Газогенераторы в СССР
В СССР газогенераторные двигатели стали производиться в середине 20‑х. Правда, тогда они были необходимы лишь небольшим электростанциям, крестьянским мельницам, пилорамам.
Однако в тридцатых годах произошел большой толчок в развитии транспортных средств, работающих на дровяном газе. Нефтепродуктов, главным образом бензина и керосина, постоянно не хватало, особенно много горючего требовалось Красной Армии, многочисленным колхозам, стройкам коммунизма.
Уже в 1931 году был объявлен всесоюзный конкурс на тракторный газогенераторный двигатель. Лучший из представленных − конструкции инженера Декаленкова − стал устанавливаться на тракторе «Коммунар-50». В первую очередь он пошел, конечно, на лесозаготовки. Деревянного топлива для машин всегда было вдоволь. Древесину, чаще всего березу, специально распиливали, раскалывали, сушили. Особенно хорошо показали себя газогенераторные двигатели на водном транспорте, их ставили на катера, самоходные баржи. К тому же на воде легче решалась проблема с охлаждением и запасами топлива. Как ни крути, а добрую треть кузова грузовика типа «ЗиС-5» занимали топливные чурочки.
К тому времени в леспромхозах страны работало уже более 2,5 тысячи тракторов и автомобилей на твердом топливе, а всего по стране около 10% парка транспортных средств имело газогенераторные двигатели. Находились умельцы, которые устанавливали газогенераторы даже на мотоциклах.
А во время войны газогенераторные трактора и автомобили стали основным видом механического транспорта в тылу, особенно в сельском хозяйстве и на лесозаготовках.
В 1942 году, когда гитлеровские войска стали прорываться на Кавказ, где располагался основной нефтепромысел страны, профессор Сибирского лесотехнического института (сейчас − СибГТУ) Николай Петрович Вознесенский получил срочное правительственное задание: в короткий срок перевести на дровяное топливо 6 тысяч тракторов для колхозов и леспромхозов. Задание было выполнено.
Первый в мире трелевочный трактор КТ-12, разработанный уже после войны, тоже работал на дровах. Еще в 1956 году на лесозаготовках использовалось более 20 тысяч таких тягачей. Впрочем, не только дрова, но практически любое органическое вещество, вплоть до соломы и жмыха, оказалось пригодным в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания.
Но уже с середины 50‑х годов интерес к газогенераторным двигателям резко пошел на убыль. Это было естественно: в стране стало лучше с бензином, соляркой. Да и хлопот с ними было гораздо меньше, чем с деревянным горючим.
Информация с сайта www.sintur.ru