Партнеры журнала:

В центре внимания

Из другого государства и на чужие деньги

Покупка оборудования в лизинг с использованием зарубежных источников финансирования сделки при всей изначальной привлекательности таит в себе немало подводных камней.

C сожалением приходится констатировать: ситуация, сложившаяся сегодня на рынках лизинга и кредитования, дает мало надежд тем, кто нуждается в обновлении основных средств производства. Отечественные компании, которые в последнее время озабочены в основном тем, чтобы разобраться с имеющимся портфелем заказов (проанализировать ситуацию и разделить клиентов на «хороших» и «плохих»), предлагают в лизинг почти исключительно легковые или грузовые авто. Банки, которые не раз заявляли, что уже нацелены на кредитование реального сектора, ещё только начинают эти слова воплощать в дела и пока оказывают поддержку единицам.

Но почему бы не обратиться к поставщикам напрямую и деньги привлечь там же, в стране производителя? Можно вспомнить ситуацию 4–5-летней давности: рынок лизинга находился в процессе становления, а получить кредит банка для покупки сложного оборудования было не так легко, как в последующих 2006‑м или 2007 годах. Тогда компании предлагали такую услугу, как приобретение оборудования в лизинг с использованием западного источника финансирования сделки. То есть они действовали как посредники − от лица клиента обращались к западным банкам и брали на себя проблемы с доставкой техники. А когда в России кредитовать стали больше и на выгодных условиях, об этой услуге позабыли.

И вот сейчас сложилась такая ситуация, при которой нелишне задуматься: не вернуться ли к старому варианту, ведь он работал? Правда, пока лизинговые компании больше заняты проблемой собственного выживания, возвращать к жизни прежние идеи приходится самим нуждающимся. Но если есть реальный шанс (а он есть) взять кредит и приобрести технику за рубежом, причем на более выгодных условиях, чем те, что предлагают сегодня в России, то такой вариант заслуживает внимания.

Надо отметить, здесь потенциальному покупателю не следует бросаться в омут с головой при оценке привлекательности зарубежного предложения − как замечают эксперты рынка, в эту ловушку попадает большинство новичков. Первоначальный анализ ситуации, оценка стоимости имущества с учетом доставки и стоимости привлеченных средств покажут заказчику, что самостоятельная покупка и самостоятельный поиск кредита − вариант весьма привлекательный (хотя и рискованный потому, что долг будет в иностранной валюте). Может, он даже лучше, чем те предложения, какие были на рынке лизинга до кризиса. Но в реальности, предупреждают специалисты, тех, кто впервые берется за незнакомое дело, ожидает немало подводных камней − например в виде определенного набора дополнительных затрат. Нет, стоимость финансирования на Западе и в нашей стране различаются существенно, и самостоятельное приобретение окажется выгоднее (в неофициальных беседах это признают и представители лизинговых компаний). Однако традиционный процесс приобретения средств производства, когда сначала высчитывается конечная стоимость оборудования (или спецтехники), а потом на основании расчета принимается решение, может быть нарушен, а расчеты могут оказаться ошибочными.

Без поручителей = без шансов

Привлечь деньги на выгодных условиях (с 10–15%-ным удорожанием на полтора-два года) вполне возможно. В большинстве западных стран (и практически во всех европейских) существуют специальные компании, которые ориентированы на стимулирование экспорта, − так называемые экспортные кредитные агентства (ЭКА). Как раз они и делают самое выгодное предложение по привлечению финансов (исключительно для экспортных сделок). Надо отметить, что по роду деятельности ЭКА не кредитные организации: они не дают деньги взаймы, а только страхуют риски кредитной организации. Но без их страховки абсолютное большинство западных банков (или других финансирующих организаций) российскому производителю кредит вряд ли выдадут. А если и согласятся, то ставка с учетом страховых рисков в большинстве случаев окажется такой же высокой, как у отечественных банков (а может, и выше).

При этом можно выделить ЭКА, которые уже несколько лет весьма активно работают с российскими компаниями и банками (зачастую предпочитают покупки, когда кредит выдается российскому банку, который финансирует российского покупателя) и, можно сказать, дружественно настроены по отношению к российским компаниям. Это такие агентства, как Hermes (Германия), CESCE (Испания), а также экспортные кредитные агентства восточноевропейских стран − EGAP (Чехия), KUKE (Польша).

