Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Срочно требуются регионы-доноры

Лесная отрасль - один из приоритетных секторов экономики Красноярского края. Заинтересованность правительства страны в решении проблем в сфере ЛПК дает основания говорить о благоприятных тенденциях как с точки зрения демократизации лесных отношений, так и с точки зрения повышения инвестиционной составляющей. Для защиты интересов инвесторов и создания режима наибольшего благоприятствования федеральные и региональные власти готовы сегодня взять на себя решение наиболее актуальных проблем. В частности, через федеральные и региональные программы - строительство инфраструктуры, обеспечивающей функционирование промышленного объекта. Через региональные и местные программы - предоставление налоговых и неналоговых преференций. Сюда относится и решение первоочередной задачи - обеспечение новых объектов лесосырьевой базой.

Александр Хлопонин, губернатор Красноярского края
Александр Хлопонин,
губернатор Красноярского края

В настоящее время регион в силу своего геополитического положения активно сотрудничает с лесными китайскими компаниями. Сложившаяся практика имеет свои положительные и отрицательные стороны. Из положительных можно отметить информационную интеграцию в торговые отношения России и КНР, налаживание конструктивных информационных взаимоотношений с представителями бизнеса и властями КНР в области ЛПК.

Из отрицательных прежде всего следует назвать высокий уровень экспорта в КНР круглого леса и затянувшуюся переориентацию китайских компаний, работающих на территории края, с лесосырьевого на лесоперерабатывающий бизнес.

Древесина должна перерабатываться там, где она заготавливается. Для этого со стороны России создаются все необходимые условия. Введение заградительных пошлин на экспорт круглого леса перенесено на осень 2009 года, и, следовательно, у китайских компаний еще есть время на то, чтобы организовать в Красноярском крае глубокую переработку леса.

Основные требования, которые предъявляются к инвестиционным компаниям КНР, реализующим проекты в России, - соблюдение сроков строительства промышленных объектов, уплата налогов в бюджет Красноярского края в срок и в полном объеме, соблюдение действующего законодательства РФ и Красноярского края. Есть основания надеяться, что взаимоотношения России и КНР перейдут в новую плоскость. Серьезное ускорение процессам развития края придает поддержка федеральной власти. Эту поддержку регион получил в феврале 2004 года, когда руководство региона предложило президенту Владимиру Путину сделать Красноярский край экспериментальной площадкой для реализации новой региональной политики России.

В чем ее суть? Региональная политика любого современного государства - это компромисс между двумя тенденциями: выравниванием межрегиональных различий и приоритетным развитием регионов-лидеров. Бюджетное выравнивание на территории предусматривает в первую очередь финансирование текущих нужд регионов-реципиентов. В этом случае инвестиции федерального бюджета в различных субъектах РФ решают прежде всего социальные задачи за счет перераспределения средств из регионов-доноров в регионы-реципиенты.

При варианте приоритетного развития регионов-лидеров акцент делается на реализации инвестиционных проектов экономического роста регионов. Главным критерием для вложения федеральных денег становится экономический эффект государственных инвестиций, что, в свою очередь, позволяет нарастить экономический потенциал территорий и соответственно инвестировать средства как раз в те социальные проекты, о которых идет речь, в более крупных размерах. Как показывает мировой и отечественный опыт, ускоренный рост экономики достигается только за счет выделения в стране опорных регионов, способных выступить локомотивами, которые потянут за собой остальные территории.

Только с помощью регионов-лидеров возможно модернизировать российскую экономику и перестроить социальную сферу. Привлечение инвестиций в традиционных для Красноярского края и России формах не может обеспечить существенного их роста. Основной проблемой является отсутствие долгосрочных и относительно дешевых ресурсов, поэтому главной задачей администрации Красноярского края является привлечение средств финансовых и кредитных организаций напрямую в регион, что позволит снизить риск инвестирования. Для этого необходимо создать привычный и понятный для финансовых инвестиционных институтов инструмент. По мнению губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, таким инструментом может стать Корпорация развития Красноярского края.

