Деревообработка

Ремонт станков: ищите профессионалов!

В расписании рабочего дня оператора станка на наших лесопильных, деревообрабатывающих или мебельных предприятиях не предусмотрена профилактика оборудования. В его обязанности входит простой осмотр станка перед началом работы (подобно тому как пилот совершает обязательный предполетный осмотр самолета после того, как его уже провели авиамеханики), настройка на размер обработки, включение оборудования и собственно работа на нем.

Однако на практике в обязанности рабочего, непосредственно эксплуатирующего оборудование, входит и уход за ним, заключающийся не только в поддержании чистоты, своевременном (ежесменном) удалении отходов обработки, но и в проверке состояния рабочих узлов и агрегатов, их регулировке и смазке. И в любом случае он должен немедленно сообщать даже о самых мелких неисправностях и тем более каких­-либо подозрительных, нехарактерных стуках и вибрациях, возникающих во время работы. Но на небольшом деревообрабатывающем предприятии, эксплуатирующем не более десятка станков, невыгодно содержать штатного механика, занимающегося ремонтом. Из­-за отсутствия соответствующего персонала по окончании срока гарантии на оборудование любой ремонт обычно выполняется без какого-либо плана, от случая к случаю, когда уже наступает отказ станка.

Виды ремонта

Ремонт, потребовавшийся для восстановления работоспособности оборудования, нарушенной по причине внезапного отказа, называется аварийным. Это самый неприятный вид ремонта, поскольку необходимость в нем возникает неожиданно для производства, а срок поставки оригинальных запасных частей для замены вышедших из строя деталей может составить и полгода. Столь длительный простой станка, конечно же, недопустим, и персоналу предприятия, как правило, приходится изворачиваться и выходить из создавшегося положения, используя самодельные запчасти, что часто приводит к скорому износу узлов и опять же возникновению отказов. Такой ситуации способствует и привлечение для проведения ремонта персонала, не знакомого с тонкостями разборки, сборки и последующей наладки узлов станка, не имеющего к тому же специальных инструментов и приспособлений.

Но аварийный ремонт — редкий случай. Нормальная эксплуатация оборудования сопровождается проведением ремонтов других видов. В зависимости от конструктивных особенностей станка, характера повреждений и степени износа составных частей агрегатов, а также трудоемкости восстановительных работ различают текущий (малый), средний и капитальный ремонт. Во время текущего ремонта, который проводится на месте эксплуатации, часто в ходе профилактического осмотра, устраняются мелкие повреждения и выполняются регулировочные работы. При среднем ремонте оборудование частично разбирают на месте эксплуатации, проверяют техническое состояние его узлов, устраняют обнаруженные дефекты, а иногда выполняют и капитальный ремонт отдельных частей (узлов). Для капитального ремонта, который проводится уже в заводских условиях, станок снимается с фундамента и разбирается полностью. Проверяется состояние всех его узлов и деталей, устраняются повреждения составных частей или производится их полная замена. Затем станок собирается и осуществляется его комплексная проверка, регулировка, проводятся испытания на работоспособность и соответствие нормам точности.

Система ППР

В советское время на каждом предприятии действовала система планово­-предупредительного ремонта (ППР), суть которой состояла в том, что после работы оборудования, вне зависимости от нагрузки и фактического состояния станка, его останавливали на определенное время для проведения запланированного ремонта. Система ППР была призвана обеспечить поддержание оборудования в работоспособном состоянии и предотвращение его неожиданного выхода из строя. Кроме того, она давала возможность выполнять ремонтные работы по плану, согласованному с планом производства, своевременно приобретать и подготавливать необходимые для ремонта запасные части и материалы, правильно организовывать техническое обслуживание оборудования, что увеличивало коэффициент его технического использования за счет уменьшения простоя в ремонте.

Серьезным недостатком системы было то, что сроки и объем планово­-предупредительных ремонтов оборудования регламентировались нормативно­-технической документацией, устанавливавшей периодичность, последовательность и объем ремонтных работ, которые должны были проводиться независимо от фактического технического состояния оборудования. Это часто приводило к неоправданному повышению расходов на все виды ремонта и увеличению продолжительности простоев. И если эта система была эффективной для предприятий высокой мощности, в особенности с непрерывным циклом производства, то для небольших заводов, на которых оборудование часто бывает загружено не полностью, наиболее приемлемой оказалась система организации технического обслуживания и ремонта станочного парка по его фактическому состоянию.

Такая система основана на плановых периодических проверках оборудования, заключающихся в его осмотре, проверке правильности взаимодействия его частей, проверке на точность, замене смазки и быстро изнашивающихся деталей, оценке состояния узлов и деталей и выявлении износа. Подобная проверка необходима для определения сроков проведения и объема очередного ремонта. Периодические осмотры оборудования в рамках системы ППР проводились сотрудниками предприятия, ответственными за эксплуатацию и ремонт оборудования. Сегодня для этого целесообразно привлекать сторонние организации, специализирующиеся на ремонте оборудования.

