Техника и технологии

Машинизация лесозаготовок

Только без рук!

Заготовка древесины с использованием бензопил является тяжелым и опасным видом труда, который становится все менее привлекательным, особенно для молодежи. Применение машинных технологий позволяет практически полностью исключить тяжелый травматизм и травматизм со смертельным исходом на лесосечных работах, повысить производительность, а также создать цивилизованные условия труда для рабочих.

В настоящее время единственным существующим препятствием для полной машинизации лесозаготовок является высокая стоимость технологического комплекса, позволяющего обходиться без ручного труда. Поэтому для практики лесозаготовок особенно важен подбор машин, дающих наибольшую эффективность в имеющихся природно-производственных условиях. Этот выбор следует делать, основываясь на технических показателях машин, их стыковке в технологическом процессе, наличии квалифицированных кадров.

Ранее машинной заготовкой занимались в основном крупные леспромхозы (100 тыс. м и более в год). При этом они использовали российские машины: валочно-пакетирующую ЛП-19, валочно-трелевочные ВМ-4А, ЛП-49, трелевочный трактор ТТ-4 М, сучкорезную машину ЛП-33А, челюстной погрузчик и лесовоз. Сейчас картина на заготовке леса в связи с развитием сортиментной технологии сильно изменилась. Главным преимуществом этой технологии является то, что в техническом процессе участвуют две машины — харвестер и форвардер, то есть из технологической цепочки высвобождается сучкорезная машина и нижний склад. Погрузчики заменяются автомобилями, оборудованными манипулятором.

Основной причиной перехода на сортиментную технологию в настоящее время является дефицит рабочей силы. Старые кадры уходят из лесной промышленности, доработав свой век на старых машинах, а молодежь на их места не идет. Привлечение рабочей силы из стран СНГ становится невыгодным в связи с ужесточением иммиграционных законов и затратами на её содержание. Поэтому лесозаготовители приобретают импортные комплексы, рассчитывая, что их рек­ламируемая эффективность решит все проблемы, однако они не задумываются о том, каковы будут суммарные затраты. Оператор таких машин должен иметь высокую квалификацию, поэтому кадры для использования сортиментных технологий нужно готовить заранее, причем нужно знать, что, как правило, только один из десяти кандидатов сможет хорошо работать на харвестере.

Теперь посчитаем! Стоимость импортного комплекса для сортиментной заготовки в среднем обходится потребителю в 0,5 млн евро. Это 18 млн руб. Вывозку автотранспортом пока в расчет не берем, просто попробуем определить себестоимость заготовки 1 м³ леса импортным комплексом «харвестер — форвардер» на момент складирования у лесовозной дороги. После проведения опроса руководителей ряда леспромхозов, которые используют такие комплексы, точную информацию, к сожалению, получить не удалось: у одних это коммерческая тайна, другие подсчитывают результаты усредненно, кто-то занижает, а кто-то завышает. Только финские специалис­ты дали более менее четкую цифру. В Финляндии себестоимость заготовки 1 м³ сортиментов харвестером «Тимберджек» у пня в среднем колеблется от 6 до 7 евро. Здесь включено все: ГСМ, масла, резина, все необходимые материалы, ТО и запчасти. Себестоимость вывозки форвардером при среднем плече 500 м колеблется от 5,9 до 6,5 евро. Если плечо вывозки больше, то необходимы два форвардера и стоимость вывозки удвоится.

Общая себестоимость получения сортиментов у дороги с использованием импортного комплекса получается от 13 до 17 евро, или 455−500 руб. / м .

К этим цифрам надо добавить амортизацию. Это много, учитывая попенную плату и последующие затраты на вывозку и отгрузку потребителям. Поэтому мы решили задачу удешевления сортиментной технологии за счет использования традиционных российских приемов лесосечных работ и отечественной техники, которая значительно дешевле, требует меньших отчислений на амортизацию, но достаточно производительна.

ООО «Фирма „Лестехком“» предлагает внедренную в Вологодской области («Никольск-автодор») технологию получения сортиментов на складе у лесовозной дороги с использованием машин отечественного производства. Себестоимость заготовки с внедрением этой технологии на практике составила 370 руб. /м . Это меньше на 20 руб., чем при заготовке ручным способом с использованием бензопил: в этом же леспромхозе её стоимость составила 390 руб. / м .

Суть техпроцесса заготовки леса с использованием отечественных машин состоит в следующем.