«Это новый для России очень конструктивный инструмент аккумулирования ресурсов, который хорошо зарекомендовал себя во многих странах мира, - отметил он. - Корпорация развития будет использовать в своей деятельности метод финансирования перспективных проектов. Она позволит привлечь для решения краевых задач ресурсы из инвестиционных источников, практически не задействованных в настоящее время. Что это за средства? Это средства специализированных финансовых инвестиционных компаний, которые, во-первых, прямо не заинтересованы в осуществлении конкретных проектов, а во-вторых, не предполагают прямого участия в управлении реализуемыми проектами. Их инвестиции будут привлекаться собственно корпорацией, в которой участвует государство. Корпорация имеет прозрачную структуру функционирования, а также четко сформулированную, утвержденную наблюдательным советом стратегию инвестирования проектов.

Таблица. Прогноз развития производства пиломатериалов и
динамики налоговых поступлений от освоения лесного комплекса 
(без учета налогов от ЦБК)

Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица. Прогноз развития производства пиломатериалов и динамики налоговых поступлений от освоения лесного комплекса (без учета налогов от ЦБК)

Следует особо подчеркнуть, что частный бизнес имеет возможность участвовать как в капитале самой корпорации, так и в реализуемых с ее участием проектах. Корпорация ни в коем случае не стремится монополизировать экономику края. Там, где частный капитал в состоянии справиться самостоятельно, ему соучастие корпорации не потребуется. Проекты, которые будут осуществляться без участия корпорации, для власти Красноярского края не менее приоритетны, чем те, которые будут реализовываться с участием корпорации».

Приоритеты Корпорации развития - это прежде всего инфраструктурные, коммунальные, промышленно-отраслевые проекты тех отраслей, в которых могут возникнуть точки интенсивного роста, а инвесторы могут рассчитывать на наибольшую прибыль. Участники корпорации - предприятия частного бизнеса - могут предлагать свои варианты проектов, которые будут рассматриваться корпорацией. Окончательный перечень проектов корпорации выработается в диалоге бизнеса и власти. Уровень понимания властью точек роста в Красноярском крае достаточен для того, чтобы грамотно советовать бизнесу, куда вкладывать деньги в регионе.

Как подчеркнул Александр Хлопонин, «перспективных проектов в Красноярском крае предостаточно. В Нижнем Приангарье сосредоточено 16% лесного фонда края. Высокоценные хвойные породы составляют 86% запасов, расчетная лесосека составляет 49 млн м3 в год, в том числе хвойных - 34 млн м3. При обеспечении региона энергетической и транспортной инфраструктурой в Нижнем Приангарье возможно строительство нескольких ЦБК, ориентированных на рынки Китая, стран Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона».

В настоящее время в СМИ все чаще стало упоминаться словосочетание «Красноярск-2020». Это мощный инвестиционный проект. По оценкам разных экспертов (пока точных расчетов нет), его стоимость составляет от $10 до 15 млрд, то есть около 300-400 млрд рублей.

«Сейчас мы находимся в начальной стадии развития проекта, - отметил Александр Хлопонин. - Но мы должны точно рассчитать, какие средства будут выделены на развитие инфраструктуры (строительство жилья, дорог) из федерального бюджета, какие - из краевого, а что пойдет по системе софинансирования. Какие-то средства будут выделены из муниципальных бюджетов. Но в соотношении 1:5 - это средства частных инвесторов. То есть, если отталкиваться от суммы в $10 млрд, $2 млрд составят вливания из бюджета, а $8 млрд - из частного капитала. И я могу сказать, что инвесторы очень заинтересованы в реализации этого проекта.

Красноярск не отвечает тем запросам и требованиям, которые предъявляются центру с названием «агломерация», то есть центру, притягивающему население. Кто бы что ни говорил, есть упрямые цифры, а они говорят, что объемы инвестиций в Сибирь и Дальний Восток растут в геометрической прогрессии и ровно в такой же прогрессии растет количество людей, покидающих Красноярский край, Сибирь и Дальний Восток. Так соответствует ли Красноярск понятию «агломерация»? Еще раз говорю - нет.

