Обращение руководителей лесозаготовительных предприятий Ленинградской области к президенту Российской Федерации В.В. Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
Лесозаготовительная отрасль является основным звеном лесного комплекса России, поставщиком сырья для деревообрабатывающих, мебельных и целлюлозно-бумажных предприятий. Заготовка леса всегда считалась низкорентабельной, а труд лесозаготовителей низкооплачиваемым и непрестижным. В советское время часть лесозаготовок в стране приходилась на заключенных в местах лишения свободы.
В настоящее время многие лесозаготовители живут в лесных поселках со слаборазвитой инфраструктурой. Молодежь практически покинула эти места и переезжает в поселки городского типа, где есть перспектива устроить свою жизнь: учиться, работать и создать семью. В лесу остались работать люди, которым уже некуда уезжать и не найти другой работы. Газеты пестрят объявлениями с предложениями вакансий вальщиков леса, трактористов на трелевку леса, рабочих на обрубку сучьев.
К сожалению, бытует мнение, что лесозаготовка − это высоко прибыльный бизнес. Может быть, для нелегальных лесозаготовителей это и прибыльно, но только не для арендаторов лесного фонда.
Экономика лесозаготовок уже сейчас на грани банкротства большинства предприятий. Целлюлозно-бумажные предприятия, которые следует отнести ближе к химической отрасли, чем к лесной, постоянно демпингуют закупочные цены на древесное сырье. Деревоперерабатывающие предприятия также используют эту практику. И те, и другие, имея достаточно высокие прибыли, обновляют оборудование, развивают инфраструктуру, имеют возможность платить рабочим достойную зарплату.
На совещании с ведущими предпринимателями, которое Вы проводили 5 февраля, не было видно ни одного миллионера-лесозаготовителя. Все только потребители леса.
С вводом Лесного кодекса на арендаторов леса возложены ещё и функции по посадке леса, ухода за ним и так далее. Уместен вопрос: «Кто просчитал рентабельность лесозаготовок по регионам в России, кто оценил возможность выполнения лесохозяйственных работ, строительства лесовозных дорог и других обременений, возложенных на лесопользователя после ввода в действие Лесного кодекса?»
Если у ЦБК недостаточно сырья, то почему они не используют в полной мере леса, переданные им в аренду государством? Почему они не проводят в этих лесах лесовосстановление, охрану этих лесов от пожаров и нелегальных рубок? Почему не строят лесные дороги? Ответ очень простой: лесозаготовки убыточны.
Вместо того чтобы Правительство РФ наконец разобралось с проблемами именно лесозаготовительной отрасли, поставлена масса технических и экономических барьеров именно тем, кто заготавливает древесину. Конкретные примеры:
- Россельхознадзор организовал небывалую по размахам платную выдачу фитосанитарных сертификатов через коммерческие структуры, получая миллионы, хотя карантинных зон в России нет, да и требования Россельхознадзора не соответствуют международным.
- ОАО «РЖД» постоянно поднимает тарифы на перевозку лесных грузов, что увеличивает стоимость пере-возок.
- Таможенные службы ориентируются не на ГОСТы, а на инструкции железной дороги, правила фитосанитарного надзора и собственные нормативы.
При этом никто в Правительстве России не задумывается, а вынесут ли лесозаготовители России эти огромные финансовые нагрузки?
Последний шаг Минпромэнерго − повышение таможенных пошлин на необработанный кругляк. В течение последних 15 лет экспортные пошлины на круглый лес и пиломатериалы повышались несколько раз, но желаемого результата это не принесло. Если пиловочник для выработки пиломатериалов на внутреннем рынке лесозаготовитель может продать, то кто нам ответит, кому и в каком объеме можно продать балансовую древесину для ЦБК по цене, хотя бы на 3–5% выше её себестоимости? Таких покупателей нет, следовательно, надо дать возможность реализовать не востребованную в России древесину на экспорт, или она просто сгниет. Кому это нужно? При такой постановке дела недолго осталось ждать прекращения легальной заготовки леса в России. Те, кто лоббирует свои интересы по приостановке экспорта при отсутствии в России возможности переработки древесины в каждом регионе, должны понять, что удар по лесозаготовителям в итоге приведет к значительному снижению объемов лесозаготовок, социальным проблемам в регионах, потери кадров лесозаготовителей, которых обратно в лесные поселки не загонишь. Следствие − предстоящие проблемы с сырьем у тех, кто так настойчиво добивается сокращения экспорта, не предлагая ничего взамен. Зима этого года показала, что провал лесозаготовок мгновенно создал дефицит в сырье у переработчиков леса.
Мы, лесозаготовители Ленинградской области, целиком и полностью поддерживающие позицию Правительства РФ о необходимости переработки древесины, в то же время считаем, что необходимо:
1. Отложить повышение таможенных пошлин на необработанную древесину до тех пор, пока соответствующие министерства и ведомства не представят в Правительство РФ экономический анализ − обоснование принятия такого решения с заключением региональных властей.
2. Назначить координатора лесного комплекса в России между лесозаготовителями, потребителями древесного сырья, транспортниками, таможней, который должен иметь право законодательной инициативы.
3. Поручить региональным властям совместно с лесозаготовителями и лесными территориальными агентствами просчитать экономику лесозаготовок, объемы переработки древесины на местах и определить излишки лесо¬продукции, возможной к поставке в другие регионы и на экспорт.
4. Поручить Правительству РФ рассмотреть механизм возврата части прибыли, полученной от переработки древесины предприятиями целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, на восстановление лесных ресурсов страны.
По поручению лесопромышленников Ленинградской области, председатель правления Союза лесопромышленников А. Б. ГОСУДАРЕВ