Партнеры журнала:

События

ПМЛФ-2020: перепутья российского леспрома

29–30 сентября 2020 года в конференц-залах отеля Crowne Plaza Airport прошел XXII Петербургский международный лесопромышленный форум, организованный выставочной компанией «Рестэк» при поддержке ФАЛХ, СПбГЛТУ им. С. М. Кирова, АМДПР, РАО «Бумпром», Национального лесного форума 2020, Ассоциации лесопромышленников «Русский лес», Ассоциации «Лестех», Союза участников пеллетного рынка. Генеральным информационным спонсором традиционно стал журнал «ЛесПромИнформ».

Связанные с пандемией ограничения заставили многих устроителей конгрессных мероприятий перенести их на более поздние сроки или вовсе отменить, на ПМЛФ приехали 317 специалистов из 112 организаций, чтобы заслушать и обсудить 76 докладов. Приподнятое настроение участников и заметная радость живого общения однозначно свидетельствовали, что профессионалы отрасли соскучились по личным встречам – все же никакими дистанционными, виртуальными средствами их не заменить.

Тон мероприятию задало пленарное заседание «Трансформация отрасли», главными темами которого были законодательное обеспечение развития ЛПК России, инициативы по изменению Стратегии развития лесного комплекса, изменения на мировых рынках и их влияние на российский лесопромышленный комплекс.

Татьяна Гигель
Татьяна Гигель

Председатель экспертно-консультативного совета по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Гигель детально изложила проблемы отрасли и возможные пути их решения (выступление Татьяны Анатольевны полностью приведено в «ЛПИ» №7 2020 года. – Прим. ред.).

Генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов в докладе «ЛПК России в коронавирусный период в условиях отсутствия господдержки» представил следующие данные. Производство фанеры в РФ за первое полугодие 2020 года снизилось на 5,6% (в сравнении с объемом 2019 года) – до 1948,3 тыс. м3. А экспорт показал прирост 4% (964,5 тыс. м3). Что касается ДВП и MDF, их производство за этот период составило 283,3 млн м2 (–14,7% г/г), экспорт резко упал на 39% (32,8 млн м2). Производство ДСП в первой половине 2020 года составило 4191,2 тыс. м3 (–14,7% к уровню 2019 года), а экспорт – 649,3 тыс. м3 (–2,3% г/г). Выпуск мебели в текущем году сократился несущественно – на 1,4% (в денежном выражении 89,6 млрд руб.) к уровню аналогичного периода прошлого года, а вот экспорт уменьшился до $134,8 млн, что означает падение на 26% к уровню предыдущего года.

Председатель правления РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков рассказал о ситуации в ЦБП России и, разумеется, о влиянии пандемии COVID-19 на потребление бумажно-картонной продукции. По его мнению, распространение коронавирусной инфекции негативно повлияло на потребление большинства видов продукции как в мире, так и в России. В условиях повышенных мер безопасности продолжали работать почти все предприятия целлюлозно-бумажной индустрии: крупные – чтобы не допустить остановки производства при непрерывном цикле и избежать социального коллапса в моногородах, средние и малые – в силу необходимости выпуска жизненно важных товаров (санитарно-гигиенических и одноразовых хозяйственно-бытовых изделий, тары и упаковки для других отраслей промышленности – пищевой, фармацевтической и т. д.).

Тимур Иртуганов
Тимур Иртуганов

Поддержка населения в период первой волны распространения коронавируса была точечного характера и не могла удержать показатель потребления на уровне предыдущих лет. Резко снизилась покупательская способность населения, значительно изменилась структура внутреннего потребления бумажно-картонной продукции: упали продажи обоев, канцтоваров, печатных СМИ – газет и журналов, другой полиграфической продукции. Перевод непроизводственного персонала на удаленный режим, проведение большого числа конгрессных мероприятий в формате видеоконференций, активизация безбумажного документооборота привели к снижению потребления офисной бумаги. В то же время выросли продажи одноразовых изделий из бумаги и картона – тисью, посуды, фильтровальных материалов. Увеличился и экспорт таких товаров, в первую очередь в страны СНГ.

Введение дополнительных мер безопасности при пересечении таможенных границ большинства государств привело к массовым задержкам поставок, срывам контрактных сроков, отсрочкам платежей. Правительства Индии и Турции ввели ограничения на экспорт бумаги из России, что негативно повлияло на конкурентоспособность продукции российских предприятий.

Новый взгляд на положения Стратегии развития лесного комплекса РФ предложил руководитель рабочей группы ВНИИ «Экология» Евгений Шварц.

