Техника и технологии

Почему вы не будете зарабатывать деньги? Часть 4

Окончание. Начало в №№6 – 8, 2006 г.

Техническая служба вашего предприятия – это человек или группа граждан, которые должны обеспечить вам бесперебойность работы оборудования. Запомните, вы зарабатываете деньги только тогда, когда из-под пилы летят опилки, а из-под ножей – стружки. Бесперебойность работы оборудования есть функция многих переменных, но человеческий фактор стоит тут, несомненно, на первом месте.

Часть 1
Часть 2
Часть 3

Возьму на себя смелость утверждать, что оборудование ломается в 10 % случаев, в 90 % случаев его ломают. Я не рассматриваю здесь оборудование, выпущенное коллективом итальянских или китайских крестьян, которые решили, что хватит выращивать овощи и фрукты, давайте-ка мы сделаем станок. Я говорю о нормальном оборудовании. Кстати, даже очень неплохое, вообще говоря, оборудование, примененное неправильным образом, может погубить огромное количество ваших нервных клеток. Пример: люди покупают итальянский шлифовальный станочек, рассчитанный на то, что через него время от времени будут прогонять пару заготовок (то, что станок стоил как-то уж очень недорого, подозрений у них не вызвало), и начинают пихать в него клееный щит восемь часов в смену. Станок говорит им, что так они не договаривались, а у людей недоумение: «Это как так?» При этом понимание того, что не надо на «запорожце» пахать поле, а надо применить, скажем, ДТ-75 у людей есть. Причина этому одна – непрофессионализм и самоуверенность, этим особенно грешат люди, недавно занявшиеся деревообработкой. Они считают, что знают решительно все и, что характерно, совершенно обо всем; это как с вождением автомобиля: самый опасный период – третья тысяча километров, у людей появляется ощущение, что они все могут, и это часто приводит к печальным последствиям. Что я посоветую? Прислушайтесь к рекомендациям поставщика оборудования. Правда, есть вероятность, что он об этом знает столько же, сколько и вы, тут уж вам самим надо выбирать, с кем работать.

Итак, вернемся к технической службе вашего предприятия. Современное деревообрабатывающее оборудование не такое простое, как кажется на первый взгляд, даже если опустить станки с ЧПУ, то окажется, что многие обычные станки содержат элементы пневматики и гидравлики, часто управляются микропроцессорами, а уж про электрику и механику и говорить нечего. Найти одного человека, который бы разбирался во всех этих областях одновременно, ой как не просто, найти его в сельской местности невозможно (это я к вопросу о размещении производства в сельской местности), то есть чаще всего на предприятии есть несколько человек, отвечающих за работоспособность оборудования. От слаженности работы и профессионализма этих людей зависит время простоя вашего производства, то есть количество денег, не попавшее к вам в карман. Не скупитесь, лучше платить хорошему механику $1000 в месяц, чем плохому $200; вся разница – это пара часов вашего простоя, не забывайте об этом.

Ещё несколько слов об обеспечении бесперебойности работы вашего оборудования. Общее правило таково: $100, вложенные в заблаговременное приобретение запасных частей и расходуемых материалов, сэкономят вам $1000. Это особенно важно на этапе запуска производства, когда персонал ещё не освоился с оборудованием, в этот период выходят из строя самые невероятные вещи! Обратитесь к поставщику оборудования, он посоветует вам, какие запчасти разумно будет иметь у себя на складе. Если вдруг окажется, что они вам не понадобились… УРА, вам повезло, вы используете их через год или два, даже в этом случае, это будет выгоднее, нежели потратить хотя бы один день на их доставку.

Расходуемые материалы необходимо применять только те, которые рекомендованы поставщиком оборудования, особенно это касается масел и смазок. Тут, сэкономив $10, вы можете попасть на большие тысячи! Не забывайте об этом!

Организация производства

Самым правильным здесь будет потратить месяц своей жизни и написать должностные и технологические инструкции для каждого рабочего места и каждого должностного лица на вашем производстве. По мере работы их можно будет дополнять и корректировать. Но, прежде чем приступить к работе, каждый рабочий должен совершенно отчетливо представлять: какую именно заготовку он должен использовать; как он должен принять заготовку по качеству и какие записи в маршрутной карте на этот счет сделать; как должен её в станок подать, вплоть до того, какой рукой её сначала взять, чтобы правильно подать в станок; кто ответственный за настройку станка, на котором ему предстоит работать; какая должна быть сделана запись в маршрутной карте относительно готовности станка к работе и так далее, до мельчайших подробностей, типа, что рабочий должен делать, если ему… ПОКАЗАЛОСЬ, что звук станка изменился. Такое знание поможет вам сэкономить огромное количество денег и нервных клеток.

