Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

События

От чего зависит будущее лесной отрасли

Всероссийское совещание по проблемам лесного хозяйства, прошедшее весной этого года в Петербурге, Рослесхозом анонсировалось как событие чрезвычайно важное для лесной отрасли.

Все должно было подчеркнуть его значимость: и то, что совещание открывалось 21 марта, в Международный день леса, в Думском зале Таврического дворца, и то, что созвали на него большое количество чиновников разного ранга − от представителей Госдумы, Совета Федерации и Счетной палаты РФ до губернаторов. А то, что представительное совещание возглавил заместитель председателя Правительства РФ Виктор Зубков, должно было продемонстрировать всему профессиональному сообществу, что правительство держит руку на неровном пульсе лесной отрасли.

Действительно, доклад вице-премьера задал тон всему мероприятию. Выступавшие следом чиновники рассуждали о давно известных проблемах отрасли и возможных путях их решения, аккуратно просили денег на осуществление своих замыслов и часто подчеркивали, что именно в этом зале решается судьба российского леса.

Пока гром не грянет

О судьбе российского леса правительству пришлось крепко задуматься после катастрофических природных пожаров прошлого лета. По официальным данным, экономический ущерб, нанесенный огненной стихией, оценивается более чем в 85 млрд руб.

В 2010 году было зарегистрировано 32 тыс. лесных пожаров на площади 2,3 млн га, пострадали 199 населенных пунктов в 19 регионах страны, сгорело более 3 тыс. домов, 62 человека погибли в огне. Огромный ущерб нанесен природе, экологи говорят, что пожары и их последствия непременно скажутся на изменении климата планеты.

Летние пожары со всей очевидностью выявили не только слабость системы защиты российских лесов, но и бедственное положение лесной отрасли в целом. Закрывать глаза на такое положение вещей уже нельзя, и сразу после летних пожаров руководство страны переподчинило Федеральное агентство лесного хозяйства непосредственно российскому правительству, предоставив Рослесхозу возможность формировать лесную политику, вносить изменения в законодательство и осуществлять контроль в лесу. А весной этого года с трибуны Думского зала в Таврическом дворце Виктор Зубков заверил собравшихся, что уроки прошлого лета даром не прошли, что все необходимые выводы сделаны и лесное хозяйство попало в зону повышенного внимания российского правительства.

Прежде всего в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом был увеличен объем финансирования отрасли − он составил 33,2 млрд руб. По словам вице-премьера, это хорошая поддержка лесной отрасли, однако руководитель Рослесхоза Виктор Масляков в своем выступлении признал, что на докризисный уровень отрасль пока не вышла − в 2007 году на лесные нужды было выделено 35,1 млрд руб. Оппоненты сразу же обратили внимание на то, что фактически в 2011 году лесное хозяйство будет финансироваться много хуже, чем в 2007 году, если учитывать инфляцию за четыре года и выросшие затраты на его ведение.

Судя по выступлению вице-премьера, правительство за последние месяцы определилось с приоритетными темами в лесном хозяйстве. Теперь первоочередное внимание чиновники намерены уделять модернизации системы охраны лесов от пожаров, созданию эффективной системы лесопользования, строительству лесосеменных центров, внедрению научных разработок и подготовке кадров для лесного хозяйства. Также в ближайшие годы планируется закончить работу по совершенствованию лесного законодательства и обеспечить развитие лесной транспортной инфраструктуры. Все эти позиции входят в государственную программу развития лесного хозяйства России на 2012−2020 годы, которую сейчас разрабатывает Рослесхоз. Важнейшей же задачей на текущий момент объявлена оптимизация механизмов управления лесами на уровне регионов для повышения качества исполнения субъектами РФ переданных им полномочий.

Не допустим повторения?

Вопросы подготовки к новому пожароопасному сезону постоянно поднимались в ходе двухдневного совещания. По общему мнению, прошлогодняя ситуация с пожарами сложилась прежде всего из-за отсутствия налаженной системы противопожарной охраны. Однако в некоторых регионах, по мнению заместителя руководителя Рослесхоза Евгения Трунова, «просто расслабились», что и привело к негативным последствиям. С учетом ошибок прошлого, о которых всем хорошо известно, в регионах стали создавать круглосуточные информационные диспетчерские пункты. А правительство намерено в 2011 году направить в регионы для профилактики и борьбы с лесными пожарами 10 млрд руб., большая часть которых предназначается для технического перевооружения и модернизации лесопожарных служб.