По его мнению, Стратегия должна быть нацелена на решение ряда основных задач:

  • обеспечение экологической устойчивости лесопользования (исключение экономически недоступных лесов из расчетной лесосеки; приоритет восстановления твердолиственных пород и кедровых сосен вне долгосрочной аренды);
  • сокращение числа и площади пожаров до экономически приемлемого уровня, адаптация лесов и лесного хозяйства к изменениям климата;
  • создание экономических механизмов внедрения интенсивной модели лесного хозяйства;
  • усиление роли лесного сектора в экономике и создании ВВП страны и повышения эффективности лесного хозяйства;
  • информатизация и обеспечение прозрачности лесного хозяйства и лесопользования.

При этом приоритеты новой стратегии должны быть следующие:

  1. Внедрение интенсивной модели лесного хозяйства.
  2. Градация управления по природно-климатическим и экономико-инфраструктурным условиям.
  3. Леса на сельхозземлях.
  4. Рыночно-ориентированное регулирование экспортных пошлин.
  5. Экологическая ответственность и сохранение биоразнообразия.
  6. Лесоклиматические проекты.
Юрий Лахтиков
Юрий Лахтиков

По мнению Евгения Аркадьевича, нецелесообразно включать в новую Стратегию такие вопросы, как централизация лесохозяйственных функций путем наделения системы гослесхозов или лесного оператора исключительными хозяйственными полномочиями, предоставление лесхозам равных прав на заготовку древесины и использование лесов с иными лесопользователями (за исключением регионов деятельности госкомпаний и при отсутствии заявок на аренду), государственная монополия лесоустройства и таксации.

Согласно действующей лесоустроительной инструкции современное лесоустройство не включает экономический план хозяйства, таким образом, эти работы даже не должны считаться лесоустройством; они проводятся по технологиям, разработанным еще в 50-е годы прошлого века! Объем этого рынка около 1,3 млрд руб. с тенденцией роста на 15–20% в год вследствие дефицита лесообеспечения. Основная цель монополизации лесоустроительных работ – наполнение бюджета подведомственного учреждения за счет увеличения потока федеральных средств. В странах с развитой культурой лесного хозяйства монополия на технический вид работ – таксацию отсутствует.

Что касается механизмов реализации Стратегии, в их числе необходимы следующие:

  • меры по усилению вовлечения общественности в принятие решений в сфере лесоуправления. Недопустимы работы по лесовосстановлению без планирования минимум в 1,5 раза большей площади уходов. Механизмы перераспределения земель сельхозназначения, занятых лесными насаждениями, и земель лесного фонда, не занятыми лесными насаждениями и непригодными для ведения лесного хозяйства;
  • развитие спроса на продукцию переработки лесных ресурсов (переориентация экспортноориентированной отрасли на внутреннее потребление не сможет решить проблем отрасли – внутренний спрос меньше экспортного потенциала и внешних рынков);
  • повышение лесистости, противодействие опустыниванию и экстерриториальность компенсационного лесовосстановления.
Евгений Шварц
Евгений Шварц

Решение проблем развития лесного комплекса может быть найдено только в коллаборативной межведомственной среде, с участием Минпромторга, Минэкономики, Минсельхоза, Минфина, Совета Федерации, научных, экологических и профильных неправительственных организаций.

Особое внимание рабочая группа должна уделить проблемам и реформированию лесного хозяйства как для решения ранее поставленных задач, так и для подготовки к новым вызовам в этом секторе.

О возможностях биржи как инструмента обеспечения баланса интересов государства и бизнеса в сфере реализации лесоматериалов рассказал управляющий директор АО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа» («СПбМТСБ») Алексей Рыжиков. Торги круглым лесом стартовали в 2014 году во исполнение поручения президента РФ (№Пр-173) по итогам заседания Госсовета 11 апреля 2013 года. Президент, правительство и ФАС России поставили перед биржей несколько задач:

  • развитие конкуренции в области реализации древесины, полученной при рубках лесных насаждений государственными учреждениями, повышение эффективности и прозрачности реализации древесины государственными учреждениями;
  • совершенствование контроля за соблюдением законодательства РФ при использовании лесов для заготовки древесины;
  • организация торгов экспортируемыми лесоматериалами;
  • реформирование российского конкурентного рынка лесоматериалов, прозрачное ценообразование.
Алексей Рыжиков
Алексей Рыжиков

На конец сентября 28 регионов Российской Федерации в шести федеральных округах заключили с АО «СПбМТСБ» соглашения о сотрудничестве в развитии торгов лесоматериалами. На стопроцентную реализацию государственной древесины на биржевых торгах перешли пять регионов: Красноярский край, Удмуртская Республика, Пермский край, Новгородская область, Республика Карелия. В 2020 году запланировано заключение соглашения с правительствами Республики Хакасия и Забайкальского края. Впервые вышли на торги в 2019 году Томская область, Кемеровская область, Республика Карелия, Хабаровский край, Амурская область; в 2020 году – Тюменская, Новосибирская и Нижегородская области. В декабре 2019 года были проведены первые торги с поставкой на экспорт на базисах Приморского края. Общее число участников торгов – 906.

