Как действует «Дом качества»
Инструмент оценки древесных гранул
Предлагаемая вашему вниманию статья посвящена оценке качества древесных гранул с помощью специального инструмента «Дом качества». Исследовалась продукция предприятий лесного комплекса Российской Федерации. Параметры качества определялись при участии российских и зарубежных специалистов по качеству.
Человечество все чаще задумывается о бережливом потреблении природных ресурсов и сохранении окружающей среды. Поступление большого объема углекислого газа в атмосферу при получении энергии путем сжигания ископаемого топлива, парниковый эффект, уничтожение лесов признаны глобальными проблемами ХХI века, которые решаются за счет сокращения использования ископаемых источников энергии и перехода на возобновляемые, к которым относится биотопливо.
Индустрия биотоплива популярна во всем мире. Одним из видов биотоплива являются пеллеты – топливные гранулы, получаемые из торфа, древесных или сельскохозяйственных отходов.
Производители пеллет сегодня используют различные стандарты качества, которые приняты в большинстве европейских стран. Стандарты качества ENplus, SBP, FSC фиксируют требования как к бытовым, так и к промышленным пеллетам по разным характеристикам.
«Дом качества» или QFD (Quality Function Deployment) – инструмент оценки качества, который позволяет структурировать характеристики продукта и сосредоточить внимание на важнейших из них для определенного клиента, сегмента рынка, компании или технологии развития. С помощью «Дома качества» можно оценить качество производимых древесных гранул по различным параметрам с точки зрения потенциальных потребителей – предприятий разного масштаба или частных лиц.
Построение «Дома качества» выполнялось по этапам:
1. Определение весовых коэффициентов.
Рассчитываются весовые коэффициенты требований потребителей по формуле
где ∑j=1 Aj – сумма предпочтений экспертов, k – коли- чество экспертов, k=7, , где N – количество строк.
Правильность определения весовых коэффициентов проверяется следующим образом:
Таким образом, весовые коэффициенты рассчитаны верно.
2. Построение матрицы качества.
Заполнение матрицы качества выполняется путем оценки степени влияния инженерных характеристик. Для заполнения матрицы качества вводятся условные обозначения в виде фигур.
3. Определение абсолютной и относительной важности.
Задается числовое значение степени влияния из предыдущего этапа:
сильная связь – 3;
слабая связь – 1;
средняя связь – 2.
Определяется абсолютная важность:
АВ(ИХ1) = 3×0,257+1×0,200+1×0,171+2×0,200 = 1,543.
АВ(ИХ2) = 3×0,200+1×0,171 = 0,771.
АВ(ИХ3) = 1×0,257+3×0,171+1×0,200 = 0,971.
АВ(ИХ4) = 3×0,257+1×0,171+3×0,171+1×0,200 = 1,657.
АВ(ИХ5) = 1×0,257+1×0,171+2×0,171+2×0,200 = 1,371.
Относительная важность определяется по формуле
Нужно проверить, верно ли определена относительная важность:
Таким образом, относительная важность определена верно.
4. Определение взаимовлияния инженерных характеристик.
Для определения взаимовлияния инженерных характеристик строится крыша «Дома качества». Для заполнения крыши вводятся условные обозначения в виде фигур.
5. Проведение бенч-маркетинга по требованиям потребителей.
Оценивается выполнение требований потребителей конкурентами.
6. Определение целей и проведение оценки трудности реализации.
Цели добавляются в «Дом качества» из исходных данных работы. Оценка трудности реализации поставленных целей проводится в баллах: от одного до пяти.
7. Проведение бенч-маркетинга по инженерным характеристикам.
Оценивается выдерживание инженерных характеристик конкурентами.
8. Принятие управленческих решений.
Для принятия управленческих решений необходимо провести ранжирование работы с инженерными характеристиками по их важности. При этом нужно учитывать следующие показатели:
- относительная важность для потребителей;
- результаты бенч-маркетинга по требованиям потребителей;
- результаты бенч-маркетинга по инженерным характеристикам;
- трудность реализации.
На рисунке представлен построенный «Дом качества».
В результате построения «Дома качества» по производству древесных гранул можно предложить следующий план повышения качества выпускаемой продукции:
- Сохранить полезные свойства выпускаемой продукции при помощи упаковки.
- Увеличить теплоту сгорания выпускаемой продукции.
- Повысить влажность выпускаемой продукции.
- Повысить зольность выпускаемой продукции.
- Подтвердить соответствие выпускаемой продукции требованиям стандартов (провести сертификацию).
Если повышать качество производимых на предприятии древесных гранул по предложенному плану, они превзойдут по качеству продукцию конкурентов.
Текст:
Виктория Заблоцкая
Сергей Мандыбура