Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Великолепное Забайкалье

В Забайкалье я находил все, что хотел: днем скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь, уж Полтавская губерния… Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии.
А. Чехов в письме к Н. Лейкину, 1890 г.

Общая характеристика

Забайкальский край входит в состав Сибирского федерального округа (СФО). Это самый молодой субъект Российской Федерации. Он был образован 1 марта 2008 года путем слияния Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

На западе край граничит с Республикой Бурятией, на северо-западе – с Иркутской областью, на востоке – с Амурской областью, на северо-востоке – с Якутией. На юге и юго-востоке Забайкалье соседствует с Китаем и Монголией.

Плотность населения Забайкальского края сравнительно невелика: притом что по размеру он 12-й в России (431,5 тыс. км2), по числу проживающих (1,117 млн чел.) занимает только 48 е место. Протяженность края с запада на восток – 1000 км, с севера на юг – 900 км. Доля городского населения – 62,2 %, сельского – 37,8 %. По уровню урбанизации край занимает 8 е место в СФО.

Административный центр Забайкальского края – г. Чита с населением 316,6 тыс. чел. По железной дороге от Читы до Москвы – 6074 км, до Екатеринбурга – 4386, Хабаровска -3327, Новосибирска – 2861, Иркутска -1013 км. Край подразделен на 31 муниципальный район, в нем 10 городов и 37 поселков городского типа.

Местное время отличается от московского на шесть часов.

Флаг Забайкальского края представляет собой прямоугольное полотнище, поделенное на три части – желтого, зеленого и красного цветов. Желтый цвет символизирует бескрайнюю степь, зеленый – тайгу и богатую фауну, красный – содержащие источники энергии недра.

Герб Забайкальского края полностью копирует герб Читинской области. Его центральным элементом является летящий орел, который держит в когтях лук со стрелой. Образ орла повторяется в гербах многих древних сибирских городов и символизирует героические поколения первопроходцев, осваивавших эту землю.

Природа и климат Забайкальского края

Забайкальский край расположен в центре Азиатского континента, между таежными пространствами Восточной Сибири и обширными степями Монголии. Несмотря на то что регион находится в тех же широтах, что и Белоруссия с Украиной, климат здесь резко континентальный, с суровой продолжительной зимой и коротким, но теплым летом. Это обусловлено значительной удаленностью территории края от океанов и морей и его рельефом, который в основном выше уровня океана. Средняя температура в январе -28,3 °С, в июле +18,8 °С. Весна обычно бывает затяжной, почва оттаивает и прогревается медленно. Для осени характерны ранние заморозки.

В Забайкальском крае преобладает гористый рельеф. Средняя высота над уровнем моря – 700 м. Поверхность изрезана хребтами, расположенными почти параллельно друг другу и ориентированными в основном с юго-запада на северо-восток. Крупнейшие хребты – Даурский, Кодар и Яблоновый. Высшая точка – пик БАМ высотой 3073 м над уровнем моря.

Реки края относятся к бассейну озера Байкал, но непосредственно к нему не выходят – от крупнейшего пресного озера мира регион отделен Бурятией. Однако именно в нем берут начало Амур, Лена, Енисей – главные водные артерии Сибири, Дальнего Востока и Центральной Азии. Основные реки края: Шилка, Аргунь, Хилок, Чикой, Олекма и Витим. Недалеко от Читы расположена Ивано-Арахлейская система озер бассейна реки Хилок.

У региона значительный гидроэнергопотенциал, большие запасы древесины. Почвы черноземные и каштановые.

Животный мир Забайкалья отличается разнообразием. Здесь обитают лоси, изюбры, кабаны, косули, медведи, лисицы, волки, соболи, колонки, кабарги, утки, гуси и др. Некоторые виды занесены в Красную книгу РФ: манул, даурский еж, дрофа, степной орел, журавли – даурский, стерх, черный, красавка.

Ресурсы Забайкальского края

Минерально-сырьевые запасы региона на удивление велики. Здесь есть месторождения черных, цветных, редких и благородных металлов, урана, флюорита, плавикового шпата, каменного и бурого угля, камней-самоцветов, минеральных вод, минерального сырья для производства строительных и декоративно-облицовочных материалов. В частности, в недрах края содержится 42 % разведанных запасов плавикового шпата России, 31 % циркония, 28 % молибдена, 21 % меди, 18 % титана, 13 % серебра, 12 % свинца. В числе крупнейших месторождений Забайкальского края Удоканское, Быстринское, Лугоканское, Култуминское (медь), Тасеевское (золото), Ново-Широкинское (полиметаллы с золотом и серебром), Чинейское (железо, ванадий, медь, никель, платина).

Прогнозный минерально-сырьевой потенциал края составляют двуокись титана, никель, кобальт, свинец, сурьма, ртуть, германий, флюорит, цеолиты. Кроме того, имеется ряд месторождений перлитов, графита, огнеупорных и тугоплавких глин, магнезита и есть признаки месторождений алмазов и платины.

«Забайкальский край имеет огромный потенциал для реализации крупных инвестиционных проектов, прежде всего по освоению природно минеральных ресурсов и развитию инфраструктуры, – отмечает губернатор края Равиль Гениатулин. – Проведенный анализ ресурсных источников края показал, что до настоящего времени лишь относительно небольшая часть ресурсного потенциала края вовлечена в эффективное использование».