Однако есть один нюанс, на который потенциальный покупатель обращает мало внимания. Действительно, помощь экспортного агентства дает возможность привлечь финансирование на очень выгодных условиях, только с покупателем самим по себе ЭКА не станет иметь дело. Нужен поручитель − один из российских банков. Причем чем меньше компания, тем более серьезный поручитель ей необходим: для компании федерального масштаба подойдет и региональный банк, а для региональной компании поручитель должен быть из первой двадцатки. Плюс (это уже реалии непосредственно экономического кризиса) сегодня, как замечают участники рынка, считанное число западных банков, которые кредитуют экспортные покупки, станут делать это в одиночку − вполне вероятно, что зарубежный банк также захочет привлечь к сделке кого-либо из своей двадцатки. Вероятность этого тем выше, чем больше сумма сделки; кредит в размере менее одного миллиона долларов банк все же профинансирует без «помощников».

Таким образом, финальная цепочка участников сделки может оказаться несколько длиннее, чем та, что представляется вначале (экспортное агентство − финансирующий банк), и, соответственно, вырастут суммы на обслуживание сделки. Но даже с учетом этого обстоятельства, как отмечают специалисты рынка, сегодня условия получения кредита за рубежом все же выгоднее, чем в России.

Дорогой лизинг

Впрочем, корректировка стоимости финансовых ресурсов может стать наименьшим (в смысле затрат) «сюрпризом» для покупателя. Когда имущество приобретается по договору лизинга, куда большее влияние на конечную стоимость объекта покупки могут оказать дополнительные (и зачастую непредвиденные) траты.

Проблема в том, что в большинстве случаев возможности выбирать между лизингом и кредитом у покупателя нет. Логика тут проста: кредит, даже при поддержке экспортных кредитных агентств, дадут единицам, лизинг (особенно, если это лизинг спецтехники) вполне доступен практически всем. Для многих лизинговых компаний, работающих в связке с производителем, международный лизинг (когда лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных странах) не является чем-то экстраординарным. В частности, можно указать на таких производителей, как Volvo, Scania, CAT, − в последние годы их лизинговые «дочки» заключали сделки международного лизинга, в том числе и с российскими компаниями (и не единичные).

Реальность такова, что если ваш возможный партнер не кэптивная компания, активно продающая в России, то лизингодатель в 90% случаев «спихнет» все дополнительные расходы (и сопутствующие им проблемы) на лизингополучателя. Конечно, заставив последнего застраховаться. Опять же само по себе это обстоятельство не так уж и страшно − стоимость доставки, как и таможенный сбор, покупатель оплачивает в любом случае. Но режим международного лизинга, в котором оказывается покупатель техники, может привести к тому, что он столкнется с необходимостью нести дополнительные расходы, которых не было бы при обычной покупке.

Первые удорожания начинаются на таможне в момент, когда определяют размер платежей. Он, естественно, рассчитывается в зависимости от стоимости ввозимого имущества. Таможенная стоимость, в свою очередь, определяется специалистами методом «по цене сделки с ввозимым товаром» (это основной метод для вычисления таможенных пошлин). То есть расчет таможенных платежей производится на основании общей суммы лизинговых платежей, а это уже несколько большая сумма, нежели стоимость имущества. Между тем таможенные платежи составляют до 20% от стоимости приобретенной техники, а значит, если расчет идет от стоимости лизингового договора, переплата может составить 3–4% от стоимости объекта лизинга.

Возможность избежать переплат, конечно, есть. Таможенное законодательство, в частности закон «О таможенном тарифе», предусматривает, что если существует ограничение прав покупателя на оцениваемое имущество, то при определении таможенной стоимости ввозимого имущества может использоваться метод «по цене сделки с идентичным товаром». А механизм лизинга предполагает ограничение прав покупателя на объект сделки: до окончания срока договора последний остается собственностью лизингодателя, лизингополучатель не может им свободно распоряжаться. Так что есть все основания требовать, чтобы таможенные платежи были высчитаны на основании стоимости аналогичного оборудования у компании, перевозящей купленную в лизинг технику. Просто нужно быть хорошо подготовленным к подобным проблемам, иметь под рукой профессионального юриста и располагать документами, подтверждающими цену техники в свободной продаже, и прочими необходимыми бумагами.

