Регион номера

Компания «СТОД» первой в России приступила к реализации проектов многоэтажного деревянного домостроения

Тимур Акчурин

В 2017 году в г. Торжке Тверской области заработал новый завод по производству OSB-плит «Талион Арбор». Предприятие входит в группу компаний под общим названием «Современные технологии обработки древесины (СТОД)», в свою очередь, входящую в промышленно-инвестиционный холдинг «Талион». Плиты OSB востребованы в строительстве, и поскольку в федеральной Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 года прямо указано, что развитию деревянного домостроения будет уделено особое внимание, о перспективах подобных проектов корреспондент журнала «ЛесПромИнформ» расспросила директора филиала ПАО «Талион» – компании «Талион Трейдинг» Тимура Акчурина.

– Тимур Исхакович, давайте начнем с хороших новостей. Как можно оценить итоги первого года работы завода «Талион Арбор», запущенного в феврале 2017 года?

– Отлично. Несмотря на то что наша новая продукция – плиты OSB – совсем недавно выведены на рынок, официально всего год назад, а с момента начала работы производства прошло полтора года и мы по ряду не зависящих от нас причин еще не вышли на проектную мощность, спрос на нее сегодня столь велик, что превышает наши возможности. Достаточно сказать, что на сегодня мы являемся, по сути, единственным поставщиком торговой сети «Леруа Мерлен».

В производстве мы используем самые передовые технологии. Например, применяем только изоцианатный клей (PMDI), что позволяет выпускать качественную и экологически чистую продукцию.

– Столь современное производство, без сомнения, требует высококвалифицированных специалистов. Между тем правительство Тверской области регулярно обращает внимание на проблему нехватки кадров в ЛПК. Как справляется с ситуацией компания СТОД?

– Сейчас в холдинг «Современные технологии обработки древесины» входят два завода – «Талион Арбор» (производство OSB-плит) и «Талион Терра» (производство LVL-бруса), а также домостроительный цех и компания, которая занимается лесосырьевым обеспечением. И если говорить в целом о кадровой ситуации в компании, ее можно считать стабильной. Нельзя сказать, что она хорошая, потому что потребность в кадрах у нас есть. На наших предприятиях установлено самое современное оборудование, и нам нужны квалифицированные специалисты, которые будут его эксплуатировать, поэтому мы сами выращиваем кадры, обучаем их и обеспечиваем работой. Но потребность в людях сохраняется.

Какие основные достижения холдинга за последние пять лет и, может быть, проблемы в этот период вы могли бы отметить?

– Конечно, основное достижение – это пуск новейшего заводского комплекса по производству плит OSB. Его плановая мощность – 500 тыс. м3 плит в год. В настоящее время это крупнейшее и самое современное подобное производство в Российской Федерации. Что касается производства LVL-бруса, то здесь мы тоже лидеры отрасли.

LVL-брус производства нашей компании востребован не только и даже не столько на российском рынке, сколько на внешнем. На экспорт уходит примерно 90% выпущенной продукции, мы поставляем ее в страны Северной Европы: Швецию, Норвегию, Финляндию, Данию, – а также в Англию, Францию, Германию, Чехию, Польшу, Арабские Эмираты, ЮАР, на Тайвань, в Австралию и США. Нужно отметить, что, во-первых, в странах различаются требования к техническим характеристикам материала, например прочности и модулю упругости. Во-вторых, продукция, подобная нашей, нуждается в сертификации. И если в Австралии для нее одни требования, то в странах Европы – другие, а у американцев – третьи.

Кроме того, австралийцы настаивают, чтобы в производстве использовались всевозможные антитермитные присадки. Как правило, их добавляют в клей, но при необходимости обеспечения третьей, самой высокой, степени антитермитной защиты, еще и в краску. Для поставок в США и Австралию, кстати, LVL-брус необходимо окрашивать в определенные цвета – таким образом выполняется маркировка прочностных характеристик и LVL-брус разделяется по видам использования. Безусловно, все требования мы удовлетворяем, у нас есть все необходимые сертификаты.

– Правда ли, что для удовлетворения требований одного из парт­неров вы закупили специальную покрасочную линию?

