Кадровый вопрос: проблемы и пути решения
Лесной комплекс Подмосковья, как и любого региона, нуждается в хорошо подготовленных кадрах. Без специалистов не заработают инвестиционные проекты, не откроются новые производства и некому будет следить за исполнением нового Лесного кодекса. Как известно, именно в Московской области находится головной отраслевой вуз, который готовит специалистов для лесного хозяйства, – Московский государственный университет леса (МГУЛ). Сегодня в нем обучаются 10 328 человек по 37 образовательным программам. Университет живет и работает в тесной связи с отраслью, принимая участие во всех значительных мероприятиях ЛПК.
МГУЛ принял участие в разработке Стратегии развития лесного комплекса РФ через созданные координационные совещательные органы, в создании постоянно действующего Совета по развитию лесопромышленного комплекса при Президенте РФ. В университете открыт учебно-практический центр лесного факультета, который возглавил заместитель генерального директора федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» И. М. Потапов. Шестого июня этого года подписан договор о стратегическом партнерстве между университетом и «Рослесинфоргом».
О том, как проходит подготовка будущих работников лесного комплекса, какие сложности возникают и как их удается решать, нам рассказал ректор МГУЛ Виктор Георгиевич САНАЕВ.
– Готовите ли вы кадры специально для Московской области, с учетом специфики нашего региона? Есть ли определенная потребность области в выпускниках МГУЛ?
– Начнем с того, что наш университет – единственный отраслевой вуз в Центральном регионе, поэтому мы, конечно, готовим специалистов и для Московской области, и для Центрального федерального округа в целом. У нас есть специальность «лесное хозяйство», есть широко востребованное сегодня в регионе направление «садово-парковая и ландшафтная архитектура», обучаем студентов по специальности «лесопарковое хозяйство», а также по всем направлениям, связанным с охраной, восстановлением и мониторингом лесных ресурсов. И ещё существует в университете отдельная специализация «управление и основы лесного законодательства». Судя по статистике, почти 70% наших выпускников идут работать по специальности. Этот процент можно увеличить при условии, что отрасль (включая и государство, и лесной бизнес) будет реагировать на потребности молодых специалистов.
Все теоретические знания мы отрабатываем на практике. Для этого у нас есть учебно-опытный лесхоз «Щелковский», который занимает 34,6 тыс. га с питомниками, базой практики по лесному хозяйству и лесозаготовке, большим перерабатывающим цехом. В связи с введением нового Лесного кодекса РФ и созданием федеральных лесничеств лесхоз остался в управлении университета, но несколько усложнилась система управления. Однако нам удалось объединиться в одно учебное лесничество с Правдинским техникумом, который также готовит работников для лесного хозяйства.
У нас в университете работает прекрасный попечительский совет, его возглавляет бывший министр лесной промышленности Владимир Иванович Мельников, кстати, наш выпускник. Ему удалось сплотить вокруг себя около 100 организаций лесного профиля. Такие гиганты, как Электрогорский мебельный комбинат, Шатурский мебельный комбинат, понимая важность подготовки кадров, сейчас вкладывают средства в обучение своих будущих специалистов. А для того чтобы подготовить специалиста для конкретного предприятия, необходимо им заниматься, организовать соответствующую практику, чтобы он не переучивался, придя на производство, а был готов к работе. Вот иностранные компании – производители оборудования прекрасно понимают, что нужно инвестировать в будущее, и благодаря этому группы студентов по 15−20 человек у нас уже три года ездят на зарубежные стажировки в Европу. Но хорошо бы привлечь и российские компании к образовательному процессу. Тем более что тогда было бы ясное понимание потребностей отрасли в кадрах. И если с Федеральным агентством лесного хозяйства у нас такая связь налажена и мы можем получить от них информацию о том, сколько специалистов необходимо для работы в государственных органах, то я, например, не знаю, куда обратиться, чтобы узнать кадровые потребности лесного бизнес-сообщества. Мы контактируем со многими ассоциациями, союзами и объединениями, проводим анализ по регионам, но единой информации все же нет.
Если вернуться к специфике нашей области, то, в отличие от других регионов, московские леса являются рекреационными, поэтому лесопользование и устойчивое лесопользование здесь рассматривают леса не как товарный ресурс, а как экологическую, защитную, культурную составляющую региона. Но не надо забывать о том, что разумное лесопользование должно быть и в таких «зеленых» регионах, и этому мы учим будущих специалистов в лесозаготовительной отрасли. Даже в охранных зонах нужно умело и планомерно проводить рубки, в том числе и санитарные, без этого лес не сможет выполнять свою функцию.
– Какая сейчас ситуация с запретом на рубки и заготовку леса в Московской области? И какова ваша позиция в этом вопросе?
