Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

По пути приоритетов

В свое время по инициативе и при деятельном участии Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России в силу вступило хорошо известное 419-е постановление о приоритетных проектах в российском ЛПК. Начиная с 2007 года существует практика господдержки инвесторов, готовых идти по пути создания новых или реконструкции действующих предприятий деревообработки.

Тимур Иртуганов
Тимур Иртуганов

Без малого четверть века Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России активно участвует в решении актуальных для отрасли проблем в тесном взаимодействии с такими структурами, как Минпромторг, Рослесхоз, Минэкономразвития, естественные монополии. При его поддержке были урегулированы, например, вопросы, касающиеся разрешения железнодорожных поставок после приватизации РЖД. Свои результаты дает участие союза в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в Совете по лесному комплексу при Правительстве РФ, возглавляемому Александром Хлопониным, в разных межведомственных и общественных советах при Минпромторге и Федеральном агентстве лесного хозяйства.

На счету союза подготовка целого ряда предложений по совершенствованию законотворческой деятельности и законодательной базы; в его ведении постоянно возникающие вопросы арендной платы, строительства лесных дорог, мер по обеспечению противопожарной безопасности, поддержки членов союза в регионах, выставочно-конгрессная работа и многое другое.

Важным направлением деятельности союза является разработка проекта увеличения преференций для инвесторов вплоть до установления нулевой арендной ставки на несколько лет, до выхода предприятия на самоокупаемость, но не больше чем на шесть лет. В настоящее время одной из приоритетных задач союза является подготовка предложений бизнеса и лесной общественности для разработки стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 года, в частности модернизация 419-го постановления, давно требующего корректировки по целому ряду показателей. Например, необходимо повышение в несколько раз нижнего порога объема инвестиций, составляющего на текущий момент 300 млн рублей.

Наряду с модернизацией и импортозамещением такие понятия, как инвестиционная деятельность и приоритетные проекты, сегодня не просто на слуху, а становятся важной составляющей любого крупного бизнеса. Не исключение и предприятия лесной промышленности. О том, насколько актуальны подобные вопросы для Московской области и почему в списке из более чем 120 приоритетных проектов по стране в целом нет ни одного, относящегося к Московской области, рассказал вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Тимур Иртуганов:

«Что входит в понятие приоритетный инвестиционный проект? Преференции, которые государство предоставляло инвесторам, это дешевое и доступное сырье: предприятия, которые производят большие объемы продукции, нуждаются в больших объемах сырья. Другими словами, это аренда лесных участков, которые предприятия сами или через субподрядчиков разрабатывают и заготавливают на них древесное сырье по довольно невысокой цене. Вступивший в силу с 2007 года новый Лесной кодекс упорядочил процедуру получения лесных участков в аренду, в том числе под промышленные рубки леса для деревоперерабатывающих производств, таким образом, на его основе и был создан механизм господдержки. За половину арендной ставки, без проведения аукциона под такие проекты можно было получить большое число лесных участков.

Механизм оказался действенным; в некоторых регионах стоимость аренды во время проведения аукционов могла вырасти в несколько раз. Еще недавно в Иркутской области рассматривали прецедент, когда по результатам торгов арендная плата увеличилась почти в 10 раз! Причем в качестве конкурирующих на аукцион по аренде лесных участков площадью несколько десятков тысяч гектаров выходили фирмы-однодневки. Те же компании, которые попали в перечень приоритетных проектов, были избавлены от подобной процедуры и получали участки в аренду без аукциона по ставке арендной платы с коэффициентом 0,5».

Для доказательства непригодности Московской области в качестве стратегической площадки для размещения приоритетных проектов Тимур Равильевич привел убедительные факты и цифры: «Несмотря на то что по документам лесистость Московской области составляет около 36%, то есть 36% территории региона занято лесом, промышленные рубки там запрещены. Разрешаются только рубки ухода. Поэтому если посмотреть объем древесины, который за первые восемь месяцев 2016 года заготовили в Московской области, цифра будет чуть меньше 3 тыс. м3. Для сравнения: за тот же срок в Вологодской области заготовили 8,4 млн м3, а в Иркутской области - 15,2 млн м3. Понятно, что ни о какой промышленной заготовке ни для каких приоритетных проектов в Московской области речи нет. И если в Подмосковье появятся предприятия ЛПК, которые будут потреблять большие объемы сырья, это автоматически означает, что сырье будут завозить из других регионов. Собственно, так и происходит: для тех мощностей, которые в Подмосковье есть с советских времен или обновлялись в 1990-е либо недавно, древесину поставляют из других регионов страны.

