Строительство лесных дорог в Белоруссии
Проблема плохой проходимости проселочных, лесных и других дорог, одна из самых острых и труднорешаемых во многих странах мира, оказывает сдерживающее действие на развитие их экономик. Ведь плохо организованная система транспортного сообщения обуславливает низкий уровень грузоперевозок и, соответственно, оказывает негативное влияние на темпы роста объемов внешней и внутренней торговли страны. Надо ли говорить о том, насколько важна эта проблема в ЛПК…
В странах Западной Европы с этой проблемой научились справляться за счет эффективного внедрения в строительство новых коммуникаций инновационных материалов и технологий. Странам бывшего СССР, которые на мировом рынке выступают в роли поставщиков леса и его продуктов (например, России), надо быстрыми темпами ликвидировать отставание в этой сфере и с каждым годом все больше строить качественных внутренних коммуникаций, в частности лесных дорог, которые дадут возможность совершенствовать способы вывоза материала с места его вырубки. Эта проблема весьма актуальна и для Белоруссии, одним из основных продуктов экспорта которой на Запад является лес и которой, для того чтобы увеличить объемы поступающей в государственную казну твердой валюты, приходится создавать простую и наименее затратную логистику лесного хозяйства. Возможность эффективной разработки труднодоступных лесных делянок здесь напрямую зависит от наличия надежных автодорог в болотистых местностях. Кроме того, важно, чтобы качество используемых дорог сохранялось на протяжении многих лет даже при большой транспортной нагрузке. А также то, чтобы лесные дороги были доступны для эксплуатации вне зависимости от времени года.
В декабре 2010 года Белорусский государственный технологический университет (БГТУ) и компания DuPont приступили к совместной работе, призванной ускорить строительство дорог в болотистой местности Белоруссии и снизить затраты на него. Это стало возможным благодаря использованию геосинтетика DuPont™ Typar®.
Проект, который состоит из трех этапов, был запущен еще в 2007 году и включает экспертную оценку технических характеристик геосинтетика Typar®. Анализ технических характеристик, сравнительные тесты и полевые испытания подтвердили, что геосинтетик с момента укладки на грунт в качестве подложки для дорожного полотна сохраняет прочность и высокую эффективность (до 100 лет), полностью соответствуя особым требованиям, которые диктуют условия эксплуатации.
На первом этапе в лабораторных условиях, на уникальном стенде в БГТУ, проводились научные изыскания и экспертная оценка технических характеристик материала и подбор целого ряда технологий формирования дорожных «одежд» для разнообразных типов почв, характерных для Республики Беларусь. В результате было найдено оптимальное техническое решение.
На втором этапе велось строительство опытных участков дорог. После подготовки просеки на всю ширину земляного полотна укладывался геотекстиль Typar SF 40 (фото 1), который обладает высокой разделительной и фильтрующей способностью, что предотвращает смешивание материала насыпи с грунтом и минимизирует риск возникновения ям и кoлейности.
Дело в том, что высокоэффективный геосинтетик Typar состоит из непрерывных волокон полипропилена, термоскрепленных по уникальной технологии DuPont. Благодаря этой технологии он обладает исключительной однородностью и жесткостью структуры, а также имеет отличные показатели по растяжению и начальному модулю упругости. Перечисленные выше характеристики обеспечивают стойкость к повреждению и направленной деформации поверхности во время эксплуатационных нагрузок. Поверх геотекстиля отсыпался слой песка определенной толщины. В рамках совместного проекта с БГТУ дороги с применением геосинтетика DuPont были построены в Осиповичском (четыре участка общей протяженностью 950 м), Белыничском (семь участков общей протяженностью 700 м) и Быховском (два участка общей протяженностью 400 м) областных лесничествах.
На третьем этапе проекта, который реализуется сейчас, проводится оценка работоспособности и срока службы построенных дорог.
Строительные проекты, осуществленные БГТУ, показали, что дороги, при строительстве которых не применялся геотекстиль, не способны сохранять необходимую устойчивость и функциональность на протяжении сколько-нибудь долгого времени (фото 2). При этом дорожное покрытие с использованием Typar может быть в 1,2−1,5 раза тоньше, что позволяет сократить расход материалов и затраты на строительство, и по нему можно ездить в любое время года.
Натурные испытания подтверждают, что надлежащее использование геосинтетика DuPont Typar в качестве стабилизатора почвы помогает уменьшить объем экскаваторных работ, а также снизить (или даже исключить) применение древесины в строительстве, повысить прочность дорог, сократить экономические затраты, ускорить дорожное строительство и минимизировать затраты на техобслуживание дороги (фото 3).
«Typar используется во многих странах для модернизации инфраструктуры как транспортных магистралей, так и крупных сооружений. Мы рады видеть, что совместная работа с БГТУ приносит крайне интересные и полезные результаты, и гордимся тем, что предложенные DuPont знания о материалах и мировое ноу-хау в производстве геотекстиля внесли вклад в развитие и модернизацию дорожной инфраструктуры Белоруссии. Мы настроены на развитие этого сотрудничества, направленного на благо страны», − сказал Алексей Спицын, глава строительного департамента DuPont в Восточной Европе.
Подготовила Мария ШАПОВАЛОВА
Справка
DuPont™ Typar® − нетканый термоскрепленный геотекстиль, который производится из бесконечных волокон 100%-го полипропилена. Он обладает высокой прочностью и отличной водопроницаемостью и является одним из наиболее известных и широко применяемых высококачественных материалов для дорожного строительства, устройства дренажей, инверсионных кровель и выполнения ландшафтных работ.
Геотекстиль Typar подвергается компрессии при изготовлении, поэтому тоньше и легче обычных иглопробивных геотекстильных материалов, что позволяет использовать для его хранения небольшие складские площади и облегчает работу с ним. Кроме того, он легко режется с помощью ножа или ножниц (при резке на небольшие куски) либо цепной пилы (при резке материала в рулонах).