Лес – хрупкая зеленая крепость
Словакия по площади территории и численности населения считается малым среднеевропейским государством, ее часто сравнивают (а иногда и путают) со Словенией.
С северо-востока тянутся дугами два карпатских хребтa: Высокотатранский (здесь находится наивысшая точка страны − гора Герлаховский Щит, 2655 м над уровнем моря) и Низкотатранский, ведущий к южной границе государства. Названия горных щитов Татра, Фатра и Матра считаются в Словакии национальными и государственными символами и наряду со славянским крестом отражают исторические и культурные истоки страны.
Зеленое богатство страны
Словакия − страна лесов, более 40% ее территории покрыто ими, преобладают смешанные (бук, дуб, пихта, лиственница, ель). Весьма примечательно, что в последнее время площадь лесов в стране не уменьшается, а, наоборот, растет, хоть и незначительно (с 1960 года она увеличилась на 4,8%). Лесоводы отмечают прежде всего на редкость высокую степень (по крайней мере, в европейском масштабе) распространения в лесах лиственных деревьев, главным образом бука (31,2%) и дуба (10,9%). К самим распространенным видам принадлежат и пихта (26,1%) с сосной (7,2%), в то время как постепенно уменьшается количество еловых насаждений (сейчас их всего 4%). И это несмотря на то, что как раз ели наши лесоводы уделяют особое внимание. На территории Средней Словакии сохранились старожилы лесов − тисы (Taxus bacata), возраст некоторых из них более 600 лет.
Более 90% лесов из общего объема лесного запаса считаются пригодными для заготовки древесного сырья. В 2008 году для этих целей использовалось менее 70% лесов. В то же время постоянно увеличивается площадь лесов, выполняющих функции защиты и улучшения состояния окружающей среды, − в том же 2008 году они составили 17% от всей площади лесов страны. Активисты по охране природы (например, общество VLK) требуют от правительства расширить площадь лесов, защищенных от какой бы то ни было эксплуатации. Хорошо известны их акции в защиту девственных лесов в Средней Словакии, когда они своими телами создавали «живой» щит, препятствуя вырубке заповедных лесов.
Надо отметить и важную особенность восприятия лесов словаками. У нас говорят «Наши горы − наше море», то есть курорт, где мы любим отдыхать круглый год. В Татрах создана сеть туристических маршрутов − троп, за которыми ухаживают местные туристические общества, способствующие развитию туристической отрасли. Но и здесь Словакия значительно отстает от таких развитых в этом отношении стран, как Австрия, Италия или Словения, − и по объему капиталовложений, и по качеству предлагаемых услуг.
Специалисты считают «здоровье» лесов Словакии стабильным. Но, как почти во всех европейских странах, леса моего отечества страдают от загрязнения воздуха, главным образом из-за выбросов расположенных вблизи северной границы Словакии металлургических заводов и химических фабрик в Польше и Чехии. Чистый воздух сегодня становится роскошью, и страны европейского сообщества торгуют между собой объемами промышленных выбросов в атмосферу. Изменения, произошедшие за последние десятилетия в климате, привели и у нас к небывалым потерям лесных насаждений. Ветер, скорость которого временами достигала свыше 200 км/ч, уничтожил в ноябре 2004 года 12,6 тыс. м2 лесных площадей в районе заповедных лесов Высоких Татр.
Лес − дело хозяйское
Как у всех славян, в Словакии лес считают самым важным богатством, которое дает человеку земля, соизмеримым с хлебом или золотом. Кстати, добыча золота в стране тесно связана с лесоводством. Горные города на территории Средней и Восточной Словакии (Кремница, Банска Штявница, Смольник) развивались уже в Средние века именно благодаря запасам леса, необходимым при добыче драгоценных металлов на месторождениях. «Золотые» города средневековой Словакии вошли в историю не только из-за развитой добычи цветных металлов. В Банской Штявнице зародились научные идеи охраны и хозяйственного отношения к зеленому богатству. Родоначальником лесного хозяйства в этой части Европы считают ученого Йозефа Декрета Матейовье (1774−1841). Он основал в этом городе Академию лесоводства наряду с Горной академией. Это учебное заведение действует до наших дней и считается самой престижной специализированной школой в стране.
До Второй мировой войны Словакия была аграрной страной. В послевоенный период началась ее индустриализация. Лесные ресурсы в основном служили сырьем для строительства жилых домов и ремесел. Деревянная архитектура в Словакии считается самым ярким выражением культурных традиций нации. К редчайшим архитектурным памятникам принадлежит ансамбль деревянных жилых домов в селе Влколинец, а также деревянные соборы в Восточной Словакии, внесенные в список объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
В послевоенное время в соответствии с планами индустриализации страны почти на всей территории Словакии были основаны предприятия по обработке древесины, сырье для которых заготавливалось в основном в местных лесах. Центром такой промышленности стала Банска Быстрица и расположенный рядом с ней город Зволен. Объем и ассортимент выпускавшейся этими предприятиями продукции был внушительный: они производили стройматериалы, мебель, поставляли лесоматериалы для использования в различных отраслях, бумагу и целлюлозу, которые покрывали потребности почти всей тогдашней Чехословакии. Часть продукции была предназначена для экспорта, главным образом в страны существовавшего тогда Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) − органа экономического сотрудничества стран социалистического лагеря. Интересный факт: за время существования СЭВ большинство быстросборных домов для строек во многих областях бывшего СССР производились именно в Словакии.