Приведу пример, как внимание к мелочам позволяет людям экономить деньги. При этом люди не являются изобретателями, просто внимательно прочитали инструкцию по эксплуатации станка или рекомендации по использованию ленточной пилы.

Итак, пример № 1. Результатом тренировки работниц на линии маркировки заготовки перед оптимизатором только за счет экономии люминесцентного карандаша стало то, что каждая из них сэкономила себе карандашей на тринадцатую зарплату. «Мелочь», – вы скажете. Но маркировщиц – четыре человека в смене, а смен – две. И всего-то их обучили правильно нажимать на карандаш и ставить метку ровно 25 мм, а не 30 или 35.

Пример № 2. На том же производстве имелись две ленточные лесопилки и одна ленточная разрезная пила, то есть в обороте находилось приличное количество ленточных пил. Только за счет того что на каждую пилу велся паспорт, где отмечались наработка пилы и заточка, а также за счет того что пилить тупой пилой было категорически запрещено, что очень жестко контролировалось, пилы вместо 30 м³ до разрыва выхаживали 50−60. То есть заточник свою зарплату просто экономил, а всего делов-то – прикрепить к пиле проволочкой целлофановый пакет с листочком бумаги в линеечку. Скажете: «Подумаешь!» – но месяцев в году двенадцать, а зарплату заточник должен получать каждый месяц.

Запомните! Именно такие мелочи отличают прибыльное деревообрабатывающее производство от убыточного!!!

Пример № 3. Казалось бы, мелочь – негерметично закрыли дверь сушильной камеры, результат – концевые трещины до 50 мм по торцам досок плюс 5% «крыловатых» досок. «Что такое 5%?!!! Что такое 50 мм?!" – скажете вы. Подсчитаем: сушилка 50 м³, то есть в ней 2,5 м³ «крыловатой» доски плюс 0,8 м³ трещин. То есть вы выбросите в мусор приблизительно 1,5 м³ доски, из которой могло бы получиться 0,5 м³ готового изделия, то есть $300 в помойке. Мелочь?! Это ваши личные $300 в помойке, вам решать, мелочь или нет! Теперь добавьте к этому лишние 5 мм на каждой торцовке! Поверьте, эти 5 мм складываются в большие кубометры очень быстро.

И так во всем, лишние 50 граммов клея или лака на квадратный метр – это не только деньги за лишний клей, но и деньги за лишнюю шкурку, и деньги за простой шлифовального станка, на котором эту шкурку надо чаще менять, и далее по списку вплоть до вывоза этой лишней шкурки на свалку!!!

Мой опыт! Когда я начал пилить заготовку толщиной 19,2 мм вместо 20 мм в конце месяца у меня на дуршлаг выпала лишняя $1000, это с паршивых 200 м³ распиленного кругляка. «Мелочь», – вы скажете?! Кому как!

Теперь несколько слов о качестве готовой продукции, надеюсь, мне не надо убеждать читателя в том, что именно оно является определяющим фактором при сбыте продукта, то есть весь мой личный опыт говорит о том, что сначала – качество, а уж потом – цена, в разумных пределах, разумеется. Мое глубокое убеждение заключается в том, что сделать продукт абсолютного качества так же легко или сложно, как и такой же продукт качества совершенно неприемлемого! Повторюсь, хоть обсмейтесь над этим моим заявлением! Постараюсь развернуть данную мысль.

1. Для того чтобы произвести какой-то продукт, необходимо проделать определенную последовательность технологических операций. Согласны? Хорошо!

2. Если какие-то технологические операции из этой последовательности опустить (пропустить), получится уже другой продукт. Согласны? Надеюсь, что да!

Если вы согласны с двумя вышеприведенными мыслями, все остальное чрезвычайно просто и, я бы сказал, очевидно!