Ключевые преимущества биржевых торгов:

  • для государства:
    – повышение прозрачности рынка;
    – формирование достоверных ценовых индикаторов;
    – увеличение налогооблагаемой базы и налоговых поступлений;
    – развитие конкуренции;
  • для покупателей:
    – стандартизация условий торгов;
    – гарантия поставки товара;
    – гарантия легальности происхождения товара;
    – упрощение документооборота;
  • для продавцов:
    – привлекательная цена реализации за счет концентрации спроса в единой торговой системе;
    – повышение экономической эффективности;
    – гарантия оплаты товара;
    – банковское кредитование под биржевые продажи.

Инновационные тренды в ЛПК стали темой выступления Ольги Майданик (отдел корпоративных финансов PwC в России). Среди этих трендов аналитик выделила: высокоточное лесное хозяйство (precision forestry) и интеллектуальное производство (smart manufacturing), которые обозначила как «процессные инновации» (читай: цифровизация), а также создание новых материалов и продуктов (bioeconomy, лесная биоэкономика), относящееся к «продуктовым» инновациям.

В комплексе эти направления развития ЛПК при использовании передовых технологий и оборудования, призваны оптимизировать процессы в лесном хозяйстве и деятельность обрабатывающих производств, а также положительно повлиять на экологию.

***

Ольга Майданик
Ольга Майданик

На секции «Обзор международных рынков и глобальных потоков» генеральный директор Lesprom Network Алексей Богатырев рассказал, как повлияла пандемия на мировые рынки продукции из древесины. По оценке МВФ, мы переживаем худший кризис со времен Великой депрессии (1929 год), и в 2020 году мировая экономика потеряет 4,9% ($9 трлн), тогда как в 2009 году – 0,1%.

Показательны в этом плане изменения в экономике Китая. В I квартале 2020 года ВВП страны снизился на 6,8% впервые с 1992 года. Промышленное производство резко (на 13,5%) упало в январе-феврале, но уже к апрелю-маю почти все компании возобновили работу в полном объеме. При этом импорт хвойных пиломатериалов за восемь месяцев года сократился на 8,6% – до 17,7 млн м3.

«Китайскую тему» развил в своем выступлении директор по маркетингу и внешним коммуникациям «Илим Тимбер» Святослав Бычков. Он, в частности, привел следующие данные: в 2019 году экспорт хвойных пиломатериалов из России в Китай достиг 17 млн м3 (данные таможни КНР), а доля России в импорте хвойных пиломатериалов на рынок Китая составила 61%. В первом полугодии 2020 года эта доля России выросла до 63% при снижении общего объема импорта на 12% по сравнению с уровнем первого полугодия 2019 года. Доля Китая в экспорте хвойных пиломатериалов из России достигла в 2019 году 65%, а в первом полугодии 2020 года – 70%. Более 30% объема всего экспорта пиломатериалов на рынок Китая обеспечивают 20% российских компаний-экспортеров из регионов Северо-Запада, Восточной Сибири и Дальнего Востока. При этом доля еловых пиломатериалов в российском экспорте растет опережающими темпами.

Таким образом, в среднесрочной перспективе Россия будет основным поставщиком хвойных пиломатериалов в Китай, который остается стратегическим рынком для российских экспортеров. Проект «Великий шелковый путь» создаст дополнительные возможности для экспортеров из России. Экспорт круглого леса из РФ в I полугодии 2020 года сократился на 37% и будет замещаться экспортом хвойных пиломатериалов. Снижение цен в Китае на российские пиломатериалы с июня 2018 года по июнь 2020 составило около 25%. Негативное влияние оказывают на экспорт и внутреннее потребление продукции деревообработки в Китае последствия пандемии коронавируса и экономических санкций США.

***

На секции «Экономическая ситуация в отрасли» специалисты обсудили влияние распространения коронавирусной инфекции на производство и потребление лесопромышленной продукции, вопросы инвестиций в ЛПК, а также меры поддержки бизнеса – роль государства, отраслевых союзов, финансовых институтов.