– Мы выступаем за систему, которая дает возможность вести хозяйство разумно. Должны быть и рубки, и заготовка, но в сочетании с бережным отношением к лесу. Вот, например, в августе по Московской области прошел сильный ураган, от которого особенно пострадали Щелковское и Правдинское лесничества. Полегли почти 250 га леса. Но разрешения на заготовку, очистку и вывоз леса нет, значит, нужно оставить лес гнить? А ведь эта древесина ещё имеет товарную ценность, из нее можно отобрать и деловую древесину, и лес, который пойдет на дрова. Ситуацию долго пытались решить, но только недавно началась работа по проведению аукционов, и надеюсь, лес не пропадет.
Если такая ситуация возникнет ещё раз, то уже будет понятно, что делать. Но это форс-мажорные обстоятельства, а основная проблема – санитарные рубки. Их нужно проводить регулярно и системно с целью оздоровления лесного массива. Кроме того, в Московской области существуют достаточно большие запасы сырьевой древесины, и её можно разумно использовать, применяя современную технику и технологии заготовки, чтобы не нанести ущерб лесу. Мы считаем, что существующие сегодня запреты на рубку и заготовку леса во многом перестраховочные и не всегда являются оправданными.
Что касается законодательных актов, регламентирующих этот вопрос, то сейчас Федеральным агентством лесного хозяйства ведется такая работа, и в Лесной кодекс будут внесены соответствующие поправки.
Наш университет заявил совместно с Рослесхозом разработку по научной тематике «Несплошные рубки». Эта тема актуальна не только для нашей области, но и для других регионов, в которых растут «зеленые леса».
– Как вы считаете, то, что Московский регион оставили в ведении Федерального агентства лесного хозяйства, создает для области преимущество или является недостатком?
– Я могу сказать, что не был сторонником такой молниеносной передачи полномочий в субъекты Федерации по всей стране. По моему мнению, стоило бы сначала провести своего рода эксперимент в нескольких регионах, причем выбрать наиболее подготовленные регионы, а их не так уж много. И готовность остальных регионов принять полномочия по управлению лесными ресурсами под вопросом. Что касается Московской области, то у нее, конечно, особое положение, ведь здесь расположены объекты государственного значения, оборонные объекты, и, разумеется, сыграла свою роль близость к столице. Усиленный контроль лесного фонда региона одновременно представляется и преимуществом, и недостатком, система управления только отрабатывается.
– А как обстоит дело с восстановлением леса?
– И с этим есть проблемы. Теоретически после проведения аукциона и получения разрешения на заготовку леса лесозаготовители должны тут же озаботиться вопросом восстановления леса, который они вырубят. Для этого им нужно заключить соглашение с питомниками или организациями, которые имеют посадочный материал или занимаются посадками. Вопрос необходимо взять под жесткий контроль, в Лесном кодексе прописаны четкие указания на этот счет. Проблема ещё и в том, что на территории Московской области сейчас недостаточно лесных питомников. Многие питомники сориентированы на коммерческую работу, в частности на ландшафтное оформление городов. Чтобы выжить, они выращивают материал, востребованный на рынке, – декоративные деревья и кустарники. Приходится везти саженцы из соседних областей. Сегодня объемы восстановительных ресурсов, которые требуются области, невелики. Но нужно думать о перспективе и заниматься организацией таких питомников уже сейчас.
В заключение хочу сказать, что в конце октября в Красноярске прошло заседание Совета по развитию лесного комплекса. Я возглавляю в совете рабочую группу по подготовке кадров, науке и инновациям. Всего образовано четыре рабочих группы, одна из них – под руководством Алексея Ивановича Савинова. Все вопросы, которые мы с вами сейчас обсудили, войдут в Стратегию развития лесного комплекса в части подготовки кадров, науки и инноваций. Такая категория появилась впервые, но и сама новая стратегия впервые разрабатывается для единого комплекса, куда входят и лесное хозяйство, и лесная промышленность. А лесной комплекс без кадров работать не сможет. Когда рассказывают о том, сколько будет построено новых деревообрабатывающих предприятий, ЦБК, заводов и так далее, встает вопрос: «А кто там будет работать?» Вот этот вопрос мы и призваны эффективно и разумно решить.
Подготовила Регина БУДАРИНА
Другие статьи рубрики Регион номера: Московская область
Московская область: на перекрестке торговых путей
По пути приоритетов
Рекреационные леса не должны быть объектом приватизации
По стандартам нового времени
Список предприятий ЛПК Москвы и Московской области
А в Подмосковье водятся грибы
Что неладно в лесном королевстве?
Центральный федеральный климат
3 миллиарда «деревянных» денег
Список крупных предприятий ЛПК Москвы и Московской области
За 90 лет площадь лесов Подмосковья увеличилась в полтора раза
Отношение к арендатору леса меняется