Механизм международного лизинга дает возможность ввозить имущество не только в режиме свободного обращения (то есть в обычном режиме для приобретенных за рубежом товаров), но и в режиме временного ввоза, предполагающего, что объект лизинга по истечении определенного срока (не более 34 месяцев) вернется к лизингодателю. Ведь лизинг в своде законов большинства стран прописан как разновидность аренды (в российском законодательстве он именуется финансовой арендой). Режим временного ввоза между тем может стать для лизингополучателя большой преференцией − его оформление позволяет выплачивать таможенные платежи не сразу, а с рассрочкой, ежемесячно по 3% и без начисления процентов. Кэптивные лизинговые компании, которые сегодня используют механизм международного лизинга, прибегают к нему как раз для того, чтобы предоставить возможность своим лизингополучателям оплачивать таможенные платежи по частям. Другое дело, что для этого нужно очень аккуратно составлять договор лизинга, в частности не прописывать в нем пункт, предусматривающий, что лизингополучатель обязан по окончании срока лизинга выкупить объект договора. Но на это, очевидно, пойдут не все лизингодатели…

Чужой налог

Наконец, последний (по порядку, но не по значению) «сюрприз» ожидает покупателя, который приобрел технику по договору лизинга, уже после того, как оборудование или спецтехника доставлены и запущены в эксплуатацию. Возможно, даже после того, как он отправил первый лизинговый платеж лизингодателю. Покупатель вдруг обнаруживает, что из-за отсутствия в России представительства лизингодателя, его представителем является… он, лизингополучатель! И поэтому именно на его плечи ложится уплата налога на прибыль − 20% от той части лизинговых платежей, которая не идет в погашение стоимости объекта лизинга (считается доходом лизинговой компании).

В теории необходимость отчисления налога на прибыль − проблема лизинговой компании, покупатель не должен и задумываться об этом, ему надо просто отсылать основную часть лизингового платежа лизингодателю и меньшую − в налоговую инспекцию. Но на практике, как говорят опытные участники рынка лизинга, отчисления в налоговую могут вызвать конфликт в отношениях с иностранным лизингодателем. Весьма вероятно, что лизинговая компания, основываясь на заключенном договоре, будет требовать лизинговые платежи в полном объеме несмотря ни на что (налог на прибыль попадет под категорию «дополнительные расходы», которые обязан нести лизингополучатель). То есть лизингополучатель легко может оказаться в ситуации, когда должен будет оплачивать налог на прибыль лизингодателя.

Но и эта проблема вполне разрешима, если быть к ней готовым. С абсолютным большинством развитых стран, где производится спецтехника и зарегистрированы лизингодатели, у России подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения. Правда, соглашения о полном освобождении от уплаты российского налога заключены не со всеми странами. Некоторые соглашения предполагают только пониженные ставки налога на извлечение дохода. Но в любом случае оформление пониженных ставок налога на прибыль (для Германии или Италии − нулевых ставок) снимает значительную часть противоречий между лизингодателем и лизингополучателем. Иностранная организация должна просто предоставить налоговому агенту подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым подписан договор об избежании двойного налогообложения (желательно, чтобы это произошло до первого отчисления платежей лизингополучателем).

Один директор лизинговой компании так объяснил, почему услуга приобретения в лизинг при западном финансировании сделки в свое время не получила развития: выгода для лизингодателя и лизингополучателя не столь велика (по сравнению с вариантом, когда источник финансирования российский), а затраченные усилия, сложность проведения сделки − заметно больше. Другой участник лизингового рынка отметил, что дополнительные расходы, потраченное время подталкивают его к следующему выводу: выгода от того, что сам покупатель решает проблемы, которые обычно берет на себя лизинговая компания, появляется только тогда, когда речь идет о покупках стоимостью больше миллиона долларов. Безусловно, эти мнения участников рынка заслуживают внимания. Но, как мы уже упоминали выше, нельзя забывать и о другом варианте − он работал раньше, работает и сегодня.

Алексей ЛЕОНТЬЕВ