С докладом «Влияние COVID-19 на производство и потребление лесопромышленной продукции. Прогноз ситуации до конца текущего года и на 2021 год» выступила Марина Зотова, старший консультант агентства WhatWood.

Подводя итоги I полугодия 2020 года по лесозаготовке, аналитик отметила очевидную тенденцию снижения объемов, при том что сейчас период низких цен на лесосырье. По оценкам агентства, российские лесопильщики переживают коронакризисный период без больших потерь: в первом полугодии 2020 года производство пиломатериалов в России не сократилось, но экспорт упал на 3% г/г. Главный импортер российских пиломатериалов – Китай по итогам первых шести месяцев года снизил объемы закупок на 8%. Импорт из России нарастили Германия (9%), Эстония (12%), Финляндия (16%) и Австрия (27%). По остальным традиционным направлениям российского экспорта объемы в первом полугодии 2020 года снизились.

Объем производства фанеры в первом половине 2020 года снизился на 5% г/г. Доступная статистика за июль и август свидетельствует о продолжающемся снижении объемов производства относительно аналогичных периодов прошлого года (–6%). В первую очередь сокращение связано с вялым потреблением в апреле-мае и вынужденным приостановлением некоторых фанерных заводов (например, «Свеза», ЧФМК).

В экспорте отмечена обратная тенденция. Ввиду слабого спроса на домашнем рынке Россия нарастила экспорт фанеры в первом полугодии 2020 года на 5% г/г. Европейская фанерная индустрия пострадала меньше, чем ожидалось. Кроме того, с июня цены на российскую фанеру на мировых рынках начали расти впервые за 15 месяцев – с февраля 2019 года.

Ситуация в сегменте OSB аналогичная: производство плит OSB в России снизилось на 12% г/г, при этом экспорт вырос на 8% г/г. ТОП-5 импортеров российских OSB-плит в первом полугодии 2020 года: Китай, Казахстан, Киргизия, Финляндия, Белоруссия. В сегменте ДСП и МDF спад производства был самым заметным в сфере деревообработки. Выпуск ДСП снизился почти на четверть: с 4 млн усл. м3 до 1 млн у??.??сл. м3, объем производства ДВП уменьшился на 15%. Такое падение связано с коронакризисными ограничениями и очень вялым потребительским поведением: мебель не покупали, строительные и ремонтные работы не проводили.

Производители пеллет уверенно наращивали объемы в первом полугодии 2020 года, рост составил 17% г/г. Объем экспорта следовал за объемом производства: +16% г/г (за семь месяцев 2020 года +20% г/г). По оценкам WhatWood, в ближайшей перспективе ситуация на рынке существенно не изменится, рынок находится в поисках драйверов, а спотовые цены на индустриальные пеллеты будут варьировать от €75 до €90 за тонну.

Лесной комплекс (как российский, так и мировой) не относится к наиболее пострадавшим отраслям экономики. Спрос на древесину и лесную продукцию остается стабильным и даже показывает рост в некоторых сегментах.

В целом мировые тенденции (растущее влияния циркулярной экономики, развитие принципов рационального лесопользования, движение в направлении биоэкономики) позволяют с оптимизмом смотреть по крайней мере на среднесрочную перспективу. Восстановление мировых экономик, логистических и производственных цепочек продлится как минимум год.

Представляющий ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет» доктор экономических наук, профессор Николай Кожемяко рассмотрел влияние пандемии на инвестиционную активность предприятий ЛПК в России.

По данным эксперта, доля лесопромышленного комплекса в национальной экономике за 2019 год составила:

  • в валовом внутреннем продукте 0,8%;
  • в объеме отгруженной продукции:
    – по промышленности в целом 3,0%;
    – по обрабатывающей промышленности 4,6%;
  • в валютной выручке от экспорта 3,1%;
  • в численности работающих:
    – в промышленности в целом 5,5%;
    – в обрабатывающей промышленности 7,9%;
  • в объеме мировой торговли лесоматериалами 4,5%.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в лесопромышленном комплексе оценивается в 2064 млрд руб. Экспорт продукции ЛПК РФ в 2019 году составил $13 040 млн, тогда как импорт – $5967,6 млн.