Все это время небывалого процветания деревообрабатывающей промышленности леса Словакии не подвергались истощению. Наверное, и благодаря традиционному хозяйскому отношению к лесу как неотделимой части окружающей среды, но и за счет импорта из СССР древесины для деревообрабатывающих производств. Взамен Словакия поставляла советским лесопромышленникам технику. В лесах России, вероятно, и по сей день работают изготовленные в Словакии лесные трактора «ЛКТ». Эти надежные машины и сегодня производят на севере страны. Завод «ЛКТ Трстена» выпускает шесть типов колесных тракторов. Самый мощный − «ЛКТ 120» − хорошо знаком в России. Специалисты высоко ценят его производительность при добыче и транспортировке древесины, а также надежность при эксплуатации в суровых климатических условиях.
Однако имеющееся в ЛПК Словакии отставание в способах добычи леса и развитии деревообрабатывающей промышленности заставило наших инженеров осваивать современные технологии, приобретенные главным образом в Скандинавии. В 1980-х годах были модернизованы заводы по обработке древесины, среди которых крупнейшим считался завод «Бучина» в городе Зволен. В конце 1980 годов деревообрабатывающие предприятия Словакии выпускали продукцию в весьма внушительных объемах. Например, в горном поселке Тураны, население которого едва достигало 10 тыс. человек, на предприятии «Древина», где эксплуатировались современные деревообрабатывающие машины, по новой технологии производились окна и двери для всей Чехословакии. Еще в 1970-х годах на этом предприятии наладили выпуск так называемых доступных «финских» сборных жилых домов, которые стали весьма популярны у населения страны, прежде всего в Северной Словакии.
Крупные предприятия деревообрабатывающей промышленности были введены в строй и на северо-востоке Словакии, где было изобилие лесов и рабочей силы. Среди самых известных в Словакии и за ее пределами «Букоза вранов» (ныне «Букоза холдинг» с головным офисом в городе Генцовце), предприятие с пятидесятилетним опытом работы в сфере комплексной переработки древесины.
Основу производственного процесса здесь и в настоящее составляют изготовление полуфабрикатов бумаги, клееных большеразмерных плит, используемых для производства мебели и обустройства интерьеров, пиломатериалов для мебельной промышленности и других отраслей. В городе Ружомберок модернизирован по канадской технологии завод по выпуску бумаги и целлюлозы. Предприятие SCP стало одним из крупнейших в Европе по производству бумаги, в том числе и высококачественной офсетной, а также целлюлозы.
Шагом вперед можно считать и строительство там сооружений для утилизации отходов производства целлюлозы по финской технологии. Сейчас SCP − одно из стержневых предприятий группы «Монди», выпускающее в год свыше 300 тыс. т канцелярской бумаги и 420 тыс. т целлюлозы.
K традиционным предприятиям бумажной промышленности относится и завод по производству туалетной бумаги SHP Group Harmanec, торговая марка которого − «Гарманец» − зарегистрирована в 1829 году.
Вечно поют леса…
1990-е годы были самым критическим периодом не для только лесоводства, но и для всей деревообрабатывающей промышленности страны. Резко упала заготовка древесины, на внутреннем рынке воцарились импортеры − западные фирмы. Не прошло и десятилетия с начала XXI века, а многих отечественных заводов по производству окон и дверей, мебели, деревянных жилых домов, стройматериалов уже не существует, оставшиеся становятся легкой добычей приватизаторов. Модным стало покупать окна из пластмассы − деревянные населению больше не по карману. Почти все предприятия перешли в частные руки. Многие новые хозяева продали машины и оборудование, уволили работников, а предприятия быстро обанкротили. Так было не только в деревообрабатывающей промышленности. Выпускавшуюся ранее отечественными мебельщиками продукцию вытеснили на внутреннем рынке новейшие образцы мебели от IКЕА и других компаний, производимые в рамках аутсорсинга за границей, где дешевле и древесина, и рабочая сила.
Леса Словакии в новых экономических условиях не пострадали, а может быть, и выиграли. Хотя были причины для опасения. До 1990 года добыча леса полностью контролировалась государством (впрочем, как и всех ресурсов). В новых социальных условиях владельцы земель (и лесов, в частности) потребовали от государства вернуть им свое имущество. Борьба за лес была ожесточенной в первую очередь потому, что лесоводы опасались распродажи ресурсов за границу, прежде всего в Австрию. Беспокойство общественности вызывало и то, как в новых условиях государство будет заботиться об охране лесов и других ресурсов, прямо связанных с окружающей средой и с другими общественными функциями лесов.