Для того чтобы сделать одну и ту же технологическую операцию правильно, то есть хорошо, и неправильно, то есть плохо, необходимо затратить приблизительно одно и то же количество человеко-часов. Это мое утверждение верно в том случае, когда предыдущая технологическая операция была выполнена правильно. Если начать правильно выполнять технологические операции с самого начала, то окажется, что сделать продукт идеального качества довольно просто. Что в процессе получения продукта идеального качества нельзя делать ни в коем случае? Закрывать глаза на мелочи!!! Да, это противно и скучно обращать внимание на мелочи, однако именно эти мелочи и отделяют успех вашего предприятия от краха.

Приведу простейший пример. При производстве клееного щита необходимо поддерживать в помещении определенную влажность воздуха, почему не говорю про температуру, потому что с этим большинство людей уже смирилось. Итак, влажность воздуха. Что произойдет, если этого не делать? Да ничего особенного, растрескается ваш щит с большой степенью вероятности, особенно в зимний период; замучаетесь себе голову ломать с «не проклеим» («…Вот клей нам дерьмовый подсунули поставщики, гады такие…») и так далее!!! О чем мы здесь говорим? О граблях, естественно!!! Другие люди на них уже наступили, шишки набили и говорят вам по-дружески: «Слышь, увлажнение поставь!.." А вы им: «Дорого!!!» А они вам: «Ну-ну…» Запомните это выражение: «Ну-ну». Каждый раз, когда вы почувствуете, что кто то, наступивший на те или иные грабли, мысленно произнес это выражение в ваш адрес, остановитесь на бегу, вспомните народную мудрость про то, что «Скупой платит дважды», возьмите карандашик и прикиньте, насколько это дорого на самом деле.

Делая это в данном конкретном случае, надо помнить, что щит, который вам вернули, – это не просто деньги, которые вы не заработали, а это деньги, которые вы не заработали два раза (по крайней мере), подумайте немного над этим моим утверждением и поймете, что я прав (сложно).

Приведу ещё один пример. Для того чтобы правильно заточить инструмент, необходимо купить заточный круг. Дилемма, какой купить: дорогой, правильный или дешевый, но тоже очень хороший. «Конечно, дешевый, – скажете вы, – он же тоже нормальный!» «Ну-ну», – скажу вам я. Что дальше? Настоятельно рекомендую действовать по схеме: стоп; карандашик где; бумаги кусочек; так, калькулятор, для придания процессу динамичности. Потратили 20 минут, все обдумали, взвесили, оказалось, что тот, который дешевле, по качеству действительно приемлем, а тот который дорогой, но правильный, больше дорогой, нежели правильный. ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!! Главное то, что вы приняли это решение не потому, что оно дешевле, а потому что оно для вас экономически целесообразно!

Скажу несколько слов о своем собственном опыте относительно качества готовой продукции. Оно с самого начала было приемлемым, но через полтора года оно просто вызывало у людей изумление, особенно, когда они видели, как оно все происходит. С чем это связано? С моей установкой на то, что каждую палку, которую я отдаю заказчику, я не побоюсь дать в руки своему ребенку, а потом дернуть за свободный конец. То есть я был уверен, что в детской ладошке не останутся занозы. Как я этого добился? Внимание к мелочам, любознательность, снова внимание к уже новым мелочам и так далее. Ничего сверхъестественного.

Позволю себе тут небольшое лирическое отступление и опишу реальный случай из жизни моего предприятия, иллюстрирующий упомянутое мною выше изумление людей по поводу того, как оно все происходит. Для полноты картины представьте себе, что моя фабрика находилась в полуподвальном помещении на заднем дворе одного московского завода, грязища кругом была просто неимоверная. Внутри оно тоже особой чистотой не блистало, хотя все было, вообще говоря, в разумных пределах, за исключением страшной тесноты: все вместе с лесопилкой и сушилкой умещалось на 800 м2, если не меньше. Так вот, приехал ко мне как-то под вечер новый русский, настоящий такой, на шестисотом «мерседесе», с охраной на двух «крузерах» или «ниссанах», уже не помню, правда, не бандит, а нормальный, просто умный, наверное, ну и повезло ему по жизни больше, чем другим. Зашел ко мне в ангар, пиджак держит за полы, не хочет испачкаться, на лице у него полное разочарование, типа: «Ну и на хрена мы сюда приехали, что тут может быть нормального?! Какой баран меня сюда прислал?!" Но, видать, человек вежливый, поэтому спросил у меня, как бы ему для коттеджа здесь заказать 500 метров плинтуса. Я ему дал каталог, он посмотрел и выбрал: «Ну, хотя бы вот этот». Я ответил: «Минутку, сейчас образец принесу». Принес, дал ему, он его в руки взял, и в лице у него что-то поменялось, то есть возникло непонимание, откуда я этот образец достал, то есть ему что-то внутри подсказывало, что такого образца здесь сделать не могли. Он тогда сказал: «А могу я посмотреть, как вы это делаете». Я ответил: «Пожалуйста, только не перепачкайтесь». Подвожу его к четырехстороннему станку. Станку этому на тот момент лет было больше, чем нам с ним вместе взятым, и выглядел он так, как будто только что с помойки (американский станок Wonegut 1929 года выпуска). В это время как раз заканчивали гнать какой-то заказ, Стас, оператор станка, «дал крутого» и закидывал в станок заготовки с нарочитой лихостью и непринужденностью, успевая ещё и контролировать качество того, что из станка выползало. Когда человек подошел к приемному столу и взял в руки готовую палку, выражение его лица сменилось на «тихоошеломленное». Видать, у человека было техническое образование, которое ему мешало понять, как такого вида станок может производить такого качества деревяшку. Он спросил: «А как долго вы будете делать мой заказ?» Я ответил, что часа полтора. Он тогда попросил:

