Партнеры журнала:

В центре внимания

Меры по развитию лесопромышленного комплекса

Что предлагает Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров

У России длинная и успешная история развития лесного комплекса, большой научный потенциал и квалифицированные кадры. Все это создает основу для мер по преодолению кризиса, роста объемов заготовки древесины и ее переработки, в т. ч. с максимальной добавленной стоимостью.

Коротко опишем текущую ситуацию в лесопромышленном комплексе страны.

Лесное хозяйство и лесная промышленность

Рис. 1. Объемы заготовки древесины в РФ в 2011–2016 годы, млн м3
Рис. 1. Объемы заготовки древесины в РФ в 2011–2016 годы, млн м3

Рис. 2. Показатель съема древесины с 1 га в России, США и Германии, м3
Рис. 2. Показатель съема древесины с 1 га в России, США и Германии, м3

Рис. 3. Стоимость продукции ЛПК, полученный из 1 м3 древесного сырья в России, США и Финляндии, $
Рис. 3. Стоимость продукции ЛПК, полученный из 1 м3 древесного сырья в России, США и Финляндии, $

Спелый лес не вырубается в необходимых объемах, в лесозаготовки вовлекается всего 10% площади спелых лесов. Расчетная лесосека реализуется в среднем не более чем на 30%.

Принятый в мировой практике показатель съема древесины с 1 га лесопокрытой площади составляет в России всего 0,23 м3, а в развитых лесопромышленных странах 2,0 м3 - в США и 4,8 м3 - в Германии.

В лесном фонде не ведутся на необходимом уровне мероприятия по защите лесов от пожаров. Лесные пожары своевременно не обнаруживаются и не ликвидируются, что приводит к тяжелейшим последствиям. И ситуация продолжает ухудшаться. Так, за период 2013-2015 годов число случаев возникновения лесных пожаров выросло на 16%, а площади, пройденные ими, - почти в два раза. Не выполняются задания по объемам и качеству лесовосстановительных работ. За тот же период площади лесовосстановительных работ сократились почти на 70 тыс. га.

В лесной промышленности ситуации аналогичная. Ее доля в валовом внутреннем продукте составляет 1,27% (данные Минпромторга России за 2015 год); в объеме отгруженной продукции по промышленности в целом - 3,9% (здесь и далее данные Росстата за 2015 год); в валютной выручке от экспорта - 1,7%, в объеме мировой торговли лесоматериалами - 4,0%. Общий объем производства лесобумажной продукции за 2016 год оценивается примерно в $17,72 млрд (при запасах древесины 81,5 млрд м3). В то же время в развитых лесопромышленных странах, например в США, при запасах древесных ресурсов 35,1 млрд м3 лесобумажной продукции составляет более чем на $354,0 млрд.

Выручка от российского лесного экспорта за 2016 год составила $9,4 млрд. Для сравнения: в Финляндии - $24,6 млрд, в Канаде - более $32,9 млрд, а в США - более $45,7 млрд (данные ФАОстат за 2015 год). Разница в объемах производства продукции глубокой переработки древесины между Россией и западными лесными державами в пользу последних, что свидетельствует о сохраняющейся сырьевой направленности лесного сектора экономики России.

Основные проблемы лесопользования

Рис. 4. Общий объем производства лесобумажной промышленности в России и США в 2016 году, $млрд и запас древесных ресурсов, млрд м3
Рис. 4. Общий объем производства лесобумажной промышленности в России и США в 2016 году, $млрд и запас древесных ресурсов, млрд м3

Рис. 5. Выручка лесного экспорта за 2016 год в России, Финляндии, Канаде и США, $ млрд
Рис. 5. Выручка лесного экспорта за 2016 год в России, Финляндии, Канаде и США, $ млрд

Рис. 6. Структура экспорта и импорта лесобумажной продукции в 2016 году в России, %
Рис. 6. Структура экспорта и импорта лесобумажной продукции в 2016 году в России, %

Рис. 7. Протяженность лесных дорог в России, США, Австрии и Германии, км на 1 тыс. га лесов
Рис. 7. Протяженность лесных дорог в России, США, Австрии и Германии, км на 1 тыс. га лесов

Рис. 8. Соотношение объемов проданной в 2016 году на рынке РФ импортной и отечественной техники для ЛПК и сельского хозяйства
Рис. 8. Соотношение объемов проданной в 2016 году на рынке РФ импортной и отечественной техники для ЛПК и сельского хозяйства

Основные причины сложившейся ситуации хорошо известны специалистам и руководителям отрасли, но, по сути, не решаются. Остановимся на наиболее существенных.

