Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Парк переходного периода

«Бездарно раздавать лес в аренду – это неправильно»

Лесные богатства Новосибирской области не так значительны, как соседних Иркутской и Красноярской. Поэтому власти всех уровней особое внимание уделяют их сохранению. Большая часть этой работы связана с контролем заготовки древесины.

Согласно официальным данным актуального Лесного плана региона, за период действия предыдущего ЛП площадь эксплуатационных лесов в Новосибирской области сократилась на 32,5 тыс. га (0,8%). Произошло это в первую очередь за счет выделения категории лесов «защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ» вдоль дорог регионального значения. Возможно дальнейшее сокращение: особый статус в ближайшее время получат леса Караканского хвойного бора. Территории 99 тыс. га присвоен статус природного парка – как имеющей «большое водоохранное, рекреационное, научно-просветительное, а также народнохозяйственное значение», как указано в решении Законодательного собрания Новосибирской области.

Исполнительная власть разделяет стремление депутатов сохранить уникальную экосистему Каракана, однако на своих условиях. «Было бы неправильно расторгать договорные отношения, если арендатор леса выполняет все требования природоохранного законодательства, – сказал губернатор Новосибирской области Андрей Травников в ходе рабочего визита в Ордынский район в июле этого года. – На ордынской земле созданы перерабатывающие предприятия, и если мы сегодня запретим любую заготовку древесины, то оставим их без сырья, а людей без работы. Считаю, что даже при установлении особого режима доступа можно соблюсти интересы хозяйствующих субъектов, при условии, что они возьмут на себя обязательства по исполнению всех природоохранных норм, в том числе и по лесовосстановлению».

В августе губернатор подписал распоряжение правительства Новосибирской области от 04.08.2020 №327- рп «О проведении подготовительных работ по созданию особо охраняемой природной территории регионального значения – природного парка "Караканский бор"», утвержден план мероприятий (дорожная карта). «Будут подготовлены материалы для обоснования создания в Новосибирской области особо охраняемой природной территории регионального значения – природного парка “Караканский бор”, проведены работы по предварительному графическому описанию границ природного парка, его функциональных зон и охранной зоны, подготовлен проект постановления губернатора Новосибирской области об установлении охранной зоны природного парка и ее границ, а также проведены иные работы», – отмечается в сообщении пресс-службы администрации Новосибирской области. Однако сроки реализации этих мероприятий не называются.

Второе важное направление в сфере охраны лесов – борьба с «черными лесорубами», выведение всех лесозаготовок в регионе на легальный уровень. Эту проблему в Новосибирской области тоже стараются урегулировать на законодательном уровне – в конце прошлого года принят региональный закон «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Новосибирской области и о внесении изменений в региональный закон “Об административных правонарушениях в Новосибирской области”».

Согласно данным ЛП, ситуация с незаконной рубкой древесины в регионе улучшается не существенно, но результаты все-таки есть. «За 2009–2017 годы количество лесонарушений сократилось в среднем с 2352 до 1553 штук, количество незаконных рубок сократилось в среднем с 547 до 394 случаев. Сумма наложенных административных штрафов увеличилась в среднем с 2365,0 тыс. до 3611,6 тыс. руб., сумма взысканных административных штрафов увеличилась в среднем с 2074,2 тыс. до 2863,1 тыс. руб.», – указывается в документе.

Разработчики связывают эти успехи «с повышением оперативности реагирования на незаконные рубки и другие правонарушения в сфере лесных отношений, ужесточением требований к лицам, допускающим нарушения при использовании лесов», то есть в целом «с формированием стабильной системы федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)». Однако мало привлекать к ответственности «черных лесорубов», необходимо сделать так, чтобы заготовка древесины стала для них невозможной, в том числе по финансовым причинам. Именно на это и направлен новый региональный закон, который вступил в силу в феврале нынешнего года – через 60 дней после опубликования. Еще 30 дней власти дали на постановку действующих пунктов приема и отгрузки древесины на учет.

«При совершении операции с древесиной в пункте приема и отгрузки необходимо обеспечить наличие документов, подтверждающих совершение операций, и журналов учета, в которых эти операции отражаются, – указано в пояснительной записке к законопроекту, разработанной для его принятия. – Наличие указанных документов позволит проверить количество древесины, находящейся в обращении, легальность поступления, то есть определить законность и место заготовки древесины, соответствие разрешенного объема заготовки древесины фактическому».

Наиболее жаркое обсуждение при принятия закона вызвал размер штрафов. В первой редакции предлагалось наказывать должностных лиц административными штрафами в размере 40–50 тыс. руб., юридических лиц – 100–150 тыс. руб. Однако депутаты раскритиковали это предложение как фактически не имеющее заградительного эффекта – прибыль от продажи нелегальной древесины с лихвой покроет такие издержки. Поэтому в окончательной редакции штраф для юридических лиц составляет 400–500 тыс. руб., а в случае повторного нарушения – 500–700 тыс. рублей.

Парламентарии надеются, что «принятие закона будет иметь также положительный экономический эффект для предпринимательства в лесной сфере Новосибирской области, поскольку устранит недобросовестную конкуренцию со стороны нелегальных лесозаготовителей».

«Сокращение количества незаконных рубок позволит увеличить объемы передачи лесных участков в аренду и лесных насаждений по договорам купли-продажи, что повлечет увеличение платежей в бюджет от использования лесов, – отмечается в той же пояснительной записке. – В ряде субъектов РФ (Красноярском крае, Томской области, Иркутской области и других) приняты соответствующие региональные законы, регламентирующие организацию деятельности пунктов приема и отгрузки древесины, которые действуют длительное время и показали свою эффективность».

При этом в отдельных случаях отношение к арендаторам лесных участков в Новосибирской области неоднозначное. Например, в ходе обсуждения мер по охране Каракана председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив выступил за освоение лесов собственными силами: «Необходимо понять, чем меньше мы выдаем делян в лесу арендаторам, тем богаче будут наши лесхозы. Могу утверждать уверенно: последние 15 лет лесхозы Новосибирской области банкротили преднамеренно, чтобы после этого раздать леса в аренду коммерсантам. Нужно самим все делать! Напомню, Алтайский край, граничащий с Сузуном, сегодня безлесная пустыня. Арендаторы вырубили все. Возбуждены уголовные дела».

Спикер областного парламента полагает, что добросовестный бизнес, выполняющий все требования, должен быть, однако необходимо принять взвешенное решение с учетом того, «насколько эффективно может работать областная собственность». «Своими лесхозами мы сможем и заработать, и создать рабочие места. – считает Андрей Шимкив. – Сегодня работают два лесхоза в Сузуне – областной и муниципальный, оба загружены. Не задумываясь, подняли цену на 20%, и древесина идет на ура. У нас уникальный шанс – и свои предприятия возродить, и малый бизнес без работы не оставить. Но бездарно раздавать лес в аренду – это неправильно».

Текст Мария Алексеева


Другие статьи рубрики Регион номера: Новосибирская область

Обзоры ЛПК регионов России