Инвестиции в основной капитал в ЛПК (средние и крупные предприятия) за последние пять лет выросли в полтора раза: со 100,7 млрд (2015 год) до 158,6 млрд руб. (2019 год). И в основном за счет сектора производства бумаги и бумажных изделий. Несмотря на пандемию, объем инвестиций в основной капитал по предприятиям ЛПК в первом полугодии 2020 года увеличился на 1,7% по сравнению аналогичным периодом 2019 года: с 60,06 млрд руб. до 61,1 млрд руб. Согласно данным Росстата, в I квартале 2020 года отмечен рост инвестиций в ЦБП, во II квартале рост наблюдался только в секторе деревообработки.

***

Участники секции «Цифровая трансформация лесного хозяйства и государственный контроль за оборотом древесины» рассмотрели положения законопроекта, предусматривающего коренную модернизацию ЛесЕГАИС. В частности, одно из концептуальных положений – учет древесины только в электронном виде.

Руководитель постоянно действующей Проектной группы по реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года №415-ФЗ, главный аналитик ФГБУ «Рослесинфорг» Александр Мариев, выступив с сообщением «Развитие государственной системы прослеживаемости происхождения древесины», вызвал живой интерес собравшихся.

Система ЛесЕГАИС была введена в промышленную эксплуатацию 30 декабря 2015 года, а 1 января 2016 года нормы лесного законодательства полностью вступили в силу. С 1 июля 2017 предпринимателей обязали вносить сделки с пиломатериалами в ЛесЕГАИС, а к концу года появилась возможность подачи лесной декларации и отчета об использовании лесов в электронном виде. Эволюция системы привела к тому, что с 25 августа 2019 года ЛесЕГАИС используется при выдаче Минпромторгом России квот на экспорт необработанных лесоматериалов.

Приоритетами на 2021–2023 годы спикер назвал внедрение первичных учетных документов для каждой стадии оборота древесины, переход на электронный сопроводительный документ, вносимый в ЛесЕГАИС, и создание реестра мест складирования древесины в ЛесЕГАИС с геотегом и балансом приемки и отгрузки.

В числе содержательных изменений в системе Александр Николаевич отметил относящиеся к электронным сопроводительным документам, местам складирования древесины и первичным учетным документам.

Учет древесины обязателен на лесосеках и в местах складирования древесины. ЭСД привязаны к лесосеке – это своего рода аналог лесорубочного билета. Данные в сопроводительные документы вносит предприниматель, а геотег формируется как вид сведений автоматически. Физические лица теперь при транспортировке древесины обязаны иметь сопроводительные документы. Их наличие с помощью специализированного устройства проверяет инспектор полиции.

В РФ создается реестр мест складирования древесины. Признак места складирования древесины – проведение разгрузки и погрузки древесины на транспортные средства. Сведения о расположении места складирования берутся из геотега. Учитываются поступление и списание древесины в производство и в отходы, а также остатки древесины на конец отчетного периода. За отсутствие отчетов вводится административная ответственность.

Форма сопроводительного документа будет учитывать требования законодательства о бухгалтерском учете для первичных учетных документов в электронном виде. Приемка древесины в местах складирования, ее отгрузка, списание в переработку, отходы и на иные потребности собственника древесины подлежат обязательному оформлению в первичных учетных документах в электронном виде в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. Учет древесины в местах складирования отражается в первичных учетных документах в электронном виде, включая сведения геотега – место, дата и время проведения операции с древесиной. Данные о списании и остатках древесины в местах складирования указываются в первичных учетных документах в электронном виде и вносятся в ЛесЕГАИС собственником древесины не реже одного раза в месяц.

Новая статья, касающаяся непредоставления или несвоевременного представления первичных учетных документов в ЛесЕГАИС, вводится в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с дифференциацией штрафов по тяжести нарушения: без учетных документов или с неправильно заполненными учетными документами.

Директор Центра стандартизации и сертификации круглых лесоматериалов и пиломатериалов ООО «Лес­эксперт» Анатолий Курицын сделал развернутый доклад о стандартизации и учете сортиментов в РФ и наметил задачи в этой области. «ЛесЕГАИС необходимо модернизировать для получения достоверных результатов учета и в удобном для применения виде – не только надзорными органами, но и всеми участниками рынка лесоматериалов. Нужно также наводить порядок в сортиментации и поставках древесины, которые определяют доходы предприятий лесного комплекса страны и бюджета, эффективность использования государством лесов России. Лучшей мировой практикой решения этих проблем является шведская система управления заготовкой, сортиментацией и учетом древесины (Biometria) и опыт Финляндии. Для нас также весьма полезен опыт Центра государственного управления лесами Эстонии», – сказал докладчик.