– Да, действительно. Эта линия (торговая марка Sarmax) установлена в нашем домостроительном цехе, который мы ввели в эксплуатацию в начале 2016 года для развития технологий деревянного домостроения на основе выпускаемых нашими заводами LVL-бруса и плит OSB, а также дополнительной обработки LVL-бруса и выпуска конструкций и изделий из него.

Основную площадь цеха занимает линия по производству домокомплектов на базе каркасно-панельной технологии. На этой линии (торговая марка Weinmann) выпускаются панели на основе плит OSB и каркаса из LVL-бруса, в определенном смысле эту продукцию можно считать сэндвич-панелями, изготовленными из продуктов глубокой переработки древесины. LVL-брус гарантирует исключительную надежность, геометрическую стабильность и повышенную долговечность конструкции. По физико-техническим характеристикам у этой продукции нет аналогов в нашей стране; из нее можно строить деревянные дома в шесть этажей и выше. Также сейчас на этом производстве мы реализуем проект по выпуску быстровозводимых модульных домов высокой заводской готовности. Из домокомплекта, доставленного стандартным морским контейнером в любую точку земного шара в самые сжатые сроки (2–7 дней), можно собрать полностью готовый к проживанию дом площадью от 30 до 120 м2.

На этой же производственной площадке установлен пресс (торговая марка Minda) для холодного прессования LVL-бруса, на нем можно клеить балки шириной до 600 мм, высотой до 2 м и длиной до 18 м для производства большепролетных конструкций.

Кроме вышеназванных технологических линий, цех укомплектован разными высокоточными станками, необходимыми для обработки LVL-бруса и выпуска разной степени сложности конструкций и изделий из него.

Что касается линии покраски, то она закупалась не только под требования одного клиента, хотя основной ее задачей была покраска составами с антитермитными присадками. Это универсальная линия, позволяющая нам не только окрашивать LVL-брус лакокрасочными составами на разной основе, но и обрабатывать его антисептиками и антипиренами, то есть выпускать продукцию с повышенными техническими характеристиками.

– Какое сырье используется в производстве, где и как оно заготавливается?

– Наша компания является одним из самых крупных лесопользователей Тверской области, годовая расчетная лесосека составляет 1,5 млн м3. Арендная территория ООО «СТОД» сертифицирована по системе FSC. Как я уже говорил, в состав холдинга входит предприятие лесосырьевого обеспечения, которое занимается эксплуатацией расчетной лесосеки. Мы самостоятельно заготавливаем сырье для производства, лесозаготовка ведется с использованием специализированных комплексов, состоящих из харвестеров и форвардеров. Кроме того, у нас есть подразделение, которое занимается закупкой лесного сырья, потому что древесины, добываемой своими силами, нам иногда не хватает.

– На вашем производстве, как в большинстве компаний, предпочтение отдается хвойному пиловочнику?

– В настоящее время мы закупаем и заготавливаем древесину разных пород. Пиловочник из сосны и ели традиционно идет на производство LVL-бруса, но с недавних пор мы используем для него и березовый пиловочник – мы успешно освоили эту технологию по запросу австралийских партнеров. Сейчас березовый LVL-брус является нашим ноу-хау не только в России, но и в мире.

Другое древесное сырье: осина, ольха, остатки березы, хвойный баланс – поступает на завод и перерабатывается в щепу, которая служит основой для производства плит OSB. Обрезки шпона, карандаши с линии лущения и прочее перерабатываются в топливные гранулы (пеллеты), которые успешно реализуются в странах Северной Европы. Остальные отходы производства: кору, заломы, несортовую древесину – мы сжигаем в собственных котельных, которые вырабатывают тепло для технологических и бытовых нужд. Подобные котельные, работающие на остатках древесины, есть и на производствах LVL-бруса и плит OSB. Наша мини-электростанция на 5,5 МВт также работает на древесных отходах. То есть можно сказать, что у нас полностью безотходное производство.

– Ваша компания уже несколько лет успешно занимается многоэтажным деревянным домостроением. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

– Несколько лет назад мы приняли участие в региональной программе расселения ветхого и аварийного жилья в Тверской области и построили два трехэтажных дома, которые сданы в эксплуатацию в 2013 и 2014 годах, квартиры в них получили в том числе и дети-сироты. Эти дома характеризуются очень высокой энергоэффективностью – почти класса А. Сдавались они с полной отделкой, и жители ими довольны.