Начало XXI века ознаменовалось стабилизацией экономики в стране. Курс на европейскую интеграцию дал положительные результаты, что отразилось и на возобновлении деятельности деревообрабатывающих предприятий. Резко повысились объемы заготовки древесины. Сейчас продажей лесного сырья занимаются и сами владельцы лесов. Но главным поставщиком лесоматериалов является государственное предприятие «Леса Словацкой республики» в Банской Быстрице: более чем на 20 лесозаводах здесь ежегодно заготавливают для экспорта почти 4 млн м3 древесины (это почти половина потребности внутреннего рынка в древесном сырье − около 8 млн м3). Около 19% предназначено для экспорта (по данным таможенных органов Словакии). Однако экономисты критически оценивают вывоз древесного сырья без налога на добавочную стоимость (внутри ЕС он отменен). Приводятся также аргументы неспособности отечественных лесозаводов предлагать на внешнем рынке древесину высшего качества. Импорт древесины также вырос за последнее время − со 140 тыс. м3 в 2000 году до 400 тыс. м3 в 2007-м. Эксперты рынка считают, что такой объем импорта сохранится и на следующее десятилетие.
Специалисты, однако, отмечают ухудшение «здоровья» лесов в Словакии, которое может негативно повлиять на объемы заготовки леса.
Вопрос о судьбе лесов на территории заповедников до конца не решен по сей день. «Старо-новые» владельцы-частники чуть ли не собирались продать под устройство спортивно-туристских комплексов VIP-класса национальную гордость − Высокие Татры. Предприниматели пытались разыграть свою карту под шумок − пора, мол, Словакии подать заявку на проведение зимней Олимпиады, а для этого надо строить новые спортивные площадки, чтобы быть подготовленными не хуже, чем страны-конкуренты. Вопрос о дальнейшей судьбе большой территории экономически неиспользуемых лесов − сугубо политический. Достаточно отметить, что одним из первых шагов нового правительства (выборы в парламент Словакии состоялись в июне) стало назначение нового директора «Лесов Словацкой республики». Это свидетельствует о том, что в деле борьбы за лесные богатства страны можно ожидать дальнейшего обострения. Чередование политических партий у руля страны, правительств, приходящих к власти благодаря поддержке олигархов с разными интересами, приводит к тому, что судьба лесов Словакии решается исходя из политических, а не из экономических соображений. Под контролем государства сейчас находится всего лишь 40,2% территории всех лесов страны, в руках частников − 55,1%. Доля лесопромышленного комплекса в общем объеме экономики страны невелика − меньше одного процента. Некоторые специалисты утверждают, что этот показатель можно увеличить, если использовать новые технологии глубокой переработки биомассы, в частности для производства топлива для тепловых электростанций. В городе Мартин, например, в этом году ввели в строй тепловой агрегат, работающий на биомассе (главным образом, отходы при заготовке леса), способный вырабатывать ежегодно 25 тыс. МВт электроэнергии. Эксплуатация этого оборудования, работающего по финской технологии, обеспечивает значительно снижение вредных выбросов от сгорания топлива в атмосферу и 240 постоянных рабочих мест. Есть и другие идеи: развивать технологии, позволяющие использовать фито- и древесную массу, скажем, в производстве горючего. Специалисты подсчитали, что, применяя такие технологии, можно получать около 1,293 млн т горючего в год.
Лес и живая вода
Деревообрабатывающая промышленность Словакии вряд ли сможет возобновить свои прежние мощности. Да и все планы эффективного использования биомассы в промышленных целях связаны с колоссальными капиталовложениями.
Но кто же возьмет на себя такие расходы в сложное время экономического кризиса?! А лес растет медленно, но беспрерывно…
Умные люди понимают, в чем его ни с чем несравнимая сила и истинная ценность.
По всей вероятности, ХХI век станет веком истощения традиционных энергоресурсов и серьезных климатических изменений. Страны, подобные Словакии, должны осознавать стратегическое значение лесов в таких условиях. Кроме того, «здоровье» лесов напрямую влияет не только на чистоту воздуха, но и на состояние ресурсов пресной воды.
Простейшая формула жизни на Земле − это солнце, воздух и вода. И эта формула наилучшим образом сохраняется именно в лесах − как сбережения в сейфе банка.
Для нас, безрассудно уничтожающих свой дом, лес − одна из последних зеленых крепостей, охраняющих человеческую цивилизацию. И хотя она кажется хрупкой и легко разрушаемой, ее значение безостановочно будет расти с каждым годом, с каждым днем. Так, как растет лес.
Карол ФАЙТ, г. Братислава, Словакия