Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Биоэнергетика

Как действует «Дом качества»

Инструмент оценки древесных гранул

Предлагаемая вашему вниманию статья посвящена оценке качества древесных гранул с помощью специального инструмента «Дом качества». Исследовалась продукция предприятий лесного комплекса Российской Федерации. Параметры качества определялись при участии российских и зарубежных специалистов по качеству.

Человечество все чаще задумывается о бережливом потреблении природных ресурсов и сохранении окружающей среды. Поступление большого объема углекислого газа в атмосферу при получении энергии путем сжигания ископаемого топлива, парниковый эффект, уничтожение лесов признаны глобальными проблемами ХХI века, которые решаются за счет сокращения использования ископаемых источников энергии и перехода на возобновляемые, к которым относится биотопливо.

«Дом качества» древесных гранул
«Дом качества» древесных гранул

Индустрия биотоплива популярна во всем мире. Одним из видов биотоплива являются пеллеты – топливные гранулы, получаемые из торфа, древесных или сельскохозяйственных отходов.

Производители пеллет сегодня используют различные стандарты качества, которые приняты в большинстве европейских стран. Стандарты качества ENplus, SBP, FSC фиксируют требования как к бытовым, так и к промышленным пеллетам по разным характеристикам.

«Дом качества» или QFD (Quality Function Deployment) – инструмент оценки качества, который позволяет структурировать характеристики продукта и сосредоточить внимание на важнейших из них для определенного клиента, сегмента рынка, компании или технологии развития. С помощью «Дома качества» можно оценить качество производимых древесных гранул по различным параметрам с точки зрения потенциальных потребителей – предприятий разного масштаба или частных лиц.

Построение «Дома качества» выполнялось по этапам:

1. Определение весовых коэффициентов.

Рассчитываются весовые коэффициенты требований потребителей по формуле

где ∑j=1 Aj – сумма предпочтений экспертов, k – коли- чество экспертов, k=7, , где N – количество строк.

Правильность определения весовых коэффициентов проверяется следующим образом:

Таким образом, весовые коэффициенты рассчитаны верно.

2. Построение матрицы качества.

Заполнение матрицы качества выполняется путем оценки степени влияния инженерных характеристик. Для заполнения матрицы качества вводятся условные обозначения в виде фигур.

3. Определение абсолютной и относительной важности.

Задается числовое значение степени влияния из предыдущего этапа:
сильная связь – 3;
слабая связь – 1;
средняя связь – 2.

Определяется абсолютная важность:
АВ(ИХ1) = 3×0,257+1×0,200+1×0,171+2×0,200 = 1,543.
АВ(ИХ2) = 3×0,200+1×0,171 = 0,771.
АВ(ИХ3) = 1×0,257+3×0,171+1×0,200 = 0,971.
АВ(ИХ4) = 3×0,257+1×0,171+3×0,171+1×0,200 = 1,657.
АВ(ИХ5) = 1×0,257+1×0,171+2×0,171+2×0,200 = 1,371.

Относительная важность определяется по формуле

Нужно проверить, верно ли определена относительная важность:

Таким образом, относительная важность определена верно.

4. Определение взаимовлияния инженерных характеристик.

Для определения взаимовлияния инженерных характеристик строится крыша «Дома качества». Для заполнения крыши вводятся условные обозначения в виде фигур.

5. Проведение бенч-маркетинга по требованиям потребителей.

Оценивается выполнение требований потребителей конкурентами.

6. Определение целей и проведение оценки трудности реализации.

Цели добавляются в «Дом качества» из исходных данных работы. Оценка трудности реализации поставленных целей проводится в баллах: от одного до пяти.

7. Проведение бенч-маркетинга по инженерным характеристикам.

Оценивается выдерживание инженерных характеристик конкурентами.

8. Принятие управленческих решений.

Для принятия управленческих решений необходимо провести ранжирование работы с инженерными характеристиками по их важности. При этом нужно учитывать следующие показатели:

  • относительная важность для потребителей;
  • результаты бенч-маркетинга по требованиям потребителей;
  • результаты бенч-маркетинга по инженерным характеристикам;
  • трудность реализации.

На рисунке представлен построенный «Дом качества».

В результате построения «Дома качества» по производству древесных гранул можно предложить следующий план повышения качества выпускаемой продукции:

  1. Сохранить полезные свойства выпускаемой продукции при помощи упаковки.
  2. Увеличить теплоту сгорания выпускаемой продукции.
  3. Повысить влажность выпускаемой продукции.
  4. Повысить зольность выпускаемой продукции.
  5. Подтвердить соответствие выпускаемой продукции требованиям стандартов (провести сертификацию).

Если повышать качество производимых на предприятии древесных гранул по предложенному плану, они превзойдут по качеству продукцию конкурентов.

Текст:
Виктория Заблоцкая
Сергей Мандыбура