Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Хроники незаметной войны

Лесная вахта «столицы Сибири»

Новосибирских лесов совсем немного - всего лишь около 15% территории нашей области имеют лесной покров. Казалось бы, один этот факт должен был подталкивать сибирский мегаполис к формированию особого отношения к лесу. Однако в реальности мы имеем дело с обыденным варварством.

Вот уже более года в рамках проекта ТАСИС «Сибирский экологический центр» и дружина охраны природы «Тайга» разворачивают в Новосибирской области деятельность «лесной вахты». Первоочередная задача этой работы очевидна: довести до сознания властей, бизнес-структур и населения факт существования в «столице Сибири» общественного лесного контроля. Перед вами несколько листков из полевых блокнотов защитников новосибирских лесов.

Болотное: эталон нелегальной рубки

В начале сентября 2003 г. на «зеленый телефон» Сибэкоцентра поступило сообщение взволнованного жителя Болотнинского района, сообщившего о нелегальной рубке в Кругликовском лесничестве - одном из «медвежьих углов» области и, «по совместительству», активнейшей лесозаготовительной площадке. 10 сентября в Болотное выехала группа «лесной вахты», а также представители ГУПР и ОБЭП.

Перед участниками поездки открылась типичная, можно сказать «эталонная», нелегальная рубка. Большинство срубленных деревьев не имели клейм. Сама вырубка была покрыта густой сетью волоков, проложенных так, чтобы они проходили именно через участки с максимальным количеством коммерчески ценных деревьев. Вся вырубка замусорена огромным количеством сучьев. Окончательно поразили всех присутствовавших так называемые «зависшие» деревья: рабочие, пропилив большую часть ствола, бросали непонравившееся дерево, оставляя его готовым рухнуть в любой момент.

На деляночном столбе данного участка площадь вырубки просто отсутствовала, а лесорубочный билет был выписан за день до приезда экологов. И это при том, что, судя по пожелтевшей хвое и объему заготовленной древесины, работы в этом месте велись как минимум месяца полтора.

В результате рейда Сибэкоцентра ГУПР назначил ведомственную проверку, к участию в которой, несмотря на обещание, представители общественности приглашены не были. В этих условиях проверка, естественно, не смогла выявить никаких значительных нарушений. Впрочем, внезапная слепота ведомственных ревизоров возбудила интерес вышестоящих органов - департамента госконтроля МПР по Сибирскому федеральному округу. Ведет следствие по выявленным материалам и прокуратура Болотнинского района. Сибэкоцентр и дальше будет с пристрастием следить за развитием событий.

Кольцово: кладбищенские сосны как «деловая древесина»

Другой эпизод также начался для Сибэкоцентра со звонка «зеленого телефона». Сигнал поступил от возмущенного жителя пригородного поселка. Он сообщил, что на территории местного кладбища, расположенного между пригородными поселениями Кольцово и Барышево, ведется активная рубка леса. Привезенные им фотографии обескураживали: отличные сосновые бревна, складированные возле могил, свежие пни внутри могильных оградок, опилки и сучья на памятниках.

14 октября 2003 г. волонтеры «лесной вахты» выехали на место. В Инском лесничестве не удалось обнаружить необходимых для проведения этой рубки документов. Нашли только полагающийся для хранения в лесничестве экземпляр лесорубочного билета, выписанный на ритуальное агентство «Обелиск». Со слов мастера леса, указание заклеймить деревья было дано из Новосибирского лесхоза и не обсуждалось. Общественникам он тоже посоветовал этого не делать. По его словам, выходило, что большинство помеченных деревьев больны и в их рубке нет и не может быть ничего криминального. Однако, по мнению общественных экспертов, к рубке был отведен в основном коммерчески ценный лес, а стоящий рядом сухостой практически «не был замечен».

Информация о рубке на кладбище побудила Новосибирский лесхоз провести собственную проверку. В результате Новосибирский лесхоз отменил действие лесорубочного билета. По закону на ООО «Обелиск» должно было быть наложено, как минимум, административное взыскание.