В части упорядочения учета древесины в последние два года наметился некоторый прогресс: по инициативе лесопромышленных холдингов «Группа "ИЛИМ"», «Череповецлес», «Сегежа Групп», «Титан» при участии ООО «Лесэксперт» разработаны и внедряются пилотно требования и процедуры новой версии Правил учета древесины. Этот проект был рассмотрен Минпромторгом России и опубликован 14 сентября 2020 года для публичного обсуждения оценки регулирующего воздействия. Участники мероприятия имели возможность узнать все подробности новых правил.

«Мы можем оставить своим правнукам леса, которые, в отличие от исчерпываемых нефти, газа и угля, будут таким же источником благополучия страны, как леса Финляндии и Швеции и других стран с развитым лесным хозяйством и лесопользованием», – завершил выступление Анатолий Курицын.

***

На секции по лесному хозяйству в основном обсуждались рубки ухода в молодняках (РУМ). Докладчики Николай Шматков, Андрей Родионов, Александр Воропаев, Андрей Птичников и другие – постоянные авторы журнала, не раз высказывавшиеся на эту тему в публикациях (к их статьям мы и адресуем читателей. – Прим. ред.).

Директор FSC России Николай Шматков упомянул о некоторых проблемах воспроизводства лесов после пожаров и рубок и отметил, в частности, что даже самый высококачественный выращенный посадочный материал не гарантирует эффективного воспроизводства лесов, а посадки без дальнейших эффективных уходов вовсе не имеют смысла. Однако далеко не все арендаторы внедряют эффективные РУМ, поскольку затраты на них оценочно на 100% выше «традиционных» и эти инвестиции не окупаются в горизонте планирования некоторых компаний. Кроме того, нет стимулов и гарантий долговременных инвестиций в улучшение лесного фонда, являющегося собственностью РФ, к тому же до недавнего времени в Правилах ухода за лесом был прямой запрет на высокоинтенсивные РУМ. Не способствуют развитию рубок ухода и острый недостаток опыта, знаний, обученных кадров, подрядчиков, а также риск санкций органов управления лесами при неоднозначном толковании Правил ухода за лесами вне пилотных районов.

На секции «Биотопливный рынок» соучредитель Союза участников пеллетного рынка Александр Махонько предложил обзор российского и международного рынка пеллет. По его данным, объем рубок в 2019 году составил 219 млн м3 (при этом объем экспорта в Китай 16 млн м3). Общий производственный потенциал России по пеллетам оценивается в 6–8 млн т/г, тогда как в 2019 году было выпущено лишь 2,1 млн т (для производства 1 т пеллет требуется около 2,5 м3 щепы, опилок и других чистых древесных отходов).

Спрос на пеллеты в Евросоюзе и развитых странах Азии растет. Чтобы его удовлетворить, США и Канада перенаправили часть поставок в Японию и Южную Корею. Это неизбежно приводит к дефициту пеллет в Европе, который в 2020 году, по предварительным оценкам, составит 10–12 млн т. Россия наращивает производство гранул на 20–25% ежегодно: только в 2020–2021 годах вводятся в эксплуатацию примерно 40 заводов. Для более активного продвижения пеллет на экспорт необходима дальнейшая сертификация (EN+/SBP), а также увеличение мощностей хранения в портах и торговое финансирование (финансирование от завода до FCA/FOB/CIF порта). Новым трендом этого отраслевого сегмента стала транспортировка древесного биотоплива навалом в контейнерах, а главными сдерживающими факторами развития пеллетного рынка – временное падение спроса и цены из-за теплой зимы 2019–2020 и пандемии SARS-CoV-2.

***

Секцию «Лесозаготовительная практика. Лесные машины» провели наши друзья и партнеры из ассоциации «Лестех». Специалисты АГАТУ, СПбГЛТУ, Metsä Group, John Deere, «Амкодор» и других компаний и организаций обсудили проблемы кадрового обеспечения лесозаготовительного производства, взаимодействие лесозаготовительных и лесопромышленных предприятий, лесозаготовку в условиях теплой зимы, лесные дороги и применение мобильных дорожных покрытий, современные лесные машины. Надеемся, что самые интересные доклады станут статьями в следующих номерах журнала. Здесь же отметим лишь два.