Мы привлекаем к развитию нашей домостроительной программы мощности цеха домостроения. Он был введен в эксплуатацию чуть раньше, чем завод по производству плит OSB (в начале 2016 года), но, когда мы строили первые многоэтажные каркасные дома, этого цеха еще не было. Используя его возможности, в настоящее время мы строим четырехэтажный многоквартирный каркасно-панельный дом с каркасом из LVL-балок и применением наших панелей. Подобных проектов в России еще не было. Сейчас дом уже подведен под кровлю, в нем идут отделочные работы. Как и первые два дома, он строится в Торжке.

– Этот проект тоже реализуется по запросу правительства Тверской области и в рамках государственных жилищных программ?

– Нет, это здание мы строим для себя, в нем будут жить работники завода.

– Не так давно компания представляла свои проекты многоэтажного деревянного домостроения в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. Как к идее отнеслись на федеральном уровне?

– Проект вызывает устойчивый интерес, однако дальше этого дело не идет. Конкретных предложений нет. Но на министерском уровне о нас знают, и это уже хорошо.

– А какова цена квадратного метра жилья в каркасно-панельных деревянных домах, которые вы предлагаете строить? Насколько она конкурентная?

– Мы не можем говорить о себестоимости квадратного метра, это коммерческая тайна. Однако напомню, что для каждого региона России Минстрой устанавливает предельную стоимость квадратного метра, в соответствии с которой должно закупаться жилье по государственным жилищным программам. И в нормативы, установленные для ближайших к нашему производству областей, мы укладываемся.

– В 2017 году СТОД стал резидентом особой экономической зоны Титановая долина в Свердловской области. Какие проекты планируется развивать там? Что дает компании статус резидента?

– Этот проект сейчас находится в стадии разработки, в районе г. Верхняя Салда Свердловской области мы планируем построить еще один заводской комплекс по глубокой переработке древесины. Проект предполагается реализовать в два этапа: сначала будет построен завод по производству OSB-плит мощностью 300 тыс. м3 в год, затем будет введен в эксплуатацию завод годовой мощностью до 80 тыс. м3 LVL-балок. По предварительной оценке, инвестиции в реализацию первой очереди проекта оцениваются в 10,6 млрд руб., в строительство второй очереди – примерно в 5 млрд рублей.

Статус резидента особой экономической зоны обеспечивает нам налоговые льготы – от НДС до налога на прибыль. Кроме того, мы получаем права на беспошлинный ввоз оборудования для организации производства. То есть спектр льгот довольно большой, что очень выгодно.

Могу отметить, что не так давно с реализацией этого проекта у нас были проблемы. Однако сейчас все разногласия с руководством Свердловской области преодолены, и завод будет построен. Если ситуация будет развиваться в соответствии с нашим планом, строительство начнется летом нынешнего года. По нашему опыту, сооружение подобного комплекса занимает около двух лет, поэтому первую продукцию предприятие должно выдать к 2020 году.

– Как вы оцениваете рыночные возможности своей продукции в ближайшей перспективе?

– Я уже сказал, что исходя из позиции нашего правительства, которое все больше внимания обращает на глубокую переработку древесины и развитие деревянного домостроения, мы считаем, что у нас неплохие перспективы на рынке Российской Федерации. Что касается экспортных возможностей, то история создания и развития нашего предприятия доказала, что российские товары, если они хорошо сделаны, могут быть востребованы во всем мире.

Беседовала Мария ГОЛУБКОВА

Другие статьи рубрики Регион номера: Тверская область

В Тверской области продолжается реализация Программы развития лесного хозяйства до 2020 года
Тверская область развивает деревянное домостроение
Список предприятий ЛПК Тверской области

От русского истока...
Что мешает развитию отечественной биоэнергетики
ЛПК Тверской области – с тенденцией к росту
Премудрости лесного хозяйствования

Тверская область: между двумя столицами
В зоне смешанных лесов
Деревообработка широкого профиля
Вышневолоцкий ЛПХ: от лесозаготовки до готового дома
Бумажная мельница
Основные предприятия ЛПК Тверской области

Регион, который способен на большее
«Выйдем из реформ с достоинством!»

Обзоры ЛПК регионов России