Поэтому «Красноярск-2020» - тема актуальнейшая именно для развития города как агломерации. Если, к примеру, взять 30 крупнейших агломераций мира, в которые входят Москва и Санкт-Петербург, то вы увидите, что есть несколько важнейших признаков, присущих этому понятию.

Первое: мультимодальный транспортный узел - комплекс, из которого можно очень быстро улететь в любую часть земного шара, а это значит - огромный пассажиропоток, развитая инфраструктура с авто- и железнодорожным сообщением.

Второе: наличие головных офисов крупнейших корпораций, а не представительств.

Третье - развитие крупного финансового центра. Это означает, что у нас должны быть не филиалы банков, а, как в США, дочерние банки.

И еще один важный аспект - высокоскоростная связь для обеспечения работы всех пунктов, которые я перечислил выше, для того чтобы иметь доступ ко всем мировым финансовым и промышленным центрам. Кроме того, это развитие мощной научно-образовательной базы, то, что сегодня уже решается.

Все эти аспекты повлекут за собой развитие жилищной сферы, инфраструктуры, рекреационно-туристической зоны, высоких технологий и так далее. Это и есть агломерация, это и есть «Красноярска-2020» главная цель».

Транспортная доступность новых индустриальных площадок является одним из ключевых факторов развития экономики региона. Поэтому территории, привлекающие инвестиции в развитие производства, должны быть обеспечены достаточной транспортной инфраструктурой, и без выполнения этого условия реализация инвестиционных проектов затруднена. Для Красноярского края приоритетно решение проблемы транспортной доступности северных территорий, расположенных севернее Красноярска, в том числе зоны Нижнего Приангарья.

Большая часть краевых лесных дорог была построена в период 1980-1994 годов, в основном силами леспромхозов. Содержание и обслуживание созданной в те годы сети лесовозных магистралей осуществлялось за счет государственных средств, которых явно не хватало. Поэтому технические характеристики большей части лесовозных дорог не соответствуют принятым стандартам.

По предварительным оценкам, лесная отрасль Красноярского края нуждается в ежегодном строительстве около 1500км лесовозных дорог круглогодичного действия. В то время как сегодня основную часть лесной дорожной инфраструктуры составляют сезонные магистрали - это 80% дорог. Их можно использовать только 4-6 месяцев в году. Потери лесозаготовителей и экономики края составляют до 70% от возможного объема поступлений.

В целях освоения новых лесных массивов в ближайшее десятилетие основное внимание будет уделено развитию транспортной инфраструктуры в Нижнем Приангарье - районе наиболее интенсивного развития лесозаготовки. Администрацией Красноярского края разработан проект развития дорожной инфраструктуры до 2015 года. Сейчас он на стадии согласования со всеми заинтересованными сторонами - областным и федеральным правительством и лесозаготовителями.

«По опыту работы с инвестпроектами предприятий любого масштаба мы видим, что сегодня главная проблема не в инвестициях, - утверждает начальник отдела лесной промышленности Агентства природопользования и лесной отрасли администрации Красноярского края Ольга Рухуллаева. - Как показывает практика, финансировать в отрасль готовы многие, но только в хорошо проработанные, понятные проекты. Мы со своей стороны стараемся вникать во все предлагаемые проекты и оказывать реальную помощь людям.

Правительство в Красноярском крае вплотную занимается проблемой развития лесной инфраструктуры с 2005 года: мы нанесли на карту существующие дороги, наметили перспективные для освоения лесные участки, соотнесли их с наиболее эффективными инвестиционными проектами и спланировали, какой должна быть лесодорожная сеть края. Соответственно, рассчитали, какой эффект для бюджета и отрасли принесет строительство этих дорог. В результате программа по строительству лесовозных грузосборочных магистралей на территории Богучанского и Кежемского районов края в 2006 году была одобрена в совете администрации края».

С 2006 года региональные власти приступили к проектированию первых двух грузосборочных лесовозных автомагистралей общей протяженностью 193км за счет средств краевого бюджета. Теперь краевая администрация собирается подключить к финансированию развития дорожной инфраструктуры федеральный бюджет. «В Министерство регионального развития направлена концепция инвестиционного проекта. Создание лесодорожной структуры очень важно для развития лесопромышленного комплекса Красноярского края.