Для валки леса применяется серийная валочно-пакетирующая машина ЛП-19. В комплексе с ней работают две трелевочные машины, доставляющие деревья на верхний склад, расположенный у дороги. На этом складе работает машина ЛП-19, оборудованная харвестерной или процессорной головкой, которая обрезает сучья, раскряжевывает хлысты и сортирует бревна по длине и породе древесины. На погрузке сортиментов применяется машина ЛП-19, оборудованная погрузочной головкой, возможно, в сменном варианте.

Преимущества этой технологии в следующем.

Во-первых, использование харвестерной машины (или с процессором) на верхнем складе дает рост производительности на 30−40 %. Если харвестер в режиме валки производит за смену 130−150 м³ сортиментов, то при разделке из пакетов — 200−250 м³.

Во-вторых, на отечественных машинах установлены гусеницы, что является важным преимуществом для работы как на заболоченных лесосеках, так и зимой в глубоком снегу.

Валка ЛП-19 и бесчокерная трелевка хорошо освоены в российской практике лесозаготовок, следовательно, есть техника и подготовленные кадры.

В-третьих, использование машины с погрузочной головкой позволяет сократить время погрузки более чем в 2 раза и использовать для вывозки автотранспорт, не оборудованный манипуляторами.

В-четвертых, стоимость расходных материалов для отечественных машин в 3−4 раза ниже, чем для импортных.

И в-пятых, порубочные остатки концентрируются в одном месте, что облегчает их дальнейшую вывозку и переработку.

В настоящее время машина ЛП-19 претерпела большие изменения. Даже те потребители, что приобрели машины в прошлом году, могут заметить конструктивные изменения:

  • усиленная рама, платформа и манипулятор;
  • увеличена скорость пиления за счет внедрения двойного потока;
  • комфортабельная кабина с кондиционером-отопителем;
  • гидравлическая система выполняется в трех вариантах: с распределителем собственного производства и импортными — фирмы «Данфосс» типа «гидро-гидро» или «электро-гидро». Джойстики управления на всех машинах устанавливаются от итальянской фирмы «Гидроконтроль»;
  • редукторы хода и поворота фирмы «Бонфиглиоли», оснащенные гидромоторами фирмы «Рексрот»;
  • предпусковой подогреватель немецкой фирмы «Эбершпехер»;
  • калорифер в силовой установке заменен на моноблок-охладитель;
  • насосный агрегат устанавливается в двух вариантах: под гидрораспределитель собственного производства от «ПСМ-Уралгидравлика» (Екатеринбург) и под гидрораспределители фирмы «Данфосс» от немецкой компании «Линде».

Существенно изменилось качество и ресурс выпускаемых машин. В этом году мы выпустили и отгрузили 20 машин, при этом не получив ни одного существенного замечания от покупателей.

Основными потребителями все эти годы являются Западная Сибирь, Красноярский край, Иркутская область и север России.

Весной этого года была проведена презентация нашей техники на Сыктывкарском ЛПК. Это предприятие, в состав которого входят 13 крупных леспромхозов, вот уже около 10 лет работающих на импортной технике известных фирм. Представители предприятия проявили большой интерес к возврату на российские машины, и вот почему. Себестоимость целлюлозы на комбинате превысила стоимость целлюлозы с доставкой из Финляндии. Поэтому в настоящий момент остро встала проблема удешевления производства и, в том числе, поступающего сырья.

Преимущества наших машин ещё и в том, что они адаптированы для работы при температурах до -40°С, а импортные — до -25°С. Для районов севера это очень существенный фактор.

Хорошо зарекомендовал себя харвестер на базе ЛП-19 производства ООО «Фирма „Лестехком“». Оборудованная импортной гидравликой машина ЛП-19 удачно совмещается с любыми харвестерными головками. В ноябре—декабре этого года начнется выпуск погрузчика на базе машины ЛП-19 с подъемной кабиной до 1,5 м и высотой погрузки до 6 м. Машина будет оснащена двумя видами погрузочных головок: для погрузки хлыстов и погрузки сортиментов.

В заключение хочу привести бытовой пример. У меня много знакомых, которые имеют джипы марок «Нисан Патрол», «Мицубиси Паджеро», «Ландкрузер», но на рыбалку и охоту ездят на уазике. Спрашивается почему? Да потому, что проходимость выше, а если что и сломается, так не жалко, поскольку запчасти на него стоят копейки и есть в каждом магазине.

Так что российские машины вас никогда не подведут, и мода на них снова вернется.

В. И. КУЗНЕЦОВ, генеральный директор ООО «Фирма „Лестехком“»