В лес не въехать, лес не срубить…
Аномально теплая зима 2006−2007 годов стала серьезной проблемой для российских лесопромышленников. Дело в том, что автотранспорт лесозаготовителей не может проехать по незамерзшим дорогам для вывозки леса. Плюсовая температура в европейской части России принесла многомиллионные убытки лесопромышленникам. Свое мнение о том, к каким последствиям может привести эта ситуация, высказывают представители элиты российского лесопромышленного комплекса.
«В этот период – с ноября по апрель – заготавливается до 80% годового объема древесины в Ленинградской области. Он экономически выгоден. Декабрь мы прозевали, январь тоже. Лесозаготовка в области за год в связи с этим может упасть на 30−40 %», – отметил Андрей Государев, председатель правления Союза лесопромышленников Ленинградской области.
В Вологодской области обстановка такая же. «Ситуация действительно кризисная. В декабре – январе объемы заготовки, вывозки и разделки резко упали», – сообщила Ольга Силаева, консультант по связям с общественностью холдинговой компании «Вологодские лесопромышленники».
«Ситуация тяжелая, простой очень серьезный. За зимний период практически не было вывозки, предприятия не выполняют план. За этот сезон лесопильные и лесозаготовительные предприятия Северо-Запада могут потерять сотни миллионов долларов», – подчеркнул депутат Государственной Думы, член Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Владимир Крупчак.
По словам начальника отдела развития производств и лесозаготовок корпорации «Илим Палп» Виктора Чиркова, «положительные температуры не позволили должным образом подготовить зимние дороги, что отрицательно сказалось на заготовке и вывозке леса. Так, например, в Котласской группе предприятий несвоевременная перебазировка на зимние лесосеки (из-за указанных выше причин) вызвала отставание по заготовке в январе на 13 тыс. м, по поставкам на комбинат – на 31 тыс. м . На верхних складах (на лесосеках) скопилось свыше 300 тыс. м ».
Как сообщили в корпорации «Илим Палп», аномально теплая погода не дала сформироваться льду достаточной толщины на ледовых переправах. В Сибири это не позволило до середины января вывозить на лед древесину для формирования плотов к весенне-летней навигации.
По мнению большинства лесопромышленников, ситуация уже начала сказываться и на других звеньях лесоперерабатывающей цепочки: из-за нехватки сырья деревообработчики вынуждены уменьшать объемы производства. В этой ситуации человеческий фактор роли не играет. Спасти положение может только понижение температуры до -15-20°С хотя бы на 10−15 дней.
В середине января Союз лесопромышленников Ленинградской области в связи с аномальными погодными условиями провел внеочередное совещание правления. На нем было принято обращение к губернатору Ленинградской области Валерию Сердюкову.
«По прогнозам предприятий, план по лесозаготовке и вывозке древесины выполнить не удастся. На ряде предприятий возникла проблема возврата кредитов, полученных в банках под лесозаготовки. Останется невырубленным лесной фонд, за что лесозаготовителям тоже придется платить штрафы», – отмечается в письме. Союз лесопромышленников Ленинградской области предложил отсрочить платежи за пользование лесным фондом на 2 месяца, а также освободить лесозаготовителей-арендаторов от штрафных санкций за неосвоение лесного фонда по выписанным лесорубочным билетам, продлив срок их действия на 1 год по согласованию с Рослесхозом. «Не вывезенная из леса, а следовательно, нереализованная древесина плюс ожидаемые штрафные санкции обрекут большинство лесопромышленных предприятий на банкротство», – считает Андрей Государев. «В лес не въехать, лес не срубить, зарплату людям не выплатить… В итоге лес не поступит лесопереработчикам, строителям и т. д. Это катастрофа для России!» – отметил он.
Союз лесопромышленников и лесо¬экспортеров Вологодской области также в экстренном порядке провел заседание в связи с тревожной ситуацией. На нем сообщалось, что из-за невозможности подготовки зимних дорог предприятия имеют крайне низкие объемы вывозки древесины, что, в свою очередь, влияет на снижение объемов лесозаготовок. Такая ситуация в текущем году может создать большой недостаток сырья для лесо¬перерабатывающих предприятий области. Лесопромышленный комплекс Вологодской области в период плюсовой температуры в зимний период каждый день несет убытки порядка 15 млн рублей. На заседании были подготовлены предложения правительству Вологодской области, ОАО «РЖД» и Министерству природных ресурсов РФ по оказанию мер по поддержке предприятий лесопромышленного комплекса. Предлагалось некоторое временное упрощение режима лесопользования в 2007 году, оказание лесозаготовительным предприятиям финансовой поддержки со стороны областных властей.