Эта ситуация накладывает отпечаток на специфику деревообрабатывающих предприятий Московской области. Когда сырье везут из другого, зачастую не очень близкого региона, имеет смысл производить продукцию ЛПК только с высокой добавленной стоимостью, и речь не может идти о пиломатериалах. Конечно, в Московской области существует некоторое число лесопилок, где производят пиломатериалы. Но когда себестоимость круглого леса возрастает за счет большого плеча поставки, нерентабельно его просто распилить и продать доски, надо производить продукцию с высокой степенью переработки: мебель, плиты, бумагу. Для строительства ЦБК, понятное дело, нужны особые условия, которых опять-таки нет в Московской области, поэтому подобные проекты здесь не реализуют. Остаются мебельные и плитные производства, и здесь Подмосковье, конечно, в лидерах еще с советского времени».

Надо сказать, что некоторые предприятия, производящие ДСП, обновлялись уже и в 1990-е годы. Хорошо известны такие компании, как «Кроношпан» в Егорьевском районе Московской области, «СходняЛеспром» в Сходненском районе, «Экспериментальный завод ДСП» в Сергиевом Посаде, «Московский экспериментальный завод ДСП» и другие. Это компании, которые обеспечивают региону лидерство в производстве плит.

Благоприятным фактором является и то, что значительная часть потребителей их продукции - производителей мебели также находятся в Московской области. Именно там расположены крупнейшие отечественные мебельные производства: достаточно вспомнить такие, как «Шатура-Мебель», «Фабрика 8 Марта», «Электрогорскмебель», «Столплит» и другие. Всего в Московской области около 200 мебельных предприятий.

«Если говорить об объемах производства ДСП в Московской области, то это более 1,5 млн м3 только за первые восемь месяцев 2016 года. То есть, хотя сегодня в стране действует большое число предприятий, выпускающих плиты, например «ДОК Калевала» в Карелии или «Кастамону» в Татарстане, Московская область сохраняет лидерство. Про мебель я даже не говорю, здесь Подмосковный регион однозначно в лидерах.

Таким образом, применительно к Московской области имеет смысл говорить только о глубокой переработке древесины. Статистика свидельствует: в России стоимость продукции, произведенной из одного кубометра необработанной древесины, чуть выше $100. Если взять этот показатель, скажем, в Финляндии, то это почти $400, в США - почти $900. Конечно, ситуация в Московской области значительно отличается от картины в РФ в целом, и, безусловно, стоимость продукции, произведенной из одного кубометра необработанной древесины, здесь выше $100, но обойтись без леса московский регион тоже не может. Понятно, что потребители больших объемов древесного сырья являются приоритетными заказчиками поставщиков из других регионов, надежными и постоянными, и поставка древесины на эти подмосковные предприятия налажена хорошо.

Наконец, поскольку Москва - это центральный транспортный узел, есть возможность регулировать все вопросы по транспорту в гораздо более сжатые сроки, чем в большинстве регионов. Да и проще решаются все инфраструктурные вопросы: подключение к любым сетям, транспортная доступность... Основной вопрос - вопрос цены: если в Московской области кто-то захочет строить свою площадку, надо понимать, что стоимость земли там выше, чем в других регионах».

Итак, несмотря на отсутствие приоритетных проектов, лесопромышленный комплекс Московской области продолжает уверенно развиваться и демонстрирует отличные результаты. Доля деревообрабатывающей отрасли в местном промышленном производстве составляет более 6%, что для региона с высокоразвитой промышленной структурой весьма высокий показатель.

Яна Россо


Другие статьи рубрики Регион номера: Московская область

Московская область: на перекрестке торговых путей
Рекреационные леса не должны быть объектом приватизации
По стандартам нового времени
Список предприятий ЛПК Москвы и Московской области

А в Подмосковье водятся грибы
Что неладно в лесном королевстве?
Кадровый вопрос: проблемы и пути решения
Центральный федеральный климат
3 миллиарда «деревянных» денег

За 90 лет площадь лесов Подмосковья увеличилась в полтора раза
Отношение к арендатору леса меняется

Обзоры ЛПК регионов России


Автор: Яна Россо