Что нужно для ремонта

Основным техническим документом, необходимым для производства плановых ремонтных работ, является дефектная ведомость, которая составляется по итогам проведенных осмотров. В ней перечисляются все дефекты отдельных деталей и узлов и определяются способы их устранения, а также указываются дата проведения осмотра; наименование оборудования, его модель или марка, инвентарный номер (если он был присвоен); наименование узла и детали, подлежащих ремонту; краткое описание дефекта узла и детали; номер детали из каталога, содержащегося в паспорте станка; количество деталей, подлежащих замене или ремонту, и общий перечень ремонтных работ по станку.

Случаются трудности при идентификации деталей, подлежащих замене, и определении их каталожных номеров — паспорт станка, в который входит каталог запчастей, может отсутствовать. Особенно часто это происходит при ремонте оборудования, купленного предприятием как бывшего в эксплуатации. В этом случае следует запросить дубликат паспорта у фирмы­-изготовителя, а если её уже не существует, то у фирмы­-наследницы или у крупной компании, занимающейся ремонтом станков. Для этого нужно знать наименование модели, год выпуска станка, его заводской номер, которые указаны на табличке, помещенной на станине. Вот почему эту табличку никогда нельзя удалять или закрашивать! Существует и ещё одна тонкость. Каталог запчастей, прилагаемый к паспорту, не следует переводить на русский язык, и запрос должен быть сделан на том языке, на котором издан паспорт, — неточности при двойном переводе обязательно приводят к ошибкам!

Не секрет, что стоимость запчастей к оборудованию высока, а получить их в короткие сроки со склада изготовителя или его дилера практически невозможно.

На практике это заставляет потребителя заявлять всю их номенклатуру заранее, то есть составлять дефектную ведомость за три­ - четыре месяца до проведения ремонта, чтобы успеть выделить достаточно средств на приобретение запчастей и иметь запас времени на их изготовление и доставку.

Кому ремонтировать

На современном обрабатывающем предприятии одновременно эксплуатируется поставляемое разными производителями самое разнообразное оборудование — от простейших станков универсального назначения (фуговальных, рейсмусовых, круглопильных) до сложнейших, нашпигованных автоматикой кромкооблицовочных станков и обрабатывающих центров с ЧПУ.

Трудно даже предположить, что любой работник предприятия (если только он не прошел обучение на фирмах — изготовителях станков) будет знать все тонкости обслуживания, настройки, наладки и ремонта каждого станка.

Ведь самообучение путем проб и ошибок может обойтись предприятию слишком дорого. К тому же паспорта, прилагаемые к станкам, обычно составлены весьма конспективно. И это тоже затрудняет или даже делает невозможным профессиональное обслуживание оборудования и проведение его ремонта.

То же касается и проверки станков на соответствие нормам точности. Ни один паспорт импортного оборудования не содержит не только методик таких проверок и перечня используемых для этого приборов и оснастки, но и самих требований к этим нормам. Все это в большинстве случаев делает организацию собственных служб по ремонту оборудования на небольших и средних предприятиях делом полезным, но малоэффективным.

Результатом девальвации рубля стало повышение стоимости оборудования почти в полтора раза, что в современных условиях заставляет все деревообрабатывающие предприятия бережнее относиться к имеющимся станкам и агрегатам и внимательнее следить за сохранением их работоспособности. Реальную помощь в этом могут оказать российские станкоторговые фирмы. В связи со снижением объемов продаж многие из них сделали акцент на оказании услуг по ремонту оборудования с использованием имеющегося у них штата квалифицированных наладчиков, которые, как правило, прошли обучение на фирмах-изготовителях и имеют опыт шефмонтажа, наладки, запуска в эксплуатацию и проведения гарантийных ремонтов.

Так, компания Global Edge даже организовала отдельное предприятие ООО «Джи. И. Промышленная корпорация», в штате которого работают более двадцати высококвалифицированных инженеров­наладчиков, хорошо знающих на практике оборудование всех видов.

Каждый из них приезжает на обслуживаемое предприятие в согласованные сроки, которые определены планом проведения осмотров станочного парка и ремонтов оборудования. Аналогичные службы создали или создают и другие наши станкоторговые компании.

Заключение предприятием абонентского договора с такой службой исключает заботы о проведении периодического технического обслуживания и ремонта оборудования. Требуется лишь правильное ежедневное обслуживание станочного парка. Важно и то, что при такой организации дела предприятие всегда будет заранее знать уровень затрат на приобретение запчастей и ремонт и может точнее планировать свой бюджет.

Владимир МИКУЛИН,
компания «Медиатехнологии»,
по заказу журнала «ЛесПромИнформ»