее положение дел на рынке шпона и продуктов из него и предложили на суд коллег новые технологические решения, но и посетили ведущие финские предприятия этого рыночного сегмента − Finnforest в г. Лохья и Koskisen в Ярвеля, где ознакомились с полным циклом производства шпона и плит на его основе. И неслучайно деловая программа симпозиума завершилась экскурсией в знаменитый своей уникальной акустикой концертный комплекс «Сибелиус‑холл» в Лахти, ведь в его отделке использованы практически все известные продукты деревообработки.

Но вернемся к основной теме мероприятия. Разумеется, никто из докладчиков на симпозиуме не обошел вниманием нынешнюю финансово-экономическую ситуацию в мире.

Старший вице-президент Finnish Forest Industries Federation Антро Сяйла посвятил выступление теме «Продукты деревообработки в Финляндии − будущее после кризиса». В своем докладе он привел следующие данные. Объем производства клееной фанеры в мире в 2007 году превысил 76 млн м3. Признанный лидер − Китай (более 30 млн м3), за ним следуют Малайзия, Япония, Россия и Канада. Однако только три последние страны могут похвастаться достаточно высоким качеством готовой продукции. При всем при том Китай, как лидер производства, совершенно логично является и лидером по экспорту, продавая за границу свыше 10 млн м3 клееной фанеры в год. Наша страна в списке мировых экспортеров занимает пятое место, уступая также Малайзии, Индонезии и Бразилии, но превосходя по продажам Финляндию, Канаду, США и Чили.

Матти Кайри
Матти Кайри

Вице-президент Metsaliitto Cooperative (Finnforest) Теро Нокелайнен назвал основные сферы сегодняшнего применения фанеры и ДСтП, самыми значимыми из которых являются строительство (40%), мебельная промышленность (18%), транспорт (12%), производство полов и упаковки (7 и 6% соответственно). Были приведены и неутешительные данные по спаду производства в Финляндии: если в четвертом квартале 2008 года выпуск березовых плит снизился на 15% по сравнению со среднегодовым, то в январе−феврале текущего года он достиг 60%. Похожая ситуация в производстве фанеры из хвойных пород − 8 и 5% соответственно.

Представитель Isku Teollisuus Oy (Лахти) Кари Сольямо рассуждал о мебельной индустрии с точки зрения использования в ней шпона. Так, по его информации, около 60% из производимых в Европе 4,3 млн м2 материалов для мебельных панелей созданы из древесины (включая LPM, HPL, бумажные ламинаты и шпон). Общая стоимость выпускаемой в Европе продукции для деревянной мебели оценивается в 55−60 млрд евро.

Антро Сяйла
Антро Сяйла

Ханну Хютонен в докладе, посвященном использованию древесины северных хвойных (таежных) лесов, оценивая лесной потенциал различных стран мира, отметил, что наиболее перспективны по её запасам Россия (809 млн га), Канада (310 млн га), Швеция (28 млн га), Финляндия (23 млн га), Норвегия (9 млн га). Также докладчик рассказал об особенностях и проблемах каждого региона. В России это неразвитая инфраструктура; заболоченность территорий; смягчение климата, ведущее к укорачиванию зимнего сезона; лесные пожары; замещение хвойных в лесах менее ценными породами. А Канада борется с горным сосновым жуком, уничтожающим леса в Британской Колумбии. Угроза настолько серьезна, что к 2013 году до 80% сосновых лесов могут быть погублены вредителем − предпочитающий сортовые деревья старше 80 лет, жук уже уничтожил около 400 млн м3 пригодной для использования древесины, и потепление климата только помогает ему в этом. Ситуация в Скандинавии характеризуется биоэнергетическим бумом и конфликтом вокруг возможного введения ограничительных пошлин на импорт кругляка из России.

В целом можно сказать, что, несмотря на серьезный кризис в отрасли, наши северные соседи не теряют оптимизма. Как пошутил г-н Нокелайнен, «проблемы велики, но это ещё не конец света».

Спонсорами мероприятия выступили администрация Эспоо, компании Raute, Hexion, VK, Dynea, SAS, Puumiesten Ammattikasvatussaatio, PUUInfo и журнал Russian Forestry Review, выпускаемый нашим издательством.

Максим ПИРУС