Итак, коммерческая рубка на кладбище остановлена, но то, что она вообще стала возможной, - характерный симптом нравственного состояния сегодняшнего российского общества.

Издревая: «когда-то здесь росли березы...»

Река Издревая - одна из малых рек, протекающих в окрестностях Новосибирска. Антропогенное воздействие на природу в этих местах огромно. Достаточно сказать, что в бассейне реки расположились 45 садоводческих кооперативов, объединяющих около 9 тысяч садовых участков. Они принадлежат жителям города: пенсионерам, малоимущим, вынужденным пополнять свой рацион за счет самостоятельно выращенных овощей и картофеля. Многие из них живут в дачных поселках не только в теплое время года, но и поздней осенью, и даже зимой. Неудивительно, что островки березовых лесов по берегам реки стремительно тают...

С начала августа 2003 г. «лесная вахта» начала мониторинг незаконных рубок в бассейне Издревой. В ходе инспекций был обнаружен целый ряд незаконных рубок. Но наиболее вопиющий случай был выявлен в окрестностях деревни Издревая. Новосибирский лесхоз выдал ее жителям билет на заготовку древесины для дров. По документам на данной деляне была назначена 15­процентная выборочная санитарная рубка. Однако, так как процесс заготовки леса никак не контролировался со стороны лесных структур, жителями был вырублен абсолютно весь лес, причем дровосеки вышли далеко за границы отведенного участка. Когда были изучены документы по этой рубке, выяснилось, что и они были оформлены незаконно, так как «санитарная рубка» может быть назначена исключительно на основании заключения лесопатолога, которое в данном случае отсутствовало.

Материалы инспекции были переданы в департамент госконтроля МПР по СФО и в областную прокуратуру, где на данный момент и ведется разбирательство.

Березовское: будущее для федерации

В прекрасном березовом лесу, что на левом берегу небольшой речки Таганиха, расположен ценный памятник природы - так называемая «муравьиная федерация». Здесь, на территории более чем в 50 гектаров, раскинулся целый мегаполис - сотни и тысячи муравьиных семейств. В 1989 году сроком на десять лет здесь был создан мирмекологический заказник «Березовский», первый и единственный в нашей области. Однако к 1999 г. государственные власти забыли о заказнике. Более того, в ходе многочисленных переездов последних лет лесоустроители просто потеряли все документы по данной ООПТ! Неудивительно, что мысль о продлении режима «затерянного» заказника не посетила лесоустроителей. «Затянувшееся» благополучие Березовского леса завершилось. Полтора гектара березняка оказались вырублены, были запланированы и новые обширные рубки.

Однако дружина охраны природы «Тайга» забила тревогу. В областном архиве были найдены дубликаты утерянных документов. После острых протестов и выступлений в прессе рубки на территории заказника были приостановлены «до выяснения ситуации». Представители «лесной вахты» организовали выезд на территорию заказника специальной комиссии, состоявшей из биологов, экологов, лесоустроителей и представителей МПР. Комиссия, обследовав заказник, обратилась к областной администрации с просьбой об организации охраны данной территории.

В январе 2004 г. был получен ответ от председателя Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, в котором, «с учетом необходимости сохранения уникальной колонии малого лесного муравья», Сибэкоцентру разрешалось «провести организационную работу по образованию памятника природы областного значения». Итак, муравьиная федерация будет жить!


Другие статьи рубрики Регион номера: Новосибирская область

В центре Сибири
Сосна в дефиците
Лес - для людей
Ведущие предприятия ЛПК Новосибирской области
План по валу
Список предприятий ЛПК Новосибирской

В краю березовом
Парадокс там правит бал
От лесоустроения к тотальному мониторингу среды
Валерий Барановский: «Верните лес специалистам!»
Главные игроки регионального значения
Список предприятий ЛПК Новосибирской области

Новосибирская область
Лесная промышленность Новосибирской области переживает не лучшие времена
Лесной кодекс не нравится сибирякам
Музей тайги появится под Новосибирском
Сибирский кедр и люди - 400 лет вместе
«Сиблес. Деревообработка. Мебель-2004»

Обзоры ЛПК регионов России