На совещании отмечалось, что регионы не всегда могут эффективно справиться с пожарами по вполне объективным причинам. Зачастую деньги на противопожарные мероприятия и устранение последствий пожаров приходят в регион с большим опозданием, поэтому было выдвинуто предложение о создании специального резервного фонда, который позволил бы оперативно финансировать те территории, где складывается чрезвычайная ситуация.

Часто затрагивался вопрос об особоохраняемых территориях, которые являются зоной повышенной опасности. Сегодня 26 млн га выпали из системы охраны лесов от пожаров, поэтому локальные огненные очаги на «бесхозных» территориях превращаются в большие пожары. Участники мероприятия поддержали предложение Виктора Зубкова о передаче функций по пожаротушению на особоохраняемых территориях Рослесхозу.

Вообще, тональность выступлений чиновников, несмотря на остроту множества обсуждавшихся проблем, была оптимистична, однако далекие от правительственных кабинетов профессионалы оценивали ситуацию по-иному. Высказывались опасения, что, несмотря на усилия правительства и региональных властей, ситуация лета 2010 года может повториться и даже при более мягких погодных условиях. На момент проведения совещания федеральные средства на приобретение специальной лесопожарной техники еще не поступили в регионы, не были приняты необходимые законодательные акты, не решены были и многие другие важные вопросы. Экологи высказывались довольно жестко: простое увеличение финансирования и спешное «латание дыр» Лесного кодекса не дадут никаких гарантий, что регионы справятся с пожарами.

Новый хозяин леса

Теперь уже всеми признано, что одна из причин стихийного бедствия − отсутствие в лесу его исторического хозяина − лесничего. «Сегодня лесничий обязан стать ключевой фигурой в лесу», − заявил на совещании руководитель Рослесхоза Виктор Масляков. Он напомнил, что в 2011 году исполняется 185 лет со дня появления должности лесничего в России, и подчеркнул, что статус лесничему должен быть возвращен законодательно. Но вот вернуться в лес, по мысли чиновников, должен уже иной специалист: он «…должен иметь, знать и использовать все современные технические средства − компьютер, систему ГЛОНАСС, электронные карты. В его распоряжении должны быть современные средства передвижения. У него должна быть приемлемая заработная плата. На него должна быть направлена поддержка социальных программ регионов, включая вопросы трудоустройства, страхования жизни и имущества, отдыха и лечения».

Современный лесничий обязан сочетать в себе лесовода, экономиста, организатора, координатора, юриста. Он должен знать эффективные технологии воспроизводства и защиты лесов, в том числе от пожаров, поэтому на первый план, по мнению специалистов Рослесхоза, выходят вопросы профессиональной подготовки. Заместитель руководителя Рослесхоза Александр Панфилов, выступая во второй день совещания в стенах Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства, отметил, что «сейчас назрела острая необходимость в объединении научных и образовательных учреждений лесного профиля, вне зависимости от ведомственной принадлежности, в единое научно-образовательное объединение». Он предложил создать на базе Лесотехнической академии крупный образовательный консорциум − это позволило бы повысить качество обучения и активизировать научную деятельность, приблизив ее к потребностям отрасли.

Александр Панфилов также внес предложение о создании системы инновационных центров, которые, скорее всего, будут развиваться на основе государственно-частного партнерства. В таких центрах научно-технические разработки должны доводиться до высокого уровня и, что важно, до производства. По мнению чиновников, это позволит устранить разрыв, который образовался между научно-техническим сообществом в лесной отрасли и теми, кто потребляет этот научно-технический потенциал в производстве. К сожалению, статистика говорит о том, что в последние несколько лет значительно снизилось количество заказов на научные разработки как от коммерческих, так и от государственных структур.

Первые два лесных «Сколково» планируется создать в Московской области и Петербурге (на базе СПб НИИЛХ). Однако неплохая по сути идея все же вызывает опасения: не обернется ли задумка новыми проблемами для институтской науки? Ведь институты, на базе которых собираются открыть центры, обладают земельными участками, зданиями и иными материальными активами. Как они будут использоваться, в каких целях? Сработает ли эффективно сама идея? Эти опасения возникают не на пустом месте, ибо опыт активного преобразования лесной отрасли наглядно показал: многие перемены нередко ведут ко многим печалям.

Василий ИВАНОВ