Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Мебельное производство

Облицовывание поверхностей

Термин «облицовывание», казалось бы, должен быть хорошо известен любому мебельщику. Однако, если побродить по сайтам Рунета, оказывается, что это совсем не так. К примеру, руководитель одной из отечественных брендовых фирм, поставляющих клеевые и облицовочные материалы, на своем сайте заявляет: «Существуют два способа облицовки поверхности ДСП: ламинирование и каширование». И ошибается дважды. Во-первых, облицовкой называют не процесс, а то, чем облицована поверхность, материал, например фанеру (строганую или лущеную), декоративный бумажно-слоистый пластик, синтетический шпон и т. д. Во-вторых, способов облицовывания несколько больше, чем два…

Метод облицовывания, а вместе с ним и термин появились в России где-то в начале XVII века, когда император Петр I создал в Санкт-Петербурге мастерские по изготовлению мебели европейского образца. В соответствии с существовавшей тогда технологией поверхность традиционной русской мебели, называемой белодеревной, в лучшем случае пропитывались маслом (олифой) или окрашивалась. Новая же мебель, сделанная по европейским стандартам, оклеивалась срезанными с массива тонкими пластинами древесины дорогих пород или камня, получившими в России название «фанера». Причем, на мой взгляд, название это пошло не от немецкого Furnier, как это написано в Большой советской энциклопедии, а, скорее всего, от шведского fanér или голландского fineer, что больше соответствует истине, учитывая повышенный интерес Петра Великого ко всему голландскому. Мебель, изготовленную по новой технологии, стали называть оклейной, а позднее − фанерованной.

Шпон − это фанера

Изначально фанеру получали скалыванием пласта с плахи, отрезанной от ствола дерева, или продольным распиливанием плахи. С развитием технологии деревообработки появились другие способы: строгание и лущение. И теперь фанера по способу получения подразделяется на колотую, пиленую, лущеную и строганую. Лущеная фанера, не имеющая заметной красивой текстуры, использовалась как подслой при фанеровании, а также для получения клееной фанеры, называвшейся ещё в 50-е годы прошлого века диктом или фанерой-переклейкой.

Клееная фанера изготавливалась путем склеивания нечетного количества заготовок заданного размера, вырезанных из непрерывного полотна лущеной фанеры, срезанного с вращающегося чурака. Эти заготовки назывались шпоном. Полученные из шпона-рванины прирезанные заготовки применялись в мебельном производстве и в просторечии также именовались шпоном, а со временем так стали называть и строганую фанеру.

К сожалению, в учебниках проблеме правильного употребления терминов никогда не уделялось должного внимания, из-за чего во многих книгах и сегодня можно прочитать: «Мебель, фанерованная шпоном», что, по сути, аналогично выражению «посоленное солью».

Изначально фанерование выполнялось вручную, с помощью притирочных молотков и животного (столярного), казеинового или «рыбьего» клея.

Но, начиная со второй половины ХХ века, из-за появления новых синтетических пленочных облицовочных материалов этот термин потерял исконное значение и стал частью термина «облицовывание».

Что такое облицовывание

В современном мебельном производстве под облицовыванием пронимают процесс наклеивания на поверхность заготовки какого-либо достаточно тонкого материала, обладающего определенными декоративными или защитными свойствами, с целью облагораживания изделия, придания ему нового «лица».

Раньше облицовывание относилось к отделке − способам обработки поверхностей, защищающим изделия от воздействия окружающей среды и улучшающим их внешний вид. Отделка включала не только пропитку, окрашивание и лакирование, но и резьбу, выжигание, инкрустацию, золочение и т. д.

Сегодня облицовывание выделилось в отдельную, самостоятельную технологию, имеющую довольно много разновидностей, особенности которых в первую очередь определяются применением тех или иных облицовочных материалов, клеев и типа подложки.

Таким образом, облицовывание − общее наименование процессов наклеивания какого-либо тонкого материала на поверхность заготовки, детали или изделия с целью облагораживания поверхности подложки.

Термин этот относится к применению любых видов облицовок − из натурального или синтетического шпона (пленок на основе бумаг, пропитанных смолами), пластмассовых пленок, фанеры клееной (многослойной) и т. д. Но если склеиваются материалы довольно большой или примерно равной толщины, то процесс называется склеиванием по толщине. Процесс может выполняться как с прогревом клеевого шва, так и без него, то есть горячим или холодным способом. Облицовывание натуральным шпоном сегодня может по-прежнему называться фанерованием. Но слово «шпонирование», вошедшее в употребление несколько лет назад в непрофессиональной среде и довольно часто встречающееся теперь не только в разговорной речи, но и на страницах журналов, в профессиональной лексике недопустимо.

Для обозначения обычного облицовывания пластей синтетическим шпоном (синтшпоном) русский термин своевременно предложен не был, и сегодня как выход используется словосочетание «облицовывание пленкой».

Недопустимо и выражение «облицовывание бумагой», поскольку для облицовывания деталей и изделий применяется не бумага, а смоляные (пластмассовые) пленки с листовым бумажным наполнителем (пленки на основе бумаг, пленки бумажные).

Технология облицовывания пластей

В общем случае любая технология облицовывания пластей включает следующие операции:

  • кондиционирование, то есть выдерживание облицовываемых заготовок в стопе при температуре цеха до устранения в них возможных внутренних напряжений;
  • очистку пластей и кромок детали от налипших на них древесных и минеральных частиц и пыли;
  • нанесение клея;
  • сборку прессуемого пакета (накладывание облицовок − соединение с ними заготовки с уже нанесенным на нее клеем);
  • прессование;
  • выдерживание под давлением;
  • охлаждение;
  • выдерживание (кондиционирование).