Промышленность Забайкальского края

Забайкальский край – один из старейших горнорудных районов страны. Промышленное освоение этой территории началось в 1704 году с запуска Нерчинского серебросвинцового завода, первенца сибирской металлургии. Сейчас в промышленном комплексе края насчитывается более 1600 организаций. Среди крупнейших ОАО «Приаргунское производственное горно химическое объединение» (уран, уголь); ОАО «Разрез Харанорский», ООО «Читауголь» (уголь); ОАО «Жирекенский ГОК» (медная и молибденовая руды); ООО «Старательская артель «Кварц» (вольфрамовая руда); ООО «Рудник Дарасунский», ООО «Рудник Апрелково», ООО «Газимур», ОАО «Ксеньевский прииск», ОАО «Прииск Усть-Кара», ООО «ЗК «Урюм» (золото); ЗАО «Забайкалагробизнес», ЗАО «Читинские ключи», ОАО «Читинский молочный комбинат», ООО «Кенон» (пищевые продукты); ООО «Жирекенский ферромолибденовый завод» (ферромолибден); ОАО «ТГК-14», Харанорская ГРЭС, филиал «ОГК-3» (электро- и теплоэнергия).

Как видно, главное место в промышленном производстве занимает добыча полезных ископаемых – 41,8 % (здесь и далее по данным 2008 года).

У Забайкальского края внешнеэкономические связи с 47 странами дальнего и ближнего зарубежья. При этом до 98 % внешнеторгового оборота приходится на Китай.

Регион импортирует продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (44,5 % от общего объема импорта), машины, оборудование и транспортные средства (25,5 %), металлы и изделия из них (11,9 %). На экспорт в основном идут древесина и изделия из нее (90,2 % от общего объема продукции).

Транспорт Забайкальского края

«Забайкальский край занимает важное геополитическое положение. Протяженность границы с Китаем и Монголией составляет почти 2 тыс. км, – комментирует особенности географического положения края губернатор Равиль Гениатулин. – В поселке Забайкальск находятся крупнейшие на востоке России международные автомобильный и железнодорожный пункты таможенного пропуска. Через Забайкальский край проходят самые короткие пути транспортировки товаров в Европу по автомобильным и железным дорогам».

Протяженность забайкальских автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием – 16 тыс. км. Основу автодорожной сети области составляют три федеральные автодороги: М-55 Иркутск – Чита (493,6 км), А-166 Чита – Забайкальск до границы с КНР (480 км), «Амур» Чита – Хабаровск (634 км).

Грузоперевозки в основном обеспечиваются железнодорожным транспортом – по забайкальскому участку Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Протяженность железных дорог края – 2,4 тыс. км.

В Чите есть международный аэропорт, взлетно-посадочная полоса которого позволяет принимать все типы воздушных судов. Через территорию края проходят кроссполярные воздушные трассы (над акваторией Северного Ледовитого океана).

В период навигации осуществляются пассажирские перевозки по реке Шилка; максимальная протяженность маршрута – 134 км.

Развитие транспортных путей – одна из основных задач молодого региона. С 2007 года на территории региона реализуется проект «Создание транспортной инфраструктуры для освоения полиметаллических месторождений юго-востока Забайкальского края». В его рамках планируется построить новую линию железной дороги Нарын – Лугокан протяженностью 375 км.

Кроме того, в ряду крупнейших инвестиционных проектов значатся: комплексная реконструкция участка железной дороги Карымская – Забайкальск, строительство федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск и строительство участков автомобильной дороги Чита – Забайкальск.

Экономическое развитие Забайкальского края

Когда создавался Забайкальский край, предполагалось, что он станет самым богатым субъектом РФ в Сибирском округе. По сведениям Валерия Попова, занимавшего пост главного федерального инспектора по Читинской области, правительство планировало «в течение 10 лет с момента создания края перевести на экономическое и социальное развитие Забайкальского края более 700 млрд рублей». Кризис, конечно, внес некоторые коррективы в планы, но удачное геополитическое положение Забайкалья и природные богатства позволяют краю развиваться несмотря ни на что.

Одним из последних крупнейших проектов стал запуск в эксплуатацию горнорудного предприятия ОАО «Ново-Широкинский рудник» в Газимуро-Заводском районе. Это первый полномасштабный совместный проект в горнорудной отрасли, осуществленный российской (ООО «Руссдрагмет») и казахстанской (ООО «Казцинк») компаниями.

Большие надежды правительство края возлагает на развитие Могойтуйской промышленной зоны на территории Агинского Бурятского округа. Организациям, арендующим здесь землю под строительство своих предприятий, предлагаются льготные условия.

В феврале этого года Президент РФ Дмитрий Медведев обозначил пять приоритетных направлений в развитии Забайкальского края:

1) развитие транспортной инфраструктуры за счет создания системы транспортных коридоров и улучшение логистических возможностей, создание системы логистических центров;

2) комплексное освоение минерально-сырьевой базы;

3) развитие строительной индустрии и жилищного строительства;

4) развитие малого и среднего бизнеса;

5) развитие социальной инфраструктуры.

Подготовила Евгения ЧАБАК

 

Другие статьи рубрики Регион номера: Забайкальский край

Экономический и промышленный потенциал Забайкальского края используется незначительно
Берегите лиственницу!
Забайкальский край делает ставку на сотрудничество с Китаем
ЛПК Забайкальского края: для развития нужны решительные меры
Значимые предприятия ЛПК Забайкальского края
Список предприятий ЛПК Забайкалья

Впечатляющее разнообразие
Забайкалье заповедное
Курс — на переработку древесины
Список крупных предприятий ЛПК Забайкалья

Обзоры ЛПК регионов России