Руководитель ассоциации «Лестех» Александр Тамби в докладе «Тенденции развития лесозаготовительных производств» привел экономические предпосылки создания рентабельного лесоперерабатывающего производства. Казалось бы, очевидно, что на этапе планирования предприятия необходимо задуматься о работе и конкурировании в будущем, однако многочисленные реальные истории показывают, как не продуманы подчас действия лесных бизнесменов. Достаточно простые расчеты докладчика продемонстрировали, что операционные условия эффективной работы современного лесопильного завода – это объем распиловки от 300 тыс. м3 круглых лесоматериалов в год. При этом первичные инвестиции на организацию производства, в зависимости от его сложности, составят:

  • от 2 млрд руб. для лесопильных линий проходного типа, осуществляющих распиловку без использования систем оптимизации пиловочника;
  • от 3,2 млрд руб. для лесопильных линий проходного типа с оптимизацией круглых лесоматериалов и оптимизационной обрезкой необрезных досок;
  • от 3,6 млрд руб. для лесопильных линий проходного типа, осуществляющих распиловку круглых лесоматериалов с использованием систем оптимизации на оборудовании с функцией криволинейного пиления и применяющих оптимизационную обрезку необрезных досок на отдельно стоящих линиях обрезки.

Понятно, что такие инвестиции экономически оправданы только при наличии собственной лесосырьевой базы.

Главный аналитик ФГБУ «Рослесинфорг» Владимир Кончаков рассмотрел развитие цифровизации лесного хозяйства в РФ. По его мнению, цифровизация государственного управления лесной отрасли должна повысить качество деятельности государства и упорядочить взаимовыгодное сотрудничество с внешними бенефициарами – хозяйствующими субъектами и гражданами. Программные продукты сегодня характеризуются узкой специализацией, разобщенностью и неэргономичностью при использовании государственными служащими, хозяйствующими субъектами и гражданами. Создание новых локальных и модернизация текущих информационных систем не приведет к упрощению и совершенствованию государственного управления лесной отраслью. Решить эту задачу на общегосударственном уровне призвана отраслевая цифровая платформа «Цифровой лес» (интерактивный портал Федерального агентства лесного хозяйства) – набор технологий управления, аппаратных средств, каналов связи, методик и программных продуктов для сбора, использования, объединения, визуализации и анализа данных в области лесных отношений. Эта система должна стать мощным инструментом обеспечения непрерывности использования и воспроизводства лесного фонда РФ.

Ожидаемые результаты использования единой цифровой платформы:

  • оптимизация информационных потоков в лесной отрасли, сокращение временных затрат на получение информации и информационный обмен;
  • повышение контроля достоверности и согласованности данных из разных источников;
  • сокращение финансовых потерь за счет повышения достоверности данных и принятия более эффективных управленческих решений на их основе;
  • сокращение бумагооборота и сроков исполнения поручений;
  • повышение обоснованности и правомерности принятия управленческих решений федерального и регионального уровня;
  • исключение дублирования данных;
  • повышение прозрачности рынка лесной отрасли;
  • повышение актуальности данных о лесном фонде.

***

По официальным данным, доля лесного комплекса (вместе с рыбным и сельским хозяйством) в создании валового внутреннего продукта России в I квартале 2020 года составила 1,9%. Столь незначительный показатель обусловлен низкими ставками за использование лесов, а также слабым развитием глубокой переработки древесины, вследствие чего теряется большая часть возможной добавленной стоимости. Как отрасль материального производства, лесное хозяйство РФ много лет остается планово убыточным, не интегрированным в рыночную экономику, не имеет конечного рыночного продукта и осуществляется в основном за счет бюджетного финансирования.

В последнее время в лесном хозяйстве обострились три проблемы: лесные пожары, нелегальные рубки, распространение вредителей и болезней. Организационная причина всех проблем одна: изменение, а фактически упразднение, системы ведения лесного хозяйства и лесной охраны. Принятые нормативные документы, регулирующие лесопользование, лесовосстановление и лесозащиту, создали условия, при которых рациональное ведение лесного хозяйства невозможно. Кроме этого, ухудшается обеспеченность профессиональными кадрами.

В итоге работы форума были сформулированы основные цели стратегического развития лесного комплекса Российской Федерации:

  1. Обеспечение устойчивого управления лесами, непрерывного, неистощительного и многоцелевого лесопользования, сохранения и повышения продуктивности, способности к восстановлению, жизнеспособности и биоразнообразия лесов, сохранение возможности лесов выполнять важные экологические, экономические и социальные функции.
  2. Увеличение вклада лесного комплекса в развитие циклической экономики в целом и лесной биоэкономики в частности при решении глобальных, региональных и локальных экологических проблем и проблем рационального использования природных ресурсов.
  3. Увеличение доли лесного комплекса в валовом внутреннем продукте за счет развития производств инновационных лесных продуктов и материалов нового поколения с высокой добавленной стоимостью, а также вовлечения в экономический оборот недревесных ресурсов, экологических функций и услуг лесов.
  4. Проведение научных исследований, разработка научного обоснования и подготовка квалифицированных кадров для организации отечественного лесного хозяйства и лесной промышленности современного уровня, которые имеют все основания стать ядром и локомотивом развития лесного комплекса.