В результате образуется система, состоящая из собственно основы, клея и облицовочного материала. Причем свойства облицовки оказывают наибольшее влияние на технологию и режимы процесса.

Так, подобно декоративным бумажно-слоистым пластикам, облицовка вообще может не обладать свойствами, позволяющими её изгибать, может изгибаться без разрушения ограниченно, причем только в одном направлении − подобно древесному шпону или пленкам на основе бумаг, либо растягиваться при нагревании, полностью облегая трехмерную облицовываемую поверхность (пленки на основе термопластичных пластмасс).

Облицовочные материалы изготавливаются, поставляются и применяются в виде листов или рулонов, в том числе и натуральный шпон.

Выбор клея обусловливается адгезией облицовочного материала к определенному материалу подложки, стоимостью и удельным расходом клея, затратами на оборудование для его нанесения и создания давления, необходимого для приклеивания облицовки к подложке, а также требуемой производительностью (временем выдержки под давлением).

Большое значение, безусловно, имеет и форма облицовываемой заготовки − плоская, изогнутая в одной плоскости, а также в двух или даже в трех (объемная).

Расход клеевых материалов, способ подачи давления, время выдержки под давлением и т. д. всегда определяются выбранными режимами, которые зависят от вида подложки (материала детали), клеевой системы, вида облицовки и имеющегося оборудования.

В ряде случаев клей или его составляющие (отвердитель) заранее наносятся на оборотную сторону облицовочного материала.

Роль клея может выполнять не полностью полимеризованная пропиточная смола в облицовочном материале. Клей наносится только на подложку дважды: первый слой − основной состав клея, а второй, вместе с введенным в него отвердителем (нанесение «мокрый по мокрому») после короткой выдержки.

При использовании любых способов облицовывания особенно важны симметричное наклеивание материала с обеих сторон заготовки и правильное последующее кондиционирование (иногда до пяти суток), что снижает количество брака по причине коробления.

Все это многообразие параметров и, конечно же, требования к готовой поверхности − её внешнему виду и устойчивости к различным воздействиям среды − и определяют выбор способа облицовывания.

Ламинирование

Стремление к сокращению числа операций в мебельном производстве привело к преимущественному использованию так называемых ламинированных плит. Но многие сегодня просто не знают, что означает это понятие.

Термин возник у нас ещё в 1973 году, по окончании выставки «Лес-древмаш-73», когда отечественные переводчики не смогли правильно перевести с немецкого слово laminieren (от латинского lamina − «слой») и означавшее тогда в устах некоторых зарубежных специалистов технологию склеивания материалов по толщине, а заодно и облицовывание.

После долгих споров и разбирательств ламинированием у нас стали называть процесс облицовывания пластей плит или щитовых деталей пленками на основе бумаг, пропитанных смолами с неполной поликонденсацией полимера. Такие пленки укладываются на подложку (облицовываемую поверхность) и под воздействием высокой температуры плит обогреваемого плоского пресса (до 240°С) содержащаяся в них смола расплавляется, выдавливается в результате высокого давления плит (до 30 кг/см2), и та её часть, что выдавилась в сторону подложки, приклеивает к ней пленку, а другая, выдавленная к прокладкам плит, формирует поверхность, воспринимая её фактуру (глянцевая, матовая, тисненая). Через некоторое время смола полимеризуется (отверждается) окончательно и превращается в термореактивный полимер, вместе с бумагой создавая однослойный пластик, приклеенный к подложке. Термореактивными свойствами смолы как раз и объясняется высокая устойчивость поверхности ламинированных плит к царапанию, абразивному износу, воздействию химических веществ и т. д.

Но в немецкой терминологии laminieren может обозначать, например, и склеивание трехслойного бруска для производства оконных блоков, а русский термин «ламинированная плита» соответствует немецкому MB-Platte (Melamin-beschichtete Platte) − древесные плиты, облицованные пленками на основе бумаг, пропитанных меламиновыми смолами. Кто-то из наших «специалистов» лет пятнадцать назад, даже не заглянув в учебник, решил через Интернет объяснить всем то, что услышал от такого же неуча, как он сам, и по сайтам и форумам пошли гулять перлы «плита меламиновая», «кромка-меламин» и тому подобные, хотя существуют стандарты, в которых наименование технологии получения ламинированных плит звучит правильно, а сама технология изложена вполне доступно.

Недостаток ламинированных плит в том, что их поверхность в силу особенностей технологии не может быть похожа на натуральную древесину. Сегодня, когда покупатель мебели все более разборчив, этот недостаток плитного материала становится для него в выборе мебели одним из определяющих моментов, и многие производители возвращаются к плитам, облицованным синтетическим шпоном, которые значительно лучше имитируют фактуру и структуру натуральной древесины.

Каширование

Это всего лишь определенный вид технологии облицовывания пластей синтетическим шпоном или пластмассовыми пленками. Для него характерны два основных отличительных признака: использование рулонных облицовочных материалов и их накатывание на облицовываемую поверхность в вальцах.

Последующее отверждение нанесенного на подложку или на облицовочный материал клеевого слоя может производиться самыми разными способами: холодным (в стопе, в пакетном прессе), в вальцовом или в плоском прессе, а также в ленточных прессах проходного типа.

Соответственно сущетвует несколько способов каширования: холодное, «теплое» и горячее, − каждый из которых имеет разновидности. Но об этом в следующем номере журнала.

Сергей НИКИТИН, компания «Медиатехнологии», по заказу журнала «ЛесПромИнформ»

Другие статьи по теме:

Облицовывание поверхностей. Ч.2. - ЛесПромИнформ № 6 (64) 2009 год
Облицовывание поверхностей. Ч.3. - ЛесПромИнформ № 7 (65) 2009 год
Облицовывание поверхностей. Ч.4. - ЛесПромИнформ № 8 (66) 2009 год