С одной стороны, у нас много леса, с другой - доступность его очень мала. Из 63 млн м3 лесосеки реально доступна лишь треть. Ко всем остальным надо пробивать дороги, причем магистральные. А строить магистральную дорогу даже крупным предприятиям не под силу, потому что по конкуренции они будут проигрывать. Поэтому мы считаем, что строительство лесодорожной инфраструктуры - функция федеральная. Как и в отношении любой другой отрасли, занимающейся освоением природных богатств. Ведь строит же государство магистральные трубопроводы в нефтегазодобывающей отрасли. Почему с лесом не должно быть так же?

Мы подготовили качественную программу расширения сети лесных дорог и вышли с инициативой о необходимости софинансирования из федерального бюджета программы лесодорожной инфраструктуры», - сообщил заместитель главы Красноярского края Андрей Гнездилов.

Концепция рассматривает возможности совместного финансирования проекта строительства магистралей из Инвестиционного фонда Российской Федерации и областной казны. Потребность в финансировании лесовозных дорог до 2015 года составляет 9,804 млрд рублей. Краевой же бюджет способен выделить только 4,9 млрд рублей.

Сегодня в себестоимости круглого леса затраты на транспортировку занимают больше половины. Поэтому компаниям выгодно разрабатывать только те районы, где есть лесные дороги. Чиновники и предприниматели видят одним из путей решения проблемы обустройство лесной инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства. Государство могло бы сдавать участки леса в аренду на более выгодных условиях, если лесозаготовитель готов развивать инфраструктуру.

Ясно, что этим могут заниматься только крупные компании (либо только при финансировании из бюджета). В соответствии с новым Лесным кодексом только крупные игроки могут себе позволить решать большие задачи, потому что до того, как «войти в лес» и начинать лесодобычу, требуются значительные финансовые вложения для создания и утверждения проектов лесоразработки (даже при уведомительной системе декларирования).

Если говорить о взаимодействии лесопереработчиков и лесозаготовителей, то опять же крупные лесоперерабатывающие компании всегда будут заготавливать часть древесины самостоятельно. Ведь для них очень важно наладить получение качественного сырья в жесткие сроки для обеспечения бесперебойной переработки. Но, как показывает мировая практика, после этапа становления и первоначального развития таким компаниям становится выгодно передавать рубку в подряд небольшим и средним лесозаготовительным организациям. Это также даст импульс к оживлению погибающих таежных поселков, так как их население живет только лесодобычей. В этом отношении Россия может повторить опыт развитых стран Европы - Финляндии и Швеции. Там 20-30 лет назад крупные перерабатывающие компании уже передали лесные фонды небольшим добывающим фирмам, создав одновременно конгломераты с организациями лесопромышленников.

Вячеслав КАРАТАЕВ

Другие статьи рубрики Регион номера: Красноярский край

Обнародован проект лесного плана Красноярского края на 2019–2028 годы
В Красноярском крае разработали собственную геоинформационную систему для нужд ЛПК
«Краслесинвест» развивается
От лесной промышленности – к текстильной

Эльдорадо в центре Сибири
Сверху видно все
В Красноярском крае начинают восстанавливать ранее действовавшие предприятия ЛПК
ЛПК Красноярского края
Список предприятий ЛПК Красноярского края

Вдоль Сибирского тракта
Запас лесосырьевых ресурсов в Красноярском крае увеличивается
ЛПК не в приоритете
Инвестиционные проекты в ЛПК Красноярского края
Основные предприятия ЛПК Красноярского края
Дом из ангарской сосны
Список предприятий ЛПК Красноярского края

Красноярский край в цифрах
Инвестиционный климат: стрелка на «ясно»
Список крупных предприятий ЛПК Красноярского края

Размышления о «Лесном кодексе»...
Красноярский край (состояние и перспективы развития ЛПК края)
Красноярск - город будущего! (итоги Красноярской выставки «Деревообработка»)
Государева служба
ЛПК - Привлекательный во всех отношениях
Проект «Лесные ресурсы и технологии» (Форест) в Красноярске
Кто в лесу хозяин?

Обзоры ЛПК регионов России