В конце января в большинстве российских регионов все-таки установилась минусовая температура и лесопромышленники получили возможность вывозить лес с делянок. «В январе, в связи с установившимися морозами в конце месяца, ХК „Вологодские лесопромышленники“ выполняет план на 100%. Пока все идет хорошо», – отметил представитель холдинга. Говоря о лесопромышленном комплексе Архангельской области, Владимир Крупчак отметил, что если минусовая температура установится надолго, то есть надежда в феврале марте наверстать вынужденный простой. По словам начальника отдела развития производств и лесозаготовок корпорации «Илим Палп» Виктора Чиркова, «с установкой морозной погоды положение с заготовкой и вывозкой стабилизировалось. В Котласе установлен понтон через Вычегду, что позволило увеличить объемы поставок на комбинат. Все лесозаготовительные бригады работают на зимних лесосеках. В Сибири ледовая обстановка позволила вывозить древесину на лед для сплотки к навигации. До конца первого квартала текущего года лесозаготовительные предприятия намерены восполнить отставание по заготовке и вывозке».
Однако опасения, что зима вновь отступит, а температура опять будет держаться выше нуля, есть буквально у всех лесопромышленников. «Сейчас минусовая температура, но она установилась в конце января. Если опять будет потепление, нас ждет крах», – подчеркнул Андрей Государев.
Анжелика БОЛМАТ,
наш соб. корр.
Комментарии
Генеральный директор СЗЛК Игорь Битков:
«Для предприятий, интегрированных с лесозаготовителями, сейчас в России действительно не лучшие времена. Климатические условия сложились так, что половина зимы уже миновала, а заготовка леса так и не началась. С учетом сезонности отрасли, когда лесозаготовка ведется только в зимний период, для ЛПК Коми нынешняя зима стала очень болезненной.
Кроме того, нельзя забывать, что российский лес в радиусе доступности существующих дорог уже в основном вырублен и для выполнения растущих планов заготовки требуется строительство новых дорог. Более того, развитие этой сферы уже не представляется возможным без скорейшего перехода на новую технику лесозаготовки с использованием мощных комплексов форвардеров и харвес¬теров. Требуется менять всю структуру, уходить от старой техники. Безусловно, необходимы значительные инвестиции, что, в свою очередь, повлечет увеличение затрат на лесозаготовку и, как следствие, рост себестоимости продукции большинства российских предприятий отрасли.
Для нашей компании эта проблема не является столь злободневной, так как значительную часть продукции мы производим из макулатурного сырья. В 2005 году нами реализован крупнейший в России проект – запуск первой в стране линии De ink производства Kadant-Lamort по переработке макулатуры на Каменногорской фабрике офсетных бумаг. Что касается Неманского ЦБК, то лес поступает туда из-за рубежа – Белоруссии и Прибалтики – и мы производим, в основном, специальные виды бумаг, где доля леса в себестоимости не так велика».
Директор по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления корпорации «Илим Палп» Дмитрий Чуйко:
«Последствия климатических изменений для лесопромышленного комплекса можно условно разделить на сиюминутные, или краткосрочные, среднесрочные и долговременные.
В краткосрочной перспективе высокие зимние температуры приводят к тому, что у лесозаготовителей возникают серьезные трудности с вывозкой заготовленного леса. Морозы не приходят, не промерзают трассы. Около 70 % заготовки древесины в Северо-Западном регионе приходится на зимний период.
На лесозаготовительных предприятиях лесопромышленной корпорации „Илим Палп“ аномально теплая погода тоже сказалась отрицательно, но её последствия были, пожалуй, менее серьезными, чем для большинства наших коллег по отрасли. Мы активно используем современную колесную лесозаготовительную технику (её парк в настоящее время является самым большим в России и насчитывает 81 машину) и строим, хотя и не так активно, как надо, лесные дороги, по уровню близкие к всесезонным. Поэтому показатели по вывозке древесины в корпорации снизились в среднем лишь на 15−16 % по сравнению с прошлым годом.
К среднесрочным последствиям можно отнести низкий паводок. В прошлом году по этой причине в Архангельской области весной скопилось очень большое количество леса в плотах. Мягкая зима привела к постоянному подтаиванию снега, малому объему весеннего снеготаяния и, как следствие, низкому уровню паводковой воды в реках: она не наполняла необходимым образом водные магистрали, лес было невозможно сплавлять. Ситуация, когда теплая зима приводит к тому, что значительная часть снега тает ещё до наступления весны, продолжается из года в год за редким исключением.
Долгосрочные последствия проявляются в том, что в последние годы происходит стабильное изменение средней сезонной температуры. В связи с этим происходит изменение породного состава леса, создаются условия для большего роста лиственной древесины, а болезни леса, насекомые, которые наносят ему вред, продвигаются все дальше на север. Это требует совершенно другого подхода к лесохозяйственным работам, лесовосстановлению, применяемым технологиям. Несмотря на то что последствия таких изменений решающим образом скажутся через 30−50 лет, подготовка к ним должна проводиться уже сейчас, но в настоящее время необходимая работа ведется крайне медленно».
Главный технолог ОАО «Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат» Николай Лисицин:
«Как и на многих российских предприятиях, начиная с ноября прошлого года у нас были перебои в поставках древесины. Если суточное потребление ели у нас составляет 1,2−1,3 тыс. м , то в этот период оно снизилось на 50 %. При этом производство мы не останавливали. Нас спасло то, что в начале ноября с помощью Центрального научно-исследовательского института бумаги мы внедрили процесс отбелки древесной массы из осиновой щепы. В результате мы смогли поднять уровень выпускаемой продукции на 20−30 %».