Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

На заметку

Цена по справедливости

На днях в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации состоялось заседание консультативного совета МПР, темой которого стала ценовая политика в лесном хозяйстве. Этот вопрос ждет своего решения уже давно: в Рослесхозе постоянно говорят, что платность должна быть одним из основных принципов организации лесопользования. «Формирование четкой, объективной и прозрачной ценовой политики в лесном комплексе − наша первоочередная стратегическая задача», − в очередной раз напомнил на заседании Валерий Рощупкин.

Действующая в России система определения ставок на древесину, отпускаемую на корню, оставляет желать лучшего. Совокупный лесной доход Российской Федерации составляет примерно 20 млрд руб. в год и складывается из вывозных таможенных пошлин − более 13 млрд руб. и лесных податей за древесину, отпускаемую на корню − около 7 млрд руб. При этом более 91% лесного дохода государство получает только за счет заготовки древесины, а это − всего лишь один из семи видов лесопользования.

Чтобы обосновать и установить объективную рыночную стоимость лесных ресурсов России, Рослесхозу придется немало поработать. Как отметил Валерий Рощупкин, «прежде всего в Рослесхозе намерены бороться с тремя основными недостатками существующего в стране подхода к лесным платежам. Во-первых, ставки платы и лесных податей сегодня устанавливаются на основе оценок по очень крупным территориальным единицам, отчего одни лесопользователи недоплачивают, а другие − переплачивают. Во-вторых, минимальные ставки платы меняются недостаточно часто. Их индексация осуществляется федеральным законом о бюджете страны только раз в год с применением единого для всех регионов коэффициента. И, наконец, ставки платы недостаточно отражают различия в качестве и местоположении лесных ресурсов». Но кое-что в этом направлении уже сделано.

Например в текущем году полномочия по установке конкретных ставок были централизованы и переданы Рослесхозу. Напомним, что до этого полномочиями по конкретным ставкам с учетом региональных особенностей обладали субъекты Федерации, Правительство РФ устанавливало лишь минимальные ставки платы за лес на корню. «В большинстве случаев это были конкурсы не инвестиционных программ, а местечковых интересов», − пояснил Валерий Павлович. К примеру, местный чиновник мог заявить лесопользователю: скоро выборы, и нам надо купить машины скорой помощи, отремонтировать школу и так далее. Если лесопользователь брал на себя решение этих проблем, то он получал лес в аренду по минимальной цене. А в результате в бюджете недосчитывались огромных сумм.

В проекте нового Лесного кодекса РФ доминирует аукционный подход к определению размера платы за пользование участками лесного фонда, при том что стартовые ставки устанавливает Правительство РФ. Кодекс предусматривает и продажу леса без торгов: местному населению, сельскохозяйственным и бюджетным организациям, а также предпринимателям при отсутствии конкуренции на той или иной участок. По мнению министра природных ресурсов Юрия Трутнева, аукцион − самый верный путь к определению реальной стоимости российского леса. «Мы обязаны создать механизм, при котором отсутствие конкуренции не сможет создаваться искусственно, а льготы не станут очередными лазейками для продажи леса за бесценок», − подчеркнул он на заседании.

Стартовые ставки на лесные участки, за которые ответственно Правительство РФ, Рослесхоз предлагает формировать по методу остаточной стоимости: из рыночной цены лесопродукции нужно вычесть все издержки на производство продукции и ее сбыт, включая прибыль лесопользователя. Такой метод применялся в России до 1930-х гг. при расчете лесных такс за древесину. А сегодня он широко используется в богатых лесными ресурсами странах, где государственные леса занимают большие территории − в первую очередь это США и Канада. «Надо четко прописать, как мы сможем комплексно и объективно оценивать производственные затраты на региональных рынках лесной продукции. Без такого механизма в ущербе может оказаться как государство, так и лесопользователь», − высказал свое мнение Юрий Трутнев.

Министр и руководитель лесного агентства также сошлись во мнении, что нужно ускорить работу по изменению государственной таможенной политики. Это нужно для того, чтобы вывоз круглого леса с территории нашей страны стал невыгодным. Вместо того чтобы продавать за 30 долларов кубометр круглого леса, гораздо прибыльнее экспортировать продукцию глубокой переработки древесины. «Везде, кроме нашей страны, деньги зарабатываются не на операции „спилил − продал“, а на втором-третьем переделе, на глубокой переработке леса», − отметил Рощупкин.

Виктория ПЕСКОВА