Обеспечение эффективности лесного комплекса России и его конкурентоспособности при глобальной конкуренции на мировом рынке невозможно без активного создания новейших технологий, инновационных разработок, научно-обоснованных подходов в управлении. Современное состояние лесной науки, технологическое и техническое обеспечение отрасли требует незамедлительного создания эффективной системы научной и инновационной деятельности, ориентированной на потребности лесной отрасли и государства. Проблема кадрового обеспечения не менее острая.

Преодоление межотраслевых барьеров между Министерством науки и высшего образования РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Министерством промышленности и торговли РФ и другими ведомствами при организации, финансировании и проведении научных исследований позволит избежать дублирования, распыления ресурсов и нерационального использования бюджетных средств.

Ведущими в проведении научных исследований и подготовке кадров для лесного комплекса Российской Федерации должны стать специализированные лесотехнические вузы, способные обеспечить связь науки, образования и реального сектора экономики. Одним из важнейших элементов в этом области может стать Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова, старейший лесной вуз страны.

В выработанной по итогам отраслевых дискуссий резолюции форум рекомендовал:

  • Правительству Российской Федерации:
    – рассмотреть вопрос о создании единого государственного органа, объединяющего лесное хозяйство, лесную промышленность и профильное лесное образование;
    – принять меры для обновления отрасли, увеличения эффективности управления лесными ресурсами и повышения степени переработки древесины;
  • Министерству науки и высшего образования Российской Федерации: – оказать организационную, материально-техническую и финансовую поддержку классическому лесному образованию в Российской Федерации, нуждающемуся в дальнейшем развитии, и поддержать ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова» в намерении участвовать в Программе стратегического академического лидерства в качестве национального опорного университета; – при планировании и распределении контрольных цифр приема в вузы по направлению подготовки «35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство» выделять достаточное количество бюджетных мест специализированным лесным вузам в соответствии с их заявками; – поддержать Комплексную научно-техническую программу «Лес»;
  • Министерству природных ресурсов и экологии РФ и Федеральному агентству лесного хозяйства:
    – продолжить работу по созданию законодательных и институциональных условий по полной интеграции лесного хозяйства в рыночную экономику, его переходу на самофинансирование и самоокупаемость, развитию конкурентной среды и создание федерального рынка круглого леса на корню в форме электронной биржи;
    – добиваться увеличения числа инвестиционных проектов, которые были бы направлены на развитие лесной инфраструктуры, проведение качественных лесохозяйственных мероприятий, комплексную переработку древесины и использование самых современных технологий по уходу за лесом;
    – продолжить активную работу по внедрению модели интенсивного лесопользования;
    – усилить контроль за оборотом древесины, продолжить модернизацию системы ЛесЕГАИС, обеспечить учет древесины только в электронном виде в ЛесЕГАИС;
    – при организации и финансировании отраслевых НИОКР учитывать научно-технический потенциал лесных вузов и преодолеть ведомственную обособленность;
    – оказывать поддержку научно-техническим проектам, подготовленным в лесных вузах и направленным на решение актуальных задач лесного комплекса России, поданным для получения финансирования в различные российские и международные финансирующие организации;
    – предусмотреть финансирование научно-исследовательских проектов, направленных на развитие и внедрение в лесном хозяйстве современных прорывных технологий геномной селекции и геномного редактирования лесных пород;
  • Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
    – рассмотреть возможность льготного кредитования малых и средних предприятий в целях организации и модернизации производств, направленных на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью;
    – разработать Стратегию развития лесного машиностроения до 2030 года, а также программу развития отечественного машиностроения с научно-исследовательским обеспечением;
    – при определении приоритетных направлений развития промышленности в Российской Федерации учесть необходимость ее перехода на принципы циклической экономики, биоэкономики, невозможного без рационального использования возобновляемых природных ресурсов, важнейшими из которых являются лесные;
    – при организации и планировании НИОКР принять к сведению результаты исследований и научный потенциал лесных вузов, который может быть использован в качестве возможного катализатора инновационного развития группы отраслей лесного комплекса;
    – принять меры для ускоренного развития высокотехнологичных инновационных производств новых лесных продуктов с высокой добавленной стоимостью, создаваемых на основе НИОКР ведущих лесных вузов страны. 

Текст и фото: «ЛесПромИнформ», «Рестэк»