– А можно я посмотрю?

– На здоровье, – сказал я.

– А когда начнете?

– Минут через пять, заготовку подберем, станок перестроим и начнем.

Он взглянул, действительно, торцовщица уже таскала заготовку на подающий стол, оператор, опять-таки работая на публику, лихо все перестраивал, потом брал кусок заготовки длиной сантиметров 25, совал его в станок и протягивал ему образец: «Мол, так пойдет?» Причем с момента, когда из станка вылезла последняя палка предыдущего заказа, действительно ну никак не прошло больше пяти минут. Тут я должен пояснить, что я имел комплекты головок для всех своих каталожных профилей (штук 65 общим числом), причем перетачивались они после каждого заказа и всегда стояли на полке уже острые.

Вдруг человек попросил: «А можно я сам свой плинтус прострогаю?» Стас, оператор станка, ему сказал: «Да не вопрос, щас перчатки вам принесу, и пожалуйста». И тут человек действительно снял пиджак, засучил рукава, галстук положил в карман рубашки, надел перчатки и, выслушав короткий инструктаж по поводу того, что пихать заготовку в станок надо «по шерсти», начал их туда одну за другой пихать, и так, как заведенный, полтора часа. Парень он, видать, действительно неглупый и довольно ловкий, то есть я бы его оператором на станок взял не задумываясь.

Прогнали они со Стасом заказ, упаковали плинтус мои работники. Денег человек оставил на $150, если не на $200 больше, чем нужно, и уехал совершенно счастливым: ещё бы, сам сделал плинтус для коттеджа, так-то! Уверен, что он впоследствии прислал ко мне всех своих знакомых, за что ему отдельное спасибо.

Теперь о граблях для очень богатых, помните ранее по тексту «Вложим пару-тройку миллионов…» НЕ буду отнимать у богатых и, следовательно, занятых господ много времени.

Мой совет: ещё раз подумайте о том, где вы возьмете столько сырья, нужного вам качества, и, что самое главное, столько квалифицированных работников – от управляющего и технолога до оператора котельной. Если вы думаете, что вы просто дадите денег и оно само там завертится и начнет приносить вам деньги, не обманывайте себя, этого не произойдет, чтобы вам не пели те, кто эти деньги от вас хочет получить.

Пример. После проведения анализа причин экономической неэффективности одного из проектов стоимостью в $1,5 млн, оказалось, что только на продаже отходов на дрова у собственника воровали $60 000 в год, не говоря уже об основном производстве. То есть вам придется жесточайшим, я подчеркиваю, жесточайшим образом контролировать выполнение бизнес-плана вплоть до расходов на приобретение моющих средств и ветоши! И это после того, что затратная часть будет перекрыта вдвое. Запомните, если вы не вложите ещё столько же денег, сколько просили первоначально, производство не заработает! Это мое скромное мнение, можете с ним не согласиться.

Уважаемые коллеги, настоящие и будущие, надеюсь, что эта статья не оставит вас равнодушными и подтолкнет к тому, чтобы поделиться собственным опытом, как положительным, так и отрицательным, а также к тому, чтобы обсудить наболевшие вопросы на страницах нашего бюллетеня. Жду ваших писем!

 

Михаил АНКИРСКИЙ, технический директор ГК «Глобал Эдж»