В сфере лесного хозяйства. С учетом давности лесоустройства на большей части территории страны более 20 лет и при существующих темпах проведения лесоустройства отрасль выйдет на нормальный цикл лесоустроительных работ только через 10 лет.

Предлагаемые меры. Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России будет содействовать решению вопросов бюджетного финансирования лесоустроительных работ, в первую очередь на территориях активного лесопользования и особенно - в зоне действия приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Что касается сферы лесопользования, Союз продолжит работу, направленную на совершенствование механизмов компенсации лесопользователям затрат на ведение лесного хозяйства и создание инфраструктуры лесопользования, а также будет содействовать отмене авансовых платежей и переходу на расчеты по фактически освоенным объемам.

В сфере создания и поддержания лесных дорог. Для эффективного ведения лесозаготовок требуется ежегодно вводить в эксплуатацию 10-11 тыс. км лесных дорог круглогодового действия в соответствии со Стратегией развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года. Сейчас, по данным опроса лесозаготовительных организаций, строится 1,4-1,5 тыс. км. Основные причины - отсутствие средств на капитальное строительство.

Предлагаемые меры. Считаем, что государство и бизнес должны объединить усилия и финансовые ресурсы для формирования в лесном фонде страны необходимой сети лесных дорог противопожарного, лесохозяйственного назначения и дорог, обслуживающих потребности лесозаготовительной промышленности. С этой целью необходимо создать правовой и организационный механизм строительства лесных дорог на условиях софинансирования из средств бизнеса и федерального и регионального бюджетов.

В сфере лесопромышленного производства. Инвестиционная привлекательность лесного комплекса низкая. Одна из основных причин, по нашему мнению, в том, что меры государственной поддержки с целью стимулирования инвесторов для создания производств по глубокой переработке древесины явно недостаточны. Нет мер государственной поддержки предприятий, занимающихся переработкой вторичных ресурсов, в первую очередь - макулатуры.

Предлагаемые меры. Для повышения инвестиционной привлекательности отрасли и в рамках антикризисных мер целесообразно:

  • внести изменения в Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. №419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», предусматривающие расширение мер государственной поддержки;
  • решить вопросы обнуления ставки рефинансирования по кредитам коммерческих банков, предоставляемым на создание новых производств по глубокой химической переработке древесины, а также выделения средств в рамках Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. №1312 - для предоставления субсидий на компенсацию части затрат на проведение НИОКР предприятиям ЛПК при осуществлении модернизации производства с целью организации выпуска импортозамещающей продукции.

Несколько слов о лесном машиностроении, положение которого критическое. Доля импорта на российском рынке составляет более 86% общего числа проданных машин и 94,5% общего объема продаж. В текущем году ситуация на рынке лесозаготовительной техники существенно не изменилась. В целом российское машиностроение, по экспертной оценке, теряет в год платежеспособный спрос в объеме 12-15 млрд руб. только в сфере лесопромышленного комплекса.

Основных причин, которые препятствуют развитию отечественного лесного машиностроения две. Первая - отсутствие в лесозаготовительном производстве какой-либо промышленной политики. Так, например, по оценкам специалистов, только около 40% российских лесов подходят для проведения сортиментной заготовки. Объем рынка импортной техники для этой технологии значительно превышает объем рынка техники для ведения хлыстовой заготовки древесины. Вторая причина - недостаток средств на техническое и технологическое перевооружение, расширение номенклатуры производимой техники и переход на инновационную, конкурентоспособную продукцию. Имеют место недостатки таможенно-тарифного регулирования.

Предлагаемые меры:

  • распространить действие Постановления Правительства РФ от 29 марта 2005 г. №166 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки» на комплектующие узлы и агрегаты для лесных машин и оборудования. Затем, по аналогии с автопромом, принять комплекс защитных мер таможенно-тарифного регулирования, исключающих ввоз в страну бывших в употреблении лесозаготовительных машин и оборудования;
  • провести корректировку Подпрограммы 3 «Машиностроение специализированных производств» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в сфере лесозаготовительного и лесохозяйственного машиностроения, предусмотреть организацию серийного производства современной лесной техники;
  • организовать на базе предприятий лесного машиностроения совместные предприятия по серийному выпуску харвестеров и форвардеров, работающие на первоначальном этапе по лицензионным соглашениям как сборочные производства с последующей локализацией в течение пяти лет не менее 30%.

В сфере перевозок лесных грузов ситуация осложняется постоянным ростом затрат на оплату услуг железнодорожных компаний и стоимости перевозки грузов тяжеловесным автомобильным транспортом, что привело к увеличению не только доли сырья с себестоимости продукции лесопереработки, но и логистической составляющей в цене российской лесобумажной продукции.

Предлагаемые меры. Для разработки компромиссных мер по тарифам на транспорте необходимо создать при Совете по развитию лесного комплекса межведомственную рабочую группу, в состав которой должны войти представители Минпромторга России, Минтранса России, ОАО «РЖД» и Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России.

Основные проблемы в области внешнеэкономической деятельности

У основных конкурентов России на мировых рынках (Финляндии, Швеции, Канады, в последние годы - Китая) хорошо развитая инфраструктура поддержки экспорта. Это специализированные порты, собственная сбытовая сеть в странах-импортерах и т. д. В России ситуация противоположная. Порты, специализировавшиеся ранее на отгрузке древесины и изделий из нее, переориентируются на перевалку более рентабельных грузов, постоянно повышая стоимость услуг для обработки лесных грузов. Наши конкуренты используют такие меры поддержки экспорта, как страхование торговли и инвестиций от экономических и политических рисков. Наш союз неоднократно поднимал вопрос о необходимости создания подобной инфраструктуры.

Предлагаемые меры. Необходимо оказать содействие формированию инфраструктуры лесного экспорта в стране и странах-импортерах российской древесины, а также снять имеющиеся технические барьеры при экспорте продукции ЛПК; содействовать принятию мер государственной поддержки лесопромышленных предприятий в условиях членства России в ВТО; обеспечить расширение Перечня оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, не облагаемого налогом на добавленную стоимость при импорте (Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. №372).

Развитие отраслевой науки и подготовки кадров

Ситуация, сложившаяся в сфере финансирования научных исследований приводит к вытеснению ведущих лесных НИИ из системы создания нового технологического уровня ЛПК. Годовое бюджетное финансирование НИОКР составляет сегодня 0,05% объема продукции, выпускаемой отраслью, в то время, как в развитых странах этот показатель в 100 раз больше. Подобное положение ведет к деградации научной инфраструктуры, снижению кадрового потенциала науки и в результате - к деградации отрасли.

Предлагаемые меры. Для повышения эффективности отраслевой науки мы считаем целесообразным создать единый научно-исследовательский центр лесного комплекса с частно-государственным финансированием, что обеспечит консолидацию потенциала прикладной отраслевой науки; включить затраты предприятий на НИР и НИОКР в себестоимость производимой продукции.

 

Тимур Иртуганов
Тимур Иртуганов

К настоящему времени в отрасли, по сути, ликвидированы все отраслевые профессионально-технические училища и лесотехнические школы по подготовке рабочих кадров. Постепенно приходит в упадок система высшего образования, качество и уровень подготовки специалистов снижаются, одной из причин чего является существенное снижение качества и сокращение объемов научных исследований в университетах. Сокращаются научные коллективы, материально-техническая база изношена, устарела и уже давно не соответствует современным требованиям.

Предлагаемые меры. Принципиально важно провести институциональные преобразования в лесном образовании и науке по следующим направлениям:

  • оптимизация образовательной деятельности вузов, в том числе выделение приоритетных направлений подготовки специалистов, реструктуризация учебных подразделений, пересмотр образовательных программ с учетом удовлетворения потребностей ЛПК и т. д.;
  • вовлечение работодателей отрасли в систему управления вузами путем создания наблюдательных советов и участия бизнес-сообществ в подготовке программы оптимизации процессов образования и подготовки кадров.

Тимур ИРТУГАНОВ,
вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России